Патриотическое воспитание школьников. Отчёт классного руководителя.
материал (5 класс)
Патриотическое воспитание школьников. Отчёт классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание школьников. Отчёт классного руководителя. | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Сила каждого государства в единстве его народа. Говоря о России, президент нашей страны неоднократно подчёркивал, что «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…».
2 слайд
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе работы каждого классного руководителя.
Его цель - формирование у школьников чувства патриотизма, т.е. любви к Отечеству, преданности ему, стремления своими действиями служить его интересам, готовности к его защите.
Патриотическое воспитание включает в себя три этапа.
Поскольку я являюсь классным руководителем пятого класса, то очевидно, что мы пока находимся на первом этапе- этапе накопления знаний, необходимых для дальнейшего формирования убеждений.
Чтобы эти знания превратились в принципы деятельности и поведения, необходимо, чтобы они были не просто освоены, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания школьников.
На это я ориентируюсь в организации работы по патриотическому воспитанию.
3 слайд
У каждого классного руководителя есть своя система работы в данном направлении. Представляя свой опыт, я начну со слов выдающегося человека, академика Д. С. Лихачева:
«…любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет.
С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам,
а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу.
Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.»
Соответственно, можно выделить три ступени патриотического воспитания:
-воспитание любви к своему ближайшему окружению
- воспитание любви к малой родине.
-воспитание любви к Отечеству, готовности к защите интересов Родины.
Таким образом, процесс формирования патриотизма начинается с семьи, любовь к Родине – его финал.
4 слайд
Патриотическое воспитание в современной школе реализуется с помощью разнообразных форм и методов. Задача классного руководителя - выбрать наиболее эффективные, применительно к конкретному классу. Что я , собственно, и стараюсь делать.
В плане работы РДШ практически каждое мероприятие носит патриотическую направленность, нам остается только грамотно реализовать этот план.
5 слайд
Итак, формирование гражданина, патриота начинается с чувства любви к родным людям.
Методы и средства по воспитанию семейных ценностей подбираются в зависимости от возраста учащихся.
В 5-6 классах – это изучение собственной семьи и ее традиций.
Формы и методы - составление семейного дерева, изучение истории своего рода и т.д.
Основная цель - воспитание у детей чувства гордости за свою семью и предков, которые дали ей истоки. Формируется чувство ответственности за продолжение семейных традиций.
В качестве примера – мероприятие к Дню пожилого человека.
«Тот род велик, где старость почитается». Форма проведения- устный журнал.
Предварительная работа - изучение семейного архива «Загляни в альбом бабушки и дедушки»
Знакомясь с биографиями своих бабушек и дедушек, дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.
А к 23 февраля, например, дети готовили исследовательский мини-проект «Защитники Отечества в моей семье»
6 слайд
Воспитанию любви к своей семье способствует и проведение различных акций. Например, акция к Дню матери в форме выполнения творческого проекта «Подарок для мамы».
7 слайд
Или акция «Мои полезные каникулы».
Конечно, любовь к родителям безусловна, но важно научить детей проявлять её конкретными действиями и поступками, заботой и вниманием.
8 слайд
2 ступень - воспитание любви к малой Родине.
Формы работы: Изучение истории, культуры, природы родного края через походы, экскурсии, посещение музеев. Проведение тематических классных часов. Исследовательские проекты.
Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Сразу скажу, что с этим классом я работаю всего полгода, да и год выдался сложным, поэтому я представляю опыт работы с предыдущим классом. Но вот проведение классных часов по краеведению для нас актуально. Например, мы уже познакомились с историей своего района.
9 слайд
Воспитание любви к малой Родине осуществляется и через экологическое и трудовое направление ВР.
Формами могут быть Экологические беседы, знакомство с профессиями. И, конечно же, практическая деятельность (субботники, трудовые операции, работа по самообслуживанию, озеленение кабинета и территории школы, работа на пришкольном участке и т.д.), где дети видят результаты своего труда, осознают, что внесли посильный вклад в общее дело, сделали мир вокруг себя чуточку лучше.
Знакомство детей с огромным миром профессий мне показалось логичным начать с беседы о профессиях родителей, которые трудятся здесь, на родной земле и начать с замечательного стихотворения Вероники Тушновой «Если б не было учителя…»
Если б не было учителя, И поныне бы, наверное, | И не быть бы нам Икарами, Без его бы сердца доброго |
А если бы не было скотника, доярки, механизатора…? В результате этих рассуждений дети осознают, что родители не только обеспечивают их достойное материальное существование, но и приносят большую пользу людям, а, значит, и всей стране.
В результате реализации этого направления воспитывается бережное, чуткое отношение к природе родного края, разумное использование ее богатств. Формируется любовь к труду и уважение к людям труда, трудовые навыки и умения, желание жить и работать на родной земле. …И гордость за своих родителей…
10 слайд
Здоровый гражданин- здоровая нация. Защитить свою страну могут люди физически крепкие. Поэтому важно формировать у детей стремление к ЗОЖ.
Поскольку важным видом деятельности для детей этого возраста все еще остается игра, то и классный час «Здоровое поколение» мы провели в форме игры, но деловой.
11 слайд Занятия физкультурой, участие в спортивных мероприятиях, организация активного отдыха школьников способствуют укреплению здоровья школьников, формируют стремление к ЗОЖ.
12 слайд
3 этап – воспитание любви к Отечеству.
Цель мероприятия «День Конституции. Мои права и обязанности», - воспитание уважительного отношения к символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну России, Конституции- основному закону страны. Формирование гуманизма и гражданственности.
Форма проведения мероприятия – лекционный форум, и викторина.
(В ходе мероприятия мы также познакомились и с символами нашего района.)
13 слайд
Целью мероприятий к Дню Народного единства было воспитание патриотизма, гражданской идентичности, уважения к героическим и трагическим страницам истории.
Мы провели сразу несколько мероприятий, используя различные формы:
- Экскурс в историю «Единство во имя России».
Просмотр документального фильма. Беседа-рассуждение.
- Конкурс рисунков.
- Конкурс чтецов. (Видео мы разместили в группе газеты «Восход» в социальной сети «Одноклассники».)
14 слайд
Проведение конкурсов рисунков не только развивает творческие способности детей, но и дает им возможность через рисунок выразить свой взгляд на мир, свои нравственные ценности и приоритеты. Не случайно рисунок - один из инструментов психологической диагностики.
15 слайд
К открытию года науки и технологий в России мы провели тематический классный час в форме беседы-рассуждения «Влияет ли развитие науки на жизнь каждого отдельного человека?», а затем выполнили мини-проект «Изобретения будущего», в котором дети попытались спрогнозировать развитие науки и технологий.
16 слайд
Самыми эмоционально окрашенными являются мероприятия военно-патриотического направления - Уроки мужества и памяти. Именно они формируют в школьниках потребность быть достойными памяти героических воинов нашей страны, готовность защищать своё Отечество.
За прошедший период мы провели три урока мужества и памяти:
- К Дню памяти неизвестного солдата,
- К Дню снятия блокады Ленинграда,
- К Дню памяти воинов- интернационалистов
Я решила провести их в форме просмотра и обсуждения документальных фильмов, поскольку это позволяет детям погрузиться в события, почувствовать себя их участником. Конечно, идеальным вариантом была бы встреча с очевидцами, но…
К таким мероприятиям я готовлюсь особо. Необходимо тщательно продумать каждое слово, из большого количества фильмов выбрать те, которые бы и соответствовали возрасту детей, и затронули их эмоционально - чувственную сферу.
Я считаю, мероприятия прошли очень удачно и достигли поставленных целей. Они вызвали эмоциональный отклик у детей, которые проявили чувство сочувствия, сострадания, сопереживания и во время обсуждения даже где-то поразили меня своими очень глубокими выводами, высказываниями.
К 23 февраля мы провели конкурсную программу с включением ролевой игры. И хотя пока мы защищали не Родину, но проявили себя весьма героически.
17 слайд
Одним из показателей успешности воспитательной деятельности педагогов является активность воспитанников. Мои дети демонстрируют ее, участвуя в общественных мероприятиях и социальных проектах.
18 слайд
Безусловно, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. И впереди у нас большой путь. Но уже сейчас, глядя на своих детей, я смею предположить и очень надеюсь, что они вырастут достойными гражданами своей страны.
А достичь поставленных целей и позволяет то разнообразие форм и методов воспитания, которые существует в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять вп...
Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя
Выступление на ГРК « Мордовия» «Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя»...
"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя
Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...
статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...
Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и ...
Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя
laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...
ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников в работе классного руководителя. В ней рассматриваются особенности, содержание и основные направления данной работы. Важность формирования патрио...