Методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной
материал

Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся от 11 лет и старше)

(модифицированная методика  Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)

Цель: выявить наличие мотива и составить представление о реализации деятельности педагога ОУ по формированию мотивационной сферы учащегося.

Дорогой друг!

Помоги, пожалуйста, и ответь на вопросы о педагоге, с которым ты сотрудничаешь ________________________________________________________________________________

(имя, отчество и фамилия педагога)

Нам очень важно твое мнение: оно может сделать вашу совместную деятельность интереснее.

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то отметьте V или + в графе «верно», если верно в некоторых случаях вашего взаимодействия, то в графе «верно в некоторой степени», если оно неверно, то - «совсем не верно».

верно

верно в некоторой степени

совсем не верно

1.

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться

2.

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога

3.

Хочу окончить школу и учиться дальше

4.

Хочу быть культурным и развитым человеком

5.

Хочу получать хорошие отметки

6.

Хочу получать одобрение учителей и родителей

7.

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне

8.

Хочу быть лучшим учеником в классе

9.

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей

10.

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

11.

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя

12.

Не хочу получать плохие отметки

13.

Люблю узнавать новое

14.

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное

15.

Люблю думать, рассуждать на уроке

16.

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности

17.

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы

18.

Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному

19.

Люблю решать задачи разными способами

20.

Люблю все новое и необычное

21.

Хочу учиться только на «4» и «5»

22.

Хочу добиться в будущем больших успехов

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Ключ:

Интерпретация результатов по данному тесту проводится на основе количественного и качественного анализа результатов.

Количественный анализ результатов основывается на определении уровня мотивации учащихся к обучению в целом:
- за каждый ответ учащегося определяется соответствующее количество баллов: «верно» - 1 балл, «верно в некоторой степени» - 0,5 балла; «совсем не верно» - 0 баллов.
- наивысшее количество баллов 22; уровень сформированности мотивации к обучению определяется по градации:
0–7 баллов – низкий уровень;
8–15 – средний уровень;
16–22 – высокий уровень.

В процентном соотношении определяем, сколько процентов в классном и детском коллективе детей с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.

Качественный анализ позволяет выделить преобладание конкретных мотивов в учебной деятельности учащегося. Определяется на основе выделенных учащимся ответов «верно» на соответствующие мотивы:
  1. долга и ответственности: 1–2 суждения;
  2. самоопределения и самосовершенствования: 3-4;
  3. благополучия: 5-6;
  4. аффилиации: 7-8;
  5. престижа: 9-10;
  6. избегания неудачи: 11-12;
  7. учебно-познавательные (содержание учения): 13-14;
  8. учебно-познавательные (процесс учения): 15-16;
  9. коммуникативные: 17-18;
  10. творческой самореализации: 19-20;
  11. достижения успеха: 21-22.

Качественный анализ позволяет выявить, на какие мотивы учебной деятельности в наибольшей степени обращает внимание педагог.

Источники
  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.149-150.

Аффилиация (от англ. аffiliation — соединение, связь) — стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это подпадает под понятие аффилиация.

_______________

Результаты мониторинга.

2021-2022 учебный год 1четверть

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

8

(7 учащихся)

1(14%)

5(72%)

1(14%)

2021-2022 учебный год 4 четверть

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

8

(7 учащихся)

2(28%)

5(72%)

0(0%)

Вывод. 

Сравнительная характеристика на начало учебного года и конец учебного года показывает положительную динамику в развитии учебной мотивации школьников. В целом можно отметить, что 100% учащихся осознают функцию ученика, стремятся быть активными участниками учебного процесса, самостоятельными, успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы учащихся.

 Формирование и развитие мотивов учения является важным вопросом в процессе обучения школьников. В данной работе представлена информация о мотивах учащихся, их видах, способов повышения ин...

: Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка

Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных п...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...

Мотивационная сфера учащихся как фактор развития на занятиях УДО (объединение "Прикладное творчество")

Проблему формирования мотивации учения у школьников и учащихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из глав...

«Интеграция как средство повышения мотивационной сферы учащихся на уроках физики»

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным?Большую ...