Беседа с учащимися старших классов на тему "Умеем ли мы прощать? все ли можно простить?"
методическая разработка (9 класс) по теме
Материал является сценарием беседы со старшеклассниками на нравственную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_nravstvennost.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с учащимися
На тему:
«Умеем ли мы прощать?
Все ли можно простить?»
Подготовила и провела
Участница районного конкурса
«Учитель года 2012»
учитель английского языка
МБОУ Крюковская СОШ
Межевова Е.Н.
2011
Цель – формировать способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию своих поступков и поступков других людей.
Задачи: 1. Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение».
2. Воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.
3. Развивать положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим людям.
4. Научить правильно реагировать на конфликты и предложить способы их решения.
Вступление
Ребята, здравствуйте!
Сегодня мы собрались с вами для беседы. Беседа - обсуждение важного вопроса, проблемы. Чтобы настроится на совместную деятельность, предлагаю вам немного поиграть. Помните игру в кубики? Давайте вместе построим дом.
Спасибо, молодцы. Как мы видим, мы с вами вместе можем работать и получать результаты. Нашу планету, нашу страну, нашу деревню можно сравнить с домом. Кто же живет в таком доме? Люди.
Тема сегодняшней беседы Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
Основная часть беседы
Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова и скажите, как могда поступить героиня.
ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.
Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
**Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
(Обсуждение с учащимися возможных вариантов развития сюжета стихотворения)
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
Как поступила героиня стихотворения? Что стало с обидчиком? Правильно ли поступила?
Обидчик, герой стихотворения не просил прощения. Ребята, с помощью каких слов люди просят прощение? Какое слово легче сказать? Давайте порассуждаем с вами над такими простыми словами, как «прости» и «извини».
/простить – это “перестать упрекать”, “не держать зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать, пока обидевший первый придет мириться”.
Думаю, в разговоре о прощении стоит поговорить об обеих сторонах- с одной стороны, об обидчиках, а с другой стороны, об обиженных.
Было ли такое, что вы кого-то обидели, а потом просили прощения? За что вас прощали?
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста...
Кого труднее простить, близких или коллег, соседей?
Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся./ Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы.– Возникают сомнения в существовании справедливости.– Жизнь меняется в отрицательную сторону...
Вы согласны, что надо прощать? За что вам очень трудно простить? А надо ли прощать?
Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям.
Прощение нужно только обидчику или оно необходимо обиженному?
Какие чувства мешают простить? (
Как же выйти из этого состояния? Надо ли ждать, когда у вас попросят прощения
Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций. Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее
«Правило бумеранга»
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
А если что не так – смирись.
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Как вы думаете, кому плохо от того что человек не простил своего близкого? Простить Любить– это значит прощать,
Прощать – это понять,
Понять – это значит знать,
Знать – значит приблизиться к порогу мудрости. (Николай Рерих)
Заключительная часть
Какие качества помогают человеку простить другого человека? Запомните, пожалуйста, слово, которое вы назвали. Я начну: доброта, терпение, любовь, мудрость, вера, понимание, сопереживание, порядочность, сердечность, уважение, надежность, чуткость,сочуствие, снисхождение, толерантность. Каждый запомнил слово, которое назвал? Запишите это слово на листке бумаги, лежащем перед вами. Кто готов, подойдите к доске и прикрепите к солнцу луч. Спасибо за совместную работу. Я надеюсь, ваши дома, вашу жизнь будут всегда согревать любовь, теплота…Ведь жить в одном доме нельзя, не прощая друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа для 5 класса на тему "Словари - наши добрые помощники"
Данный материал можно использовать при проведении Недели русского языка и литературы....
Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"
Задачи, методы, приемы и основы селекции организмов...
Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"
Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"...
Классный час - беседа в 8 классе о вреде курения.
Классный час в виде беседы в 8 классе о вреде курения. Есть презентация....
Урок – беседа в 8 классе “ASTANA IS THE HEART OF KAZAKHSTAN”
Астана – новая столица Казахстана, город, к которому приковано внимание всего мира. Выбор темы открытого урока обусловлен этим ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия (беседа) в 9 классе
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 9 классес использованием рассказа А.В. Костюнина"Рукавичка"....
Лист по итогам индивидуальной беседы с учащимся ________ класса, родителями
Лист по итогам Индивидуальной беседыс учащимся ________ класса, родителями...