Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"
методическая разработка на тему

Кадникова Светлана Юрьевна

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

              Цели:

1.     ознакомление учащихся с основными понятиями,  связанными с трагедией Холокоста:

2.     Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них; Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях

3.     ознакомление с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны;

4.     формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов.

 Подготовка:

Просмотр на классных часах документального фильма «Список Кисилева» (2008г), создание презентации «Ветер по Освенциму гуляет…»

слайдовой подборки фотографий концлагеря с музыкальным сопровождением; дерево и разноцветные ленточки, оформление доски (высказывания, факты о фильме).

               План урока

2.     Вступительное слово учителя.

3.     Выступление учащихся 11 класса, знакомство с понятием Холокост, геноцид

4.     Просмотр презентации «Я расскажу вам об Освенциме» с комментариями.

5.     Историческая справка о Николае Киселёве и фильме. Обсуждение фильма «Список Киселёва» (вопросы)

6.     Слайд-программа «Ветер по Освенциму гуляет…»

7.     Подвязывание разноцветных ленточек к веткам дерева, словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pamyati_zhertv_holokosta_osvenim.pptx2.88 МБ
Файл stsenariy_kl_chasa.docx522.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Холокост –это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение. ПОМНИТЬ …И НЕ ЗАБЫВАТЬ! МКОУ « Усть-Каменская средняя школа» Кадникова светлана Юрьевна

Слайд 2

27 января весь мир отмечает день памяти Жертв Холокоста. Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев.

Слайд 3

Концлагерь Аушвиц . Евреи с Венгрии на железнодорожной рампе. На заднем плане – здания газовых камер и крематориев.

Слайд 5

Банка из-под «Циклона Б» и комки диатомитовой земли, . Печи в здании газовой камеры и крематория № II в Биркенау . из которых выходил газ.

Слайд 6

Главный врач Йозеф Менгеле

Слайд 7

П очётный сертификат Именная медаль ,: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Аллея праведников народов мира Мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма- Яд ва-Ше́м («память и имя»),

Слайд 8

Рауль Валленберг — Оскар Шиндлер Ирена Сендлер КИСИЛЕВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Слайд 9

Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей» национальности, нацисты уничтожали прежде всего себя . Ибо ничто так не уничтожает человека, как ненависть



Предварительный просмотр:

G:\холокост\памят холок покл.jpgАвтор: Кадникова Светлана Юрьевна

МКОУ «Усть-Каменская средняя школа»

 

Помнить… и никогда не забывать!

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

Цели:

  1. ознакомление учащихся с основными понятиями,  связанными с трагедией Холокоста:
  2. Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них; Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях
  3. ознакомление с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны;
  4. формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов.

Задачи:

  • формирование подлинно гражданского сознания;
  • формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал
  • воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время;
  • воспитание толерантности.

  1. Подготовка:

просмотр на классных часах документального фильма «Список Кисилева» (2008г), создание презентации «Ветер по Освенциму гуляет…»

слайдовой подборки фотографий концлагеря с музыкальным сопровождением; дерево и разноцветные ленточки, оформление доски (высказывания, факты о фильме).

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступление учащихся 11 класса, знакомство с понятием Холокост, геноцид
  3. Просмотр презентации «Я расскажу вам об Освенциме» с комментариями.
  4. Историческая справка о Николае Киселёве и фильме. Обсуждение фильма «Список Киселёва» (вопросы)
  5. Слайд-программа «Ветер по Освенциму гуляет…»
  6. Подвязывание разноцветных ленточек к веткам дерева, словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.

Ход урока.

Звучит музыка (Алла Рид «Памяти жертв Холокоста»)

У Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» Наше мероприятие посвящено Международному дню памяти жертв Холокоста.

1 слайд.  Холокост: память и предупреждение.

  1. Холокост–это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг. Впервые этот термин был использован лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визеле, узником Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях. Холокост -  это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу

  1. Холокост –унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других.

  1. В печально известном польском лагере смерти Освенциме, было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи.

Слайд4

  1. Ровно 70 лет назад 27 января 1945 года  Освенцим был освобожден Советскими войсками -  60 армией  1-ого Украинского фронта. И  именно этот день по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005г объявлен  днем памяти жертв Холокоста.

Слайд5

Звучит музыка (Алла Рид «Памяти жертв Холокоста»)

Слайд 6

Лагерный комплекс в городе Освенциме был создан в 1940 году и получил название Аушвиц. Он насчитывал более 40 объектов. В 41году этот лагерь становится  местом проведения нацистской программы тотального уничтожения еврейского населения. Бывший комендант лагеря Рудольф Гесс заявлял : «Аушвиц  вообще был предназначен исключительно для евреев». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом.

Слайд 7

Из воспоминаний очевидцев:  на фоне музыки  (музыка из к/ф «Список Шиндлера»)

Симона Вайль, бывшая узница Освенцима

 «…Меня, мою мать и сестру депортировали в Освенцим в апреле 1944 года. После недельного пребывания в транзитном лагере для французских евреев, нас всех запихнули на три ужасных дня в запломбированные вагоны для скота, почти без пищи и воды, не сообщая о пункте назначения. Моего отца и брата депортировали в Литву в эшелоне из 850 мужчин, из которых выжило лишь порядка 20 человек. Мы до сих пор не знаем о судьбе погибших, в том числе моего отца и брата. Мы прибыли в Освенцим посреди ночи. Все было устроено так, чтобы до смерти запугать нас: ослепляющие прожектора, лай эсесовских собак, одетые как каторжники заключенные, которые вытаскивали нас из вагонов. Доктор Менгеле, главный в СС специалист по отбору, самолично решал, кого вести в лагерь, а кого сразу же отправлять в газовые камеры. Это было чудо, что всех нас – меня, мать и сестру, - впустили в лагерь.

Слайд8

Мы работали более 12 часов в день на тяжелых земляных работах. Нас почти не кормили. Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру.

Слайд 9

Василий Васильевич Громадский, полковник в отставке. Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти

Первое, что я увидел в освобожденном Освенциме были дети… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слайд10 Символом лагеря Освенцим-I стали Главные ворота  с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»). Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти. Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.

11 слайд. Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б). Для умерщвления 1500 человек  требовалось 5-7 кг газа

Эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню, велели снимать одежду, после чего  перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б.  Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория. В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б.

Слайд 13

На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых.

По словам бывшего начальника концлагеря «начали сжигать трупы, сначала на кострах, в среднем, по две тысячи , а позднее в ямах. Сначала труп обливали нефтью, а потом метанолом. Сжигание производилось непрерывно, круглосуточно…»В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.

Слайд 14 Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных  преступные эксперименты. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и т.д.

Слайд15Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

Чтец.Дети в Освенциме


Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

 16слайд.  После войны на территории лагеря смерти в апреле 1967 года. был открыт Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма. На мемориальной плите памятника надпись:

Памятник  находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных.  Рядом – руины 2 крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались.

Слайд 17.В Израиле в 1953 возведен— национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма- Яд ва-Ше́м («память и имя»), для увековечивания  памяти о евреях — жертвах нацизма, борцов  против фашизма и праведников мира, спасавших евреев, рискуя собственной жизнью.

В Израиле  по закону о Памяти о Холокосте люди, не принадлежащие к еврейской национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов мира.

Слайд 18.

В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках —надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».  Их имена увековечивают на Горе Памяти в Иерусалиме.

История сохранила нам имена тех, кто спас огромное количество еврейских судеб: Рауль  Валленберг — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста

Оскар Шиндлер  — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии

Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Часто во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей

Праведниками мира были названы 24 355 человек. Среди них есть имя Николая Кисилева, героя документального фильма. Его имя выбито на стене Почёта

Историческая справка.

В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось в 1942 году. К лету в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили Москву и получили приказ

вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Группу сопровождали 8 партизан.

Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика пришлось оставить в лесу, но они выжили. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось

всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов

родители Берты в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти

всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила. Киселёв вывел за линию фронта 218 человек,

после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди в свою очередь заступились за него и Киселёва освободили. После войны Киселёв работал в Министерстве внешней торговли и никому об этой истории не рассказывал. Он умер в 1974 году, больше ни разу не встретив никого из спасённых им людей.

Обсуждение фильма.

Вопросы:

  • Стало ли вам более понятным название фильма? В чем, на ваш  взгляд, заключается его смысл?
  • В фильме раскрывается несколько ситуаций выбора (дилемм),

который стоял перед героями. Сформулируйте эти дилеммы.

Каким образом герои фильма делают выбор? Какой это выбор?

Насколько он труден для них и почему?

  • Выберите по сюжету фильма характеристики, которые спасенные люди дают Киселеву. Почему именно эти характеристики?
  • В чем, на ваш взгляд, заключается смысл заключительных  кадров о детях и внуках спасенных?

  • Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе?, почему мы вспоминаем события тех лет?

Беседа с учащимся

Учитель:

«Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей» национальности, нацисты уничтожали прежде всего себя. Ибо ничто так не уничтожает человека, как ненависть».

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.

1 ученик: Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер писал:

2 ученик: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

3 ученик: Это – память, противящаяся забвению.

4 ученик: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

1 ученик: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ». 

2 ученик: Что означает слово «Холокост»?

                 Сегодня это знать обязан каждый.

1 ученик: Снимите шляпы.

                 Встаньте во весь рост.

вместе: ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!  

В заключении - слайды с фотографиями узников Освенцима После окончания урока предлагается подвязать разноцветные ленточки ,к веткам дерева словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.

Подвязывание ленточек  (звучит музыка)

Эпиграфом к началу нашему мероприятию  могут служить  слова Альберта Эйнштейна:  «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного памяти известного поэта Кадырбеча Кумпилова.

Сегодняшний наш вечер посвящен памяти известного адыгского поэта нашего земляка Кадырбеча Хизировича Кумпилова....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы "Тропою Памяти"

Памяти павших во время Великой Отечественной Войны, а также ныне живущим ветеранам войны и тыла  посвящается наше внеклассное мероприятие. Цели мероприятия:  воспитывать патриотиз...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Данную разработка посвящена Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помни, не забудь!"

Данный сценарий содержит исторические документальные моменты, связанные с Холокостом, литературный материал, ссылки на документальные фрагменты. будет полезен и как внеклассное общешкольное мероприяти...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.Задачи: ·           формирование толерантного созна...

Мероприятие, посвященное Дню памяти жертв Холокоста

Мероприятие, посвященное  Дню памяти жертв Холокоста...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста

Предложенная методическая разработка учитывает уже имеющееся знакомство детей с темой Холокост в рамках изучения на уроках истории темы Великой Отечественной Войны. Она дает возможность углубить эмоци...