Программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Григорьева Люция Нурисламовна

Программа профориентационной работы предназначена для обучающихся 9-11 классов естественнонаучного направления, чтобы помочь в выборе будущей профессии, а также повышения готовности подростков к дальнейшему профессиональному самоопределению в целом. Данная программа состоит из специально организованных мероприятий по ознакомлению с разнообразием будущих профессий, формированию интереса к ним, а также информационной поддержкой в выборе университетадля дальнейшего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

республики Марий Эл "Политехнический лицей-интернат"

Программа

«Профессиональное самоопределение обучающихся

 естесственнонаучного класса»

Срок реализации 3 года

Разработала

Григорьева Люция Нурисламовна.

воспитатель

Йошкар-Ола 2020 г.

Пояснительная записка

Программа профориентационной работы предназначена для учащихся 9-11 естественнонаучного класса, чтобы помочь обучающимся в выборе будущей профессии. Она направлена на создание условий для принятия учащимися решения о выборе будущей профессии, направления дальнейшего обучения в университете, а также повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению в целом.

Данная программа состоит из специально организованных мероприятий по знакомству учеников с разнообразием будущих профессий, формирование интереса к ним, а также информационной поддержкой в выборе университета для дальнейшего обучения.

Работа сопровождается анализом тенденций и динамики различных профессий, формированием представления о современном рынке труда, знакомством с предприятиями и организациями. Программа завершается обобщением результатов проделанной работы процедурами рефлексивного осмысления полученной информации.

Актуальность

Вопросы профессиональной ориентации, самоопределения учеников являются актуальной проблемой на сегодняшний день. По результатам диагностики и мониторинга, 30% обучающихся 9 профильного биолого- химического класса не могут определить свою будущую профессию, у них наблюдается дефицит информации о профессиях, а также ВУЗах и условиях поступления и обучения в них. Результаты диагностики показали необходимость реализации профориентационной работы  с учащимися.

Программа рассчитана на 3 года (9, 10 и 11 класс) и обусловлена необходимостью обеспечения помощи обучающимся в формировании представления о будущей профессии и выбора университета для поступления. Кроме того, профориентационная работа призвана активизировать и повысить готовность учащихся к самоопределению в целом.

Цель: Оказание психолого-педагогической и информационной помощи учащимся в выборе профессии, способствовать формированию психологической готовности к совершению профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям ученика.

Задачи:

-  знакомство с особенностями современного рынка труда;

- способствовать формированию представления о профессиях;

- создание условий для самоопределения;

- исследование интересов и личностных особенностей учеников;

- создание условий для наглядного представления будущих профессий;

Ожидаемые результаты:

В результате обучащиеся должны освоить и сформировать:

-  представления о современном рынке труда и разнообразии профессий;

- представления об университетах, обеспечивающих образование по выбранному направлению;

- навыки самоопределения и самоорганизации;

- навыки принятия решений;

- правила выбора профессии; понятия профессия и профессиональная деятельность;

- представление о своих интересах относительно будущей профессии.

-Планируемая 100% поступаемость  по профилю в вузы по специальности

 - Участие в конкурсах и олимпиадах по профилю.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  1. Закон  ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;
  3. Концепцией Модернизации российского образования;
  4. Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный. 9 класс

Анкетирование, диагностика, проведение классных часов, бесед, направленных на выявление у обучающихся интересов и предпочтений к видам деятельности.

  1. Основной. 10 класс

Знакомство с ВУЗами, проведение классных часов и встреч с представителями профессий, проведение экскурсий на предприятия с целью формирования четких представлений о выборе университета и будущей профессии.

  1. Итоговый. 11 класс

Подведение итогов. Итоговое диагностирование. Выбор учащимися университета и направления дальнейшего обучения.

Формы профориентационной работы в 9 классе

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Участники

Классные часы

1

Профессия и здоровье

Профориентация и медицинская профконсультация.

1

беседа

Классный руководитель.

Врач.

Обучающиеся

2

. Что? Где? Когда? Информация о профессиях.

2

Доклады обучающихся

Классный руководитель.

Обучающиеся.

3

. Психологические характеристики профессий.

1

беседа

Классный руководитель.

Обучающиеся

4

Профессии с большой перспективой

1

беседа

Классный руководитель.

Обучающиеся

Экскурсии

1

Ботанический сад МарГУ

2

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Преподаватель биологии.

Обучающиеся

2

Зоологический музей МарГУ

2

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Преподаватель биологии.

Обучающиеся

Диагностики

1

Тест «Выявление склонностей обучающихся к определенному виду деятельности»

1

диагностика

Центр занятости населения.

Обучающиеся

2

Анкета по профессиональному самоопределению

1

Анкетирование обучающихся.

Классный руководитель.

Обучающиеся

3

Составление индивидуального маршрута профессионального самоопределения

Индивидуальная работа с обучающимися

Классный руководитель.

Обучающиеся

Работа с родителями

1

«Профессия моего ребенка»

1

анкета

Классный руководитель.

Родители.

2

Знакомство с профилем.

1

Родительское собрание

Классный руководитель.

Родители.

Преподаватели.

Формы профориентационной работы в 10 классе

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Участники

Классные часы

 «Моя профессия врач»

1

Беседа с элементами игры

Классный руководитель.

Обучающиеся

 «Моя профессия - химик»

1

Беседа с элементами игры

Классный руководитель.

Обучающиеся

Профессии будущего

1

Доклады обучающихся

Классный руководитель.

Обучающиеся

Встреча со студентами

«Волонтеры – медики»

1

Интерактивная игра

Классный руководитель.

Обучающиеся

Студенты волонтеры – медики»

Экскурсии

1

Марбиофарм

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия.

2

ООО «Геникс»

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия.

3

МУП Водоканал.

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия.

4

Ботанический сад ПГТУ

2

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия

Диагностики

1

Анкета по профессиональному самоопределению

1

Классный руководитель.

Обучающиеся

2

Корректировка индивидуального маршрута профессионального самоопределения

Индивидуальная работа с обучающимися

Классный руководитель.

Обучающиеся

Работа с родителями

1

«Призвание – это маленький росточек таланта»

1

Родительское собрание

Классный руководитель.

Родители.

2

Профессии, которые выбирают наши дети

1

Родительское собрание

Классный руководитель.

Родители.

Формы профориентационной работы в 11 классе

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Участники

Классные часы

1

Встреча со студентами вузов, выпускниками естественнонаучного класса.

3

Час общения

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия.

Выпускники лицея.

2

Куда можно поступить учиться?

 (обзор ВУЗов, специальностей, условия поступления, проходные баллы)

3

 Доклады обучающихся

Классный руководитель.

Обучающиеся

3

“Игра в будущее”

1

Игра

Классный руководитель.

Обучающиеся

4

«Моя профессия врач»

1

Час общения

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители медики.

5

Встреча с представителями ВУЗов нашего города:

МАРГУ, ПГТУ, МОСИ.

Медицинский колледж.

4

Час общения

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители медики.

Экскурсии

1

Поликлиника и стационар  ГБУ РМЭ "Йошкар-Олинская городская больница" 

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители больницы.

2

Бюро судебно-медицинской Экспертизы, ГБУ Республики Марий Эл

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия.

3

Экскурсия в  Музей аптечного дела при РКБ города Йошкар Олы.

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия

4

 «Йошкар- олинская городская станция по борьбе с болезнями животных»

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия

5

Станция защиты растений

1

Обзорная экскурсия

Классный руководитель.

Обучающиеся

Представители предприятия

                                                             Диагностики

1

Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии»

1

Анкета

Классный руководитель.

Обучающиеся

2

Анкета «Выбрали ли вы для себя профессию?»

1

Анкета

Классный руководитель.

Обучающиеся

Корректировка индивидуального маршрута профессионального самоопределения

Индивидуальная работа с обучающимися

Классный руководитель.

Обучающиеся

Работа с родителями

1

Индивидуальные беседы и консультативная помощь родителям при самоопределении и выборе профессии старшеклассникам

Таким образом, реализация воспитательной программы, проведение классных часов, бесед, экскурсий и активное вовлечение родителей в процесс формирования у обучающихся представлений о будущих профессиях, позволят решить поставленные цели и задачи по профильной ориентации обучающихся.

Способствовать овладению каждым обучающимся культурой выбора различных образовательных предложений;

  Окажут помощь в проектировании   образа своего будущего и развитии необходимых ресурсов для осознанного профессионального выбора;

Будут созданы условия развития   личностного потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа “Профессиональное самоопределение воспитанников”.

Ведущие  цели  программы:1. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии;2.Создание условий личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии;3....

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...

Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9-х классов в условиях ГБОУ"

Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов в условиях ГБОУ"  может использоваться во внеурочной деятельности психологом, социальным педагогом или классным руков...

Индивидуальная образовательная программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»

Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандар...