Выступление на методическом совещании "Дифференцированный подход к обучающимся в процессе воспитания"
материал (10 класс)
Выступление на методическом совещании "Дифференцированный подход к обучающимся в процессе воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход к обучающимся в процессе воспитания
Педагогия не нянька, а утренний будильник, слово дано ей не для того, чтобы укачивать чужого ребенка, усыплять
свои мысли, а для того, чтобы будить чужую.
В.О. Ключевский
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности педагогов и студентов, осуществляемая педагогическим коллективом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Дифференциация воспитания - это разделение обучающихся группы на условные микрогруппы с однородными психологическими характеристиками
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым обучающимся. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого обучающегося (что сложно в условиях большой наполняемости групп), а для определённой "категории"обучающихся. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества.
Дифференциация как система состоит из циклов
1. Изучение личности обучающегося до того, как воздействовать на него. Материалы, которые помогают педагогу познавать ученика, содержащиеся в общей, возрастной и педагогической психологии. Главное для практического учителем ля, классного руководителя - выработка в себе наблюдательности, немалую помощь может оказать в этом психолог
2. Прогнозирование воспитание обучающегося на основе его познания. Сделать оптимистичный прогноз - это обнаружить, какие положительные черты и качества нужно развить, какие недостатки устранить, какими методами действовать. А. С. Макаренко в 30-х годах ввел в научный оборот термин"проектирования личности"Он тесно связывал проектирования с целью воспитания, со средствами влияния коллектива:"От человека надо требовать, требовать, требовать!. И каждый человек должен от себя требовать. Я должен совершенствовать коллектив, пока не будет недостатков"(Макаренко. А. С. Сочинения: в 7 т -. К, 1954 -. Т5 -. С399). Прогноз воспитания заключается дифференцированно-групповой или индивидуальной программы воспитания. Дифференцированно-групповая программа составляется для групп честности (для нечестных), смелости (для робких), сосредоточенности (для невнимательных), воздержания (для несдержанных), вольновитости (для безвольных) и др.. Для каждой группы применяют методы убеждения, требования, упражнения, создание ситуации, сотворення ситуаций.
Индивидуальная программа составляется для талантливых обучающихся, которым не хватает каких-то качеств, или для трудновоспитуемых детей. Подбор методов в таких программах индивидуальный, не похожий на групповые программы. Педагог ставит перед собой вопрос: каким хочет видеть студента, в какой срок этого достигнет, как добиться, чтобы обучающийся стал союзником в самовоспитании. У педагога должен быть свой оптимизм, уверенность в позитивности последствия.
3. Выполнение групповых и индивидуальных программ - это сердцевина воспитательного процесса в классном коллективе
Индивидуальная воспитательная работа классного руководителя по программе. Здесь индивидуальное воспитание осуществляется и в коллективе, и самому.
4. Педагогическое решение и действие - это словесное предупреждение (отсроченное и немедленное), выставления оценки, наказания, одобрение, доверие. Учитель не имеет права принимать антипедагогичное решение, оскорблять ученика, показывать свою беспомощность. Умелое разрешения ситуации свидетельствует в пользу педагога и работает на его авторитет.
Дифференциация воспитания охватывает всех без исключения обучающихся, потому что каждый обучающийся должен получать в техникуме "порцию"педагогического внимания и заботы о его роста и формирования личностей.
Каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности. От педагога требуется профессиональное владение всем арсеналом методов, приемов, средств, необходимых для решения педагогических задач.
Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Методов и особенно их различных версий в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогают лишь их упорядочение, классификация.
Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку их система.
По характеру воздействия на обучающегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание. (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.)
К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирование поведения обучающихся.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация Галина Ивановна Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет 3 группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример ); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). При определении методов воспитания педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания, определяющих совокупность методов для их решения. Общие методы, программы – лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный педагог будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я». Педагог выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Выбирая методы, педагог должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.
Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна. «Самый умышленный и отвлечённый…» Тема у...
Выступление на методическом объединении учителей истории на тему "Патриотическое воспитание: из опыта работы"
Патриотическое воспитание: из опыта работы...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания"
доклад о реализации Концепции духовно-нравственного воспитания...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Повышение качества образования и воспитания в школе-интернате через внедрение современных педагогических технологий способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности"
Выступление на МО воспитателей...
Выступление на педсовете "Инновационные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании"
laquo;Инновации улучшают делолишь в том случае, если они появляются не на голом месте, а на почве, возделаннойусилиями науки»(В.В. Краевский) В последнее время в обществе наблюда...
Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ . Особенности развития мышления»
Развитие мышления в онтогенезе.Особенности мышления у детей старшего дошкольного возрастаОсобенности развития мышления детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).Заключение...