Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9-х классов в условиях ГБОУ"
рабочая программа (8 класс)
Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов в условиях ГБОУ" может использоваться во внеурочной деятельности психологом, социальным педагогом или классным руководителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.docx | 50.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки:
«Социальная педагогика»
Программа
«Профессиональное самоопределение обучающихся 8 -9 классов
в условиях ГБОУ»
Автор: Кемпи Ирина Александровна
г. Санкт-Петербург
2018 год
1. Пояснительная записка
- Актуальность программы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает общее образование, как базу профессионального. Учебный процесс приобретает прикладную, практическую направленность, вопросы профессиональной ориентации выходят на первый план в планировании и учебной, и воспитательной работы школы.
Запросы современного информационного общества связаны с воспитанием компетентного гражданина, обладающего такими качествами личности, как мобильность, успешность, способность решать проблемы, адаптироваться в условиях конкуренции, реализовывать свой личностный потенциал. Формирование личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности будет способствовать превращению ученика из пассивного объекта в активный субъект деятельности.
Заканчивая обучение на уровне основного общего образования, выпускники 9 классов часто не могут достаточно точно сформулировать этапы дальнейшего пути, то есть построить индивидуальный профессиональный маршрут, а это значит, что они не только не готовы уйти из школы в систему профессионального образования в соответствии с выбранной профессией, но и не могут определить набор последующих изучаемых дисциплин (направление профильных классов, набор элективных курсов), а также предполагаемых единых государственных экзаменов, выбор которых, как показывает практика, тоже осуществляется на этапе выбора профиля обучения и, таким образом, напрямую зависит от организации процесса профессиональной ориентации в школе.
1.2 Анализ условий для реализации программы
В течение нескольких лет было замечено, что выпускники ГБОУ № 310 часто, отучившись один год в одном среднем ОУ, переходят в другое среднее ОУ. Выпускники 9 классов, не выбрав направление обучения в среднем ОУ или имея недостаточный балл по аттестату, идут в 10 класс. Выпускники 11 класса вообще никуда не поступают, а идут работать. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.
Сведения о занятости выпускников 9-х классов 2018 года | |||||||||
№ ОУ | всего выпускников 9 классов | Из них продолжили получение среднего образования | в армии | трудоустроены | не трудоустроены | выбыли из Санкт-Петербурга | |||
в 10 классе дневных ОУ | в вечерней школе (центре образования) | в ОУ НПО/СПО | в иных формах (курсы, экстернат, самообразование) | ||||||
310 | 37 | 12 | 0 | 21
| 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Сведения о занятости выпускников 11-х классов 2018 года | |||||||||
№ ОУ | всего выпускников 11 классов | Из них продолжили обучение | в армии | трудоустроены | не трудоустроены | выбыли из Санкт-Петербурга | |||
в высших учебных заведениях | в ОУ НПО/ СПО | в иных формах (курсы, экстернат, самообразование) | |||||||
310 | 20 | 8 | 8 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 |
Для обучающихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает обучающихся к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь. Данная программа призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся.
1.3 Законодательная база
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012г. и cтратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011—2020гг. «Петербургская школа 2020», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы».
2. Концептуальные подходы
2.1 Понятийный аппарат.
Профессиональное самоопределение - процесс и результат выбора обучающимся собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями.
Профориентационная компетентность – способность построения собственного профессионального маршрута с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей подростка.
Индивидуальный образовательный маршрут – набор учебных дисциплин (предметов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности), изучаемых на уровне профильного обучения.
Индивидуальный профессиональный маршрут –путь получения профессии, последовательный набор учреждений профессионального образования и/или предприятий (организаций) для получения профессии. Например: колледж – ВУЗ – организация/производство; ВУЗ – производство; колледж – производство и т.д.
Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
Профессиональная ориентация – комплекс действий для выявления у человека интересов и склонностей к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе профессии людям всех возрастов.
направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
2.2 Научно – методическое основание
Концепции профессионального самоопределения И.С.Кон, Е.А.Климов
Формирование «психологических тылов» у старшеклассников Н.С.Пряжников
Психология профессионального успеха Н.А. Даниличева, Л.А. Балакирева
Профессиональное и личностное самоопределение Н.С. Пряжников
Профессиональные пробы: технология и методика проведения Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф.
3.Основная часть
3.1 Цель программы – формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностями рынка труда, ознакомление обучающихся с миром профессий.
Задачи:
- знакомство с рынком труда в Санкт – Петербурге, стране;
- ознакомление обучающихся с особенностями и характеристиками профессий и специальностей, способами ориентации в мире профессий;
- формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;
- помощь в проектировании жизненных допрофессиональных целей, определение склонностей, возможностей в допрофессиональном саморазвитии и обучении
3.2 Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Общеекол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I. Введение | 2 | 2 | ||
1 | Современное общество, образование и профессия | 1 | 1 | |
2 | Формула выбора профессии | 1 | 1 | |
II. Индивидуальные особенности человека «образ Я» | 12 | 4 | 8 | |
3 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности: ощущения и восприятие | 1 | 1 | |
4 | Внимание. Тестирование и тренировка внимания | 1 | 1 | |
5 | Память. Виды памяти. Тестирование и тренировка памяти | 1 | 1 | |
6 | Темперамент. Типы темперамента | 1 | 1 | |
7 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 2 | 2 | |
8 | Познавательные процессы у человека. Мышление | 1 | 1 | |
9 | Типы мышления. Определение типа мышления | 3 | 1 | 2 |
10 | Общение. Организаторские способности и коммуникативные склонности | 1 | 1 | |
11 | Способности к компромиссным решениям | 1 | 1 | |
III. Мир профессий | 11 | 8 | 3 | |
12 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 1 | 1 | |
13 | Классификация профессий по предмету и характеру труда. | 1 | 1 | |
14 | Профессии типа «человек- человек». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам | 1 | 1 | |
15 | Профессии типа «человек-техника». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам | 1 | 1 | |
16 | Профессии типа «человек - знаковая система». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам | 1 | 1 | |
17 | Профессии типа «человек – природа». Описание профессий. Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам | 1 | 1 | |
18 | Профессии типа «человек – художественный образ». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам | 1 | 1 | |
19 | Профессии типа «человек – бизнес». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам. | 1 | 1 | |
20 | Карта профессий. Матрица профессий | 1 | 1 | |
21 | Профессиограмма | 1 | 1 | |
22 | Зачетная работа по классификации профессий | 1 | 1 | |
IV. Выбор профессии | 9 | 3 | 6 | |
23 | «Секреты» выбора профессии: «Хочу. Могу. Надо». | 1 | 1 | |
24 | Мои интересы и склонности. Анкета «Профориентация» | 1 | 1 | |
25 | Связь учебных предметов и профессий. Методика «Профиль» | 1 | 1 | |
24 | Психогеометрия. Требования к предпринимательской деятельности | 1 | 1 | |
25 | Определение профессионального типа личности | 1 | 1 | |
26 | Медицинские ограничения к выбору профессий | 1 | 1 | |
27 | Ошибки в выборе профессии | 1 | 1 | |
28 | Соотнесение личностных особенностей и типов профессий | 1 | 1 | |
29 | Итоговая работа. Построение индивидуального профессионального маршрута | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы
I. Ведение
Современное общество, образование и профессия. Особенности индустриального и постиндустриального общества. Изменения, происходящие в обществе и их влияние на жизнь человека. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Профильное обучение в старшей школе и пути профессионального образования. Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля обучения. Противоречия мира профессионального труда. Перспективы профессионального становления в условиях региона. Понятия профессия, специальность, должность.
Формула выбора профессии. Склонности и интересы («хочу») в профессиональном выборе. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Социальные проблемы труда («надо»).
- Индивидуальные особенности человека «образ Я»
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности: ощущения и восприятие. Образ «Я» как система представлений о себе. Виды ощущений. Свойства восприятия. Развитие и тренировка органов чувств. Иллюзии восприятия и их объяснение.
Внимание. Тестирование и тренировка внимания. Влияние развития личности на способность активизировать и поддерживать внимание. Свойства внимания. Способы активизации внимания. Влияние обстоятельств на усиление и поддержание высокого уровня внимания. Способы тренировки внимания.
Память. Виды памяти. Тестирование и тренировка памяти. Виды памяти у человека. Сравнение основных характеристик памяти человека и компьютера. Свойства памяти. Активизация и тренировка памяти. Игры на развитие памяти.
Темперамент. Типы темперамента. Типы нервной системы человека. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Темперамент в профессиональном становлении личности. Определение типа темперамента. Тест Айзенка. Формула темперамента. Тест А. Белова.
Познавательные процессы у человека. Мышление. Понятие о мышлении. Гибкость мышления. Индивидуальные особенности мышления. Развитие мышления.
Типы мышления. Определение типа мышления. Тестирование. Методики: «Числовые ряды», «Выделение существенных признаков», «Узоры».
Общение. Организаторские способности и коммуникативные склонности. Стратегия и тактика общения. Определение коммуникативных склонностей и организаторских способностей (КОС).
Способности к компромиссным решениям. Способы выхода из конфликтной ситуации. Тестирование: определение ведущего способа выхода из конфликта. Тест Томаса.
III. Мир профессий
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Влияние психологии личности на профессиональную карьеру. Пути карьерного роста. Ценностные ориентации в жизни человека. Предприимчивость. Интеллектуальность. Социально-профессиональная мобильность. Ответственность.
Классификация профессий по предмету и характеру труда. Понятия предмета труда и характера труда. Классификация профессий по Климову. Типы и классы профессий; их особенности. Профессиональные требования.
Профессии типа «человек- человек». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам. Работники систем образования и здравоохранения, органов правопорядка и юриспруденции, системы торговли, сферы услуг, священнослужители – т.е. все те, кому приходится постоянно иметь дело с людьми. Работники этой сферы, помимо профессионализма, должны обладать такими качествами, как коммуникабельность, гибкость мышления, быстрая реакция, умение убеждать, должны быть хорошими психологами. Примеры: Гиппократ, Авиценна, Пирогов, Песталоцци, Ян Коменский, Ушинский.
Профессии типа «человек-техника». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам. Работники этой сферы разрабатывают, создают или обслуживают самую разнообразную технику. Разработчики и создатели техники должны обладать знаниями в области естественных наук и истории техники, иметь представления о биомеханике, эргономике; обслуживающий персонал должен хорошо представлять себе назначение технических устройств, условия, в которых может нормально функционировать техника, уметь быстро находить неисправности, определять их характер и причины возникновения, по возможности устранять их или вызывать специалистов-ремонтников. Примеры: Леонардо да Винчи, Эдисон, Дизель, Королев, Сикорский, Туполев, Тесла.
Профессии типа «человек - знаковая система». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам. Часто людей этих профессий считают «сухарями»; когда-то даже существовало деление людей на «физиков» и «лириков». Это работники «чистой» науки, операторы связи и ЭВМ, программисты – т.е. те, кто занимается сбором, анализом, обработкой, хранением и передачей информации. Работникам этих профессий обычно приходится иметь дело не с реальными объектами, а с информацией о них. Известными обычно становятся ученые – физики, химики, математики; программисты – Билл Гейтс, Касперский.
Профессии типа «человек – природа». Описание профессий. Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования. Охотники и охотоведы, звероводы, рыбаки, растениеводы, работники сельского и лесного хозяйства – все они общаются с природой или природными объектами. Они должны любить и тонко чувствовать природу, понимать ее «язык», знать биологию или ее разделы; их не должны пугать большие физические нагрузки, работа часто на открытом воздухе в летнюю жару или зимние морозы, в условиях непогоды. Примеры: Дарвин, Вавилов, Мичурин, Вирхов, Даррелл.
Профессии типа «человек – художественный образ». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам. Творцы художественных произведений, образов – это артисты, дикторы телевидения и радио, лекторы, художники, скульпторы, архитекторы, модельеры, музыканты, писатели и поэты. Это те, чье творчество предназначено для восприятия людьми. Таким образом, в качестве художественного образа могут выступать и материальные объекты, такие как дворцы и парки, здания и сооружения, и виртуальные – персонажи спектаклей, исполняемые музыкальные произведения, сообщения на телевидении и радио. Часто эти профессии человек выбирает еще в детстве, принимая участие в школьной самодеятельности, создании школьных газет, альманахов или школьных радиопередач. Все эти профессии требуют от человека таланта, способностей и связаны с большими эмоциональными нагрузками. Порой сопровождаются неудачами и поэтому требуют от человека огромной самоотверженности, работоспособности, умения «держать удар», убежденности в правильности выбора.
Профессии типа «человек – бизнес». Анализ профессий. Содержание и характер труда. Профессиональные требования к работникам. Работникам этих профессий обычно приходится иметь дело и с людьми и с документами и с информацией. Поэтому необходимо сочетать в себе качества, характерные для типа профессий «человек - человек», «человек - знаковая система», а порой и всех типов профессий, если бизнес связан с техникой, природой или творчеством. Главное в этом типе профессий - наличие креативного типа мышления, способности к принятию нестандартных решений в нестандартных ситуациях.
Карта профессий. Матрица профессий. Понятие карты профессий. Распределение профессий «в системе координат» карты профессий. Практическая работа: «Составление матрицы профессий».
Профессиограмма. Понятие профессиограммы. Структура и содержание профессиогамм. Поиск информации.
Зачетная работа по классификации профессий.
IV. Выбор профессии
«Секреты» выбора профессии: «Хочу. Могу. Надо». Интересы, склонности, способности и задатки. Потребности рынка труда в кадрах. Общие основы оценки способности личности к выбору дальнейшего профиля обучения и выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональные пробы).
Мои интересы и склонности. Анкета «Профориентация». Показатель активности и уровень притязаний.
Связь учебных предметов и профессий. Методика «Профиль». Характеристика профессий с точки зрения их связи с учебными предметами. Тестирование по профилям профессий. Методика «Профиль».
Психогеометрия. Требования к предпринимательской деятельности. Методика «Психогеометрия». Качества предпринимателя по Бодо Шефферу. Тест «Способен ли ты стать предпринимателем?».
Определение профессионального типа личности. Виды профессиональных типов личности. Тестирование. Тест Дж. Голланда.
Медицинские ограничения к выбору профессий. Здоровье. Ограничения, налагаемые состоянием здоровья на выбор профессий.
Ошибки в выборе профессии. Типичные ошибки, которые делают выпускники при выборе профессии.
Соотнесение личностных особенностей и типов профессий. Практическая зачетная работа по составлению психологических портретов идеального профессионала по типам профессий.
Итоговая работа. Построение индивидуального профессионального маршрута. Выбор сферы деятельности, обоснование выбора. Выбор специальности. Перечень функций, выполняемых работниками этой специальности, требования к работникам этой специальности – специальные и общечеловеческие. Оценка своих возможностей - физических, психических, нравственных («Смогу ли я работать по этой специальности?»). Уровень своих притязаний («Смогу ли я сделать успешную карьеру в этой сфере деятельности?»). Анализ полученных результатов. Построение индивидуального профессионального маршрута.
3.3 Условия реализации :
- заинтересованность обучающихся в профессиональном самоопределении,
- оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися,
- уверенность школьников в социальной значимости труда,
- взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости.
3.4 Предполагаемый результат
В результате реализации программы возможно формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, построение индивидуального профессионального маршрута, обучающиеся научаться ориентироваться в мире профессий, научаться понимать алгоритм выбора профессии.
3.5 Точки риска
- неготовность и не желание подростков к сознательному профессиональному самоопределению;
- не достаточная скоординированность действий родителей и подростков в профессиональном самоопределении;
- недостаточное внимание к школьной профориентационной работе различных социальных институтов (кадровых служб фирм и организаций, работников многих вузов и колледжей, медицинских учреждений, правоохранительных учреждений и т.п.).
3.5 Список литературы
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / Чистякова С.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. – Ярославль, 2009.
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).– М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы // Профессиональное образование, 2008. – № 5. – С.10.
- Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала // Профессиональное образование, 2006. – № 3 – С. 28-29.
- Горина И. Хочу, могу и надо // Пчела, 2010. – № 47.
- Киреенко Л.В., Кулагина Н.Н. Профессиональная ориентация – путь снижения безработицы. // Профессионал, 2007. –№ 3. – С. 18-20.
- Манушина О. Центр профессиональной ориентации // Директор школы, 2008. – № 1. – С. 81-83.
- Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы, 2009. – № 3. – С. 65 –70.
- Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ: Флинта, 2009.
- Нодель Ф.А. О профессиях, или в поисках пути. Этюды словесника // Профессиональное образование, 2007. – № 1, 2 – С. 35, С. 28.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2010. – С.283-427.
- Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации // Директор школы, 2007. - № 2. – С. 79 –84.
- Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.
Литература для учащихся:
Твоя профессиональная карьера, учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Чистяковой С.Н., – М.: «Просвещение», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие позитивной Я-концепции как приоритетного фактора для успешного профессионального самоопределения обучающихся кадетских классов
В работе представлен материал, освещающий вопросы развития Я - концепции подростка. Раскрыт опыт работы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных УУД подростков в рамках реализации пси...
Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуали...
Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в рамках комплекса "Детский сад - школа - колледж". Методическая разработка спортивного мероприятия "Веселые старты"
Данная разработка может быть использована для организации спортивно-оздоровительной работы с воспитанниками детского сада и учащимися начальных классов Цель: популяризация здорового образа ...
План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год
Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...
Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.
В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...
Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...