Программа воспитания группы №6 на 2022-2023 учебный год
рабочая программа
Программа воспитания группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_gruppy_no6_na_2022-2023uch.g.doc | 888.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАНАЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ГРУППЫ № 6
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
с. Панаевск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт рабочей программы
- Актуальность рабочей программы воспитательной работы группы №6 …3
- Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы……………………………………………………………………3
- Цели и задачи программы………………………………………………3
- Предполагаемые результаты работы по программе…………………...4
- Пояснительная записка к программе воспитательной работы…5
- Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год…………......6
- Характеристика воспитанников, проживающих в группе ………………15
- Цели и задачи воспитательной работы………………………………...16
- Структура и содержание воспитательной работы
3.1 Направления работы ……………………………………………………16
- Виды деятельности и формы работы с детьми………………………19
3.4 Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда………………21
3.5 Организация режимных моментов……………………...………………21
- Работа с родителями……………………………………………………21
- Условия реализации воспитательной работы
4.1 Принципы реализации программы……………………………………24
4.2 Предполагаемый результат……………………………………………24
Контроль и оценка результатов воспитательной работы………24
- Календарно-тематическое планирование
- Паспорт программы воспитательной работы
1.1 Актуальность рабочей программы воспитательной работы группы №6 обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанником того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
1.2 Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы - интерната
Программа воспитательной работы в группе является частью основной образовательной программы школы-интерната.
Данная программа воспитания позволяет педагогическим работникам скоординировать свою деятельность, направленную на воспитание детей из числа коренных народов Севера (ханты, ненцы), проживающих в интернате в течение учебного года, т.к. родители воспитанников ведут традиционный кочевой образ жизни.
- Цели и задачи программы
Цель: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи:
• помощь в развитии познавательных интересов воспитанников;
• создание благоприятных условий для развития личности воспитанников, свободного и полного раскрытия их способностей;
• формирование системы ценностных ориентаций воспитанников как основы их воспитанности;
• формирование коммуникативных качеств, умений, усвоение норм нравственного поведения;
• организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
• адаптация вновь прибывших детей;
• создание благоприятных условий для проживания воспитанников в интернате;
• воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
• формирование здорового образа жизни воспитанника;
• воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение воспитанников к изучению истории родного края;
• гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
• совершенствование методического мастерства воспитателя, его сотрудничество со школьными службами;
• вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
• воспитание детей в духе патриотизма, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, демократии.
• инициировать и поддерживать в школе-интернате самоуправление – на уровне групп;
• организовывать профориентационную работу с воспитанниками.
- Предполагаемые результаты работы по программе
Решение задач, обозначенных в программе, способствует овладению воспитанниками следующими компетенциями:
- понимание необходимости учебной деятельности;
- овладение навыками общения в коллективной деятельности школьников;
- умение сделать самостоятельный выбор в пользу нравственного образа жизни;
- гуманистическое мировоззрение;
- морально-этические знания и убеждения;
- стремление к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике;
- ценностное отношения к Родине;
- осознание чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни;
- способность к профессиональному самоопределению и труду;
- осознание общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём;
- овладение трудовыми умениями и навыками (пошив одежды, вышивание);
- трудовая коллективная деятельность, потребность трудиться;
- трудовые навыки по уходу за собой, своим жилищем;
- потребность в здоровом образе жизни;
- понимание и принятие культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- овладение коммуникативными моделями поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.);
- навыки социальной и личной компетенции, позволяющие противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения;
- умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.
- Пояснительная записка к программе воспитательной работы
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе-интернате, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС. Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой-интернатом (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность воспитанников руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
2.1 Анализ воспитательной работы группы №6 за 2021 – 2022 учебный год.
Воспитание – это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. Так же способствует формированию нравственного уклада школьной жизни и социализации.
Он обеспечивает создание соответствующей социальной среды для развития и включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, которая основана на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Главным направлением воспитательной работы мы считаем работу по совершенствованию воспитательного процесса через развитие творческого потенциала воспитанников школа – интернат — это место, ребенка больше всего воспитывают. Учитывая специфику школы – интерната, где воспитатели практически заменяют детям родителей, любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.
Воспитателям следует больше внимания уделять воспитанию в детях взаимоуважения (особенно мальчиков к девочкам), доброжелательности, отзывчивости, уважения к старшим, друг другу. Повышать требования к учебе, самодисциплине, повышать степень вовлечения детей в жизнедеятельность группы.
Все воспитанники имеют общественные поручения и стараются добросовестно выполнять их. Система самоуправления позволила воспитанникам ощутить себя организаторами своей жизни в интернате. Членами актива группы-семьи выбраны ребята, которых в группе-семье уважают и любят. Работа, за которую они отвечают, соответствует их интересам и склонностям. Постепенно ребята всё больше приучаются к самостоятельности, учатся выражать главную мысль. Ребята порицают аморальные поступки своих товарищей. Актив группы решает, кого поощрять, а кого наказывать. Этот факт свидетельствует о том, что в коллективе появилось общественное мнение, повысились требования друг к другу.
В школе - интернате отработана система по формированию положительных качеств личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу. В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы кружковая работа 2021 -2022 учебном году направлена на обеспечение доступными формами занятости воспитанников во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.
. В группе-семье большое внимание уделяется воспитанию таких нравственных качеств как: доброта, отзывчивость, внимание, уважение, требовательность, сплоченность. Так как все дети из тундры, они понимают, что только в единстве сила, только общими усилиями, опираясь друг на друга, поддерживая друг друга, можно достичь успеха и в учебе, и в труде.
Для достижения воспитательных целей и задач в группе-семье регулярно рассматриваются вопросы учебной деятельности, проводим беседы о жизни. Беседы проходят в доверительном тоне. Многие ребята признают свои ошибки и готовы их исправить. В группе проводятся развивающие мероприятия, практические занятия; проверяется санитарное состояние группы-семьи, контролируем наличие школьных принадлежностей, внешний вид воспитанников.
По результатам нашей работы можно сделать следующие выводы:
Мероприятия проведены, и большинство задач учебного года выполнены.
Повысилась активность воспитанников (большинство воспитанников принимают активное участие в проводимых мероприятиях, в делах группы, интерната).
Цель воспитательной работы: Создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Направление «Мое здоровье – будущее России» (здоровьесберегающее воспитание)
Воспитание здорового образа жизни у воспитанников является важнейшим звеном в системе воспитательной работы. В этом учебном году была проведена работа, которая способствует укреплению здоровья обучающихся, формированию у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков личной и общественной гигиены, профилактике вредных привычек. Практически все воспитанники школы-интерната вовлечены во внеурочную работу спортивных секций школы-интерната.
Планы воспитателей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья воспитанников, пропаганде здорового образа жизни. Воспитателями разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний воспитанников, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, участие группы-семьи в спортивных мероприятиях.
Здоровье – это самое главное в жизни каждого человека. Воспитателями группы-семьи проведены следующие мероприятия:
- Час общения «Здоровые привычки – здоровый образ жизни»;
- Беседы: «Здоровье – это наше богатство» - с презентацией, «Здоровье не купишь», «Здраво мысли, если ты человек», «Здоровые привычки – здоровый образ жизни» - беседа, рассуждение, «Трезвость - норма жизни», «Гигиена питания», беседа «О вреде алкоголя»
Пырирко В.П. провела беседу – размышление «Цени свою жизнь» Мероприятие было проведено с целью формирование жизнеустойчивых позиций у подростков.
Сэротэтто Л.Х провела интеллектуальную игру «Знатоки ЗОЖ». Мероприятие имело интеллектуальную направленность и нацелено на формирование навыков здорового образа жизни, привитие негативного отношения к вредным привычкам
Воспитатель Сэротэтто Н.П. провела беседу «Привычки и здоровье» с показом презентации. Мероприятие проведено с целью у воспитанников повысить грамотность по профилактике здоровья и привычек. Формировать знания о вреде вредных привычек, о пользе полезных привычек для здоровья.
В течение года проводились беседы – инструктажи (под роспись) с целью предупреждения травматизма, привитию культуры поведения, дисциплинированности, организованности.
Сэротэтто Н.П. провела час общения «Знатоки безопасности» В ходе мероприятия воспитатели осветили следующие вопросы:
соблюдение правил поведения на дороге, меры и правила пожарной безопасности, антитеррористическая безопасность
С воспитанниками были рассмотрены ситуации, которые встречаются, в повседневной жизни для того, обезопасить себя в той или иной ситуации, или избежать ее.
Направление «Я и закон» (профилактическая работа)
Вся профилактическая работа в интернате направлена на создание доверительного психологического климата между воспитателями, воспитанниками и их родителями; на актуализацию мотивационной сферы воспитанников – важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни; предупреждения противоправных поступков.
Однако вопросы психического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы воспитателями. Поэтому в школе - интернате, в связи с появлением психолога, создается социально-психологическая служба, основной сферой деятельности которой будет являться процесс адаптации детей в социуме.
С воспитанниками проводится индивидуально-профилактическая работа, как воспитателем, так и психологом, контролируется занятость детей в кружках, секциях.
Работа, проводимая с воспитанниками: «Ответственность за поступки», час общения «Человек – творец своей судьбы», беседа «Полезны ли полезные привычки», беседа-разминка «Жизнь прекрасна», беседа «В кругу доверия» диспут «Ответственность за поступки». Сэротэтто Л.Х. провела час общения «Правонарушение, как результат вредных привычек». Воспитатель Сэротэтто Н.П. провела познавательное мероприятие «Путь к успеху», с целью показать, что такое успех, как добиться успеха. Мероприятие сопровождалась показом презентации. В ходе мероприятия воспитанники узнали, что успех – это значит, быть счастливым.
Направление «Россия – родина моя. Ямал – мой край родной» (гражданско-патриотическое воспитание)
Работа воспитателей направлена на формирование у воспитанников таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность; воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, интерната, семьи.
С этой целью проводятся беседы, дискуссии: я «Я - гражданин», «Символы нашей страны», беседа «Россия – Родина моя», «Ямал, моя родина» , час общения: «Символы России»; «Уроки патриотизма», «Они сражались за Родину»;
На данном направлении происходит внедрение национально-регионального компонента, через такие мероприятия, как:
- литературная викторина о Ямале;
- конкурс рисунков «На Ямале мы живем»;
- оформление информационного стенда «Я, ты, он, она вместе дружная группа - семья»;
- часы общения «Писатели и поэты Ямала»; «Земля моя Ямал»;
- познавательная игра «Ямал – мой край» (Сэротэтто Л.Х)
Мероприятие «Язык – живая душа народа» приуроченный Международного дню родного языка провела Сэротэтто Л.Х
- конкурс чтецов «Певец ненецкого народа» посвященный творчеству Л.В. Лапцуя (Сэротэтто Н.П.);
- игра – викторина «Великолепная пятерка» (Сэротэтто Н.П.);
- конкурсная программа «С 23 февраля» (Сэротэтто Л.Х.);
- мероприятие – путешествие по преданиям и заветам народов Ямала «Таинственный народ» (Сэротэтто Н.П.)
Сэротэтто Н.П. провела беседу «Дети блокадного Ленинграда». Воспитанники познакомились с жизнью детей в блокадном Ленинграде, узнали, какие испытания им пришлось вынести, пришли к выводу, что дети блокадного Ленинграда – герои. Несмотря на то, что они тогда были ещё детьми, они вместе со взрослыми вынесли ту страшную блокаду – это и есть их вклад в победу над фашизмом. В конце мероприятия воспитанники рисовали по данной теме. Оформили выставку рисунков.
Коротаев Ю.Л. провел час общения «Россия и Крым – едины» приуроченный ко дню воссоединения Крыма с Россией».
Воспитанники приняли участие в групповых, общеинтернатных конкурсах рисунков «Ямал – мой край», «Российские защитники», «С 8 марта», «С Днем матери».
Воспитанники вместе с воспитателем Пырирко В.П. приняли активное участие в акции «Тимур и его команда». Ребята помогли дежурному по режиму убрать снег после метели во дворе спального корпуса убрали снег, также помогли бабушке донести до дому пакеты с продуктами.
Направление «Карусель школьных дел» (традиционные мероприятия, нравственное и духовное воспитание)
Задачи:
- формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, проявление уважения к личности;
- создание условий для развития у учащихся творческих способностей.
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе – интернате - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности воспитанников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, воспитатели, да и сами воспитанники:
- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
- постоянное ухудшение морально-нравственной среды;
- уменьшение объёмов проведения культурной и досуговой работы с детьми;
- ухудшение здоровья молодого поколения;
- отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни;
- негативные факторы (наркомания, табакокурения, алкоголизм, ранние половые контакты);
- отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);
- наличие огромного количества негативного контента в СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь препятствует усвоению истинных ценностей. Осознание этих вещей ребёнком помогает воспитаннику с верой и надеждой устремлять свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит их будущее.
Направление «Славен человек трудом» (трудовое воспитание и профориентация)
Задачи:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.
Свой трудовой вклад воспитанники вносят, занимаясь самообслуживанием в интернате, дежурство в комнатах, столовой и проведением генеральных уборок, следят за чистотой в помещении и внешним видом.
Приобщение ребят к традиционной культуре и быту своего народа происходит при изучении соответствующей литературы «Из глубины веков» Е. Г. Сусой, «Северные родники» ненецкие сказки и т.д.
Наиболее эффективными формами воспитательной работы по этому направлению являются:
диспут-беседа «Жизнь дана на добрые дела», «Правила хорошего тона» - беседа, викторина «Северная страна моя», клубный час «Самовоспитание. Самосовершенствование», акция «Чистый двор»;
Воспитатель Сэротэтто Н.П. провела воспитательский час «Красота и труд вместе идут». В ходе мероприятия воспитанники узнали взаимосвязь красоты и труда. Труд очень важен для человека, что труд — это радость и вместе с тем необходимость.
В течение года с воспитанниками проведены труд. часы с целью привития трудолюбия, умения своими руками создавать чистоту и уют. Воспитанники ремонтировали книги в нашей интернатской библиотеке, учебники, ухаживали за цветами.
Направление «Противодействие идеологии экстремизма и укрепление толерантности»
Задачи:
- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как: «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
- развитие опыта противостояния таким явлениям как: «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
Толерантность понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира». Смысл, который несет это слово «Толерантность», очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития. Воспитатели группы-семьи напоминают воспитанникам, что мирное сосуществование возможно лишь в том случае, если каждый из нас с уважением научится относиться к представителю любой этнической культуры, принципы терпимости – это основа толерантного сосуществования людей. Мы должны бороться с дискриминацией людей по этническому признаку, выступать в их защиту и пытаться изменить стереотипы мышления тех, кто еще не научился толерантности.
Наиболее эффективными формами воспитательной работы по этому направлению являются:
- беседа «Люди, доброта и толерантность спасут мир!», «Урок вежливости», Клубный час «Спеши делать добро», беседа-тренинг «Мы выбираем толерантность, «Быть современными, быть толерантными»- час общения, беседа «На перекрёстке миров», , беседа «Помни, не забудь!» посвященная Дню памяти жертв Холокоста, документальный фильм «Международный день памяти Холокоста»;
- «Мы за мир во всем мире» конкурс рисунков (Сэротэтто Л.Х);
- Час общения «Открой свое сердце любви, добру, состраданию, взаимопониманию» (Сэротэтто Л.Х).
Сэротэтто Н.П. провела час общения «День народного единства» с целью, познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения. В ходе мероприятия дети в доступной форме познакомились с историей возникновения праздника, подвигами наших предков во имя независимости Родины.
Воспитатель Сэротэтто Л.Х. провела с воспитанниками беседу о праздновании Дня единства, об истории возникновения праздника. Воспитание в детях доброго и уважительного отношения к людям разных народов.
По окончании беседы с девочками Хороля Алиной, Сэротэтто Викторией, обучающимися 7в класса, выпустили плакат «Мы – едины».
Воспитатели Сэротэтто Н.П., Сэротэтто Л.Х. провели час общения «День солидарности в борьбе терроризмом» с целью формирования у воспитанников представления о терроризме и его последствиях, привития толерантности, воспитания патриотичности, уважения к Отечеству.
В ходе беседы была показана презентация с материалом, посвященном памяти жертв Беслана.
Для закрепления беседы была проведена викторина на тему «Антитеррор». Воспитанники приняли активное участие в беседе и отвечали на вопросы викторины.
Направление «Я и закон»
Задачи:
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, интернате, быту, на отдыхе;
- формирование представлений об информационной безопасности, девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
Вся профилактическая работа в интернате направлена на создание доверительного психологического климата между воспитателями, воспитанниками и их родителями; на актуализацию мотивационной сферы воспитанников – важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни; предупреждения противоправных поступков.
Однако вопросы психического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы воспитателями. Поэтому в школе - интернате, в связи с появлением психолога, создается социально-психологическая служба, основной сферой деятельности которой будет являться процесс адаптации детей в социуме.
С воспитанниками проводится индивидуально-профилактическая работа, как воспитателем, так и психологом, контролируется занятость детей в кружках, секциях и
Сэротэтто Н. П. провела познавательный час «Сегодня – школьник, завтра - избиратель». С целью воспитания чувства гражданственности и любви к Родине, содействовать формированию определенных качеств личности – активной жизненной позиции,
Коротаев Ю.Л. провел час общения с показом презентации «Правовая обязанность школьника». В ходе беседы воспитанники сделали вывод, что любого человека защищает Закон, который дает права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности.
Направление «В кругу семьи»
(воспитание семейных ценностей)
Задачи:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Работа воспитателя с родителями воспитанников возможна при посещении родителей школы-интерната. Воспитатели стараются держать тесный контакт с родителями воспитанников. Мы информируем их об успеваемости, дисциплине, достижениях воспитанников; стараемся совместно устранять возникшие проблемы.
В основном почти со всеми родителями и родственниками воспитанников проводятся беседы на темы: вред алкоголя, курения, пропуска уроков и самоподготовки.
В результате значительно поднялся уровень внутри коллективных отношений, улучшились отношения ребят с товарищами по школе, с взрослыми, учителями, воспитателями.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизни их детей в интернате, родителям не безразличны, по мере своих возможностей они вносят свой вклад в воспитание детей.
По направлению проведены следующие беседы:
- итоги успеваемости по четвертям;
- индивидуальные беседы с родителями Сэротэтто Александра, Сэротэтто Родиона, Сэротэтто Ильи, Сэротэтто Сергея, Худи Марты, Хороля Виктории.
С целью привития любви и внимательности к самому дорогому и родному человеку – маме в проведено мероприятие – мастер класс «Букет для мамы», воспитанники научились делать цветы - ромашки вместе с воспитателем Сэротэтто Л.Х, сделали подарок своими руками - поздравительные открытки (Сэротэтто Л.Х). Воспитатель Пырирко В.П. научила воспитанников делать лилии из гофрированной бумаги.
Направление «Свой мир мы строим сами» (ученическое самоуправление)
Задачи:
- развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива;
- развивать самоуправление в школе и в классе;
- организовать учебу актива классов.
Самоуправление в школе - интернате нужно и полезно для успешной социализации воспитанников, для содержательно-продуктивного общения, для приобретения воспитанниками опыта реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей. Деятельность самоуправления в интернате осуществляется систематически. Наблюдался новый подход к самоуправлению воспитанников, как к процессу становления гражданственности, инициативы в отстаивании интересов воспитанников, формированию социальной культуры личности. Самоуправление, включающее богатство оригинальных воспитательных приемов, в нашем интернате способствует организации и самовоспитанию ребенка.
Проведены мероприятия:
Организация работы самоуправления в интернате (выборы, планирование);
- Часы общения в семье «Изучаем Устав школы-интерната»;
- «Нет жизни дороже» - собрание в семье;
- Беседа «Асоциальное поведение»;
- Беседа «Нет прекрасней - жизни»;
- Этическая беседа «Что значит быть дисциплинированным».
В преддверии Нового года с целью создания новогоднего настроения, привития эстетического вкуса у воспитанников - украсили окна, коридор, выпустили новогодний плакат. В группе воспитатели провели праздничное чаепитие «Новый год у ворот» с целью создания праздничной атмосферы, раскрытия творческих способностей воспитанников.
Воспитанницы группы Сэротэтто Диана, Хороля Алина приняли участие в Региональном этапе ХХ Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2022» (руководитель Сэротэтто Л.Х) (Итоги не подведены), Сэротэтто Анжелика заняла I место
в Региональном конкурсе «Мой Ямал».
Анализ работы по профилактике вредных привычек и асоциального поведения с детьми «группы риска»
Для профилактики вредных привычек среди воспитанников группы-семьи №6 воспитателями разработан план мероприятий с детьми «группы риска» по профилактике ПАВ и асоциального поведения.
В группе-семье регулярно проводятся индивидуальные профилактические беседы, инструктажи о ЗОЖ, культуре поведения, речи, об ответственности за свои поступки. Выпускаем информационные, научно-познавательные бюллетени, оформляем стенды, проводим конкурс рисунков о ЗОЖ; обсуждаем недостойное поведения воспитанников, нарушивших дисциплину, Устав школы, режим дня; ведем журнал индивидуальной профилактической беседы, заполняем карты индивидуального сопровождения; проводим встречи с работниками полиции, с родителями, родственниками учащихся, нарушивших внутренний распорядок школы-интерната.
Для профилактики вредных привычек среди воспитанников группы-семьи №6 воспитателями был разработан план мероприятий по профилактике ПАВ и асоциального поведения, куда включены беседы, часы общения, инструктажи (под роспись).
В группе ведется работа по профилактике вредных привычек, регулярно проводятся индивидуальные беседы, инструктажи о ЗОЖ, культуре поведения, культуре речи, часы общения, дискуссии, игры для формирования самоконтроля, а также вовлечение в кружки и секции. Оформляются информационные стенды, проводятся обсуждения поведения воспитанников, нарушивших дисциплину, единые требования проживания в интернате.
Для профилактики правонарушений в семье ведётся журнал «Профилактическая работа с воспитанниками». Где фиксируются все нарушения и проведённые беседы.
В целях профилактики асоциального поведения воспитанников группы-семьи педагогами в течение года организована работа, направленная на формирование у воспитанников общепринятых в обществе норм поведения, расширение правового кругозора путём проведения мероприятий профилактического, воспитательного и нравственного содержания, усиления контроля над воспитанниками.
Воспитанники вовлечены в участие в трудовые часы, оформление стендов, участие в групповых и общеинтернатных мероприятиях, посещают спортивные секции.
Следует продолжить работу с воспитанниками в формировании нравственности, воли, целеустремлённости, активно работать по вовлечению детей дополнительным образованием; систематически пропагандировать ЗОЖ; контролировать выполнение Устава школы-интерната, режима дня; вести тесную работу (совместные посещения уроков, внеклассных мероприятий), с учителями-предметниками.
В 2021-2022 учебном году велась работа с родителями: воспитателями была заведена тетрадь связи с родителями воспитанников, в которой фиксировались все встречи и беседы с родителями, также поддерживалась связь по телефону, решались вопросы проживания детей в интернате, проводились беседы о поведении воспитанников, о соблюдении режима школы, о санитарно-гигиенических навыках детей, об одежде, об успехах детей, решались бытовые вопросы.
Таким образом, из всего выше сказанного видно, что воспитательная работа в группах носит систематический характер и имеет положительные результаты в развитии личности каждого из воспитанников группы, поэтому будет продолжена в следующем учебном году.
- Характеристика воспитанников, проживающих в группе
В группе №6 дети проживают третий год.
Дети в основном отзывчивые, общительные, исполнительные. Атмосфера в группе доброжелательная, отношения между воспитанниками достаточно хорошие. Воспитанники семьи владеют общепринятыми нормами жизни в интернате, соблюдают санитарно-гигиенические нормы, следят за чистотой и порядком.
Среди воспитанников есть способные, творческие дети - Хороля Алина, Сэротэтто Виктория Александровна, Сэротэтто Дарья Г, Сэротэтто Анжелика - они участвуют во всех мероприятиях, выбраны в актив группы. Хороля Алина, Хороля Юлия, Сусой Ксения, Сэротэтто Анжелика, Сэротэтто Виктория Даниловна увлекаются рисованием, принимают активное участие в общеинтернатных, окружных, всероссийских конкурсах. Занимают призовые места.
В группе есть воспитанники, требующие особого внимания, контроля со стороны воспитателя. С этими воспитанниками необходимо вести работу привитию дружеских взаимоотношений, воспитанию уважения к себе и к другим детям, умению жить в коллективе, считаться с мнением коллектива, культуре речи.
В настоящее время воспитателям следует больше внимания уделять воспитанию в детях взаимоуважения (особенно мальчиков к девочкам), доброжелательности, отзывчивости, уважения к старшим, друг другу. Повышать требования к учебе, самодисциплине, повышать степень вовлечения детей в жизнедеятельность группы.
В основном коллектив сложился, дети выполняют правила внутреннего распорядка для воспитанников интерната.
В настоящее время воспитателям следует больше внимания уделять воспитанию в детях взаимоуважения (особенно мальчиков к девочкам), доброжелательности, отзывчивости, уважения к старшим, друг другу. Повышать требования к учебе, самодисциплине, повышать степень вовлечения детей в жизнедеятельность группы.
2.3 Цели и задачи воспитательной работы группы
Цель воспитательной работы в группе:
Подготовить детей выпускных классов к выбору будущей профессии.
Задачи:
- способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе,
- способствовать созданию позитивных межличностных отношений, коммуникативных навыков;
- воспитывать добросовестное отношения к учебе;
- воспитывать сознательную дисциплину;
- осуществлять правовое обучение и воспитание;
- формировать негативное отношение к вредным привычкам;
- формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях.
- Формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства, с учетом ограниченных возможностей каждого воспитанника и его индивидуальных особенностей.
3 Структура и содержание воспитательной работы
3.1 Направления воспитательной работы:
Основным направлением программы воспитания является
профессионально-трудовое воспитание и профориентация: «Славен человек трудом»
Задачи:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.
- Здоровьесберегающее воспитание: «Мое здоровье – будущее России».
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- популяризация занятий физической культурой и спортом;
- пропаганда здорового образа жизни.
- Интеллектуальное воспитание: «Вектор интеллекта»
Задачи:
- стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности;
- научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.
- Гражданское и патриотическое воспитание: «Россия – родина моя. Ямал – мой край родной»
Задачи:
- формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
- воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.
- Нравственное и духовное воспитание: «Карусель школьных дел» (традиционные мероприятия)
Задачи:
- формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности;
- создание условий для развития у учащихся творческих способностей.
.
- Социокультурное и медиа культурное воспитание: «Противодействие идеологии экстремизма и укрепление толерантности»
Задачи:
- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям, как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
- Правовое воспитание и культура безопасности: «Я и закон»
Задачи:
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, интернате, быту, на отдыхе;
- формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
- Воспитание семейных ценностей: «В кругу семьи»
Задачи:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
3.2 Виды деятельности и формы работы с детьми в новом учебном году
- занятия, клубные часы, экскурсии, индивидуальные беседы;
- посещение кружков, спортивных секций, участие во всех возможных видах школьных спортивных мероприятий;
- практическая деятельность по гигиене тела, утренняя гимнастика, профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;
- участие в конкурсах чтецов, общешкольных праздниках, соревнованиях, общеинтернатных мероприятиях;
- организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей, просмотр телепередач;
- занятия по ручному труду;
- самообслуживающий труд;
- беседы о труде людей, дежурство;
- генеральная уборка группы;
- коллективный труд (в школьном дворе), индивидуальные трудовые поручения;
- экскурсии на предприятия;
- посещение библиотеки и помощь в ремонте книг;
- общешкольные мероприятия;
- специальные занятия (с логопедом и психологом);
- беседы с детьми с приглашением работников полиции, МЧС, тематические экскурсии;
- беседы с родителями о правовом поведении детей.
В планы воспитательных мероприятий введены этические беседы «Мое место в жизни», где в простой непринужденной форме будут проходить откровенные диалоги с детьми на разрешение различных жизненных проблем.
Воскресенье день обучения навыкам самообслуживающего труда, где организованно проходит генеральная уборка спален и коридоров, игровой комнаты, и субботники по уборке двора, воспитанники самостоятельно готовят себе одежду к бане, чистую одежду для уроков и смена нательного и постельного белья.
Работа в группе должна способствовать решению основной задачи воспитательной работы: способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе.
3.3 Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда
Виды деятельности детей. | Формы работы. | Периодичность | Виды контроля. |
Генеральная уборка класса. | Коллективный труд. | В конце четверти | Постоянный контроль воспитателя. |
Генеральная уборка спальной комнаты. | Подгрупповой труд | 2 раза в месяц | Постоянный контроль воспитателя. |
Подготовка и смена постельного белья. | Шефская помощь старших младшим товарищам. | Еженедельно по пятницам | Постоянный контроль воспитателя. |
Подготовка белья к бане. | Индивидуальные поручения. | Еженедельно по пятницам | Постоянный контроль воспитателя. |
Отработка навыков по пришиванию пуговиц, мелкому ремонту одежды. | Шефская помощь старших младшим товарищам. | Суббота и воскресенье | Постоянный контроль со стороны воспитателя. |
Уборка участка в школьном дворе. | Индивидуальные поручения | Раз в месяц | Постоянный контроль воспитателя. |
Уборка снега и льда на территории интерната. | Дежурства по графику. | По желанию детей | Постоянный контроль воспитателя. |
Ремонт учебников и смена обложек. | Шефская помощь старших младшим товарищам. | 1 раз в четверть | Постоянный контроль воспитателя. |
Отработка навыков ухода за телом, мытье в душе. | Шефская помощь старших младшим товарищам. | Ежедневно | Постоянный контроль воспитателя. |
Четкое соблюдение техники безопасности труда, а также временной нормы трудовой деятельности детей. |
- Организация режимных моментов
06.30 – подъем
06.35 – 06. - зарядка
06.45 - 7.00 - утренний туалет, уборка спален
07.00 – 07.15 - завтрак
8.00 - занятия в школе
13.30 - встреча воспитанников с занятий
14.30 - 16.00 - Свободное время воспитанников. Посещение кружков, секций
15.30 - полдник
16.00 - 18.30 - самоподготовка
19.00 - 19.30 - ужин
19.30 - 20.30 - свободное время
20.30 - 20.45 - второй ужин
21.00 - отбой
3.5 Работа с родителями
Цель:
Формирование активной позиции родителей в социальной адаптации детей и выборе их профессии.
Задачи:
- консультировать родителей по вопросам, касающимся проживания детей в школе-интернате (бытовые вопросы);
- консультировать родителей в отношении семейного воспитания детей;
- оказать помощь в решении проблем, касающихся норм поведения в школе-интернате, соблюдение режима работы школы.
Формы работы:
- Неформальное общение. Письменная форма общения.
- Телефонная связь (в виду отдаленности их места жительства).
- Информирование родителей при встрече.
- Анкетирование родителей.
- Родительское собрание.
- Круглый стол.
- Ведение журнала «Работа с родителями» по приезду родителей.
Содержание работы
Форма работы | Содержание работы | Сроки |
Неформальное общение. Письменная форма общения. | Беседы о состоянии здоровья, поведения, внешнего вида ребенка. | По возможности |
Телефонная связь с родителями (в виду отдаленности их места жительства) | Психофизическое состояние ребенка. | По возможности |
Информирование родителей при встрече. | Сообщение об успехах детей в жизни школы и во внеурочное время. | 1 раз в четверть |
Анкетирование родителей. | Роль ребенка в семье. Планы родителей по профориентации. Удовлетворенность родителей пребыванием ребенка в школе- интернате. | 2 раза в год |
Родительское собрание. | По темам общешкольного плана. | По плану школы-интерната |
Круглый стол. | «Наши успехи в школе, интернате» «Поведение воспитанников», | 1 раз в год |
Ведение журнала «Работа с родителями» | Записи в журнале о проведенной беседе. Анализ результатов беседы. | По ситуации |
Работа с родителями или законными представителями воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы-интерната в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями детей осуществляется в рамках каждого из представленных модулей.
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников) может предусматривать:
- создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета школы, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете; а Совете профилактики, Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания, общероссийские
«родительское собрание» для родителей («Особенности образовательного процесса в новом учебном году», «Безопасность» и другое);
- проведение для родителей консультации педагога-психолога, социального педагога, сотрудников ОПДН, МВД Ямальского района;
- родительские интернет-сообщества: группы в Ватцап, Телеграмм с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в Панаевской школе-интернате в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий (День знаний, День учителя, Новый год, Праздник Весны и Труда, День Победы, День семьи, Последний звонок, любви и верности и другое);
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе (День открытых дверей: 1 сентября; 25 мая и другие дни, согласованные с администрацией школы-интерната)
4. Условия реализации программы воспитательной работы
4.1 Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности воспитанника, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки воспитанника в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между воспитанниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения воспитанников, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности воспитанников в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности воспитанников овладевает определенными компетенциями.
Принцип открытости - школьники планируют жизнь в группе совместно с воспитателем, внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип гуманности. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. Обеспечение гарантий защищённости, создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.
Принцип творчества. Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, предметно – практической деятельности, изменение ролевой позиции при подготовке дел.
Деятельностный принцип. Способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
Принцип индивидуальности. Отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении его индивидуальных, личностных и субъективных проявлений.
Принцип педагогической поддержки. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении. Поддержка может быть реализована на основе единства деятельности и гуманных взаимоотношений.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на учебный год.
4.2 Предполагаемый результат
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
К концу учебного года у детей должно быть:
- сформировано осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ним;
- желание и умение учиться;
- навыки сотрудничества в различных видах деятельности;
- самостоятельность и инициативность.
Воспитанники группы должны научиться:
- проявлять интерес к познанию;
- понимать и принимать необходимость приобретения знаний;
- уметь участвовать в различных видах совместной деятельности, а также самостоятельно организовывать совместную деятельность;
- иметь представление о нравственных основах человеческого поведения в реальной жизни и на материале художественных произведений;
- уметь использовать полученные знания в повседневной жизни;
- проявлять готовность следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей).
- Контроль и оценка результатов воспитательной работы
В начале и в конце учебного года воспитателями проводится анализ уровня воспитанности воспитанников по методике Л. Фридмана.
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям раз в полугодие, проводится анализ и в случае необходимости коррекция программы. В конце года данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков воспитанников.
Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
- Изучение межличностных отношений;
- Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
- Наблюдение и составление карт индивидуального развития ребенка;
- Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств
1. Анкеты.
2. Тесты.
3. Статистический учет
4. Диагностический мониторинг.
5. Анкетирование и тестовый опрос воспитанников и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания 7 класса на 2022 - 2023 учебный год
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциаль...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТРЯСОРУКОВОЙ Е.В. (2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД)
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮТРЯСОРУКОВОЙ Е.В. (2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД)...
План индивидуальной работы наставника с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и в группе риска на 2022 - 2023 учебный год
План индивидуальной работы наставникас учащимися, состоящими на внутришкольном учёте и в группе рискана 2022-2023 учебный год Наставник: учитель биологии Зорова И.С. Причина пост...
Анализ уровня воспитанности группы №6 на 2022 -2023 уч.год
Сравнительный анализ уровня воспитанности по фридману...
Программа воспитания группы №6 на 2023-2024 учебный год
Программа воспитания...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ "ВАТИНСКАЯ ОСШ" 2022-2023 г.
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная програм...
Отчет группы "Здоровье" за 2022-2023 учебный год.
Отчет группы "Здоровье" за 2022-2023 учебный год....