Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ . Особенности развития мышления»
консультация

Екатерина Александровна Бражникова
  1. Развитие мышления в онтогенезе.
  2. Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста
  3. Особенности развития мышления детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
  4. Заключение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текс выступления22.38 КБ
Файл презентация527.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1391

Выступление на методическом объединении на тему:

«Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ .

Особенности развития мышления»

Составила:

Учитель-дефектолог, учитель-логопед Е.А. Бражникова

Москва, 2022

Содержание:

  1. Развитие мышления в онтогенезе.
  2. Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста
  3. Особенности развития мышления детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
  4. Заключение

1.Развитие мышления в онтогенезе.

Раннее детство

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью.

К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

 В раннем, преддошкольном возрасте (до трех лет) мышление ребенка носит наглядно-действенный характер, формируясь в ходе предметной деятельности.

Первые проявления наглядно- действенного мышления можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни. С овладением ходьбой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширяются. Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, показывают способы их решения, называют действия. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребенка, даже еще не владеющего разговорной речью.

Младший дошкольный возраст

В младшем дошкольном возрасте происходят глубокие изменения как в содержании, так и в формах наглядно-действенного мышления.

Изменение содержания наглядно-действенного мышления детей приводит к изменению его структуры. Используя свой обобщенный опыт, ребенок может мысленно подготовить, предусмотреть характер последующих событий.

 Наглядно- действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в определенной ситуации. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении (а в лучшем варианте еще и символически обозначенный), как раз, и будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребенка на пути познания окружающего мира.

Средний дошкольный возраст

Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте.

Он решает «в уме» только те задачи, которые раньше решал практически. По мере взросления ребенка, в его дошкольном периоде, связь мышления с практическими действиями сохраняется, но не является такой тесной и непосредственной, как раньше. «К числу важных условий возникновения наглядно-образного мышления можно отнести формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребенку представить себе скрытые стороны ситуации». Иначе говоря, во многих случаях ребенку уже не обязательно трогать заинтересовавший его объект: ему необходимо воспринимать и представлять этот объект в виде образа. Образы воспринимаемых объектов ребенок может воплотить в конструировании или рисовании. Воспитателю и родителям важно помнить, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию. Поэтому дети пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых свойств рассматриваемого предмета.

Простейшее наглядно-образное мышление (внутренний план действия) рассматривается ими, как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач.

Трех-четырехлетний ребенок может использовать слова, которые мы, взрослые, анализируя смысловую структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет.

Если ребенку трех - четырех лет дать задачу записать и запомнить фразу (дети в этом возрасте, естественно, не умеют еще ни читать, ни писать), то сначала ребенок как будто «записывает», чертит на бумаге что-то совершенно бессмысленное, оставляя на ней ничего не значащие черточки, каракули. Однако в дальнейшем, когда перед ребенком ставится задача «прочитать» записанное, то в результате наблюдения за действиями ребенка создается впечатление, что он читает свои изображения, указывая на вполне определенные черточки или каракули, как будто для него они действительно обозначают что-то конкретное. Для ребенка данного возраста нарисованные черточки, по-видимому, что-то значат и превратились уже в мнемотехнические знаки - примитивные указатели для смысловой памяти. Эта мнемотехническая стадия- первую предвестницу будущего письма. Простой детский рисунок в сущности и является своеобразной символьно-графической предпосылкой письменной речи ребенка.

  1. Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста

Взрослым важно помнить, что все виды мышления тесно связаны друг с другом, ведь при решении любых школьных задач ребенку наряду со словесными рассуждениями нужно уметь актуализировать и образ предмета.

В дальнейшем дети начинают оперировать «в уме» сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Так, они могут заранее представить себе целое, которое можно составить из имеющихся частей (в представлении эти части соединить в целое): какую конструкцию можно построить из данного конструктора, какое изображение сложить из разрезанной картинки, части которой наклеены на разных кубиках; они могут представить себе перемещение предметов или их частей в пространстве и т.п.

К старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление становится все более обобщенным. Дети понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создают такие изображения. Возможность решать многие задачи в образном плане, обусловлена такими свойствами образов, как подвижность, т. е. умение комбинировать, сочетать в уме различные части и детали предметов, а также их структурная организованность, т. е. умение выделять и связывать между собой те признаки предмета, которые важны для решения этой задачи.

Переход к решению задач на уровне представлений облегчается, если ребенок совершает действия не с реальными предметами, а с их заместителями - моделями. Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы - представления. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно- логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знании. К шести-семи годам у детей начинается формирование словесно-логического мышления.

 Но развитие словесно-логического мышления зависит от уровня развития наглядных форм мышления, иначе оно формируется медленно и с большими трудностями, а в результате оказывается неполноценным. При этом необходимо помнить, что наглядные формы мышления в дошкольном возрасте являются основными.

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребёнок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания. Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются всё более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во - первых, к появлению развернутого мыслительного процесса -рассуждения, во - вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в - третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблеме мышления, поскольку в нём отражается возникшая перед ребёнком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир. За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем. Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребёнка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте можно сгруппировать следующим образом:

• ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным;

• освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

• детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребёнка;

• появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

• ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

• возникают попытки объяснить явления и процессы;

• экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

• складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Таким образом, ребёнок дошкольного возраста ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению взаимосвязей между внешними признаками и назначением объекта.

Понимание причинности неуклонно нарастает и делает чувствительным к противоречиям. То есть постепенно в его мышлении появляются элементы критичности.

 Формирование качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций, которые, развиваясь, выступают в качестве способа умственной деятельности.

У дошкольников изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков.

 Более высокий уровень обобщения позволяет ребёнку освоить операцию классификации.

Все указанные особенности детского мышления периода дошкольного возраста необходимо учитывать в процессе практической деятельности педагогам при развитии мышления у детей.

  1. Особенности развития мышления детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Развитие различных видов мышления у детей с ОВЗ своеобразно по сравнению с нормой.

Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное.

Причем, решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, повторяя пробы в неизмененном виде и, соответственно, получая все время один и тот же неверный результат. Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. Их затрудняет решение даже простейших практически-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2 — 3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему, на плоской поверхности углублению («почтовый ящик») и т.п. Надо сказать, что осуществление практических действий само по себе затрудняет умственно отсталых детей. Их движения неловки и стереотипны, часто импульсивны, чрезмерно быстры или, наоборот, слишком замедлены.

У детей отмечается малая динамичность образов, их фрагментарность. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не проводят проверки решения задания, часто не замечают своих ошибок.

При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования.

Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

 Мотивации мышления у них снижена: привлекают легкие задания, не требующие мыслительного напряжения и преодоления препятствий.

Кроме того, эти дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У умственно отсталых детей такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом.

Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.

У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

  1. Заключение

Мышления как отдельного психического процесса не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности детей и составляет существенное звено в подготовке к обучению и социализации.

Проведение систематизированных занятий по развитию мыслительной деятельности позволит сформировать у детей с отклонениями в развитии взаимосвязь между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Для последующего эффективного обучения необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мышление, его виды . Е.А.Бражникова

Слайд 2

Мышление – это психический-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.

Слайд 3

К лассификация видов мышления наглядно-действенное; 2) наглядно-образное ; 3) абстрактно-логическое.

Слайд 4

Наглядно действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Слайд 5

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Слайд 6

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Слайд 7

Функции и операции мышления Анализ – расчленение целого на части, функция – познание целого через рассмотрение его отдельных составляющих. Синтез – объединение частей в целое, функция – создание чего-то нового Посредством объединения составляющих.

Слайд 8

Сравнение – нахождение схожих и различных сторон в каком-либо предмете. Эту же функцию выполняет мышление в практической деятельности.

Слайд 9

Абстрагирование – выделение главного путём отсечения второстепенных характеристик. Функция – лучшее познание какого-либо предмета или явления вследствие более углубленного изучения наиболее существенных его сторон.

Слайд 10

Конкретизация – выделение чего-либо конкретного, присущего именно данному предмету. Функция – соотнесение признаков реальных предметов с их абстрактными характеристиками.

Слайд 11

Обобщение – раскрытие в предметах свойства и качества, их объединяющего. Функция – создание закономерностей, правил, формулировка законов.

Слайд 12

Совершенствование мыслительных процессов не знает границ, а значит, повышение функциональности мышления – задача всей жизни человека.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Выступление на методическом объединении по теме самообразования "Развитие критического мышления школьников как способ формирования УУД"

Обществоведческое образование сегодня переживает трудные времена. Объем учебного материала постоянно увеличивается, а учебное время, отведенное на изучение общественных дисциплин, остается неизменным....

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»

Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, психологов, воспитателей ДОУ, родителей...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка. Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способн...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...