: Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta.docx49.98 КБ

Предварительный просмотр:

1.Наименование опыта

Недоимкина Алла Леонидовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №18»

Предмет: русский язык

Тема:  Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка

2. Условия возникновения опыта

В школе я работаю 25 лет. Из всех изучаемых в школе предметов русский язык находится в самом жалком положении. Причина тому, на мой взгляд, то, что школьники практически утратили потребность в чтении. Подумайте сами, зачем ребенку брать в руки книгу, когда можно включить DWD, компьютер, смартфон и спокойно , лежа на диване, посмотреть экранизацию того или иного произведения, созерцая только внешние проявления и проблемы героев. Ни одна, даже самая высококачественная экранизация не способна раскрыть внутренний мир героя, его переживания так, как книга. Следовательно, после просмотра экранизации у ребенка не возникает желания проанализировать те или иные поступки героев, а отсутствие анализа приводит к скудности не только мышления, но и речи. Отсюда возникают проблемы в общении, когда ребенок не может доступно выразить свою мысль, проблемы на уроках, когда ребенок не может правильно оформить устный ответ. С вводом ЕГЭ эта проблема усугубилась тем, что часть заданий предполагает применение знаний и умений по речеведению. Как показывает анализ результатов ЕГЭ, большее количество ошибок присутствует именно в этих заданиях. Поэтому я, как словесник, поставила перед собой задачу развивать коммуникативно-познавательные потребности через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка, сделать учебный процесс важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к родному языку и процессу обучения.

3. Актуальность опыта

Актуальность опыта развития коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся основывается на признании приоритета коммуникативно-познавательной мотивации как главного залога успешности обучения и самостоятельной работы как средства формирования познавательных мотивов. Всестороннее развитие ученика – непременное условие в работе учителя. Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Как показывает анализ, приоритетным в обучении русскому языку в школе является изучение грамматики, орфографических  и пунктуационных правил. Именно грамматическая система русского языка является основным объектом контроля при проведении ЕГЭ. Уроки же развития речи идут параллельно  и воспринимаются как «довесок» к основному курсу. Но кто может оспорить тот факт , что успех каждого человека зависит от того , насколько он владеет правильной, точной, и образно – выразительной речью.

Почему речевая культура современных школьников стремительно падает? Почему многие учащиеся испытывают трудности в общении, не умеют доказать свою точку зрения?

Именно потому, что уроки русского языка направлены на обучение системе языка, а не речи. Обучение речи – это обучение владению языком в определенных условиях речевой деятельности. Требования к культуре речи, коммуникативным навыкам  лишь декларируются в программных документах, но не реализуются в практике преподавания. Формирование коммуникативной компетентности продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и обществ, являясь важнейшим средством общения , воспитания и познания окружающего мира. Главным направлением в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

  Педагогическая идея основана на принципах обучения русскому языку в старших классах. В рамках этой работы я буду описывать пути и средства развития коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка.

Русский язык в старших классах – это принципиально новая ступень в развитии у школьников представлений о языковом идеале. Расширение рамок изучения русского языка включает в себя воспитание у подрастающего поколения продуктивного, парадоксального, нестандартного ума, совершенствование характера и интеллекта каждого человека, желание и готовность продолжить обучение после школы, самостоятельное добывание знаний.

Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка предполагает овладение выпускником умениями и навыками культуры общения, формирование творческой личности, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально – устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации. Наличие этих способностей у ребенка – это условие владения всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и умением создавать связное высказывание (видеть основные смыслы и логическую структуру высказывания, находить языковые средства, адекватные замыслу, типу и стилю высказывания и др.)

В рамках  развития коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка происходит формирование познавательной потребности:

  1. Применение современных методов обучения => возникают широкие учебно -познавательные мотивы.
  2.  Формирование интереса к знаниям к содержанию и процессу обучения =>  возникают  учебно-познавательные мотивы.
  3. Формирование интереса к способностям добывания знаний.

Формирование активного отношения к своей мотивационной сфере.

  1. Актуализация старых мотивов, сложившихся смыслов, эмоций (задача помочь осознать сложившиеся установки, усилить их смысл, подчеркнуть положительную эмоциональную окраску).
  2. Формирование приемов целесообразности (задача6научить осознанному принятию и активной постановке целей)
  3. Рождение нового мотива.
  4.  Придание мотиву новых качеств, характеристик: устойчивости, самостоятельности, действенности.

В компонентный состав внешней структуры учебной деятельности входят:

  1. Учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения;
  2.  Учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым;
  3.  Решение учебной задачи посредством учебных действий;
  4.  Контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль;
  5.  Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку.

Особую роль в формировании ценностного отношения старшеклассников к русскому языку играет мотивационная сфера. Объединяющим центром развития коммуникативно-познавательных потребностей и мотивационной сферы является ряд серьезных задач: научить школьников чувствовать стилистические особенности текста, видеть речевые ошибки в заданиях, успешно пользоваться полученными навыками, выполняя задание С, уметь переходить от знаний системы языка к владению этими знаниями в практической речевой деятельности обучаемого.

  1. Теоретическая база опыта

5.1Лингвистика как одно из приоритетных направлений работы словесника

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи говорящего можно сразу определить уровень мышления и развития наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным; развитие речи  - это способ введения человека в культуру, условие его саморазвития ,его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку.

По мнению ведущих специалистов в области педагогики, русский язык – это предмет , которому принадлежит решающая роль в духовной жизни человека. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения.

Традиционной для отечественной школы является идея построения курса русского языка с опорой на речевое, языковое, духовное развитие учащихся. Эта идея с определенными модификациями воспроизводилась и развивалась всеми, кто занимался проблемами преподавания русского языка. Сегодня эта установка не потеряла своей актуальности и отражена в материалах Единого Государственного Экзамена по русскому языку.

Следовательно, у школьни5ов необходимо развивать познавательные и коммуникативные потребности. Особую роль в формировании ценностного отношения старшеклассников к русскому языку играет мотивационная сфера. Анализируя задания, предлагаемые школьникам на ЕГЭ, я пришла к выводу, что свою деятельность необходимо направить на развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка.

Работа над развитием  коммуникативно-познавательных потребностей при обучении русскому языку через учебную мотивацию и усвоение знаний одновременно с общеучебными, общеязыковыми, речевыми, правописными и инновационными умениями, позволяет заключить , что такая организация учебно-познавательного процесса меняет стиль общения, тип мышления и методику обучения; Меняется отношение подростков к предмету «русский язык» , меняются они сами: растет положительная мотивация, самостоятельность в речемыслительной деятельности, укрепляются познавательные интересы, что проявляется в желании и умении учиться и положительно сказывается на важных качествах личности – наблюдательности, самооценке, саморегуляции.

5.2. Развитие коммуникативной деятельности школьников

Коммуникативный подход обеспечивает речевое развитие и коммуникативную деятельность учащихся, позволяет сделать акцент на развитие не только письменных, но и устных форм речи.

Коммуникативное развитие школьника осуществляется по линии расширения средств и способов речевой деятельности. У подростков продолжают совершенствоваться номенклатура и отбор языковых средств, их комбинаторика, способы формирования и формулирования мысли, также совершенствуются все речевые механизмы – память, мышление, осмысление, вероятное прогнозирование. Естественно, что коммуникативное развитие подростка осуществляется на основе усиленного развития его формального, теоретического, рефлексивного, рассуждающего мыщления. В этом возрасте у человека складывается умение рассуждать гипотетико-дедуктивно, самостоятельно, творчески мыслить, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно – следственные связи, строить доказательства, спорить. Учащиеся средних классов начинают сознательно   мыслительными операциями, как сравнение, анализ, абстрагирование, индукция и др..На основе центрального психологического новообразования мышление подростка становится все более самостоятельным, творческим, активным, формируется критичность мышления, а затем и самокритичность.

5.3. Роль познавательных потребностей в процессе учения

Познавательные потребности присутствуют у ребенка с самого рождения, но на первых порах проявляются скорее как любопытство. Н.И.Новиков отождествлял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н.И.Новиков считал знание воспитателем сил и способностей, которые дают наблюдения за занятием ребенка, «по натуральному пробуждению», выражающему интерес, внимание к изучаемому. Впервые любопытство от любознательности ограничил В.Ф.Одоевский. Он считал, что «свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающему умственную самостоятельность». Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание – в этом К.Д.Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять занимательность развлекательностью, чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих   прикрас. Л.Н.Толстой справедливо считал, что «интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих его способностей и наклонностей». Л Н.Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь «фиксировать увлечения детей». В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен к той или иной области наук, познавательной деятельности, общению с соучастниками познания. Более того, присутствие у человека познавательной потребности активизирует все психические процессы человека на высоком уровне своего развития, побуждает личность к постоянному поиску преобразований действительности посредством деятельности(изменения, усложнения ее целей, отыскании иных необходимых способов привнесения в них творческого начала).Особенностью познавательных потребностей является способность обогащать и активировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

5.4.Необходимость формирования мотивационной сферы учащихся в учебном процессе

Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, это отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл ученика. Компоненты мотивации – мотив, цель, эмоции к учению, умение учиться, отношения с одноклассниками,  учителя с классом. Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого – либо действия, включенного в определяемую этой мотивацией деятельность.

Важность проблемы мотивации учения русскому языку всегда осознавалась учеными (Митрофанова О.Д., Постнова Н. В., Шанский Н.М. и др.), предлагались разнообразные пути ее решения. Однако в настоящее время необходимы новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа к началу XXI века (изменился статус  общеобразовательной школы, условия обучения, характер деятельности учителя, сам ученик).

Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме.

Для успешной реализации этого необходимо учитывать закономерности развития мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.

Изучение теоретической базы позволило мне прийти к выводу, что добиться успеха на уроках русского языка мне поможет развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся. Я считаю, что только таким образом получится разбудить в учащихся интерес к русскому языку. Совершенствуя речь учащихся – инструмент познания, средство общения  и зеркало мышления – я тем самым помогаю ученикам развивать высокую культуру мышления, культуру общения, стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений. Повышение речевой активности учащихся, стимулирует развитие интеллектуальных способностей школьника.

6. Новизна

Заключается в том , что :

1.Проблема формирования положительной мотивации при изучении русского языка решается с учетом возможностей компетентностного обучения, представляющего собой одно из современных направлений , реализующих идеи развивающего обучения.

2. В качестве средства реализации единства внешней и внутренней мотивации предлагается новая модель обучения – поисково-технологическая , совершенствующая владение логико-языковыми операциями как арсеналом логического мышления , развивающая умения образного мышления при осмыслении языковой теории и способствующая речевому развитию школьников.

3. Разработана методическая система, обеспечивающая учащимися с разным уровнем знаний и лингвистических способностей включение в процесс познания, гарантирующая учебу в творческом режиме на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности.

4. сформулированы требования к конструированию и использованию средств наглядности в обучении русскому языку:

- реализация функции управления познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций;

- поэтапная работа с каждым видом наглядности;

- активизация прошлого опыта  и опора на него при первичном восприятии и обработке информации, представленной в виде средства наглядности;

- опора на интуитивный речевой опыт ребенка, активизирующий мыслительную деятельность и обеспечивающий ее перевод на продуктивно – творческий уровень области языка и речи;

5. Разработана система упражнений, активизирующая механизмы  творческой деятельности и направленная на выработку языкового чутья, что предполагает трансформацию, конструирование, разбор, контроль, оценку и отработку важнейших умений и навыков.

7.Технология опыта

7.1. Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка

Основное требование к современному уроку – обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создавать  «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджер К.)

Широкая общественная дискуссия , развернувшаяся вокруг введения Единого государственного Экзамена не могла не затронуть проблему его влияния на качество образования. В связи с введением ЕГЭ на уроках русского языка я больше внимания уделяю анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развиваю монологическую речь учащихся; формирую умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. В практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении.

Важным моментом в моей работе является. Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка, которые помогут учащимся в овладении правильной речью через интерес, проявляемый к предмету. Заинтересовать современных школьников крайне сложно, поэтому в первую очередь необходимо при объяснении любого материала делать акцент на том, где он может пригодиться на практике. У учащихся старших классов я заметила повышенную мотивацию к изучению предмета с введением ЕГЭ по русскому языку как обязательного. Поэтому на своих уроках я сразу озвучиваю , где и в каких заданиях пригодится тот или иной материал. Для более удобной работы я проанализировала КИМы ЕГЭ и начала строить свои уроки согласно требованиям ЕГЭ.В своей работе я последовательно отрабатываю навыки рационального чтения  учебных, научно – популярных, публицистических текстов, формирую на этой основе общеучебные умения работы с книгой. Таким образом, идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных высказываний. Освоение учащимися литературно – языковых норм обеспечивает правильность речи, составляющую основу индивидуальной культуры речи, предполагает применение норм в разных ситуациях общения, в том числе и речевое мастерство, умение выбирать наиболее точные, стилистически и ситуативно уместные варианты.

7.2.Пути формирования речевых умений и навыков при подготовке учащихся к ЕГЭ

Но так как свою деятельность я направила на лингвистику, то в моей работе я хочу отразить пути достижения цели, которые применяла при закреплении материала по этому разделу русского языка. Их можно отнести к работам воспроизводящего (репродуктивного) и творческого характера.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определенные виды творческих работ. Творческие упражнения организуются и проводятся  по - разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений, и навыков творческой, практической деятельности. Однако всем видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.

Учебный процесс школы принято расчленять на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретенных знаний в общественной практике и в дальнейшей познавательной деятельности. На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся.

Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Остановлюсь лишь на важнейших его видах: не изложение учебного материала педагогом и самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания, смыслового понимания , пересказа, критической оценки, а иногда и простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и  самостоятельно его перерабатывают, в - третьих анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.

Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. То, что закрепление знаний , умений и навыков по преимуществу носит воспроизводящий характер, не подлежит сомнению. Вместе с тем надо иметь в иду , что в ходе закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания. При обобщающем повторении особенно ярко обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с дословным или близким тексту воспроизведением требуется воспроизведение, основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или разграничении по признакам общности или отличии. С целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу , необходимо использовать практические упражнения, основанные не только на операциях узнавания  и установления подобия, но и на различных преобразованиях грамматических объектов, а также на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и на ранее изученных, на применение изучаемых грамматических самых различных языковых ситуаций.

На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой.

Назначение учебника:

- во-первых, быть источником систематизированных знаний;

- во-вторых, обеспечивать доступность восприятия систематизированных знаний и условия закрепления их в памяти учащихся;

- в-третьих, нести дополнительную информацию и знакомить с путями её приобретения;

- в-четвертых, осуществлять методическое руководство процессом усвоения, закрепления, практического применения знаний.

Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и воспроизводящей и творческой. Например, составление простого плана, устное или письменное изложение прочитанного является воспроизводящей деятельностью, составление сложного плана, написание сочинения , составление и решение оригинальных задач – творческой.

Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают различные методы обработки и усвоения материала учебника.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:

1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам , на заданную тему, разных конструкций, дописать предложение, восстановить текст, составить ответы на вопросы , озаглавить рассказах, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д..

2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, изданных предложений , по картине, рассказ в связи с почитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развернутый рассказ, рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту,  сжатый, пробный с элементами описания , с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

3) Виды работ творческого характера: сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, составить сценарий, сочинение – рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение – миниатюр.

Современный урок русского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся напряжения сил, концентрации внимания. Хорошо известно, что Внимание учащихся неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроке русского языка вызвана еще и спецификой предмета. Поэтому необходимо предусмотреть такие приемы и формы работы на уроке, которые с одной стороны , позволяли бы достигать целей учебного характера , а с другой стороны – снимали напряжение учащихся, вызывали положительные эмоции, повышали мотивацию учения.

 Добиться выше указанного позволяет применение на уроке активных форм и приемов работы. Интерес в этом плане представляют идеи и примеры «Методической копилки» - методического пособия, разработанного немецкими коллегами Института повышения квалификации и переподготовки учительских кадров города Зост (Германия). Методические приемы данного пособия могут быть использованы как при работе со взрослыми (учителями, родителями, администрацией учебного заведения), так и на уроках с учащимися.

Использование этих приемов позволяет решать следующие задачи:

- обеспечивать мотивацию и активность учащихся;

- выявлять проблемы и ожидания учащихся;

- интегрировать теоретические знания и практический опыт:

- создавать атмосферу сотрудничества на уроке:

- организовывать процессы соуправление учебной деятельностью со стороны учеников.

Применение приемов «Методической копилки «позволяет учителю русского языка успешно решать задачи развития различных видов речевой деятельности, но особую ценность они имеют для развития навыков устной речи, как монологической, так и диалогической. Это означает, что учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств.

 Рассмотрим примеры использования приемов из «Методической копилки» на уроках русского языка.

Приём  «Телеграмма»

Общая учебная цель использования данного приема – анализ и оценка , рефлексия своей деятельности учащимися.

Специальная предметная цель – развитие навыков говорения и письма.

В конце урока учитель предлагает учащимся написать телеграмму из 19-15 слов своим родителям об уроке русского языка. Учащиеся в течении 2-3 минут составляют телеграмму . Затем все ученики зачитывают свои телеграммы. После этого учитель подводит общий итог.

Прием «Неоконченное предложение» также может быть применен в конце урока. Помимо формирования рефлексивных умений учащихся он способствует формированию навыков устной речи и грамматических навыков (использование в речи придаточных предложеий0. Учащимся предлагается закончить фразы

- сегодня на уроке я узнал, что…

- Самым трудным для меня было…

- раньше я не знал, что…

Данный прием успешно применяется и для обсуждения прочитанного текста. В этом случае неоконченные предложения могут выглядеть так:

- главная мысль текста состоит в том, что…

- по моему мнению, текст информативен (поучителен), так как…

- больше всего в тексте мне понравилось…

Серия приёмов «Зеркло настроения»

( «Пейзаж – зеркало настроения», «Пословицы – зеркало настроения» и др.) также направлена на решение комплекса задач. С одной стороны они позволяют выявить эмоциональное состояние учеников, с другой - способствуют активизации устной речи, побуждают самостоятельно конструировать фразы. На примере использования приема «Пейзаж – зеркало настроения» каждый ученик получает картинку с изображением пейзажа. Учитель предлагает ученикам указать то место на картинке, в котором они хотели бы сейчас оказаться, и прокомментировать свой выбор.

 Прием «Письмо самому себе» способствует формированию умений самооценки и совершенствованию навыков письма. Этот прием понимания изученного материала, для проверки понимания изученного материала, для его систематизации по окончании изучения темы. Его применение выглядит так: ученикам предлагается написать письмо самому себе о том, что было изучено на уроке, (в предыдущей теме), какие вопросы вызвали интерес, что оказалось трудным для понимания и т.п.

8. Результативность опыта

Оценка эффективности описанной выше системы работы была проведена с использованием показателей: «степень интереса учащихся к предмету», «ситуативная тревожность учащихся на уроках русского языка», «степень обученности», «уровень комфортности».

Степень интереса к предмету определяли с помощью теста «Расписание». Ученикам 11-х классов бвло предложено составить расписание по своему усмотрению, после чего было подсчитано, сколько раз в расписании каждого ученика встречается русский язык. Затем сравнили это число с долей русского языка в реальном расписании. В результате было выявлено , что доля русского языка (среднее значение) в расписаниях, составленных учащимися, превышает аналогичный показатель действующего расписания в 1, 4 раза .

Ситуативная тревожность измерялась с помощью методики Ч.Д.Спилбергера. Среднее групповой показатель ситуативной тревожности учащихся составил 33 балла, что характеризуется как умеренный уровень тревожности.

Уровень коммуникативной комфортности составил 41 балл, что говорит об умеренной комфортности учащихся.

Уровень обученности учащихся основным видам речевой деятельности по русскому языку оценивала с использованием традиционных подходов. Для этого анализировала успеваемость учащихся, результаты срезовых работ, тестов, в соответствии с требованиями оценки качества знаний по русскому языку для основной школы.

9.Адресная направленность опыта

Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка.

  1. Трудоемкость опыта

Трудоемкость опыта заключается в том, что правильное планирование и организация различных форм работы, умелый подбор и подготовка заданий для развития коммуникативно-познавательных потребностей, включение их в структуру урока на определенном этапе, изготовление наглядных пособий требуют больших затрат и педагогического мастерства. Работа должна проводиться в системе на протяжении всего обучения школьников.

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способ-ностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...

Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...