Социометрия
материал по психологии на тему

Битц Марианна Георгиевна

В помощь учителю диагностика класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИ учеников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Количество полученных выборов

Количество взаимных выборов

Таблица результатов социометрического исследования классного коллектива

Лидеры или «звезды «(5 – 6 выборов) ________________________  предпочитаемые (3 – 4 выбора) __________________________

Пренебрегаемые (1 -2 выбора) ______________________________  изолированные (отвергаемые) (0 выборов)_________________



Предварительный просмотр:

Методика «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

– 4-й – как второй;

– 5-й – как первый.

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Инструкция (дается по ходу выполнения задания).

«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.

2.  Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3.  Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

Примечания:

1. Не все квадраты могут быть заполнены.

2.  Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

3.  Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.


Протокол

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Отношение к себе

Выбор цвета

Имя

(кто обозначен)

Высказывания ребенка

Результат

Явно предпочти тельное

1.

2.

3.

4.

Предпочтительное

1.

2.

3.

4.

Антипатии

1.

2.

3.

4.


 Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

Выбор цвета

Отношение

К себе

явно предпочтительное – согласованное

предпочтительное – противоречивое

антипатия – конфликтное

Синий

Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный

Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы

Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях

Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства

Желтый

Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь

Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним

Признание талантов и особенных, положительных черт характера

Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи

Зеленый

Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии

Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека

Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих

Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный

Серый

Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества

Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой

Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость

Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый

Черный

Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки

Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет

Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева

Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность

Оранжевый

Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник

Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам

Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе

Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность

Фиолетовый

Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение

Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь»

Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка

Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение

Коричневый

Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих

Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать

Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке

Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу

Сиреневый

Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление

Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком

Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей

Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим

Малиновый

Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях

Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность

Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы

Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения

Розовый

Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности

Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним

Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм»

Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими

Красный

Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства

Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка

Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам

Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство

Белый

Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других

Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку

Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям

Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия



Предварительный просмотр:

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________----Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Социометрия

Инструкция:

  1. Если бы твой класс расформировали, с кем бы ты хотел учиться дальше? Напиши от 3 – до 5 человек из твоего класса.
  2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
  3. С кем бы ты пошел в поход?

Данные заносятся в специальную таблицу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

1

И.К.

3

3

3

2

Л.М

3

П.А

4

С. Т

5

Т. Р.

6

М А

7

С А

8

Р К

9

МЛ

10

С В

11

П Т

12

М О

Всего

Из них взаимных



Предварительный просмотр:

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от  более предпочитаемых  к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою  тайну?______________________________________________________    

__________________________________________________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от  более предпочитаемых  к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою  тайну?______________________________________________________    

__________________________________________________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от  более предпочитаемых  к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою  тайну?______________________________________________________    

__________________________________________________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от  более предпочитаемых  к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою  тайну?______________________________________________________    

__________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....

Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.

Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая ...

Социометрия

Исследование классного коллектива. Выявление "Ядра" класса, лидеров, отверженных....

Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь).

Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь)....

Социометрия

Тест на выявления мини групп класса...

Социометрия

Анкетировани учащихся 5 А класса...