Программа "Профессиональное самоопределение"
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель структурного подразделения №6 И.И. Жалыбина _______________ «22» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина В.Л. Поляков ________________ «22» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Профессиональное самоопределение»
для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Всего часов по программе__34__, занятий в неделю _1_
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 5-е изд. – М.: Генезим, 2011. – 208 с., ил.
Всего | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||
34 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
Составитель: | Кудрявцева Е.А., педагог-психолог первая квалификационная категория |
МОСКВА, 2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Профессиональное самоопределение» для 9 класса составлена на основе:
- программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной.
Основная идея курса:
Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, само-актуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цели
Изучение курса «Профессиональное самоопределение» в основной школе на предпрофильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
- овладение учащимися ситуацией выбора в отношении профилирующего направления учебной деятельности в старшей школе;
- развитие творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области наук и в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами психологии культуры личности: понимание значимости психологии и выбора профессии для общественного прогресса и самого себя.
Задачи
Изучение данного курса направлено на выполнение следующих задач:
- формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Изменений, внесенных в программу предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной нет.
Рабочая программа курса «Профессиональное самоопределение» для 9 класса рассчитана на 34 учебных часа (с учетом 1 час в неделю), в том числе 2 часа на защиту зачетных проектов.
Формы организации учебного процесса и их сочетание. Формы текущего контроля знаний, умений и навыков.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа обучающихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности каждого ребенка.
Образовательный процесс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Каждая тема укладывается в один урок. В программе используются различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль – одна четверть.
Ведущие принципы – учет возрастных особенностей обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания.
Промежуточная аттестация осуществляется на обобщающих уроках после каждого модуля (пользуясь записями в тетрадях и результатами тестов - оформляются таблицы), решаются кроссворды. Защита итоговых проектов «Моя будущая профессия» проводится в форме: демонстрация творческих работ, чтения сочинения «Моя будущая профессия» и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать:
- психологические особенности, способности и возможности своей личности;
- информацию о возможных путях продолжения образования;
- востребованность различных видов профессионального труда в регионе.
уметь:
- совершить первичное профессиональное самоопределение;
- проводить самодиагностику личностных качеств;
- управлять своим поведением и развивать активную позицию в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального самоопределения;
- проявлять чувство ответственности и уверенности в себе в ситуациях выбора.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: правильного выбора своей будущей профессии.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество |
п/п | часов | |
1 | Что я знаю о своих возможностях | 8 |
2 | Что я знаю о профессиях | 8 |
3 | Способности и профессиональная пригодность | 10 |
4 | Планирование профессиональной карьеры | 8 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание курса
Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Выбор профессии. Кратко о программе «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Формула самооценки. Успех.
Темперамент и профессия. Темперамент. Типы темперамента по Гиппократу. Определение темперамента.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Чувства и эмоции.
Определение типа эмоций. Профессия и эмоции.
Стресс и тревожность. Стресс и тревожность. Определение уровня тревожности. Пессимист и оптимист.
Определение типа мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность. Мужество. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное и креативное. Определение типа мышления.
Внимание и память. Внимание. Память. Функции памяти. Продуктивность памяти. Типы памяти: слуховая, зрительная, эмоциональная и логическая. Как тренировать память.
Уровень внутренней свободы. Уровень внутренней свободы. Определение уровня внутренней свободы.
Раздел 2. Что я знаю о мире профессий.
Классификация профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация профессий по Е.А. Климову. 1 уровень – предмет труда (техника, человек, природа, знак, художественный образ); 2 уровень – цель труда (гностические профессии, преобразующие профессии, изыскательские); 3уровень – орудие труда или средства труда. Вещественные орудия труда: ручные скальпель, кисть и т.д.), механические (швейная машина, автомобиль и т.д.), автоматические (автоматические линии и т.д.). Функциональные орудия – глазомер плотника, вдохновение музыканта и т.д. Условия труда: обычный, бытовой микроклимат (лаборант, продавец и т.д); открытый воздух (агроном инспектор ГИБДД и т.д.); необычные условия (шахтер, космонавт и т.д.); повышенная моральная ответственность ( учитель, врач и т.д).
Определение типа будущей профессии. Определение типа будущей профессии с помощью методики Е.А. Климова.
Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определение профессии. Получение формулы своей будущей профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии. Определение своих интересов с помощью модификации методики «Карта интересов» А. Голомштака.
Определение профессионального типа личности. Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям американского психолога Дж. Голланда. Определение профессионального типа личности с помощью модификации методики Дж. Голланда.
Профессионально важные качества. Профессионально важные качества конкретного типа профессий.
Профессия и здоровье. Предъявляемые требования (условно разбитые на 4 группы) к здоровью человека в зависимости от рода профессии. Оценка состояния своего здоровья. Девять шагов уверенности в себе.
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности. Общие и специальные возможности. Способный человек. Способности к практическим видам деятельности. Развитие способностей. Уровень развития технических способностей.
Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности: учитель, врач, юрист, психолог и т.д. Подростковый возраст. Определение уровня умственного развития.
Способности к профессиям социального типа. Конфликтология. Определение особенностей своего поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста Томаса.
Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности.
Артистические способности. Способности к изобразительному искусству. Одаренный человек. Функциональная асимметрия.
Уровни профессиональной пригодности. Степени профессиональной пригодности: профессиональная непригодность к конкретной профессии; профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий (относительная, абсолютная профпригодность); соответствие конкретной профессиональной деятельности; призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Классификация людей (отношение человека к труду) немецкого психолога Э.Фромм:
- Рецептивный.
- Эксплуататорский.
- Стяжательский.
- Рыночный.
- Творческий.
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Мотив. Мотив поведения. Мотивация. Определение мотивации с помощью методики Е. Головахи. Потребности. Типы потребностей: физиологические, потребность в защищенности, социальные, потребности в уважении и самоуважении, потребность в самореализации.
Ошибки в выборе профессии. Ошибки: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествив интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией.
Современный рынок труда. Рынок труда (рынок рабочей силы). Трудовое соглашение (контракт). Заработная плата. Современный рынок труда.
Пути получения профессии. Определение профессионального выбора с помощью Матрицы. Государственный образовательный стандарт РФ (две системы высшего профессионального образования). Дистанционная форма обучения и экстернат. Среднее специальное образование. Высшее образование.
Навыки самопрезентации. Правило тридцати секунд. Важные моменты самопрезентации. Безупречный внешний вид. Грамотная речь. Резюме.
Стратегия выбора профессии.
Формы и средства контроля
Зачетным занятием является последнее занятие по защите проекта «Моя будущая профессия».
Перечень учебно-методических средств обучения
Используемая литература:
1. Диагностические материалы для профессиональной ориентации: методическое пособие. – М.: Академия, 2014.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 – 11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008.
3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2011.
4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2011.
5. Романова Е.С. 147 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. – М.: Аспект Пресс, 2011.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Номер урока (согласно учебно-методического пособия) | Тип учебного занятия | Дата |
I ЧЕТВЕРТЬ (8 УРОКОВ) | ||||
РАЗДЕЛ 1. ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ | ||||
1 | Самооценка и уровень притязаний | Урок 1 | ИНМ | |
2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | Урок 2 | ИНМ | |
3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций | Урок 3 | ИНМ | |
4 | Стресс и тревожность | Урок 4 | ИНМ | |
5 | Определение типа мышления | Урок 5 | ИНМ | |
6 | Внимание и память | Урок 6 | ИНМ | |
7 | Уровень внутренней свободы | Урок 7 | ИНМ | |
8 | Обобщающий | Урок 8 | ОУ | |
II ЧЕТВЕРТЬ (8 УРОКОВ) | ||||
РАЗДЕЛ 2. ЧТО Я ЗНАЮ О ПРОФЕССИЯХ | ||||
9 | Классификация профессий. Признаки профессии | Урок 9 | ИНМ | |
10 | Определение типа будущей профессии | Урок 10 | ПР | |
11 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии | Урок 11 | ИНМ | |
12 | Интересы и склонности в выборе профессии | Урок 12 | ИНМ | |
13 | Определение профессионального типа личности | Урок 13 | ИНМ | |
14 | Профессионально важные качества | Урок 14 | ИНМ | |
15 | Профессия и здоровье | Урок 15 | ИНМ | |
16 | Обобщающий | Урок 16 | ОУ | |
III ЧЕТВЕРТЬ (10 УРОКОВ) | ||||
РАЗДЕЛ 3. СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ | ||||
17 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности | Урок 17 | ИНМ | |
18 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | Урок 18 | ИНМ | |
19 | Способности к профессиям социального типа | Урок 19 | ИНМ | |
20 | Способности к офисным видам деятельности | Урок 20 | ПР | |
21 | Способности к предпринимательской деятельности | Урок 21 | ПР | |
22 | Артистические способности | Урок 22 | ПР | |
23 | Уровни профессиональной пригодности | Урок 23 | ИНМ | |
24 | Обобщающий | Урок 24 | ОУ | |
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ | ||||
25 | Мотивы и потребности | Урок 25 | ИНМ | |
26 | Ошибки в выборе профессии | Урок 26 | ИНМ | |
IV ЧЕТВЕРТЬ (8 УРОКОВ) | ||||
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (продолжение) | ||||
27 | Современный рынок труда | Урок 27 | ИНМ | |
28 | Пути получения профессии | Урок 28 | ИНМ | |
29 | Навыки самопрезентации | Урок 29 | ИНМ | |
30 | Стратегия выбора профессии | Урок 30 | ИНМ | |
31 | Обобщающий | Урок 31 | ОУ | |
32 | Создание проекта «Моя будущая профессия» | Урок 32 | ПР на ПК | |
33 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | Урок 33 | ПР на ПК | |
34 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | Урок 34 | ПР на ПК |
Условные обозначения, используемые в разделе «Тип учебного занятия»
№ п/п | Сокращенное обозначение | Учебное занятие |
1 | ИНМ | Изучение нового материала |
2 | ПР | Практикум |
3 | ПР на ПК | Практикум на персональном компьютере |
4 | ОУ | Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка
Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Виды самоопределения, их актуальность для подростков в период перехода на новую учебную ступень. Роль родителей в самоопределении детей
Виды самоопределения, их актуальность для подростков в период перехода на новую учебную ступень. Роль родителей в самоопределении детей...
- Мне нравится (1)