Рабочая программа воспитания учащихся 9 класса на 2022 - 2023 уч. год
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа воспитания соответствует новому ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_vospitaniya.docx | 70.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пограничная средняя общеобразовательная школа № 2
Пограничного муниципального района
имени Байко Варвары Филипповны»
«Согласовано» Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ
МБОУ «ПСОШ №2» «ПСОШ №2»
«___»_______20__г. Приказ №____ от
«___»________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Класс 9
Учебный год 2022 – 2023гг.
Учитель Сидорова Надежда Николаевна
п.Пограничный
2022 год
"…Вот это важней всего: чтобы нашим
детям было ужасно доставить горесть другому".
С. Соловейчик
Содержание
- Пояснительная записка
- Приоритетные направления воспитательной работы на 2022-2023 у.г.
- Циклограмма воспитательной работы классного руководителя
- Внеурочная деятельность 9 класса
- Формы и методы работы
- План воспитательной работы в 9 классе по месяцам
- Работа с родителями
- Содержание курса «Разговоры о важном»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитательной работы на 2022-2023 гг. разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- Основной образовательной программы МБОУ «ПСОШ №2 имени Байко В.Ф. ПМО»
Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностей.
Выбор профессии - одно из важных решений, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть и осознать проблему профессионального самоопределения для каждого конкретного учащегося.
Цель программы:
Создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи программы:
- Развивать человеческие нравственные ценности, чувство патриотизма, умение видеть красоту и создавать её в школе, классе, семье.
- Воспитывать чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения;
- Проводить работу по подготовке учащихся, родителей, воспитателей к успешной сдаче выпускных экзаменов;
- Продолжить работу по повышению мотивации учения;
- Совершенствовать систему самоуправления в классе;
- Проводить профориентационные мероприятия для учащихся и их родителей;
- Проводить мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни;
- Проводить мероприятия по укреплению дисциплины, профилактике правонарушений;
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
План воспитательной работы реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
- гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания - воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Целевые ориентиры |
Гражданское воспитание |
- Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. - Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. - Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. - Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. - Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. - Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. |
Патриотическое воспитание |
- Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. - Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. - Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. - Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. - Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. |
Духовно-нравственное воспитание |
- Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). - Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. - Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. - Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. -Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. - Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. |
Эстетическое воспитание |
- Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. - Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. - Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. - Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
- Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. - Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). - Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. - Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. - Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. |
Трудовое воспитание |
- Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. -Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. -Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. - Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. - Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. |
Экологическое воспитание |
- Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. - Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. - Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. - Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. - Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. |
Ценности научного познания |
- Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. - Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. - Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). - Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. |
ЦИКЛОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ежедневно:
- Мониторинг заболеваемости
- Контроль посещаемости
- Встреча с учителями предметниками
- Организация питания
- Организация дежурства в учебных кабинетах.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
- Проведение мероприятий в классе (по плану).
- Работа с родителями (по ситуации).
- Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Один раз в четверть:
- Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
- Проведение родительского собрания.
- Оформление классного журнала по итогам четверти.
Один раз в год:
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ и составление плана работы класса.
- Статистические данные класса (1 сентября)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Консультации:
По физике, истории - понедельник
По математике - вторник 14.30
По информатике - среда 15.00
По биологии, химии - четверг 15.00
По русскому языку - пятница 15.00
- Спортивные секции;
- Художественно-эстетические и
патриотические мероприятия;
- Разговоры о важном - понедельник.
Формы и методы работы направлены на создание максимально благоприятных условий для реализации творческих способностей, развития и самореализации каждого ребенка.
Методы работы | Формы работы | Условия |
Диагностические методы | Изучение, наблюдение, тестирование, беседа, составление характеристик. | - Сотрудничество с психологом школы; - сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося; - изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация; - развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; - развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; - изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий; - предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение; - организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей; - создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель». |
Организационные методы | Организация коллектива и органов его самоуправления; регулирование ролей; Организация внеклассной деятельности. - Концерты - Соревнования - Конкурсы -Общественно-полезный труд. - Проектные недели и т.д. | |
Коммуникативные методы | Адаптирование отношений на бесконфликтной основе; переход к доверительным отношениям; ориентация на сотрудничество. | |
Методы координации и коррекции | Выработка единых требований к учащимся; корректирование. | |
Методы формирующего воздействия | Работа в малых группах; Уроки-дискуссии; Создание проблемных воспитывающих ситуаций; Внеклассные мероприятия. |
Индивидуальная работа с обучающимися
№ п/п | Содержание | Сроки исполнения |
1. | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников на уроках, переменах; в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с учителями, работающими в классе, а также (при необходимости) – со школьным психологом. | В течение года |
2. | Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.). | В течение года |
3. | Коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. | В течение года |
План воспитательной работы в 9 классе по месяцам
№ п/п | Мероприятия | Дата |
СЕНТЯБРЬ | ||
Линейка. День Знаний. | 01.09. | |
Митинг на сопке Снеговой, где захоронены около 1500 наших бойцов, погибших при освобождения КНР в 1945 году. Беседа: «День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом» | 02.09. 002000022222 | |
Разговоры о важном «День знаний» | 05.09 | |
Разговоры о важном. «Наша страна - Россия» | 12.09 | |
Кл. час: Выбор актива класса выбор представителей в совет старшеклассников, постановка задач. | 15.09 | |
Разговоры о важном. «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского). | 19.09 | |
«День здоровья» Поход, соревнования: эстафета с преодолением преград, медицина, костер, обед на костре. | 23.09 | |
Разговоры о важном. День пожилых людей. «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» Помощь ветеранам. | 26.09 | |
Подготовка ко Дню учителя | В течение месяца | |
ОКТЯБРЬ | ||
10 | Разговоры о важном. День Учителя. Поздравления учителям. Концерт. | 03.10. |
11 | Кл. час: Забота о здоровье. «Осторожно Вирусы». | 6.10 |
12 | Разговоры о важном. День отца. Что означает «Глава семьи» | 10.10. |
13 | Кл. час. «Мы за здоровый образ жизни». | 13.10 |
14 | Разговоры о важном. День музыки. | 17.10. |
15 | Кл. час: Рассказывают дети: Многонациональное Приморье. | 20.10 |
16 | Разговоры о важном. Россия – мировой лидер атомной отрасли. | 24.10. |
17 | Кл. час: Подводим итоги четверти. Планы на каникулы. | 28.10 |
НОЯБРЬ | ||
18 | Разговоры о важном. День народного единства | 7.11 |
19 | Беседа Конфликты и взаимопонимание. | 10.11 |
20 | Разговоры о важном. Мы разные, мы вместе. Языки и культура народов России: единство в разнообразии (работа с интерактивной картой). | 14.11. |
21 | Предметные олимпиады (по графику) | |
22 | Разговоры о важном. День матери. | 21.11. |
23 | Поздравляем наших мам! | 24.11 |
24 | Разговоры о важном. Символы России. Двуглавый орел: история легендарного герба (обсуждение видеоматериалов). | 28.11. |
ДЕКАБРЬ | ||
25 | Разговоры о важном. Волонтеры России. | 05.12. |
26 | Кл. час «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?» | 8.12 |
27 | Разговоры о важном. День Конституции. | 12.12. |
Наши ребята в СВО. Акция «Письмо солдату» | 15.12 | |
28 | Разговоры о важном. День героев Отечества. Наши ребята на СВО. | 19.12. |
29 | Готовимся к Новому году. Газета, музыкальный номер. | |
30 | Разговоры о важном. Новый год. Семейные праздники и мечты. | 26.12. |
31 | Кл. час: Подведение итогов четверти. Планы на каникулы. | 27.12 |
32 | Новогодний праздник – школьная дискотека | 28.12 |
ЯНВАРЬ | ||
33 | Разговоры о важном. «Светлый праздник Рождества». | 9.01 |
34 | Кл. час. «Итоги первого полугодия. Планы на второе полугодие. Консультации». | 12.01 |
35. | Разговоры о важном. «Прорыв блокады Ленинграда» | 16.01. |
36 | Кл. час «Как узнать больше о себе, чтобы не ошибиться в выборе профессии» | 19.01 |
37 | Разговоры о важном. Медиаграмотность и цифровая гигиена» | 23.01. |
38 | Беседа с презентацией «ОГЭ 2023. Основные правила» | 26.01 |
39 | Разговоры о важном. «Движение первых» | 30.01. |
ФЕВРАЛЬ | ||
40 | Разговоры о важном. День российской науки. | 06.02. |
41 | Кл. час «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» | 9.02 |
42 | Разговоры о важном. Россия в мире (работа с интерактивной картой). | 13.02. |
43 | Беседа «Книги, изменившие мою жизнь». | 16.02 |
44 | Разговоры о важном «День защитника Отечества». | 20.02. |
45 | Праздничный кл. час «Наши будущие защитники рядом» | 22.02 |
46 | Учеба и мои возможности. Тест. | 27.02 |
МАРТ | ||
47 | Разговоры о важном «Год педагога и наставника» | 06.03. |
Праздничный концерт для учителей, мам и бабушек | 7.03 | |
48 | Разговоры о важном.С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения. | 13.03. |
49 | Районная игра КВН. Принять участие. | |
50 | Разговоры о важном. «День воссоединения Крыма с Россией» | 20.03. |
51 | Акция «Час Земли» | |
52 | Кл. час «Подведение итогов четверти. Планы на каникулы» | 24.03 |
АПРЕЛЬ | ||
53 | Разговоры о важном «День Земли». | 03.04. |
54 | Круглый стол «Что такое призвание и как его найти» | 6.04 |
55 | Разговоры о важно « День космонавтики. Мы первые!» | 10.04 |
56 | Тест на профессиональную ориентацию | 13.04 |
57 | Разговоры о важном. День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. | 17.04. |
58 | Беседа «Как подготовить себя к будущим экзаменам?» | 20.04 |
59 | Разговоры о важном. «День труда. Мир профессий». Встреча с родителями разных профессий. | 24.04. |
60 | Районная игра «Победа» | |
61 | Уборка памятников, улицы, побелка деревьев | |
МАЙ | ||
62 | Разговоры о важном « День Победы. Бессмертный полк». | 4.05 |
63 | Акция «Окно победы» | |
64 | Митинг, посвященный Дню Победы. | 9.05 |
65 | Разговоры о важном « День детских общественных объединений». | 15.05. |
66 | Кл. час «Профессия в нашей жизни. У порога самостоятельной жизни». | 18.05 |
67 | Разговоры о важно « Про счастье». | 22.05. |
68 | Подведение итогов года. Торжественная линейка «Последний звонок» | 23.05 |
План работы с родителями
ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
Задачи:
- Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
- Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями - предметниками
- Формировать доброжелательные отношения «семья – школа» , «школа – семья».
- Формировать у родителей чувство доверия к школе, классу, учителям.
- Оказывать родителям педагогическую помощь в воспитании детей в семье.
- Обеспечивать соблюдение прав ребёнка в школе и контролировать их соблюдение в семье.
- Привлекать родителей к заинтересованному активному участию в классных и общешкольных мероприятиях, родительских собраниях, заседаниях Совета школы, помощи школе в хозяйственной деятельности.
- В течение всего года поддерживать связь с родителями.
- Вести работу с трудными детьми и их родителями.
- Участие в работе общешкольного родительского комитета
- Работа классного родительского комитета
Родительские собрания | ||
| сентябрь | |
| ноябрь | |
| декабрь | |
| март | |
| май |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы ООО
- Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 8-9 классов;
рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в каждом классе.
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Дети учатся жить у жизни
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Принимать индивидуальность ребенка.
12. Проявлять веру в ребенка, симпатию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания 7 класса на 2022 - 2023 учебный год
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциаль...
Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 - 2023 уч. год
Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 -2023 уч. год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....
Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....
Рабочая программа История 6 класс ФГОС 2022-2023
Программа выполнена через конструктор рабочих программ...
Рабочая программа воспитания 6в класса МБОУ №29 на 2022-2023 год
Программа воспитания является организационной основой воспитательной деятельности классного коллектива и направлена на создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, ...
Программа воспитания группы №6 на 2022-2023 учебный год
Программа воспитания группы...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ "ВАТИНСКАЯ ОСШ" 2022-2023 г.
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная програм...