Беседа с учащимися старших классов на тему "Умеем ли мы прощать? все ли можно простить?"
методическая разработка (9 класс) по теме

Межевова Елена Николаевна

Материал является сценарием беседы со старшеклассниками на нравственную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_nravstvennost.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с учащимися

На тему:

«Умеем ли мы прощать?

Все ли можно простить?»

Подготовила и провела

Участница районного конкурса

«Учитель года 2012»

учитель английского языка

МБОУ Крюковская СОШ

Межевова Е.Н.

2011

 Цель – формировать способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию своих поступков и поступков других людей.

 

Задачи: 1. Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение».

2. Воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.

3. Развивать положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим людям.

4. Научить правильно реагировать на  конфликты и предложить способы их решения.

 

Вступление

Ребята, здравствуйте!

Сегодня мы собрались с вами для беседы. Беседа - обсуждение важного вопроса, проблемы. Чтобы настроится на совместную деятельность, предлагаю вам немного поиграть. Помните игру в кубики? Давайте вместе построим дом.

Спасибо, молодцы. Как мы видим, мы с вами вместе можем работать и получать результаты. Нашу планету, нашу страну, нашу деревню можно сравнить с домом. Кто же  живет в таком доме? Люди.

Тема сегодняшней беседы Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?

Основная часть беседы

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова и скажите, как могда поступить героиня.

ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

**Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

(Обсуждение с учащимися возможных  вариантов развития сюжета стихотворения)

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

 И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

Как поступила героиня стихотворения? Что стало с обидчиком? Правильно ли поступила?

 Обидчик, герой стихотворения не просил прощения. Ребята, с помощью каких слов люди просят прощение? Какое  слово легче сказать? Давайте порассуждаем с вами над такими простыми словами, как «прости» и «извини».

 /простить – это “перестать упрекать”, “не держать зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать, пока обидевший первый придет мириться”. 

Думаю, в разговоре о прощении стоит поговорить об обеих сторонах- с одной стороны, об обидчиках, а с другой стороны, об обиженных.

Было ли такое, что вы кого-то обидели, а потом просили прощения? За что вас прощали?

На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.   В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.

Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста...

Кого труднее простить, близких или коллег, соседей?

Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся./ Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы.– Возникают сомнения в существовании справедливости.– Жизнь меняется в отрицательную сторону... 

Вы согласны, что надо прощать? За что вам очень трудно простить? А надо ли прощать?

 Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям.

Прощение нужно только обидчику или оно необходимо обиженному?

Какие чувства мешают простить? (

 Как же выйти из этого состояния? Надо ли ждать, когда у вас попросят прощения

Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.   Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее

«Правило бумеранга»

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А если что не так – смирись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

 Как вы думаете, кому плохо от того что человек не простил своего близкого? Простить Любить– это значит прощать,
Прощать  – это понять,

Понять – это значит знать,
Знать – значит приблизиться к порогу мудрости. (
Николай Рерих)

Заключительная часть

 Какие качества помогают человеку  простить другого человека? Запомните, пожалуйста, слово, которое вы назвали. Я начну: доброта,  терпение, любовь, мудрость, вера, понимание, сопереживание, порядочность, сердечность, уважение, надежность, чуткость,сочуствие, снисхождение, толерантность. Каждый запомнил слово, которое назвал? Запишите это слово на листке бумаги, лежащем перед вами. Кто готов, подойдите к доске и прикрепите к солнцу луч. Спасибо за совместную работу. Я надеюсь,  ваши дома, вашу жизнь будут всегда согревать любовь, теплота…Ведь жить в одном доме нельзя, не прощая друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для 5 класса на тему "Словари - наши добрые помощники"

Данный материал можно использовать при проведении Недели русского языка и литературы....

Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"

Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"...

Классный час - беседа в 8 классе о вреде курения.

Классный час в виде беседы в 8 классе о вреде курения. Есть презентация....

Урок – беседа в 8 классе “ASTANA IS THE HEART OF KAZAKHSTAN”

Астана – новая столица Казахстана, город, к которому приковано внимание всего мира. Выбор темы открытого урока обусловлен этим ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (беседа) в 9 классе

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 9 классес использованием рассказа А.В. Костюнина"Рукавичка"....

Лист по итогам индивидуальной беседы с учащимся ________ класса, родителями

Лист по итогам Индивидуальной беседыс учащимся ________ класса, родителями...