Социометрия
материал по психологии на тему
В помощь учителю диагностика класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablica_rezultatov_sociometricheskogo_issledovaniya_klassnogo_kollektiva.doc | 104 КБ |
cvetovaya_sociometriya.doc | 60 КБ |
sociometriya.doc | 32.5 КБ |
sociometriya2.doc | 57.5 КБ |
sociometriya_2.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | ФИ учеников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
1 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||||||
Количество полученных выборов | ||||||||||||||||||||||||||
Количество взаимных выборов |
Таблица результатов социометрического исследования классного коллектива
Лидеры или «звезды «(5 – 6 выборов) ________________________ предпочитаемые (3 – 4 выбора) __________________________
Пренебрегаемые (1 -2 выбора) ______________________________ изолированные (отвергаемые) (0 выборов)_________________
Предварительный просмотр:
Методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Протокол
Фамилия, имя ребенка __________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Отношение к себе | Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Высказывания ребенка | Результат |
Явно предпочти тельное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Предпочтительное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Антипатии | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
Выбор цвета | Отношение | ||||
К себе | явно предпочтительное – согласованное | предпочтительное – противоречивое | антипатия – конфликтное | ||
Синий | Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы | Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях | Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства | |
Желтый | Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь | Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним | Признание талантов и особенных, положительных черт характера | Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи | |
Зеленый | Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии | Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека | Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих | Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный | |
Серый | Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества | Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость | Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый | |
Черный | Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки | Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет | Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность | |
Оранжевый | Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник | Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность | |
Фиолетовый | Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение | Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» | Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка | Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение | |
Коричневый | Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих | Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке | Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу | |
Сиреневый | Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление | Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей | Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим | |
Малиновый | Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях | Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность | Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы | Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения | |
Розовый | Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» | Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими | |
Красный | Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства | Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка | Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам | Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство | |
Белый | Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других | Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку | Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям | Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия |
Предварительный просмотр:
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________----Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Социометрия
Инструкция:
- Если бы твой класс расформировали, с кем бы ты хотел учиться дальше? Напиши от 3 – до 5 человек из твоего класса.
- Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
- С кем бы ты пошел в поход?
Данные заносятся в специальную таблицу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого | ||
1 | И.К. | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
2 | Л.М | |||||||||||||
3 | П.А | |||||||||||||
4 | С. Т | |||||||||||||
5 | Т. Р. | |||||||||||||
6 | М А | |||||||||||||
7 | С А | |||||||||||||
8 | Р К | |||||||||||||
9 | МЛ | |||||||||||||
10 | С В | |||||||||||||
11 | П Т | |||||||||||||
12 | М О | |||||||||||||
Всего | ||||||||||||||
Из них взаимных |
Предварительный просмотр:
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)
Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)
Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)
Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)
Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....
Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.
Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
Социометрическая техника, разработанная Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая ...
Социометрия
Исследование классного коллектива. Выявление "Ядра" класса, лидеров, отверженных....
Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь).
Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь)....
Социометрия
Тест на выявления мини групп класса...
Социометрия
Анкетировани учащихся 5 А класса...