Внеурочное занятие на тему: "Умеем ли мы прощать"
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шапошникова Татьяна Сергеевна

Разработка внекласснотго мероприятьия "Умеем ли мы прощать" может быть использована и отработана на разных паралелях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umeem_li_my_proshchat.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?

Цель: создать условия для осознания учащимися характера появления обид и важности прощения.

Задачи:

- выяснить что такое прощение;

 - разобрать обиду на составные части;

 - описать модель оздоравливающего мышления;

 - ответить на вопросы: умеем ли мы прощать? и всё ли можно простить?

Пособия и оборудование: листы с вопросами, простые карандаши,фломастеры.

Расстановка парт и стульев: в двух группах, сдвинуть по две парты вместе, стулья вокруг в трёх

 сторон.

Ход беседы:

1. Знакомство и объявление темы беседы:

 Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Ваши имена я вижу, замечательные, красивые имена. А меня зовут Светлана Александровна. Тема, которую вы выбрали для обсуждения содержит два вопроса и нам за 20 минут нужно выяснить: «Умеем ли мы прощать?» и «Всё ли можно простить?»

^ 2. Беседа на тему:

 С какого вопроса начать? … С первого?....Или со второго?.... Или есть третий вариант? …(ответы)…

 «Если тебе кажется, что кто-то виноват перед тобой – забудь и прости. И если прежде не испытывал этого, ты узнаешь новую радость – ПРОЩАТЬ». Л.Н.Толстой…ты не узнаешь новую радость – ПРОЩАТЬ.

^ Что же это за радость, о которой говорит Лев Николаевич? …(ответы)…

 Радость, о которой говорит Толстой, представляет собой удовлетворение, возникающее в следствие избавления себя от обиды, а другого – от чувства вины. Таким образом, виной всему служит обида. Что же такое обида? ...(ответы)…

^ Условия возникновения обиды? На кого мы обижаемся чаще? …(ответы)…Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших и плохих эмоций. Мы обижаемся на любимых, а также и на тех, с которыми связаны каким либо соглашением, явным или неявным. Если тебя лягнет осел, то ты, наверное, пока в своем уме, не будешь обижаться на него. Обижаются только на тех, кого любят. Если мы видим, что наши друзья или любимые пренебрегает нашими интересами, не держат слова или еще кое-что в этом роде, то мы обижаемся. Чтобы обижаться, нужно еще признавать обидчика подобным себе. Мы не буду обижаться на животного, на глупого, или на человека, который в данный момент не в своем уме. Но если это - мать, отец, брат, сестра, друг, возлюбленная, жена, муж то мы можем обидеться.

 Как устроена обида? Давайте попытаемся разобрать обиду на составные части, подобно игрушечному автомобилю. Представьте такую ситуацию: мама обиделась на сына, потому что тот ей соврал. Представили? Представьте себя и в роли мамы, и в роли сына. Представили?

^ Как рассуждает мама? …(ответы)…можно я предложу свою версию? Возможно она считает, что она стольким пожертвовала ради своего сына, что он должен постоянно помнить об этом и беспрерывно выражать свою благодарность. А он взял и соврал ей.

 У сына же были какие-то свои причины для этого. Я ни в коем случае не оправдываю сына, его ложь, я только описываю ситуацию, какие часто встречаются в жизни.

^ Почему солгал сын? ...(ответы)…

Он хотел обидеть мать? …(ответы)… Да нет конечно.

Может совсем наоборот, чтобы не причинить ей боль? …(ответы)…

Почему же обиделась мать? …(ответы)…

 Она обиделась, потому что действия её сына не соответствовали её ожиданиям и прогнозам.

 Как избежать обид и неприятного осадка в душе в виде чувства вины? …(ответы)…

^ Что происходит в человеке, когда он обижается? …(ответы)…

 Обида неприятна. Обида - это страдание.. Она, как всякое страдание, возбуждает защитные действия. Среди них наиболее древними защитами являются бегство и нападение с соответствующими эмоциями страха и гнева. Миллионы лет мои предки выживали и избавлялись от страдания или бегством, или нападением. Но поскольку от обиды не убежишь, она с нами в нашей душе, то остается только одно - нападение. Обида вызывает гнев. В гневе человек перестает переживать обиду. Гнев переносится легче, чем обида. Гневу миллионы лет, он старше, а способность обижаться возникла лишь при индивидуальной жизни человека. Гнев отнимает психическую энергию от обиды и берет ее для собственного пользования, ведь для реализации гнева в агрессивном поведении нужна энергия. Поэтому, как только человек начинает сердиться, обида облегчается. Обиженные всегда злы, агрессивны и больны.

^ Что же делать, чтобы не обижать и не обижаться? …(ответы)…

Принятие другого человека таким, каков он есть. Простить – это и значит принять его таким, каков он есть. Обида растворяется в тепле прощения.

^ Отказ от сравнения поведения другого с моими ожиданиями, отказ от оценки ослабляет воздействие рассогласования ожиданий и реальности. Судить другого человека - значит совершать глупость, ошибку, ибо приходится сравнивать личность с чем-то безличным, с некоторым стандартом. Тот, кто понимает это, может легко отказаться от сравнения, легко познает сущность своей обиды.

^ Обида усиливается, если думать: "Я не могу его простить, так как он неправ, несправедлив". При мысли о том, что обидчик неправ, несправедлив, а по моим ожиданиям он должен быть правым и справедливым, рассогласование в моей душе возрастает и обида тоже. Для радикального устранения обиды требуется безусловное прощение обидчика.

^ Обида - довольно болезненный метод управления поведением обидчика, наказываемого чувством вины за несоответствие моим ожиданиям. Когда мать управляет близкими, часто обижаясь и создавая у них чувство вины, то она, сама того не подозревая, использует жестокое и беспощадное средство воздействия. Они ее любят, а любящие совсем беззащитны против чувства вины.

^ Если я хочу освободиться от обид на других, мне нужно самому измениться, внутренне смягчиться.

 Ребята, мы с вами разобрали модель саногенного мышления или оздоравлявающего мышления. Модель саногенного мышления известна вам, ребята, с более младшего возраста … Это Иванушка-дурачок. Он со всеми приветлив, весел, не держит обид, равнодушен к суетному успеху и финансовым неудачам, не дорожит деньгами и престижными должностями. Он абсолютно удовлетворен жизнью в отличие от своих братьев. Интересно, что теми же качествами обладают герои народных сказок других народов: например, Ходжа Насреддин. Он, как и Иванушка-дурачок, с точки зрения окружающих часто выглядят глупо. Но жизнь приносит успех именно им.

 А теперь постараемся ответить на вопросы из темы нашего разговора. Общаться будете в двух группах, отвечая на предложенные вопросы. Затем сделаете вывод. Первая группа – умеете ли прощать, а вторая группа – всё ли можно простить. Что-то будет не понятно – задавайте вопросы. Три минуты я думаю будет достаточно. Приступаем к обсуждению. …

 Итак, слушаем решение групп…(ответы)…

^ А что сложнее простить или попросить прощения? …(ответы) … Ребята, а надо ли учиться прощению? …(ответы)… Конечно же надо учиться прощению, научиться прощать родным, близким. А лучше всего учиться не обижать и не обижаться.

 Я хочу обратиться к Евангелию от Матфея: "Тогда Петр приступил к Иисусу Христу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз". Мтф 18.21-22.

О чем заповедал нам Господь? …(ответы)…

Вывод: Ребята, давайте вернёмся к прощению вообще. В чём же состоит прощение? …(ответы)… прощение состоит в том, что мы перестаём оценивать другого, не судить его. Когда человек перестаёт судить другого, он становится терпимым к себе и окружающим и освобождается от обид.

 НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Умеем ли мы общаться".

Представлена презентация устного журнала на тему: "Умеем ли мы общаться", выполненная учащимися в стихотворной форме и использованная на уроке ,проводимом в рамках Всероссийского урока чтения 7 октябр...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Беседа с учащимися старших классов на тему "Умеем ли мы прощать? все ли можно простить?"

Материал является сценарием беседы со старшеклассниками на нравственную тему....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....

Классный час по теме "Умеем ли мы прощать"

Классный час для учащихся 8-9 классов....

Классный час на тему: «Умеем ли мы прощать?».

Слабый не может прощать.Прощение есть свойство сильного.Махатма Ганди....

Классный час на тему «Умеем ли мы прощать?»

Цель: формировать терпимое отношение к людям через умение прощать, принимать и понимать ситуацию вынужденных обид.Оборудование: дерево, солнце, лучи, листочки, словари....