Выступление на методическом объединении воспитателей " Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания"
методическая разработка на тему
доклад о реализации Концепции духовно-нравственного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_vospitateley.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении воспитателей :
«Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания ».
Подготовила: Проказова И.В.
Проблема духовно- нравственного воспитания школьников стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности, основные формы и методы духовно-нравственного развития личности в процессе урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в семье, в институтах гражданской общественности.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
- Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картинамира;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи всех основных видов деятельности: урочной; внеурочной; семейной; общественно- полезной.
Учебная деятельность - формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Важными принципами являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности
Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
Внеурочная деятельность. Праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, деятельность кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Внешкольная деятельность. Экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т. д. Единицей внешкольной деятельности является социальная практика (педагогически моделируемая в реальных условиях общественно значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.)
Работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:
- сочетание учебной и внеклассной работы;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- установление взаимодействия с родителями учащихся;
Работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников направлена на:
1. формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
2. на воспитание патриотизма и гражданственности;
3. на эстетическое развитие детей;
4. на трудовое воспитание.
Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально - исторические, политические ценности. Убедиться в этом нам помог проведённое мероприятие на тему «Сказка в дом стучится.» по текстам русских народных сказок.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитание духовной культуры через проведение праздников связанных с традициями русского народа (Масленица, Рождество, Пасха).
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Беседы« Земля отцов - моя земля», «Весточка с фронта»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»; заочные экскурсии, встречи с интересными людьми, ветеранами, поездки в музей «Боевой и Трудовой Славы», позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.
Выполнение коллективных работ: «Новогодняя игрушка», стенгазет к праздникам способствуют формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений
Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки.
Конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторина «В гостях у Вежливости», утренники «Новогодняя сказка», «До свидания, начальная школа!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. В школе –интернате проводятся свои праздники:
- сентябрь (День знаний);
- октябрь (Осенний бал);
- ноябрь (День Матери, Вечер сказки);
- декабрь (Новогодняя сказка);
- январь (Рождество Христово);
- февраль (День защитника Отечества, Пасха);
- март (Мамин день)
- апрель (« Звезды детства»)
май ( День пионерии).
- «Уроки нравственности»- воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...
Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного общества непосредственным образом зависит от гражданс...
Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания
Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Повышение качества образования и воспитания в школе-интернате через внедрение современных педагогических технологий способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности"
Выступление на МО воспитателей...
Доклад на городском методическом объединении воспитателей по теме "Духовно- нравственное воспитание школьников посредством воспитательных мероприятий в ГПД"
Доклад о работе в ГПД с младшими школьниками...