Социометрия
материал

Бадмаева Надежда Васильевна

Выявление проблем межличностного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon социометрия78.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИОМЕТРИЯ

Социометрия - метод, позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма - графическое изображение отножений респондентов друг к другу.

        Метод социометрии помогает получить "фотографию" внутриколлективных отношений между школьниками. Значение роли каждого ученика в коллективе, его симпатии, доверие, доброжелательность влияют на их поступки, поведение, формирование у них убеждений, нравственных привычек и других качеств.

        Социометрические исследования можно провести с помощью графического рисунка. Детям предлагается карточка-квадрат - это класс. В квадрате круг - это ребята его класса. Предложите ребёнку указать его место среди ребят (в виде точки). Если ребёнок ставит точку в центре, он комфортно чувствует себя в коллективе (это лидер). Если на границе круга или за его пределами - необходима помощь (он изолирован, изгой, ему трудно).

        Помните! Социометрия может обнаружить расхождение официальной и неофициальной структур коллектива, источники напряжений, конфликтов - это облегчает постановку задач коллективной и индивидуальной воспитательной работы. Результаты данной методики нуждаются  серьёзном качественном анализе. Не рекомендуется учителю пользоваться этой методикой, если у него по какой-либо причине испорчены отношения с классным коллективом или отдельными детьми.

        Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры. Очень много конфликтов между педагогами и детьми возникает из-за несправедливого, по мнению учащихся, выставления баллов. Детям порой кажется и, нужно признаться, небезосновательно, что педагоги поставили несправедливо. Решить эту проблему можно, представив детям критерии оценок и систематически обучая их оценивать ответы своих товарищей и свои собственные с помощью этих критериев. Приведём в качестве примера один из возможных вариантов критериев оценивания по любому предмету.

ПРИМЕР:

Критерии оценки результатов работы учащихся

Оценки:

  1. Жаль, конечно, но твои ответы неправильные.

Оценки 4-5. Допущено слишком много ошибок при ответах.

Оценка 6-7. Правильные ответы на все вопросы, но допущено две-три ошибки.

Оценка 8.   Уже намного лучше. Правильные ответы на все вопросы и только одна ошибка.

Оценка 9.   Молодец. Все ответы правильные, ни одной ошибки.

Оценка 10. Вот это здорово! Все ответы правильные, ни одной ошибки, правильно выполнены задания, которые учитель даже и не просил делать.

        Планируя занятия в Школе актива, необходимо проводить диагностику. Диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности, деятельности, реализации задач, выяснения, какие из них требуют дальнейшего решения.

        Опыт показывает, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления, развитием коллектива и личности (приложение). Выявлено три основных варианта диагностики:

  1. Когда коллектив сформирован впервые.
  2. Когда коллектив не новый, а педагог впервые начинает работу.
  3. Когда педагог  и коллектив работали вместе.

              Педагог-психолог    Молоканова В.Н.

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психодогических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Необходимо для проведения следующее. Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: " ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? ( Здесь и к следующим трём вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
  2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому ты доверишь свою тайну?
  4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!"

Ход опроса

   Исследователь задаёт поочерёдно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трёх человек, которым он отдаёт свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдаёт свои наибольшие симпатии (антипатии-при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдаётся предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся

могут повторяться (об этот следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трёх человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

        ОРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

        На основании полученных результатов составляется матрица.

Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали - из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

        Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. Отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводят кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом матрица отрицательных социометрических выборов.

        Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

                     С=М / (n-1),

где С-социометрический статус подростка;

М - общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных);

n- число испытуемых;

        Например: социометрический статус Иванов А. Будет равен частному, полученному от деления: 7 : 9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

n/n

     Фамилия,

           имя

Вы-бор

              Кого выбирают?

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А.П.

И.А.

Б.И

И. И.

К. М.

К. А.

М. С.

Н. Е.

П. Е.

П. Д.

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

      1    2                3

      2    1     3  

      1    2                3

      1    2                3

      2           3                            1

      2           3                            1

      2    1                                         3

      1    2                3

                                      1    3    2

                                      1    2    3

       3                             2          1

                                      2    3    1

                        1    2                  3

                        1    3                  2

                        1    3      2

                        2    1      3

                        2    1      3

                              2      1     3

                              1      2     3

                             

                                       

Получено выборов

Получено взаимных выборов

0    7    6    5    6    12    10    5    8  1

0    5    4    4    6      6      6    3    6  0  

        

Классификация испытуемых

По итогам социометрического эксперимента

  Статусная группа

   Количество полученных выборов

" Звёзды"

"Предпочитаемые"

"Принимаемые"

"Непринимаемые"

"Отвергнутые"

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

        Среднее число выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

             К =   Общее число сделанных положительных выборов

                              Общее количество испытуемых

Для нашего примера  К = 60 : 10 = 6

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

        "Звёзды" - Китаев А.;

        "Предпочитаемые" - Малахова С.;

        "Принимаемые" - Иванов А., Беглиев А., Ильченко И., Кислова М., Новикова Е.;

        "Непринимаемые"  нет;

        "Отвергнутые" Александров П., Покровская Д.

 Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:

                               

                             КВ = Количествовзаимных выборов

                                              Общее число выборов

В нашем случае КВ = (40 : 60) .100% = 66,7%   Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.  

                                   Педагог - психолог   Молоканова В.Н.

НАШИ ОТНОШЕНИЯ

(методика составлена по книге: Л.М. Фридман " Изучение личности учащегося и ученических коллективов")

Цель: выявить степень удовлетворённости подростка различными сторонами жизни коллектива.

                                               Ход опроса

 Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявлено несколько различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

  • 1. Наш коллектив очень дружный и сплочённый.
  • 2. Наш коллектив дружный.
  • 3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  •  4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
  • 5. Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.
  • 6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

  • 1. В нашей группе принято помогать без напоминания.
  • 2. В нашей группе помощь оказыва6ется только своим друзьям.
  • 3. В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
  • 4. В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
  • 5. В нашей группе не принято помогать друг другу.
  • 6. В нашей группе отказываются помогать друг другу.

  Обработка и интерпретация результатов

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

                                          Педагог - психолог Молоканова В.Н.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ

(методика Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход опроса

        Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

        9    8    7    6    5    4    3    2    1    

        1.  Дружелюбие                       Враждебность

        2.  Согласие                             Несогласие

        3. Удовлетворённость            Неудовлетворённость

        4. Увлечённость                      Равнодушие

        5. Результативность               Нерезультативность

        6.Теплота взаимоотношений  Холодность взаимоотношений

        7. Сотрудничество                  Отсутствие сотрудничества

        8. Взаимная поддержка          Недоброжелательность

        9. Занимательность                 Скука

        10. Успешность                       Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в коллективе, а также динамику его развития.

Ход анкетирования

Респондентам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?
  2. Кто для Вас служит нравственным примером *

а)  товарищи;

б)  родители;

в)  учителя;

г)  герои книг;

д)  выдающиеся спортсмены;

е)  участники молодёжных ансамблей;

ж)  никто;

з)  допишите ____________________________________

  1. В каких областях жизни учащиеся вашего учебного заведения обладают реальными правами:

а)  в совершенствовании учебного процесса;

б)  в организации досуга;

в)  в контроле за качеством знаний;

г)  в поощрении;

д)  в организации воспитательной работы;

е)  нигде;

ж)  допишите______________________________________

  1. где вы можете наиболее полно выразить свою личность (где вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают);

а)  в учебной работе;

б)  на занятиях в кружках;

в)  в компании друзей;

г)  в общественной работе;

д)  в учебно-трудовом обучении;

е)  в проведении досуга;

ж)  в семье

з)  нигде;

и)  допишите _______________________________________

  1. С кем Вы можете быть откровенными:

а)  ни с кем;

б)  с ребятами из нашей компании;

в)  с директором учебного заведения;

г)  с товарищами по группе;

д)  с родителями;

е)  с руководителем кружка, секции, клуба;

ж)  с бабушкой или дедушкой;

з)  с классным руководителем;

и)  со старым знакомым;

к)  с любым человеком;

л)  с учителем;

м)  допишите _____________________________________

  1. Как бы Вы поступили, если педагог, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:

а)  промолчу;

б)  отвечу дерзостью;

в)  обращусь к родителям за поддержкой;

г)  обращусь к товарищам за поддержкой;

д)  спокойно попытаюсь доказать свою правоту;

е)  пожалуюсь администрации;

ж)  при случае отомщу;

з)  обращусь к классному руководителю;

и)  обращусь к педагогу, которому доверяю;

к)  попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;

л)  допишите ______________________________________

                     

  1. В каких делах педагоги учебного заведения "на равных" участвуют с обучающимися?

______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Допишите фразы: " Мне хочется идти в учебное заведение, когда______________________________________________

"мне не хочется идти в учебное заведение, когда____________

        _____________________________________________________

" Образцом нравственного отношения к людям в наше учебном заведении является_________________________________

______________________________________________________

" Отношения учителей и учащихся в нашем учебном заведении можно назвать________________________________________

______________________________________________________

  1. Какие системы отношений в лицее надо совершенствовать:

а)  учитель - учащийся;

б)  учителя - учителя;

в)  учителя - администрация;

г)  учителя - родители;

д)  родители - учащиеся;

е)  учащиеся - учащиеся;

ж)  администрация - учащиеся

  1.  К кому вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?
  2.  Какие дела в учебном заведении, по Вашему мнению, могут решаться:

а) одними учителями;

б) совместно учителями и учащимися;

в) самостоятельно учащимися

  1. В коллективе работников нашего учебного заведения преобладают отношения:

а) враждебные;

б) недружеские;

в) деловые;

г) групповые;

д) ты - мне, я - тебе;

ж) всякие;

з) дружеские;

и) допишите __________________________________________

                          Педагог-психолог Молоканова В.Н.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИКЕ

                            (методика М. И. Рожкова)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход опроса

Каждый подросток заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.

4  3  2  1  0    1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив      моей группы работал лучше.

4  3  2  1  0    2.  Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

4  3  2  1  0    3.  Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе.

4  3  2  1  0    4.  Участвую в проведении итогов работы группы, в определении ближайших задач.

4  3  2  1  0    5.  Считаю , что группа способна к дружным самостоятельным действиям.

4  3  2  1  0    6.  У нас в группе все обязанности чётко и равномерно распределяются между ребятами.

4  3  2  1  0    7.  Выборный актив в группе не пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4  3  2  1  0    8.  Считаю, что актив в нашей группе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями

4  3  2  1  0    9.  Считаю, что ребята нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4  3  2  1  0    10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы.

4  3  2  1  0    11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4  3  2  1  0    12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4  3  2  1  0    13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения.

4  3  2  1  0    14.Учащиеся моей группы часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива лицея.

4  3  2  1  0    15. Мы стремимся помочь представителям коллектива группы, органов самоуправления лицея в решении задач, стоящих перед ними.

4  3  2  1  0   16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом лицея.

4  3  2  1  0    17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими группами и объединениями.

4  3  2  1  0    18.  Удовлетворён отношением моих товарищей к другим группам.

4  3  2  1  0    19.  Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим группам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4  3  2  1  0    20.  Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом

4  3  2  1  0    21. Учащиеся моей группы добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

4  3  2  1  0    22.  Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов.

4  3  2  1  0    23.  Готов отстаивать интересы всего коллектива лицея в других коллективах и общественных организациях.

4  3  2  1  0    24.  Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива лицея.

        На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 - "Да";  3 - "Скорее да, чем нет";  2 - "Трудно сказать";  1 - "Скорее нет, чем да";  0 - "Нет".

Обработка результатов

        При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включенность подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1 - 4);
  2. организованность классного коллектива (5 - 8);
  3. ответственность членов первичного коллектива за его дела

( 9 - 12);

  1. включенность группы в дела всего коллектива ( 13 - 16);
  2. отношения группы с другими обучающимися общностями

( 17 - 20);

  1. ответственность учащихся за дела всего коллектива учебного заведения ( 21 - 24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных

Всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).Уровень самоуправления коллектива, объединения, определяется по результатам выделения коэффициентов трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний; если больше 0,8 - высокий.

    Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трёх блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 - уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 - высокий.

                                       Педагог-психолог Молоканова В.Н.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности

                         Е.Н. Степанова. - М., 1991.

  1. Педагогическая диагностика

                         Н.А. Панченко  - М., 2007.

3. Методика выявления индивидуальных особенностей психического развития.       М.К. Рункова

4. Психологические тесты:   А.А.Карелина

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....

Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.

Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...

Социометрия

В помощь учителю диагностика класса...

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая ...

Социометрия

Исследование классного коллектива. Выявление "Ядра" класса, лидеров, отверженных....

Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь).

Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь)....

Социометрия

Тест на выявления мини групп класса...