Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.
Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.
«Самый умышленный и отвлечённый…»
Тема урока: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание».
Цель урока:
создание условий для формирования у обучающихся целостной картины видения Петербурга как одного из центральных «персонажей» романа.
Задачи урока
- Образовательная: выявить средства создания в романе образа города.
- Развивающая: на основе литературоведческого анализа и работы с художественным текстом выявить воздействие города на духовный мир героев романа.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
Ведущая технология: исследовательская деятельность (в процессе анализа художественного текста).
Форма организации деятельности обучающихся на уроке: коллективная, групповая, парная.
ИКТ сопровождение: презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11111urok_10_klass.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.
Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.
«Самый умышленный и отвлечённый…»
Тема урока: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание».
Цель урока:
создание условий для формирования у обучающихся целостной картины видения Петербурга как одного из центральных «персонажей» романа.
Задачи урока
- Образовательная: выявить средства создания в романе образа города.
- Развивающая: на основе литературоведческого анализа и работы с художественным текстом выявить воздействие города на духовный мир героев романа.
- Воспитательная: воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
Ведущая технология: исследовательская деятельность (в процессе анализа художественного текста).
Форма организации деятельности обучающихся на уроке: коллективная, групповая, парная.
ИКТ сопровождение: презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент: согласование темы и целей урока с обучающимися; запись темы и эпиграфа; работа с эпиграфом; формулировка проблемы: какой он и «кто», Петербург Достоевского?
2. Беседа: выявление первичных впечатлений по прочтении романа.
- Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
- Кто главные герои произведения?
- Современники Достоевского называли роман «Преступление и наказание» ,как и талант писателя в целом, «болезненно жестоким». Согласны ли вы с подобной оценкой?
- Какое впечатление произвёл на вас Петербург, изображённый в романе?
- Каким вы увидели город Достоевского в литературном контексте его предшественников: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова?
3. Реализация группового домашнего задания: краткие сообщения о Петербурге Пушкина, Гоголя, Некрасова (с привлечением литературного материала).
Индивидуальное домашнее задание: Петербург в творчестве и произведениях Ф.М. Достоевского (в ходе сообщения обучающиеся записывают, а затем обсуждают цитаты о городе)
4. Задание классу: чьё видение города наиболее перекликается с образом, воссозданным в романе? (Краткий письменный ответ; возможна работа в паре; обмен мнениями)
5. Работа с текстом романа. « Путешествие в эпоху. Петербург Достоевского»
(с опорой на материалы презентации; работа с литературным материалом).
Каков же он, Петербург Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев “Преступления и наказания”? Эти вопросы станут сегодня основными в процессе погружения в эпоху. Кто же Вы, Петербург? (Выдвижение гипотез, заполнение кластера, например: фон, городская декорация, витрина города, живое существо, персонаж, герой, соучастник преступлений и т.п.).
6. Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
Возможные вопросы к обучающимся:
- какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?
- для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение. Какое? Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и особая «атмосфера», дух; и сцены уличной жизни, и интерьеры, и особая роль цвета. Чтобы восстановить целостную картину, увидеть и «почувствовать» образ города, совершим виртуальное путешествие (работа с презентацией; смотрим, обсуждаем, обмениваемся впечатлением, собираем рабочие материалы).
7. Самостоятельный «осмотр» города на страницах романа (работа в группах).
Самостоятельная работа обучающихся заполнение таблицы - описание города. По окончании работы - обмен материалом (10–12 минут).
№ | Средства создания образа | Лексический ряд; ключевые слова; опорная лексика; впечатления, ассоциативный ряд |
1.
| Пейзаж, цвет | Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворы домов Сенной площади”. Вызывает чувство омерзения, общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения и т.п. |
2. | Сцены уличной жизни | – ребенок, распевающий “Хуторок”; – пьяная девочка на бульваре; – сцена с утопленницей; – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее; -«известные заведения», всякий сброд и т.п. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. |
3. | Интерьеры | Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои. Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки. Комната Сони - “уродливый сарай”. Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети. Дворы-колодцы, чёрные лестницы, кабаки и распивочные. |
8. Выводы по теме урока.
Какой же он и «кто», Петербург Достоевского?
Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать; город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского – это город одиночества и забвения…
Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно «быть» и так трудно «быть» человеком.
Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
9. Написание эссе; чтение, взаимооценка.
10. Подведение итогов, самооценка удовлетворённости работой на уроке.
Конспект урока литературы в 11 классе.
Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.
«…Один из последних лучей какого-то чудного русского дня».
Тема урока: творческий портрет И.А.Бунина.
Цель урока: создание комфортных условий для вовлечения каждого обучающегося в процесс творческого взаимодействия на уроке, самореализации и личностного успеха.
Задачи урока:
1)образовательная: умение отбирать материал по конкретной теме ( используя и собственный материал, полученный в ходе самостоятельно- поисковой деятельности при подготовке к уроку, в том числе с использованием ИКТ);
2) развивающая: развивать навыки аналитического и творческого мышления, монологической и письменной речи;
3) воспитательная: воспитывать эстетический и художественный вкус; готовность к сотрудничеству, желание творчества.
Ведущая технология: интерактивная.
Форма организации деятельности обучающихся на уроке: работа в ротационных парах и группах.
ИКТ сопровождение: презентация к уроку.
Ход урока.
1.Создание комфортного эмоционального настроя ( возможно прослушивание небольшого музыкального фрагмента по выбору учителя или обучающихся); согласование темы и цели урока. Ознакомление с содержанием урока ( презентация, 1 слайд).
2. Реализация домашнего задания: чтение стихотворения И.А.Бунина или пересказ фрагмента прозы с обоснованием собственного выбора. Выбор ключевой метафоры, позволяющей представить специфику мировосприятия художника слова.
Задание для обучающихся: записать свои мысли и впечатления- «наброски» к будущему портрету. Обменяться впечатлениями в паре (группе).
3.Реализация индивидуального домашнего задания ( группа «лингвистов- теоретиков»): жанр портретного очерка, особенности литературного «портрета». Особенности жанра эссе.
Задание для обучающихся: сформулировать в виде гипотезы идею ( для чего) и содержание (о чём) собственной работы - «Мой Бунин» ( название рабочее, условное. Впоследствии обучающимся предложено дать своё название «портрету»).
4. Работа с портретом писателя: записать свои впечатления от визуального знакомства. Обмен мнениями и впечатлениями. ( В ходе всей работы и просмотра презентации обучающиеся записывают в тетрадь наиболее для себя важное, понравившееся, интересное, накапливая материал для будущей письменной работы).
5. Детство и юность художника слова (слайды презентации). Вопрос для размышлений на основе увиденного: что , возможно, повлияло на формирование личности И.А.Бунина, его мировосприятие, эстетику, философию? Какие темы ( гипотеза) не мог не осветить Бунин в своём творчестве? (На данном этапе « подключаем» и самостоятельно добытые знания обучающихся).
6.Начало литературной деятельности ( просмотр слайдов). Обсуждение новой информации.
7.« Это всё о России» -выявление авторской концепции России, русской деревни.
8. «Я написал лучшую свою книгу». Тема и философия любви в творчестве Бунина. Варианты ответа на проблемный вопрос: почему «Тёмные аллеи»- лучшая книга автора?
9. Работа с последними слайдами презентации: «Вдали от России» -последние годы жизни великого художника слова.
10. Рефлексия: письменная работа в жанре и стиле эссе (с прочтением в классе в конце урока). Обучающиеся сами выбирают название, которое должно быть связано с содержанием и стилем работы. Написание работы возможно индивидуальное, в паре, в малой группе.
11. Подведение итогов: отметить в виде символического знака, рисунка своё настроение в конце урока .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Презентация исследовательской работы. "Анализ художественного текста в процессе литературного исследования"
Презентация....
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Формирование познавательных компетенций в процессе анализа художественного текста. Презентация
Рассматриваются некоторые аспекты анализа текста....
Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...
Формирование УУД в процессе анализа художественного текста на уроках литературы
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...
Методическая разработка (Специфика функционирования имен собственных в художественном тексте.)
Имена собственные в художественном тексте играют важнейшую роль при рассмотрении идиостиля. Сам интерес рассмотрения этой темы обусловлен рядом причин. Онимы оценивается как идея, а имя в художественн...