КЛАССНЫЙ ЧАС - РЕКВИЕМ «Холокост…. Помнить или забыть?»
классный час (9 класс)

Прокопьева Елена Александровна

Классный час посвящен памяти жертв нацизма  и жертв Холокоста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas-_rekviem.docx91.71 КБ
Файл glossariy_terminov.docx14.7 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_holokost.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

 ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ«АРЛАГУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» -  ПРИЛОГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕБЯЖЬЕВСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛАССНЫЙ ЧАС - РЕКВИЕМ

«Холокост…. Помнить или забыть?»

(классный час для учащихся 5-9 классов).

 Подготовила и провела: Прокопьева Елена Александровна, учитель биологии, химии, физики (кл.рук.6кл).

C:\Users\Aleksei\Desktop\Esvdh4QXUAAaYp9.jpg

с.Прилогино

2022 год

Цели:

Образовательная:

- ознакомление учащихся с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;

-повышение  информационной грамотности учащихся;

Воспитательная:

– продолжение  работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию  осознанной гражданской позиции;

 -развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

Развивающая:

– продолжение развития навыков монологической речи, развития  коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Задачи:

образовательные:

ознакомление учащихся с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

- развивающие:

• формирование толерантного сознания;

• формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

- воспитательные:

воспитание у учащихся понимания опасности распространения фашизма.

Актуальность.

В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о катастрофе европейского еврейства и массовом геноциде человечества.

Методы обучения: наглядно-практический, словесный, частично- поисковый, исследовательский.

Целевая аудитория: 5-9 классы.

Оборудование:   ПК, мультимедиа проектор, колонки, презентация, раздаточный материал ( глоссарий терминов), В.А.Моцарт  Реквием – Лакримоза,В. А. Моцарт «Мелодия ангелов». Симфония № 6,  «Бухенвальский набат» - автор текста: Соболев А., композитор: Мурадели В., звук метронома, звук колокола, выставка , посвященная Холокосту – «Там, где сжигают книги, будут жечь людей». (Генрих Гейне.)

Межпредметные связи: история, обществознание, биология, музыка, литература, ОДНКР.

Ход  мероприятия

На доске эпиграф.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

Звучит музыка   В. А. Моцарта «Реквием». (1 слайд)

1 чтец: Говорят погибшие. Без точек.

И без запятых. Почти без слов.

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.

2 чтец: Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

3 чтец: На промозглых парах железякой.

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь — пока была.

4 чтец: Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

5 чтец: У меня мечта есть у живого:

В эти мне отпущенные дни

Вымолвить хоть слово, хоть полслова,

Но из тех, что унесли они.

Целеполагание.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами чтобы обсудить очень важную для  нас, для всего общества  проблему- проблему толерантности, терпимости людей друг к другу вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания и других этнических и культурных различий.  Тема нашего разговора звучит так: «Холокост… Помнить  или забыть?»  (Слайд №2)

Звучит звук колокола.

Учитель: Что это за звук? Что может означать этот звук?(это колокол и раньше он оповещал о каком-то бедствии, например о пожаре)

-Как похожи эти два слово КО -ЛО -КОЛ и ХО -ЛО -КО –СТ, наверно они оба оповещают нас о беде. О чём плачет колокол?

Вчитайтесь в  слово ХО-ЛО-КО(ст). Какие ассоциации вызывает у вас это слово, что оно напоминает?  (предложения учащихся).

- Да, оно напоминает славянское слово КОЛОКОЛ. И сразу на память приходят набатные колокола  древнерусского  Нижнего Новгорода, созывающие народ на вече для решения важных общенародных проблем, предупреждающие об опасности. Так о чём же  говорит нам  слово - колокол  Холокост? Что же на самом деле скрывается под таким названием?

Звучит «Бухенвальдский набат»

Ученик 1: Слово ХОЛОКОСТ   в переводе с греческого означает  «сожженный целиком»,  в переводе с английского - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. (Слайд №3)

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. . (Слайд №4)

         Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день  в 1945 году  Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима)  уничтожили более 2 млн.чел. . (Слайд №5)

Учитель:   Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

    В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг.,  а также представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

Постановка задач.

Учитель:

        Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен?

        Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?

На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.

 Учитель:  После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит  в Германии последовательную политику государственного антисемитизма. (Слайд №6) Согласно этой политике  австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же -   недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, цыгане, евреи и представители многих других национальностей подлежали  полному уничтожению. Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ надо было уничтожить.

Учитель: Во время Второй  мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.  Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона. (Слайд №7)

     Ученик 2 :Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были  гражданами нашей страны. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.  Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ученик 1 : Бухенвальд  — один из крупнейших  концентрационных лагерей на территории Германии. Бухенвальд имел 138 концлагерей - филиалов. Заключенных эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе Бухенвальда. В концлагерях Бухенвальда создаются оружейные фабрики, где в подземных цехах изготовлялись самолеты, снаряды "Фау".  Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток.  Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли. (Слайд №8)

Ученик 2: Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более  миллиона узников.  В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ученик 1: Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии.  Создан в марте 1933 года.  Концлагерь стал первым «опытным полигоном», где отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических воздействий на заключенных. Многие узники Дахау принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях. Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них 70 тысяч погибло. (Слайд №9)

Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

Ученик 2: Саласпилс –  концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший   печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови  для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. (Слайд №10)

Ученик 1: Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем, таким же порядком.  детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак,  в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Учитель: Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские  трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли  лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.  

     Ученик 2: В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау)  комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь,   располагался рядом с железной дорогой. Лагерь в Освенциме был самым большим  концентрационным лагерем для поляков и узников других национальностей, которых гитлеровский фашизм обрекал на  постепенное уничтожение голодом, тяжёлой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней. С 1942 года лагерь стал крупнейшим центром истребления европейских евреев. Большинство  евреев погибло в газовых камерах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Наряду с казнями и газовыми камерами, эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. За время существования Освенцима в нем погибли, по разным оценкам, от 1.5 до 2.2 миллионов человек.

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.  (Слайды №11-20)

Ученик 1: Весь ужас плена Освенцима довелось испытать на себе и нашему земляку – Антонову Никите Ивановичу. В книге «Они ковали Победу» о ветеране войны всего несколько строк.  Но за этими строчками -  судьба человека, полная лишений и невзгод, не сдавшаяся, несломленная. (Слайды №21-26)

Ученик 3: (рассказ о ветеране, узнике концлагеря Освенцим).

Ученик 2: Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

Учитель: В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступлениями против человечества. (Слайд 27)

 Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:         На классной доске  вы видите высказывание Иегуды  Бауэра — израильского историка, один из ведущих специалистов по Холокосту, лауреата Государственной премии Израиля. "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".

-Что такое Холокост?

- Какой день считается « Международным днем памяти жертвам

Холокоста»?

- Что является причинами Холокоста?

- Кто стал его жертвами?

- Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в

человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?

- Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

-         Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе?

- Почему мы вспоминаем события тех лет?

- Ответы учащихся.

Ученик 2: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время.

Ученик 1: А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Ученик 2: Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.

Ученик 1: Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев;  русского народа,  а также это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Сирии, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам.

Ученик 2:  Пока мы помним – мы живы. Жива память о миллионах  погибших.

Ученик 1:

Хотя уже прошло две трети века,

я не нашел ответа на вопрос:

Что за душа была у человека,

который мир обрек на Холокост?!

Мы рождены гораздо позже.

По счастью нам не довелось

Быть там, где выжить невозможно,

Где даже воздух полон слез.

И память павших в этой битве

Увековечить и почтить

Мы можем только лишь молитвой,

Которую нельзя забыть.

И только стоя на коленях,

И только в полной тишине

Забыв про все на миг, на время,

Произнесем ее в душе.

Учитель:  Так  о чём же предупреждает  слово – колокол -  Холокост?

Ответы учащихся:

- Чтобы счастливо жить в настоящем и будущем, нужно помнить об уроках прошлого.

- Мы должны выступать против любых проявлений расизма, чтобы не допустить нового Холокоста. Тема трагедии не исчерпывается той информацией, которую вы сегодня получили. Тема эта безгранична. И мы могли бы её продолжить.

Ученик 1: -Прислушайтесь! Сердцем прислушайтесь!

И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, крови, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они хотели жить...

Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!

Ученик 2 : Объявляется минута молчания. (Слайд 28)

Звук метронома.

Ученик 1:  В своём послании израильскому президенту Моше  Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста в 2006 году ,

В. В. Путин сказал: «Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма». (Слайд 29 )

Учитель: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время.  А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен. (Слайд 30)

1 чтец: А  крики невинно павших

Проносятся к нам сквозь года,

Смерть ни за что принявших…

Пусть с миром живет их душа.

2 чтец: Помолимся, чтоб зло

Навек  искоренилось.

Пускай миром правит добро,

Достоинство и справедливость.

3 чтец: О страшных издевательствах не смеем забывать,

Нам велено потомкам всю правду передать.

4 чтец: Я от души желаю всем, от сердца,

Чтоб доброты у вас была открыта дверца.

Ведь главное не кто ты, а какой —

Нам Богом передан завет такой.

Звучит музыка   В. А. Моцарта «Мелодия ангелов». Симфония № 6.

Список литературы:

  1. http://www.holocf.ru/pages/25 Центр и фонд Холокост. Память и предупреждение. Цитаты
  2. http://rupoem.ru/asadov/all.aspx Русская поэзия.Эдурд Асадов. Все стихи
  3. http://jhistory.nfurman.com/lessons9/1942.htm Общество «Еврейское наследие». А. Подольский Геноцид еврейского населения в среднем Днепропетровье во время нацистской оккупации Украины /1941-1944/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%EB%EE%EA%EE%F1%F2 Википедия – свободная энциклопедия

5. http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак .История Холокоста на территории СССР Учебное пособие для средней общеобразовательной школы Москва,2001

6. http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005201Энциклопедия Холокоста

7. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/faq.asp#4 Международная школа преподавания и изучения Катастрофы. Часто задаваемые вопросы

8. http://www.netzulim.org/R/GettoCamps/GettoCamps.html Всеизраильская ассоциация «Уцелевшие в концлагерях и гетто». Будни геноцида

9. http://sportschanel.ru/view.php?video

10. http://help.rjc.ru/site.aspx?SECTIONID=2191771&IID=2259578 Российский еврейский конгресс. Фонд еврейской общины. Создан в 1996 году

11. http://www.stihi.ru/2011/03/04/5235 Сборник стихов Холокост 2010 – 11. Фридрих Золотковский

12. http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=3422  Русская Германия

13. http://filerotor.com/item/2039

14. http://www.youtube.com/watch?v=Qks1TyoWl8E

15. http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1347/  Помни войну

16. http://school-026.narod.ru/2.doc

17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Геноцид

18. https://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост

19.Голубов С.Н., Снимем, товарищи, шапки!- Челябинск. Южно-Уральское       книжное издательство, 1989, -238 с.

20. Живи и помни. – Екатеринбург, 2008. – 112 с.

21.Кузнецов А., Бабий Яр.- Москва. Советский писатель. Олимп.,1991.-334 с.

22.Они ковали Победу.- Курган. «Парус-М», 2006.- 583 с.\

23. Фотографии из семейного архива Антонова Н.И.



Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ХОЛОКОСТА,

КОТОРЫЕ  НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Неонацизм -  это «нацизм» с латинской приставкой «нео» – «новый» – собирательное название для ряда праворадикальных политических организаций экстремистского толка, появившихся в послевоенном мире.

Фаши́зм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) — обобщённое название крайне правых политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, реваншизм и вождизм, антикоммунизм, экспансионизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит.

Антисемитизм (также пишется антисемитизм или антисемитизм)-это враждебность, предубеждение или дискриминация в отношении евреев.

Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — форма массового насилия[1], который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

убийства членов этой группы;

причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;

предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Холоко́ст: в узком смысле (также Катастрофа европейского еврейства, Шоа — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Да вспомнит Бог их души благосклонно…

Слайд 2

« Холокост…Помнить или забыть?»…

Слайд 3

Холоко́ст (от англ. holocaust,из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — системати-ческое преследование и истребление немец-кими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам

Слайд 5

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.

Слайд 6

Антисемитизм - вид национальной нетерпимости, враждебное отношение к евреям как народу. "Антисемитизм – это международный язык фашистов" (И. Эренбург)

Слайд 7

Это забыть нельзя!

Слайд 8

Аушвиц Бухенвальд Освенцим Саласпилс

Слайд 9

Равенсбрюк Бухенвальд Освенцим

Слайд 11

Один из крупных концлагерей. Это был целый комплекс на юге Польши. По последним данным в лагерях Освенцим было умерщвлено около пяти млн. человек . Освенцим

Слайд 12

Над входом в Освенцим висел лозунг « Arbeit macht frei » (Труд освобождает).

Слайд 13

Так выглядела зона смерти

Слайд 14

На территории лагеря гитлеровцы построили крематории с газовыми камерами…

Слайд 15

Это лица тех, кто стал лагерной пылью, пеплом…

Слайд 16

«Ангел смерти» Иозеф Менгеле -немецкий врач, проводивший медицинские опыты на узниках концлагеря Освенцим во время Второй мировой войны. Менгеле лично занимался отбором узников, прибывающих в лагерь, проводил эксперименты над заключёнными. Его жертвами стали сотни тысяч человек. После войны Менгеле бежал из Германии в Латинскую Америку, опасаясь преследований. Попытки найти его и предать суду не увенчались успехом. В кругу знакомых Йозефа Менгеле звали «Беппе», но миру он стал известен как «Ангел Смерти из Освенцима».

Слайд 17

Он любил детей и раздавал им конфеты, отправляя в газовую камеру. «Ангел смерти» до конца жизни не раскаялся в содеянном.

Слайд 18

В Освенциме погибло от полутора до пяти миллионов человек…

Слайд 19

Саласпилс

Слайд 20

27 января 1945 года советские войска освободили узников Освенцима. Точное число жертв Освенцима неизвестно. На Нюрнбергском процессе прозвучало от одного до пяти миллионов.

Слайд 21

Все ужасы лагерного плена Освенцима довелось испытать и нашему земляку – Антонову Никите Ивановичу. В плену он находился с 09.07.1942 года по 01.04.1945 года. До освобождения лагеря американскими союзниками.

Слайд 26

Встреча ветеранов 9 Мая. (второй слева- Антонов Н.И.)

Слайд 27

В 1947 году на территории лагеря был создан музей, который стал Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Слайд 28

Забвение- это путь к повторению!

Слайд 29

В. В своём послании израильскому президенту Моше Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста в 2006 году , В. Путин сказал: «Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Холокост - помнить или забыть?"

Классный час расчитан на учеников 9-11 классов.  Основная цель - показать итоги и последствия холокоста, его значение в жизни человечества....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста              Цели: 1.     ознакомление учащихся с основ...

Урок - реквием "И помнит мир спасенный"

Не секрет, что тема Великой Отечественной войны у современного поколения детей не вызывает такого обостренного чувства, как у представителей старших поколений. Поэтому беседа учителя, сопровождаемая у...

Классный час «Нужно ли помнить о трагедии Холокоста?»

Классный час посвящён памяти жертв Холокоста...

27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым.

27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым. Вечер содержит стихи.танцы,сценки,презентацию.Участники ребята-5.6.7,8 классов....

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв Холокоста "Помнить… и никогда не забывать!"

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв ХолокостаЦели:ознакомление учащихся с основными понятиями,  связанными с трагедией Холокоста.Формирование эмпатии к жертвам и сохранение ...

Методическая разработка классного часа на тему: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

Цели:формирование у обучающихся представления о трагедии Холокоста;становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,...