Программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Программа профориентационной работы предназначена для обучающихся 9-11 классов естественнонаучного направления, чтобы помочь в выборе будущей профессии, а также повышения готовности подростков к дальнейшему профессиональному самоопределению в целом. Данная программа состоит из специально организованных мероприятий по ознакомлению с разнообразием будущих профессий, формированию интереса к ним, а также информационной поддержкой в выборе университетадля дальнейшего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
республики Марий Эл "Политехнический лицей-интернат"
Программа
«Профессиональное самоопределение обучающихся
естесственнонаучного класса»
Срок реализации 3 года
Разработала
Григорьева Люция Нурисламовна.
воспитатель
Йошкар-Ола 2020 г.
Пояснительная записка
Программа профориентационной работы предназначена для учащихся 9-11 естественнонаучного класса, чтобы помочь обучающимся в выборе будущей профессии. Она направлена на создание условий для принятия учащимися решения о выборе будущей профессии, направления дальнейшего обучения в университете, а также повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению в целом.
Данная программа состоит из специально организованных мероприятий по знакомству учеников с разнообразием будущих профессий, формирование интереса к ним, а также информационной поддержкой в выборе университета для дальнейшего обучения.
Работа сопровождается анализом тенденций и динамики различных профессий, формированием представления о современном рынке труда, знакомством с предприятиями и организациями. Программа завершается обобщением результатов проделанной работы процедурами рефлексивного осмысления полученной информации.
Актуальность
Вопросы профессиональной ориентации, самоопределения учеников являются актуальной проблемой на сегодняшний день. По результатам диагностики и мониторинга, 30% обучающихся 9 профильного биолого- химического класса не могут определить свою будущую профессию, у них наблюдается дефицит информации о профессиях, а также ВУЗах и условиях поступления и обучения в них. Результаты диагностики показали необходимость реализации профориентационной работы с учащимися.
Программа рассчитана на 3 года (9, 10 и 11 класс) и обусловлена необходимостью обеспечения помощи обучающимся в формировании представления о будущей профессии и выбора университета для поступления. Кроме того, профориентационная работа призвана активизировать и повысить готовность учащихся к самоопределению в целом.
Цель: Оказание психолого-педагогической и информационной помощи учащимся в выборе профессии, способствовать формированию психологической готовности к совершению профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям ученика.
Задачи:
- знакомство с особенностями современного рынка труда;
- способствовать формированию представления о профессиях;
- создание условий для самоопределения;
- исследование интересов и личностных особенностей учеников;
- создание условий для наглядного представления будущих профессий;
Ожидаемые результаты:
В результате обучащиеся должны освоить и сформировать:
- представления о современном рынке труда и разнообразии профессий;
- представления об университетах, обеспечивающих образование по выбранному направлению;
- навыки самоопределения и самоорганизации;
- навыки принятия решений;
- правила выбора профессии; понятия профессия и профессиональная деятельность;
- представление о своих интересах относительно будущей профессии.
-Планируемая 100% поступаемость по профилю в вузы по специальности
- Участие в конкурсах и олимпиадах по профилю.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;
- Концепцией Модернизации российского образования;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;
Этапы реализации программы:
- Подготовительный. 9 класс
Анкетирование, диагностика, проведение классных часов, бесед, направленных на выявление у обучающихся интересов и предпочтений к видам деятельности.
- Основной. 10 класс
Знакомство с ВУЗами, проведение классных часов и встреч с представителями профессий, проведение экскурсий на предприятия с целью формирования четких представлений о выборе университета и будущей профессии.
- Итоговый. 11 класс
Подведение итогов. Итоговое диагностирование. Выбор учащимися университета и направления дальнейшего обучения.
Формы профориентационной работы в 9 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Участники |
Классные часы | ||||
1 | Профессия и здоровье Профориентация и медицинская профконсультация. | 1 | беседа | Классный руководитель. Врач. Обучающиеся |
2 | . Что? Где? Когда? Информация о профессиях. | 2 | Доклады обучающихся | Классный руководитель. Обучающиеся. |
3 | . Психологические характеристики профессий. | 1 | беседа | Классный руководитель. Обучающиеся |
4 | Профессии с большой перспективой | 1 | беседа | Классный руководитель. Обучающиеся |
Экскурсии | ||||
1 | Ботанический сад МарГУ | 2 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Преподаватель биологии. Обучающиеся |
2 | Зоологический музей МарГУ | 2 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Преподаватель биологии. Обучающиеся |
Диагностики | ||||
1 | Тест «Выявление склонностей обучающихся к определенному виду деятельности» | 1 | диагностика | Центр занятости населения. Обучающиеся |
2 | Анкета по профессиональному самоопределению | 1 | Анкетирование обучающихся. | Классный руководитель. Обучающиеся |
3 | Составление индивидуального маршрута профессионального самоопределения | Индивидуальная работа с обучающимися | Классный руководитель. Обучающиеся | |
Работа с родителями | ||||
1 | «Профессия моего ребенка» | 1 | анкета | Классный руководитель. Родители. |
2 | Знакомство с профилем. | 1 | Родительское собрание | Классный руководитель. Родители. Преподаватели. |
Формы профориентационной работы в 10 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Участники |
Классные часы | ||||
«Моя профессия врач» | 1 | Беседа с элементами игры | Классный руководитель. Обучающиеся | |
«Моя профессия - химик» | 1 | Беседа с элементами игры | Классный руководитель. Обучающиеся | |
Профессии будущего | 1 | Доклады обучающихся | Классный руководитель. Обучающиеся | |
Встреча со студентами «Волонтеры – медики» | 1 | Интерактивная игра | Классный руководитель. Обучающиеся Студенты волонтеры – медики» | |
Экскурсии | ||||
1 | Марбиофарм | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия. |
2 | ООО «Геникс» | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия. |
3 | МУП Водоканал. | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия. |
4 | Ботанический сад ПГТУ | 2 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия |
Диагностики | ||||
1 | Анкета по профессиональному самоопределению | 1 | Классный руководитель. Обучающиеся | |
2 | Корректировка индивидуального маршрута профессионального самоопределения | Индивидуальная работа с обучающимися | Классный руководитель. Обучающиеся | |
Работа с родителями | ||||
1 | «Призвание – это маленький росточек таланта» | 1 | Родительское собрание | Классный руководитель. Родители. |
2 | Профессии, которые выбирают наши дети | 1 | Родительское собрание | Классный руководитель. Родители. |
Формы профориентационной работы в 11 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Участники |
Классные часы | ||||
1 | Встреча со студентами вузов, выпускниками естественнонаучного класса. | 3 | Час общения | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия. Выпускники лицея. |
2 | Куда можно поступить учиться? (обзор ВУЗов, специальностей, условия поступления, проходные баллы) | 3 | Доклады обучающихся | Классный руководитель. Обучающиеся |
3 | “Игра в будущее” | 1 | Игра | Классный руководитель. Обучающиеся |
4 | «Моя профессия врач» | 1 | Час общения | Классный руководитель. Обучающиеся Представители медики. |
5 | Встреча с представителями ВУЗов нашего города: МАРГУ, ПГТУ, МОСИ. Медицинский колледж. | 4 | Час общения | Классный руководитель. Обучающиеся Представители медики. |
Экскурсии | ||||
1 | Поликлиника и стационар ГБУ РМЭ "Йошкар-Олинская городская больница" | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители больницы. |
2 | Бюро судебно-медицинской Экспертизы, ГБУ Республики Марий Эл | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия. |
3 | Экскурсия в Музей аптечного дела при РКБ города Йошкар Олы. | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия |
4 | «Йошкар- олинская городская станция по борьбе с болезнями животных» | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия |
5 | Станция защиты растений | 1 | Обзорная экскурсия | Классный руководитель. Обучающиеся Представители предприятия |
Диагностики | ||||
1 | Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии» | 1 | Анкета | Классный руководитель. Обучающиеся |
2 | Анкета «Выбрали ли вы для себя профессию?» | 1 | Анкета | Классный руководитель. Обучающиеся |
Корректировка индивидуального маршрута профессионального самоопределения | Индивидуальная работа с обучающимися | Классный руководитель. Обучающиеся | ||
Работа с родителями | ||||
1 | Индивидуальные беседы и консультативная помощь родителям при самоопределении и выборе профессии старшеклассникам |
Таким образом, реализация воспитательной программы, проведение классных часов, бесед, экскурсий и активное вовлечение родителей в процесс формирования у обучающихся представлений о будущих профессиях, позволят решить поставленные цели и задачи по профильной ориентации обучающихся.
Способствовать овладению каждым обучающимся культурой выбора различных образовательных предложений;
Окажут помощь в проектировании образа своего будущего и развитии необходимых ресурсов для осознанного профессионального выбора;
Будут созданы условия развития личностного потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольная программа "Профессиональное самоопределение учащихся"
Планирование работы школы...
Воспитательная программа “Профессиональное самоопределение воспитанников”.
Ведущие цели программы:1. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии;2.Создание условий личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии;3....
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
Программа "Профессиональное самоопределение"
Программа ПСО на год...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...
Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9-х классов в условиях ГБОУ"
Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов в условиях ГБОУ" может использоваться во внеурочной деятельности психологом, социальным педагогом или классным руков...
Индивидуальная образовательная программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»
Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандар...