« Холокост… Помнить или забыть? »
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Пояснительная записка

Классный час «Холокост …Помнить или забыть»

как составляющая духовно-нравственного воспитания школьников

 

Утрата духовно-нравственных ориентиров и творческого воображения,

следование информационным штампам и неспособность к физическому, умственному, духовному усилию, а также конфликты на межнациональной почве – все эти проблемы современного общества, как в зеркале, отражаются и в современной школе. 

Важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании играет не только семья, но и школа.

Но как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя не только частью государства, в котором он живёт, а захотел бы гордиться своей страной и, если потребуется, встал на её защиту.

Одним из путей решения данной проблемы я считаю проведение таких классных часов, которые учат уважать другой народ, его традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_o_holokoste.docx104.3 КБ
Office presentation icon holokost.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа

с.Минаевки Асиновского района Томской области

XII Международный  конкурс работ школьников, студентов и преподавателей "Память о  Холокосте – путь к толерантности"

Номинация: Методические разработки

                            Классный час

« Холокост… Помнить или забыть? »

Автора: Суцкель Татьяна Михайловна

Место работы: МОУ СОШ с.Минаевки Асиновского района Томской области

Должность: учитель биологии

Категория: высшая

Домашний адрес: с. Минаевка, ул.Совхозная 4,2 Асиновского района Томской области

Контактная информация:  тел. 838(241)40588

                                          E-mail: suzkel@rambler.ru

                                 

Цели:

Образовательная:

- ознакомление учащихся с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;

-повышение  информационной грамотности учащихся;

Воспитательная:

– продолжение  работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию  осознанной гражданской позиции;

 -развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

Развивающая:

– продолжение развития навыков монологической речи, развития  коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Оборудование:   Презентация

Ход  мероприятия

Звучит музыка   И.Бах «Страсти по Матвею. Сжалься»


1 чтец

Здесь было горе - горе без счета.
Желтые звезды - звезды почета.
Звезды униженных, звезды отверженных,
вшитые в небо еврейской одежды.

Здесь в синагоге молилось гетто.
Только Мессия, наверное, где-то
мимо промчался и канул в Лету.
Бог позабыл о еврейских бедах.

Желтые звезды, звезды Давида,
горькие слезы еврейской обиды.
Вместо клейма паспорт с надписью "Юде",
в спину проклятием окрик: "Иуда!"

В осень глухую, в ночь листопада,
падали, падали, падали, падали,
издали звезды... В звезды стреляли,
звезды кроваво-красными стали.

Желтой звезды кровоточащий след!
Звезды, которых на небе нет!
Звезды, в могилы зарытые заживо...
Вместо звезды расстрелянной каждой
Новые звезды руками нашими
В небо вошьем мы в память о павших!

Учитель

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами чтобы обсудить очень важную для  нас, для всего общества  проблему- проблему толерантности, терпимости людей друг к другу вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания и других этнических и культурных различий.  Тема нашего разговора звучит так: «Холокост… Помнить  или забыть?»

Наш разговор пойдёт как бы по страницам книги «Холокост вчера и сегодня….»

 слайд №1. 

Вчитайтесь в  слово ХО-ЛО-КО(ст).

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(предложения учащихся).

Да, оно напоминает славянское слово КОЛОКОЛ. И сразу на память приходят набатные колокола  древнерусского  Нижнего Новгорода, созывающие народ на вече для решения важных общенародных проблем, предупреждающие об опасности. Так о чём же  говорит нам  слово- колокол  Холокост? Что же на самом деле скрывается под таким названием?

Прочитаем страницы книги «Холокост вчера и сегодня….»

Страница №1  Историко-литературная 

Звучит «Бухенвальдский набат»

Ученик 1  слайд № 2  

Слово ХОЛОКОСТ   в переводе с греческого означает           «сожженный целиком»,  в переводе с английского - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня.

Ученик 2

Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение значительной части еврейского населения Европы нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 годах.

Ученик 3

Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа  и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х  как символ крематориев лагеря смерти Освенцим.

Ученик 4  слайд №3

А начиналось всё так.

звучит немецкий марш

После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит  в Германии последовательную политику государственного антисемитизма

Согласно этой политике  австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же -   недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, либо к полному уничтожению, –цыгане, евреи и представители многих других национальностей.

Ученик  1

 Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ подлежал полному уничтожению.

Ученик 2  

 В 1933  году был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который присвоили евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских  и судебных учреждений, средств массовой информации, армии. Евреев вынуждали эмигрировать, т. е.  уезжать из Германии, оставляя дома, имущество.

Ученик  3  слайд № 4

Дневник голландской девочки Анны Франк - один  из наиболее известных и  впечатляющих  документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым  на весь мир. Анна  вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Вот как рассказывала 13-летняя  Анна Франк в одном из своих дневников  о геноциде евреев, жертвой которого стала её семья.

тихая музыка

Анна Франк

( в луче прожектора девочка сидит за столом, перед ней тетрадь, в руках - карандаш, пишет. На заднее плане - изображение высокого забитого крест-накрест окна.)

 «Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию. После сорокового года жизнь пошла трудная. Сначала война, потом немецкая оккупация. И тут начались наши страдания. Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям.

Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр. Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис, - словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше.   Суббота, 20 июня     1942 года ».

 Ученик 4 слайд №5

 В 1938 году в загранпаспортах евреев появились дополнительные имена – Израиль и Сара, а позже и буква J ( от JUDE- еврей). Нацисты активно выталкивали граждан еврейской национальности из страны. Насильно были отправлены в Польшу 15 тысяч евреев. Не выдержав измывательства, сын одного из депортированных  совершил покушение на немецкого дипломата в Париже. Спустя несколько дней,  10 ноября 1938 года, в Германии произойдет событие, потрясшее весь мир и вошедшее в историю как «Хрустальная ночь»

тихая музыка

Ученик  1

В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 96 евреев были убиты, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. Многие улицы были буквально усыпаны осколками стёкол разрушенных еврейских домов и магазинов. Отсюда и название - Хрустальная ночь.

 2 чтец.

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

Злоба и безумство массы.

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь!

Бей, насилуй, режь ничтожных!

Жги, безжалостно дави!

(Свой народ втравил безбожник,

Замарал в чужой крови!)

Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон!

( Валерий Агаронов «Хрустальный звон»)

 Ученик 2 Слайд № 6 

После захвата Польши в  1939 году   на её территории создаются  специальные еврейские кварталы (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. 

Ученик   3

 Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. Они  приговорили к смерти 11 миллионов евреев из 33 европейских государств. И  на территории Польши стали создаваться лагеря уничтожения, в которые в плановом порядке перевозились евреи  из гетто.

Ученик 4  слайд № 7   Из дневника Анны Франк

тихая музыка

Анна Франк

« Январь.1943 год. Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что-то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой - только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают! Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери - оказывается, всю семью увели! Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут - евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти!»

Ученик 1

Дневник Анна вела до 1 августа1944 года. А в  конце  октября  она  вместе с сестрой  Марго была   депортирована в  концентрационный лагерь Берген - Бельзен. Страшные антисанитарные условия  лагеря  привели к  эпидемии тифа,  от  которого  погибли тысячи заключенных, в том  числе  сестры Франк.

 Ученик 2 слайд № 8

 Для уничтожения евреев на территории Польши создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них, с использованием газовых камер и крематориев,  стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц- Биркенау, где погибло свыше 1 миллиона  100 тысяч евреев. Людей тысячами загоняли в газовые камеры, а затем избавлялись от  тел, отправляя их в печи крематория. По свидетельству местных жителей, трубы  этой фабрики смерти не переставали дымить ни на один день, засыпая пеплом все окрестности.  Практичные немцы  старались извлечь максимальную пользу даже здесь: перед убийством людей раздевали и разували, отнимали  все вещи и даже остригали  девочек и женщин с длинными густыми волосами.

3 Чтец

Когда всех женщин из транспорта

Остригли,

Их волосы

Четыре работника

Замели липовыми вениками

И собрали в кучу.

За чистыми витринами

 лежат неподвижно волосы

задушенных в газовых камерах.

В тех волосах шпильки

и костяные гребни…

В огромных витринах

Клубятся сухие волосы

Задушенных

И серенькая

Косичка, мышиный хвостик,

С бантиком,

Которую дёргали в школе

Невежливые мальчишки.

(Тадеуш Ружевич «Косичка»)

ПАУЗА (слайд 9)

 Ученик 3 слайд № 10

 В 1943 году Германия объявила себя «свободной от евреев». К этому же статусу приближались и другие страны Европы.

(звучит «Горе народное» в исполнении московского камерного хора)

Ученик 4

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами продолжилось и после нападения Германии на Советский Союз. Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи. Так под Киевом  в Бабьем Яре  29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев. Мир снова содрогнулся от ужаса.

4 чтец.

Подорожники разлапистые возле тропинки,

Будяки подпирают старенькие заборы,

Подсолнухи раскачивает утренний ветер,

От зари на мазанках белых розовые разводы.

Бредёт по тропинке девочка босоногая,

На плечах - красивая мамина вышиванка,

В руке у неё маленькое ведёрко,

Идет воды набрать в ближнем колодце.

Так что-то тихо в селе и людей не видно,

Не идут почему-то соседки к колодцу,

Стрельбы не слышно всё это утро,

И село спозаранку как  будто вымерло.

Ой, кто же это? Что здесь случилось?

Моисей, Моська, что за одной партой сидел со мною,

Валяется на дороге, раскинув в стороны руки и ноги.

В голубое небо глазами открытыми неподвижно смотрит.

А вот бабушка Сара, что живет от нас через три хаты,

Поперёк дороги лежит, и юбка её задрана,

Волосы ее седые сильный ветер треплет.

Ноги ее опухшие перековерканы.

Что такое? Что с ними случилось?

Мося,  Моська, хватит валяться в дорожной пыли,

Вставай, иди до хаты, там отдыхай на своей кровати!

Бабушка Сара! Что это с вами, бабушка Сара?

Вместо глаз - кровавые дыры, на груди кровавые пятна.

Рот разинут, в его провале красная жижа.

Девочка встала, как вкопанная.

Она увидела! Всё увидела! Всё она поняла!

Перед глазами её вспыхнуло огненно-белое зарево.

И она упала на землю без памяти.

Долго лежала, но вот очнулась и приподнялась,

Медленно голову туда повернула,

Люди лежали везде и всюду:

Дядя Абраша, Генушка, бабушка Ида,

Йосик Шмилевич, Рахиля и Фейга,

Маленький Фимчик, которого на руках она много носила.

Всё в крови - кровь повсюду.

В лепёшки кровавые пыль свернулась.

А на колодце людское месиво

Из тел окровавленных разметалось…

 ( Ф. Мастинская, «Колодец»)

Ученик 1

 В память о тех трагических событиях на месте  гибели людей установлен  монумент.

 Ученик  2  слайд 11

 Айнзацгруппы уничтожали всех евреев.  Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР, погибли от рук нацистов и их пособников. Казни зачастую проводились на глазах у мирного населения.

 

 Ученик 3 

Из дневника литовского врача, доктора Е. Будвидайте-Куторгене. 30 октября 1941 г.


Доктор  

«Снова увезены на смерть десять тысяч из гетто. Накануне было объявлено, что все должны собраться в 6 утра на большой площади, выстроиться в колонны. Площадь окружили пулеметами и стражей. Было холодно, морозно. Люди простояли голодные, без вещей весь день. Дети плакали у матерей на руках. О своей судьбе никто не подозревал, думали, что переводят на другие квартиры . На рассвете распространился слух, что в Девятом форте военнопленные выкопали глубокие ямы, и все поняли, что это смерть. Начали плакать, рыдать, кричать.
В форте обреченных партиями,  по триста человек, загоняли в ямы, расстреливали… Многие были закопаны живыми.  Об этом мне рассказал один знакомый со слов немецкого солдата-очевидца, который добавил, что он написал своей жене-католичке: «Вчера я убедился, что Бога нет, потому что если бы он был, то не мог бы допустить того, что свершилось».

Ученик  4   слайд 12

Геноцид евреев прекратился  в 1945 году после разгрома  гитлеровской армии. Печальные итоги антисемистской политики Германии- 6 миллионов погибших. Истреблено более 60 % еврейского населения Европы.  Загубленных судеб пересчитать невозможно.

Ученик   1  слайд № 13

В память об евреях  – жертвах  нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд ва-Шем в Иерусалиме , открытый в 1953 году. В Яд ва - Шем собрана информация о евреях- жертвах нацизма в 1933 — 1945 годах. Его посещают ежегодно более миллиона человек.

Ученик 2   слайд № 14

Это дом- музей Анны Франк в Амстердаме,  открытый в 1958  году.

Ученик 3   слайд №15

 Это Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне, открытый в 1994 году, памятники в  Будапеште, Саласпилсе,  Берлине.

Учитель

Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…

-Можем ли мы с вами не допустить повторения Холокоста?

Учитель слайд 16

- Как вы думаете, нужно ли нам, живущим в  21-ом  веке, помнить о горьких событиях века 20? Может, не стоит ворошить старое? Давайте обратимся ко второй части формулировки  темы: помнить или забыть? 

Учитель

-Так  о чём же предупреждает  слово- колокол-  Холокост?

(ответы: Чтобы счастливо жить в настоящем и будущем, нужно помнить об уроках прошлого. Во многих странах 10 ноября вспоминают о событиях  Хрустальной ночи, чтобы не допустить её повторения. Мы должны выступать против любых проявлений расизма, чтобы не допустить нового Холокоста и т.д.).

Учитель

-Прислушайтесь, дети! Сердцем прислушайтесь!

И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, крови, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они хотели жить...

Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!

Объявляется минута молчания

Учитель  

- А можем ли мы сегодня с уверенностью сказать, что повторения Холокоста можно не бояться? Неофашисты и скинхеды. Что можно сказать об этих течениях? Какие идеи они пропагандируют? Можно ли назвать их безопасными для современного общества?

-Разве способны нормальные люди копировать подобные преступления нацистов? Разве у них не окаменело сердце после содеянного? Эти, бритоголовые, читали ли о лагерях смерти? Страшные, черные слова приходится произносить дальше: Холокост сегодня…

Страница №2  Холокост сегодня

Слайд 17

Ученик 1

- В феврале 1999-ого года был убит русский (!) студент-медик, за то, что вступился за негра перед скинхедами.

Ученик 2

- Убийства азербайджанцев в сентябре 2002 года в Питере были охарактеризованы милицией, как хулиганство. Численность питерских скинов – до 3 000 "особей".

Ученик 3

- 9 мая 2002 года на Стрелке Васильевского острова была развёрнута фашистская символика. Прохожему, сделавшему замечание, "розочкой" выкололи глаз.

Ученик 4

2006

27 – летний индийский студент Сингх Нитеш Кумар –  VI курса Медицинской академии имени Мечникова получил 7 ножевых ранений.

Чем он помешал нашей стране, нашему народу?

Ученик 1

2007

Трое преступников из числа так называемых скинхедов получили приговор за нападение на граждан Азербайджана и Киргизии, закончившееся убийством одного из них.

Ученик 2

2008

В Санкт – Петербурге неизвестные зарезали девушку из Якутии, которая приехала в Северную столицу учиться. Жертва истекла кровью до приезда «скорой». На теле погибшей медики зафиксировали не менее 16 ножевых ранений.

Она всего лишь хотела учиться…

Ученик 3

2010

14 – летняя девочка была убита и десятки людей получили ранения в одном из городов в центральной части России, когда на собравшихся на концерт рок – музыки зрителей напали более сотни голых по пояс скинхедов, вооруженных методическими прутьями. Мотивы нападения пока не ясны. Она всего лишь слушала музыку…  Любила музыку…

Ученик 4 слайд 18

Слово "скинхед" произошло от английского skin head - "бритая голова", что знают сейчас абсолютно все. Существует несколько основных заблуждений, связанных с понятием "скинхед-культура":

Скинхеды — это движение, связанное с фашизмом;

Скинхеды — это преступная группировка и никакой культуры там нет;

Демисезонное буйство скинхедов неизлечимо.

Ученик 1

Главное в их идеологии – это национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае – русской) нации как нации, принадлежащей к "белокожим", стоящей выше всех других рас (в основном по сравнению с негроидными и азиатскими расами). То, чем белая раса возвышает себя над другими, практически каждый бритоголовый толкует по-своему и не особенно конкретизирует. Одновременно национализм бритоголовых проявляется в смысле гордости и ощущения превосходства именно своего народа, своей нации. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны и своей национальности.

Ученик 2

«Дети, которые знают, что у них нет будущего, стараются отомстить обществу. У них два выбора: попасть в преступную группировку и стать крутым, либо спиться и кончить как бомж, которого они недавно всей ватагой запинали до смерти. На волне патриотизма средний (миддл) класс создать не удалось. Создали быдл-класс! 9 июня 2002 года после матча с японцами на Манеже и Арбате массовые погромы фанатов и скинхедов. "Узкоглазые ублюдки", – орали фанаты, швыряя камни в окна Госдумы. Японцы – ублюдки, так как выиграли, а русские молодцы – что проиграли.

Ученик 3

На видеокадрах молодой человек исступлённо пинает иномарку. Откуда такая ненависть к неодушевлённому предмету? Разбивали авто те, кто знал, что у них никогда не будет автомобиля. Но в тот момент они об этом не думали – пинали и всё! Они давно поняли, что родители, как бы ни старались, не смогут дать им ни машину, ни квартиру. По крайней мере, честным трудом. Ибо честным трудом ни мобилу, ни авто не заработаешь. Хозяин иномарки, если следовать вышеуказанной логике, в лучшем случае – вор, а раз вор – значит жид, а раз жид, то тут только бить надо».  (Новая Газета, 2002 год).

Учитель

-Наша сегодняшняя цель – познакомиться  с «теориями» сегодняшних дней и предотвратить завтрашний, наша цель – научиться  быть чуткими к боли других людей, не причинять страдания кому – либо, наша цель научиться говорить твердое «НЕТ!» тем, кто стал на преступный, жестокий путь.

- Мы надеемся, что сегодняшний урок - урок на всю жизнь.  Не вступайте в ряды скинхедов, националистических движений, боритесь против любого проявления национализма.  Ваши сердца будут помнить эти грустные истории с несчастным концом. Не делите людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» не становитесь на преступный путь никогда во имя своих идей, берегите свои чистые души от проклятий других.

Ученик 4

Сегодня мы узнали о страшной трагедии Холокоста,  попытались установить   параллели между тем, что произошло в Германии в середине ХХ века, и тем, что происходит сегодня. Осмысливая трагический опыт прошлого, мы увидели, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не выкорчеваны и судьба человечества сейчас во многом зависит от вас, от молодого поколения. И в большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного плана массового истребления, но и как предостережение.  Изучение прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека, осознавшего необходимость быть терпимым к окружающим, признавать  их  право на свободу и индивидуальность.

Учитель слайд № 19

 В связи с этим  хочу сказать ещё об одной  дате- 16 ноября.  

В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН  в целях предупреждения новых проявлений расизма приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».

Я призываю вас быть толерантными!  Я  призываю вас не забывать, а помнить, значит- быть!

 И своеобразным итогом нашему заседанию могут служить строчки из стихотворения   В. Остена  

 слайд № 20 

Дождь стучит за окном,

Дождь не даёт мне покоя.

Я не могу забыть…

Да разве забудешь такое?..

Слайд 21 Память о Холокосте - путь к толерантности.

Список  литературы

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.
  2. Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001.
  3.  Захаров В., Кулишов  В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.
  4. Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.
  5. КM./RU./ Мегаэнциклопедия.
  6. Lib. /ru. /|inproz/ Frank Anna /dnevnik / txt /
  7. Lib./ru ./| Современная литература./ Стихи о Холокосте.
  8. http://www.sgvavia.ru/forum/78-119-1
  9. www.holocf.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к методической разработке

Слайд 2

(от греч. holokaustos «сожженный целиком») - гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 годы ХОЛОКОСТ -

Слайд 3

Высшая , господствующая раса - арийцы или германцы Пригодны для использования их в качестве дешёвой рабочей силы - другие западноевропейские народы и славяне Подлежат уничтожению, низшие расы – евреи , цыгане и другие.

Слайд 5

Дождик льёт, протяжно плачет, Блюз играет патефон. Память никуда не спрячет Ночи той хрустальный звон…

Слайд 9

Украина, Бабий Яр, монумент жертвам фашистского геноцида 29-30 сентября 1941 года- массовые убийства евреев под Киевом

Слайд 11

В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы были уничтожены 200 тысяч евреев Германии; 65 тысяч евреев Австрии; 80 тысяч евреев Чехии; 110 тысяч евреев Словакии; 83 тысяч евреев Франции;. 65 тысяч евреев Бельгии; 106 тысяч евреев Нидерландов; 165 тысяч евреев Румынии; 60 тысяч евреев Югославии; 67 тысяч евреев Греции; 350 тысяч евреев Венгрии .

Слайд 14

В Будапеште В Берлине В Саласпилсе

Слайд 17

Слово "скинхед " произошло от английского skin head - "бритая голова", что знают сейчас абсолютно все. Скинхеды — это движение, связанное с фашизмом; Скинхеды — это преступная группировка и никакой культуры там нет; Демисезонное буйство скинхедов неизлечимо.

Слайд 18

Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства.

Слайд 19

Дождь стучит за окном, Дождь не даёт мне покоя. Я не могу забыть… Да разве забудешь такое? В.Остен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Холокост - помнить или забыть?"

Классный час расчитан на учеников 9-11 классов.  Основная цель - показать итоги и последствия холокоста, его значение в жизни человечества....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста              Цели: 1.     ознакомление учащихся с основ...

Урок памяти: "Что такое Холокост? Помнить и никогда не забывать"

Представлен конспект урока памяти, посвященного жертвам фашизма. Целью урока является -  добиться четкого понимания учащимися таких понятий как "нацизм", "геноцид". "Холокост", показать все злоде...

27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым.

27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым. Вечер содержит стихи.танцы,сценки,презентацию.Участники ребята-5.6.7,8 классов....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помни, не забудь!"

Данный сценарий содержит исторические документальные моменты, связанные с Холокостом, литературный материал, ссылки на документальные фрагменты. будет полезен и как внеклассное общешкольное мероприяти...

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв Холокоста "Помнить… и никогда не забывать!"

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв ХолокостаЦели:ознакомление учащихся с основными понятиями,  связанными с трагедией Холокоста.Формирование эмпатии к жертвам и сохранение ...

КЛАССНЫЙ ЧАС - РЕКВИЕМ «Холокост…. Помнить или забыть?»

Классный час посвящен памяти жертв нацизма  и жертв Холокоста....