Методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной
материал
Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_izucheniya_motivatsionnoy_sfery_uchashchihsya_m.v.matyuhinoy.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся от 11 лет и старше)
(модифицированная методика Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)
Цель: выявить наличие мотива и составить представление о реализации деятельности педагога ОУ по формированию мотивационной сферы учащегося.
Дорогой друг!
Помоги, пожалуйста, и ответь на вопросы о педагоге, с которым ты сотрудничаешь ________________________________________________________________________________
(имя, отчество и фамилия педагога)
Нам очень важно твое мнение: оно может сделать вашу совместную деятельность интереснее.
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то отметьте V или + в графе «верно», если верно в некоторых случаях вашего взаимодействия, то в графе «верно в некоторой степени», если оно неверно, то - «совсем не верно».
№ | верно | верно в некоторой степени | совсем не верно | |
1. | Понимаю, что ученик должен хорошо учиться | |||
2. | Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога | |||
3. | Хочу окончить школу и учиться дальше | |||
4. | Хочу быть культурным и развитым человеком | |||
5. | Хочу получать хорошие отметки | |||
6. | Хочу получать одобрение учителей и родителей | |||
7. | Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне | |||
8. | Хочу быть лучшим учеником в классе | |||
9. | Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей | |||
10. | Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех | |||
11. | Хочу, чтобы не ругали родители и учителя | |||
12. | Не хочу получать плохие отметки | |||
13. | Люблю узнавать новое | |||
14. | Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное | |||
15. | Люблю думать, рассуждать на уроке | |||
16. | Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности | |||
17. | Мне интересно беседовать с учителем на разные темы | |||
18. | Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному | |||
19. | Люблю решать задачи разными способами | |||
20. | Люблю все новое и необычное | |||
21. | Хочу учиться только на «4» и «5» | |||
22. | Хочу добиться в будущем больших успехов |
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Ключ:
Интерпретация результатов по данному тесту проводится на основе количественного и качественного анализа результатов.
Количественный анализ результатов основывается на определении уровня мотивации учащихся к обучению в целом:
- за каждый ответ учащегося определяется соответствующее количество баллов: «верно» - 1 балл, «верно в некоторой степени» - 0,5 балла; «совсем не верно» - 0 баллов.
- наивысшее количество баллов 22; уровень сформированности мотивации к обучению определяется по градации:
0–7 баллов – низкий уровень;
8–15 – средний уровень;
16–22 – высокий уровень.
В процентном соотношении определяем, сколько процентов в классном и детском коллективе детей с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.
Качественный анализ позволяет выделить преобладание конкретных мотивов в учебной деятельности учащегося. Определяется на основе выделенных учащимся ответов «верно» на соответствующие мотивы:
долга и ответственности: 1–2 суждения;
- самоопределения и самосовершенствования: 3-4;
- благополучия: 5-6;
- аффилиации: 7-8;
- престижа: 9-10;
- избегания неудачи: 11-12;
- учебно-познавательные (содержание учения): 13-14;
- учебно-познавательные (процесс учения): 15-16;
- коммуникативные: 17-18;
- творческой самореализации: 19-20;
- достижения успеха: 21-22.
Качественный анализ позволяет выявить, на какие мотивы учебной деятельности в наибольшей степени обращает внимание педагог.
Источники
- Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.149-150.
Аффилиация (от англ. аffiliation — соединение, связь) — стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это подпадает под понятие аффилиация.
_______________
Результаты мониторинга.
2021-2022 учебный год 1четверть
Класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
8 (7 учащихся) | 1(14%) | 5(72%) | 1(14%) |
2021-2022 учебный год 4 четверть
Класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
8 (7 учащихся) | 2(28%) | 5(72%) | 0(0%) |
Вывод.
Сравнительная характеристика на начало учебного года и конец учебного года показывает положительную динамику в развитии учебной мотивации школьников. В целом можно отметить, что 100% учащихся осознают функцию ученика, стремятся быть активными участниками учебного процесса, самостоятельными, успешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивационной сферы учащихся.
Формирование и развитие мотивов учения является важным вопросом в процессе обучения школьников. В данной работе представлена информация о мотивах учащихся, их видах, способов повышения ин...
: Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка
Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных п...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...
Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...
Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/
В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...
Мотивационная сфера учащихся как фактор развития на занятиях УДО (объединение "Прикладное творчество")
Проблему формирования мотивации учения у школьников и учащихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из глав...
«Интеграция как средство повышения мотивационной сферы учащихся на уроках физики»
Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным?Большую ...