Развитие мотивационной сферы учащихся.
статья (8 класс) по теме

Амельченко Елена Юрьевна

   Формирование и развитие мотивов учения является важным вопросом в процессе обучения школьников. В данной работе представлена информация о мотивах учащихся, их видах, способов повышения интереса к учебе.. С психологической стороны это очень важный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motivacionnoy_sfery_uchshchihsya.docx51.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация на уроке

В современном процессе обучения и воспитания школьников очень актуальными являются вопросы:

 «Почему учащиеся невнимательны?»,

 «В наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично?»,

 «Дети совершенно не заинтересованы, у них нет мотивации!».

Действительно, отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке. Но как ее повысить?

Какие факторы влияют на мотивацию?

Какими способами учитель может усилить мотивацию?

Как ход учебного занятия может способствовать усилению мотивации?

Итак, мотивация — процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость.

Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:

  1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?
  2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации.)
  3. Какие внешние условия пробуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние факторы мотивации.)

Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием.        

Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.

Учитель в работе над учебным планом, думая о мотивировании, должен постоянно спрашивать себя: «Что я могу сделать, чтобы ученики хотели учиться?» и «Как наилучшим способом развить мотивацию учеников, используя планируемые виды деятельности на уроке?»

Для повышения мотивации учеников учителя обычно предлагают:

  1. обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
  2. использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
  3. организовать    сотрудничество    учеников    на    уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом;
  4. самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет;

•        видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать . каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы;

•        некоторых учеников приходится заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.

В перечисленных предложениях намечены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования.

Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь — самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов.

Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».

Индивидуальные различия в потребностях и мотивах учеников

Источником активности человека являются его потребности.

Мотив — побуждение к активности в определенном направлении. Мотив появляется, если человек видит способ удовлетворения потребности. Уровни развития потребностей у людей различаются.

Классификация потребностей и мотивы учения (по Маслоу)

Потребности

Мотивы учения

Самоактуализация, самоосознание

Самопознание,развитие представлений о себе и своих возможностях

Эстетические и творческие потребности

Творческие: приятно творческое озарение,приведение в порядок взгляда на мир

Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение

Интересно учиться

Самоуважение, самопринятие

Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя

Принадлежность: любовь, принятие группой

Социальные: учиться, чтобы уважали и любили

Безопасность: физическая и психологическая

Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказывали

Потребности выживания: пища, вода, жилье...

Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение

  Согласно   А.    Маслоу,    в   течение   жизни    существует последовательность в возникновении потребностей:

  1. высшие потребности возникают при удовлетворении низших;
  2. в случае конфликта потребностей побеждают низшие;
  1. жизнь на высоком уровне развития потребностей более продуктивна, субъективно более счастлива;
  2. «хорошее» общество состоит из «зрелых» личностей, т. е. личностей с высоким уровнем развития потребностей и мотивов.

В классе присутствуют ученики с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения. Проанализируйте, каково примерное соотношение детей на разных уровнях развития мотивов учения.

Успешный педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников — мотив достижения.

Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше?

У каждого из них активизирован мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанное со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

Мотив достижения — стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач может различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое.

Индивидуальные различия проявляются в следующих вариантах поведения:

Характеристики деятельности

Лица с мотивом стремления к успеху

Лица с мотивом избегания неудач

Ситуация достижения

Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход

Избегают рискованных ситуаций, а попадая в них, «плывут по течению»

Цель

Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку

Действия

Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно

Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию)

Результат

Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи — повышают

Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии

Оценка окружающих

Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее

Не стремятся получить информацию или игнорируют ее

Самооценка и атрибуция причин

Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств

Чаще, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей

Планирование временной перспективы

Умеренное, реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее

Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования

Мотив достижения может рассматриваться как система самооценки.

Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств, отражает степень развития самоуважения и отношения ко всему, что входит в сферу «Я».

Самооценка в деятельности — оценка своих возможностей в данном виде деятельности, например, в изучении математики.

Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется степенью сложности целей, поставленных личностью перед собой. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным).

Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний.

У. Джеймс описал изменение самооценки в деятельности с помощью следующей формулы:

Самооценка = успех: уровень притязаний.

При завышенном уровне притязаний очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным.

При низком уровне притязаний успех резко повышает самооценку (поэтому слабые ученики так рады малейшему успеху).

Однако долговременные и стабильные усилия появляются в том случае, если человек имеет реалистичный уровень притязаний, ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности.

X. Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретация им причин происходящего.

Чтобы оценить результат деятельности, его, во-первых, надо соотнести с нормой, стандартом, увидеть, хуже он или лучше того, что получалось у меня раньше или получается у других людей.

Во-вторых, оценка может быть более или менее значима в зависимости от приписывания причин происходящего самому себе (это результат моих усилий) или внешним факторам (мне помешали внешние обстоятельства).

При самооценке деятельности люди используют различные нормы.

Индивидуальная норма проявляется в применении к ситуации оценивания индивидуальных эталонов — сравнения результата деятельности каждого человека с его же предшествующими достижениями: «Сегодня у меня получается лучше, чем вчера».

Социальная норма используется в ситуации оценивания социальных эталонов — сравнения своих успехов с успехами других людей: «А у Саши получается лучше».

Индивидуальные нормы оценивания позволяют переживать свой успех при малейшем улучшении в деятельности.

При использовании социальных норм оценивания, как бы человек ни старался, всегда можно найти того, у кого результат еще лучше. Появляются чувства зависти и высокомерия, которые разрушают внутреннюю мотивацию.

Причины происходящего люди интерпретируют по-разному.

В зависимости от того, видит человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей-«источников» и людей-«пешек» (Де Чармс).

«Источник» — это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия, умения и навыки.

«Пешка» — это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию.

Восприятие причины происходящего как контролируемой связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха.

«Учителя-источники» воспитывают «учеников-источников», «учителя-пешки» воспитывают «учеников-пешек».

Дети подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важна работа с людьми, воспитывающими ребенка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.

Таким образом, развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, что включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя (чувствовать ответственность за происходящее). Многие считают, что чувство ответственности — ключ к мотивации.

Серии неудач снижают самоуважение, человек, пытаясь сохранить хорошее отношение к себе, начинает неадекватно относиться к деятельности, мотив достижения меняется.

Диалог двух десятилетних мальчиков, которые по очереди играют в компьютерные игры.

Первый мальчик: Играй. Я не хочу больше играть.

Второй мальчик: Ты проигрываешь?

Первый мальчик: Ничего не проигрываю, а наоборот.

Второй мальчик: Так не бывает. Когда выигрываешь, всегда хочется играть.

Учебный процесс: влияния на мотивацию

Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т. п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке.

Технология развития мотива достижения в полном виде представлена во внутренней организации компьютерных игр:

  1. Существует серия заданий, различающихся по сложности, и возможность выбора заданий.
  2. Существует возможность получить ясную информацию о результате деятельности, оценить качество выполнения задания (обратная связь).
  3. Сложность заданий такова, что успех возможен только при определенных усилиях, находится на грани возможностей.

•   Человек воспринимает свою ответственность за ситуацию.

Попробуем наложить мотивацию компьютерных игр на процесс обучения в классе.

Условия развития мотива, созданные в компьютерных играх.

Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения.

Несколько уровней сложности игры.

Полная программа обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения.

В конце игры четкая обратная связь — победил или проиграл.

Серия тестов, позволяющая фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе, ученик получает достоверную информацию о своих успехах.

. Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, только прилагая усилия.

Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача.

Ребенок сам выбирает игру. Он постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью ответственен за ситуацию.

Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планир ует свой прогресс.

Влияние учителя на мотивацию достижения у учеников на уроке (схема Хекхаузена)

На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика. Учителя-«источники» воспитывают учеников-«источников», «пешки» воспитывают «пешек». Хекхаузен описывает способы, которыми учителя могут развить мотивацию достижения у своих учеников.

Таким образом, понимание мотива достижения как системы самооценки задает три главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ученика:

Учитель, организация занятий                                                                Ученик 

Индивидуальные нормы оценки достижений и обратная связь

Сравнивает свои успехи с прошлыми успехами. (Индивидуальный стандарт качества)

Индивидуальное дозирование трудности задач, предоставление возможности выбора

Реалистический уровень притязаний

При оценке достижений указание на внутренние изменчивые причины

Чувство ответственности, контроль усилий, принятие решений в ситуации выбора

Внешнее подкрепление на основании индивидуальных норм

Самооценка на основании индивидуальных норм

Привлекательность успеха и избежания неудач

Оптимальная мотивация

Улучшение достижений

  1. создание реалистического уровня притязаний,
  2. развитие    чувства   ответственности   (поиск    причин происходящего в себе),
  3. поддержка уверенности ученика в своих силах (позитивная самооценка).

Благоприятное сочетание этих факторов возможно только при использовании индивидуальных норм оценивания.

При обсуждении технологии развития мотива достижения у учителей возникает резонный вопрос: а как ставить оценки?

Если одинаковые усилия прилагают сильный и слабый ученики, то нужно тому и другому ставить высокую оценку, но при накопительной системе оценок по журналу и итоговая оценка будет одинакова, однако реальный уровень знаний этих учеников несопоставим.

Выход из этой ситуации есть.

Индивидуальные нормы оценок следует использовать при поурочном оценивании, в процессе изучения темы.

Итоговая же оценка определяется с помощью тестирования в конце изучения темы, эта оценка сообщается только ученику, она не обсуждается в классе.

Ученик должен стремиться к тому, чтобы баллы, полученные при итоговом тестировании, с каждым разом становились все выше, независимо от того, с какой начальной отметки идет отсчет.

Советы учителю

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:

  1. Спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».
  2. Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.

  1. Учащиеся, которые уже усвоили материал, могут отдохнуть. Приготовьте для них некоторые дополнительные задания.
  2. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.

Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.

•        В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.

  1. Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.
  2. Предложите выбрать способ достижения цели.
  3. Предложите одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы обучения.

Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.

  1. Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем.
  2. Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.
  3. Попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть.
  4. Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить.

Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

  1. Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.
  2. Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.
  3. Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.

Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.

  1. После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудно, и как они с этим справились.
  2. Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.
  3. Постарайтесь избегать быстрых собственных выводов о причинах успехов и неудач.

Сделайте ситуацию успеха достижимой.

  1. Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.
  2. Если у учеников возникают проблемы, разделите изучаемый материал на более мелкие порции.
  3. Выбирайте адекватную  методику преподавания предмета.

Развитие познавательного мотива: интереса к предмету

и любознательности

Используйте все возможности учебного материала для развития любознательности учеников

Все, что повышает любознательность, может быть включено в урок: новые необычные факты и взгляд на события, яркие наглядные пособия и изготовление самоделок — все идет в ход.

Обратите внимание на то, как выглядит кабинет. В обстановке, которая давно не менялась, школьники ведут себя пассивно. Учитель нашей школы придумал «стол загадок» с чередующимися выставками, состоящих из странных и необычных вещей, которые он находил сам или ученики приносили в класс.

Используйте игры и все активные методы обучения.

Обратитесь к проблемному обучению. Учителя должны создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта. Различают изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, в котором процессом управляет учитель.

Вместо объяснения, как решить проблему, учитель предоставляет необходимые материалы, поощряет учеников делать наблюдения» выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся должны использовать интуитивное и аналитическое мышление. Учитель может задавать наводящие вопросы, поощрять догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем помогает подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы. В этом подходе этапами работы являются введение, экспериментирование, обдумывание, применение и проверка.

Используйте «метод проектов». «Проект» — исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, иногда целой четверти.

Развитие социальных мотивов: организация сотрудничества

На мотивацию особенно влияет наше отношение к другим людям, вовлеченным вместе с нами в достижение определенных задач. Возможны разные способы организации деятельности: совместная Работа, соревнование, индивидуальная работа, которые по-разному влияют на отношение к группе и к себе как к члену группы.

Совместная работа: ученики уверены, что цель достижима только тогда, когда другие ученики тоже достигнут результата.

Соревнование: школьники уверены, что их цель достигнута только в том случае, когда другие ее не достигли.

Индивидуальная работа: ученики понимают, что их результат не имеет никакого отношения к результатам других.

Совместная работа является наиболее полезной для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать и быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было «зайцев», т. е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счет работы группы, можно распределить ответственность между учениками.

В повышении мотивации учеников весьма эффективен момент соревнования. Но помните, что индивидуальные соревнования часто вызывают чувство зависти, униженности или высокомерия и превосходства, поэтому их надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезными являются групповые соревнования, участвующие в которых группы комплектуются так, чтобы выравнять их по возможностям.

Например, можно создавать команды учебных достижений.

Каждая команда состоит из пяти человек (с разными способностями, успеваемостью, разного пола).

Учитель отмечает работу каждого члена команды, также ведется общий счет всей команды. Личные очки подсчитываются с использованием индивидуальных норм оценивания (учеников следует оценивать только согласно их личным достижениям, которые не должны никак сопоставляться с возможностями других школьников). Общий счет складывается из баллов всех участников.

Каждые две недели учитель проводит пересчет баллов, добавившихся за этот промежуток времени. Слабые ученики вносят свой вклад в общий счет (у каждого свой средний балл). Каждый работает самостоятельно, и все работают вместе! По итогам определяется группа-победитель.

В процессе повышения мотивации учитывайте особенности общественного мнения класса, существующих групповых норм.

Групповые нормы — правила или модели поведения, которые санкционируются группой.

Социальные мотивы позитивно направляют активность только в классах с позитивными групповыми нормами в учебе. Если в классе существуют ярлыки типа «подлиза-заучка», «любимчик», «ботаны», то хорошие ученики стесняются показывать свои знания, избегают публичных выступлений либо противопоставляют себя классу. Изменение групповых норм — трудная задача для учителя.

В любом случае, при существовании тех или иных норм класса, их нельзя не учитывать.

Иногда то, что мы считаем поддержкой, может восприниматься учеником как неприятное воздействие. Например, непомерные похвалы отличнику могут сделать его изгоем среди сверстников, и, напротив, наказывая хулигана, мы повышаем его авторитет среди сверстников. Иногда негативное внимание учителя воспринимается лучше, чем полное безразличие окружающих, ученик чувствует себя «героем дня».

Установки учителя по отношению к учащимся

Позитивные взаимоотношения между учителем и учеником важнейшее условие развития социальных мотивов учения.

Виды установок

Активно-положительная. Учитель доброжелателен со всеми имеет позитивные ожидания по отношению ко всем, особенно трудным учащимся, показывает огорчение при неудачах и возникновении проблем в общении, открыто говорит об этом.  Ученики стремятся сохранить хорошую репутацию в глазах учителя ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем.

Нейтральная, безразличная. Преподаватель формально выполняет все функции учителя, но внутренне безразличен к учащимся, не интересуется их нуждами и особенностями их личности. Ученики проявляют ответное равнодушие или скрытую неприязнь. Атмосфера равнодушия может распространиться на предмет, взаимоотношения друг с другом, отношение к учебному заведению в целом.

Скрыто отрицательная. Учитель испытывает недоверие к учащимся, часто неосознанное убеждение в том, что воспитывать — значит подчеркивать недостатки, наказывать и заставлять. Из-за скрытой недоброжелательности и страха отвержения такой педагог плохо понимает учеников, поэтому склонен руководить, не мотивируя учеников, часто вообще не интересуясь, хотят ли они выполнять задания, манипулирует ими, чем вызывает у учеников ответную неприязнь, иногда проявляющуюся открыто, а иногда (из страха) скрыто при внешнем приспособлении.

Функциональная. Учитель делит учеников на три категории: хорошие, средние и плохие. Отношение к каждому школьнику определяется категорией, к которой он отнесен. По отношению к «хорошим» реализуется положительная установка, к «средним» — безразличная,  к «плохим» — отрицательная. Это приводит к ухудшению взаимоотношений между детьми в классе, появлению конфликтующих группировок. Иногда учитель комплектует учебные группы в зависимости от «способностей» детей, рассаживает их на разные ряды или в разные зоны класса. В зону активности (первые 2/3 парт) рассаживаются «хорошие» ученики, на задние парты - «плохие».

Ситуативная. Установка меняется относительно настроения учителя, вне зависимости от поведения и успешности деятельности детей. Незаслуженные санкции вызывают появление защитных реакций, непредсказуемых вспышек конфликтов, часть школьников начинает приспосабливаться к настроению учителя. Происходит переориентация детей с интересов дела на защиту собственной личности.

Безусловно, успешное развитие мотивации возможно только при реализации учителем активно-положительной установки.

Установки учителя проявляются во время опроса в трех специфических характеристиках. Это виды задаваемых вопросов, время для ответа и поддержка ученика.

Тем учащимся, от которых ждут успехов, задается больше вопросов, дается больше возможностей и больше времени для ответа, перебивают их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждут.

Учителя также дают «сильным» ученикам подсказки, усиливая свою веру в то, что они смогут ответить. Такие педагоги строят более теплые отношения с сильными учениками (улыбаются им, кивают головой при ответе и т. п.).

«Слабым» ученикам учитель задает легкие вопросы, дает меньше времени на ответ и вовсе не склонен подсказывать.

Реакция на ответ ученика тоже зависит от ожиданий учителя. Замечено, что учителя не ожидают от сильных учеников плохих ответов (хотя такие и бывают) и хвалят их больше и эмоциональнее; напротив, преподаватели легче принимают плохие ответы от слабых учеников, чаще критикуют их и меньше хвалят за успехи, чем «сильных» детей. С другой стороны, учитель часто игнорирует неправильный ответ «слабого» ученика, а иногда поощряет даже попытку ответа.

Эта противоречивая обратная связь может сбивать с толку и приводить в замешательство учеников с низкими способностями. Представьте, как трудно учиться, когда ваши неправильные ответы иногда хвалят, иногда игнорируют, иногда критикуют, а правильные ответы не получают заслуженного поощрения.

Важно найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе.

Советы учителю:

Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий:

•        Очень осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.        

Будьте более гибкими, используя стратегию группирования

•        Чаще проверяйте работу учеников в разных группах; меняйте составы групп на разных уроках; составляйте группы со смешанными уровнями способностей для выполнения совместных заданий, чтобы все ученики смогли ознакомиться с
материалом.

Будьте особенно осторожны в обращении со слабыми учениками во время урока, давайте им «ключи», подсказки и время для ответа, хвалите за правильные ответы, вызывайте отвечать так же часто, как и сильных учеников.

При общении с учениками показывайте, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться; возвращайте работы, которые не отвечают требованиям, с предложениями для улучшений. Если ученик не имеет сразу же ответа на ваш вопрос, подождите, помогите ему его обдумать, понять и затем ответить.

Вовлекайте всех учеников в работу. В этом поможет продуманная вами система вызова учеников, при которой все практикуются в чтении, говорении и отвечают на вопросы; распределите задание равномерно между учениками так, чтобы не оказалось, что одни принимают активное участие в работе, другие же отвечают очень редко.

Контролируйте свое поведение. Не стоите ли вы дальше от некоторых учеников? Улыбаетесь ли вы одним ученикам, когда они подходят к вашему столу, в то время как при появлении других хмурите брови?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Развитие мотивационной сферы обучающихся с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.

Особенности построения урока для детей со сложной структурой дефекта в целях развития мотивационной сферы....

: Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка

Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных п...

Мотивационная сфера учащихся как фактор развития на занятиях УДО (объединение "Прикладное творчество")

Проблему формирования мотивации учения у школьников и учащихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из глав...

Статья. Дистанционное обучение как диагностика и ресурс для развития волевых качеств и мотивационных сфер учащихся

Статья о работе с мотивацией к обучению учеников, переведенных на дистанционный формат. Внешняя и внутренняя мотивация....