ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
рабочая программа по психологии (9, 10, 11 класс) по теме
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. К сожалению, многие старшеклассники имеют весьма приблизительное представление о существующих профессиях, рынке труда региона, в котором проживают и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной профессиональной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью.
Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. По данным социологов примерно 45 % молодежи из-за незнания правил выбора профессии, выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Позже это влечет за собой разочарования, ведет к личностным деформациям, ограничению возможностей самореализации, доминированию чувств неудовлетворенности.
Данная программа ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и его особенности, определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Выбирая будущую профессию, надо суметь соотнести возможности, способности и интересы учащихся, с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
В случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше оказывается не только личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации, но и общество, получившее активного, целеустремленного, конкурентоспособного, успешного гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа профессионального самоопределения обучающихся | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласованно Утверждаю
Зам директора по УВР Директор школы
Кириллова М.А. Пшикова Н.И.
«___» сентября 2016г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Мичуринская средняя общеобразовательная школа №123»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Мое профессиональное самоопределение»
на 2016/2017 учебный год
Класс __9, 10, 11_________________
Учитель _ Олейникова Евгения Николаевна социальный педагог, педагог-психолог
Составлена в соответствии с примерной программой МО РФ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану _____36_________________________
Из них:
- На изучение теоретического материала - __________15____________
- Лабораторные, практические работы, экскурсии - _________14____
- Контрольные работы - _________________0______________________
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения ___ гуманитарного цикла______________________________
__________________________________________________________________
Протокол № ____01_______ от 30.08. 2016 г.
Председатель методического объединения___________ _________________
(подпись) (расшифровка подписи)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа профессионального самоопределения обучающихся МКОУ СОШ № 123 Новосибирского района п. Мичуринский «Твой профессиональный выбор» |
Цель программы | Подготовка учащихся к адекватному профессиональному самоопределению, формирование обоснованного профессионального намерения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, развитие навыков достижения успеха, планирования времени, побуждение к саморазвитию и самосоверщенствованию. |
Задачи программы |
|
Нормативно-правовое обеспечение программы | 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39). 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312. 3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016 г. от 07 февраля 2011 г. №163-р. 4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (основной документ, регламентирующий ведение профильного обучения). 5. Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1920 от 06.07.2015 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2015- 2016 учебный год». 6. Минимум содержания образования регионального компонента общего образования Новосибирской области (в рамках стандартов первого поколения) по технологии 8-9 классы, 10-11 классы. 7. Примерные образовательные программы учебных курсов регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии - «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - 9 класс; «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» 10-11 классы. 8. Методические рекомендации по реализации Минимума содержания образования регионального компонента по технологии для общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих стандарты первого поколения на второй и третьей ступенях образования. 9.Методические рекомендации по проведению профконсультации для психологов образовательных учреждений. |
Разработчик программы | Социальный педагог, педагог-психолог Олейникова Евгения Николаевна. |
Основные исполнители программы | Заместитель директора по УВР управляет процессом выполнения программы, координирует действия классных руководителей, анализирует и обобщает результаты реализации программы. Педагог-психолог, совместно с классными руководителями, педагогом организатором разрабатывают методические рекомендации для реализации программы, внедряет и использует новые педагогических технологии и активные формы работы, направленные на реализацию задач программы, организует работу с родителями по профессиональному просвещению. |
Сроки выполнения и этапы реализации программы | Сроки реализации: 1 год (август 2016 – май 2017 года). Первый этап – подготовительный – август – сентябрь 2016 г.
Второй этап – практический – сентябрь 2016 – апрель 2017 г.
Третий этап – аналитический - апрель - май 2017 г.
|
Финансовое обеспечение | Финансирование Программы осуществляется за счет средств образовательного учреждения. |
Ожидаемые результаты | В процессе реализации программы учащиеся получают знания о своих профессиональных качествах, профессиях, актуальных в регионе, путях профессионального самоопределения, способах реализации своих целей, творческого подхода к деятельности; проявляют осознанность выбора будущей профессии, обретают навыки выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности, проявляют интерес к самообразованию и самосовершенствованию. |
Система организации управления и контроля | Контроль за реализацией Программы осуществляет директор образовательного учреждения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Контроль за реализацией Рабочей программы предусматривает контроль за выполнением программы, мониторинг результатов обучения. |
АННОТАЦИЯ
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. К сожалению, многие старшеклассники имеют весьма приблизительное представление о существующих профессиях, рынке труда региона, в котором проживают и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной профессиональной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью.
Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. По данным социологов примерно 45 % молодежи из-за незнания правил выбора профессии, выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Позже это влечет за собой разочарования, ведет к личностным деформациям, ограничению возможностей самореализации, доминированию чувств неудовлетворенности.
Данная программа ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и его особенности, определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Выбирая будущую профессию, надо суметь соотнести возможности, способности и интересы учащихся, с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
В случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше оказывается не только личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации, но и общество, получившее активного, целеустремленного, конкурентоспособного, успешного гражданина.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка подростков к профессиональному самоопределению реализуется через элективные курсы, классные часы.
Программа курса разработана на основе регионального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования Новосибирской области по технологии, является дополнением федерального компонента обязательного минимума содержания образования, разработана на основе Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1920 от 06.07.2015 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2015- 2016 учебный год».
Эффективность подготовки учащихся достигается с помощью целенаправленной совместной деятельности родителей, классных руководителей, администрации школы, учителей-предметников в рамках программы «Мое профессиональное самоопределение», поэтапного выявления способностей и интересов учащихся, соотнесения личностных качеств и особенностей с требованиями выдвигаемыми профессиями, рынка труда региона, повышения уровня психологической компетентности, мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Программа рассчитана на учащихся 9 - 11 классов, срок реализации – 1 год.
Характеристика особенностей программы
Социально-педагогическая суть учебного курса – обеспечение наибольшей личностной направленности, дифференциации и индивидуализации образования. Эти принципы являются ответом на требования современного общества. Результатом успешной учебной деятельности по предмету является максимальное раскрытие индивидуальных способностей и формирование на этой основе профессиональной и социально компетентной, мобильной личности, сознающей и способной отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права; умеющую делать профессиональный и социальный выбор с учетом потребностей Новосибирской области и нести за него ответственность.
Структура содержания программы представлена тремя разделами:
- Раздел 1. Актуальность и практическая ценность курса «Мое профессиональное самоопределение».
- Раздел 2. Человек и профессия. Диагностика личной предрасположенности к профессиональной деятельности.
- Раздел 3. Слагаемые выбора профессии.
Раздел 1 Актуальность и практическая ценность курса «Мое профессиональное самоопределение» знакомит учащихся с научными основами профессионального самоопределения, понятиями профессиональной деятельности, карьеры, спецификой профессиональной деятельности жителей города Новосибирска и Новосибирского района, новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции. Дает представление о новых и развивающихся профессиях XXI века на основе «Атласа новых профессий»; навыки планирования и самоорганизации собственного времени. В ходе изучения раздела учащиеся получают сведения об учебных заведениях города Новосибирска и области, правилах и условиях поступления в учебные заведения, порядке оценивания полученных знаний и умений в рамках Болонского процесса, уровнях квалификации по окончанию учебного заведения.
Раздел 2. «Человек и профессия. Диагностика личностной предрасположенности к профессиональной деятельности». Комплексная диагностика индивидуальных психологических особенностей и профессиональных склонностей даёт возможность учащимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе будущей профессии, с учетом потребностей в специалистах Новосибирска и Новосибирского района. Учащиеся приобретают умения анализировать профессии и профессиональную деятельность, соотносить свои способности с требованиями профессии. По результатам диагностики составляются профессиональные портфолио учащихся, выявляются сильные и слабые стороны личности, приоритетные направления профессиональной деятельности.
Теоретические знания и практические навыки направлены на развитие креативности, самоодобрения, обучения навыкам преодоления самосаботажа, достижения успеха, пробуждения потребности в самосовершенствовании, повышение уровня психологической компетенции учащихся.
Раздел 3 «Слагаемые выбора профессии». В процессе изучения раздела учащиеся знакомятся с особенностями ведения частного предпринимательства (бизнеса) и работы по найму; понятиями профпригодность, профессиограмма и психограмма, жизненный и профессиональный план; овладевают навыками целеполагания, составления жизненного и профессионального планов, профессиограммы и психограммы выбранной профессии; способами профилактики синдрома профессионального выгорания.
Каждый раздел содержит теоретический блок, а также предусматривает выполнение практических заданий разного характера по соответствующей теме.
В рамках изучаемого курса запланированы экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, носителями профессионального опыта.
Формы организации учебной деятельности:
- практикумы,
- беседы,
- дискуссии,
- круглые столы,
- экскурсии на предприятия района.
Формы контроля:
- тестирование,
- опрос,
- моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки,
- уроки-экскурсии,
- практические занятия,
- дискуссии.
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. – 5 часа
Тема 1.1.Введение. Актуальность и практическая ценность курса «Мое профессиональное самоопределение. Прокрастинация.» – 1 час.
Основные теоретические сведения. Понятие и определение профессии, склонностей, способностей, таланта и их роль в профессиональном самоопределении. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию. Профессия хедхантер, его профессиональные обязанности. Таймменеджмент, как инструмент рационального использования времени.
Тема 1.2. Работа, профессия, карьера. – 2 часа.
Основные теоретические сведения. Определение понятий: должность, специальность, работа, квалификация, карьера. Уровни профессиональной подготовки специалистов по окончанию обучения в ВУЗах, техникумах, ПТУ и последующее трудоустройство. Болонский процесс – возможности и перспективы обучения, трудоустройства. Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии, формула успеха при выборе профессии: «Хочу – Могу – Надо». Условия и правила оптимального (правильного) выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Практическая работа: Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
Тема 1.3. Новые и актуальные профессии на рынке труда Новосибирской области, Российской Федерации. Классификация профессий. – 2 часа
Основные теоретические сведения. «Атлас новых профессий» (Сколково) – альманах профессий на ближайшие 15-20 лет. Копирайтер, модератор, контент-менеджер, веб-дизайнер, видео дизайнер, веб-мастер, SEO-специалист, блогер, фрилансер, мерчендайзер, шопер, байер, контрактный управляющий, бренд-менеджер, логистик, маркетолог, супервайзер, медиапланер, менеджер, медиатор, супервизор, коуч, футоролог (консультант). Устаревшие профессии. Классификация профессий. Востребованные профессии на рынке труда региона. Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного.
РАЗДЕЛ 2. Человек и профессия. Диагностика личностной предрасположенности к профессиональной деятельности. – 10 часов
Тема 2.1. Тип темперамента, профессиональные склонности, способности - 2 часа
Основные теоретические сведения. Понятие темперамент, типы темперамента (сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик), их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности, подготовке к экзаменам. Положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека. «Подходящие» и «не подходящие» профессии по типу темперамента. Интроверсия, экстроверсия.
Практическая работа. Определение типа темперамента учащихся (тест Г. Айзенка)
Тема 2.2. Профессиональный тип личности. - 2 часа
Основные теоретические сведения. Понятие типизации. Преобладающий социально-профессиональный тип личности на основании методики Дж. Голланда (реалистичный тип, интеллектуальный тип, социальный тип, офисный тип, предпринимательский тип, артистический тип); предпочитаемые сферы деятельности. Тип личности и профессиональная деятельность. Сфера труда, вид труда, выявление предпочитаемой профессии.
Практическая работа. Выявление профессионального типа личности учащихся (тест Дж. Голланда); выявление предпочитаемой профессии (методика «Матрица выбора профессии Г. Резапкиной).
Тема 2.3. Профессиональные качества личности. Роль креативности и творчества в профессиональной деятельности.-2 часа
Основные теоретические сведения. Профессиональные качества личности, профессионализм, профессионально важные качества сотрудника, развитие профессиональных качеств работника, должностные обязанности, профессиональные качества для разных типов профессий (на основании типологии Е.А. Климова). Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Компетентность, Конкуренция. Понятие творчество, креативность. Роль креативности, творческого подхода в исполнении профессиональных обязанностей. Взаимосвязь доминирующего полушария головного мозга с технической или творческой профессиональной направленностью. Определение доминирующего полушария головного мозга. Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга.
Практическая работа. Выявление предрасположенности к определенным типам профессий (методика «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова).
Тема 2.4. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение, профессиональную самореализацию.- 2 часа
Основные теоретические сведения. Самооценка, уровень притязаний, Я-концепция, влияние самооценки на выбор профессии, профессиональная самореализация, самосабатаж.
Практическая работа. Выявление уровня самооценки, уровня притязаний (Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна).
Тема 2.5. Слагаемые выбора профессии. Умение учитывать сильные и слабые стороны личности при выборе профессии. - 2 часа
Основные теоретические сведения. Самопознание особенностей личности; реалистичное восприятие, анализ особенностей личности как один из факторов выбора профессии. Индивидуальность, характер; самоодобрение, самообъективация.
Практическая работа. Выявление особенностей своей личности; определение пути развития (методика «Моя личность»).
Раздел 3. Слагаемые выбора профессии. – 14 часов
Тема 3.1. Профессиональная пригодность. - 5 часов
Основные теоретические сведения. Понятия: профессиональная пригодность, профессиограмма, психограмма. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению. Ознакомление с профессиограммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии. Профессиональное выгорание, стрессоустойчивость. Источники информации о профессиях.
Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении.
Факторы влияющие на выбор профессии. Ошибки при выборе профессии.
Практическая работа. Составление профессиогаммы и психограммы выбранной учеником профессии.
Тема 3.2. Работа в найме или частное предпринимательство? Составляющие дохода. – 2 часа
Основные понятия. Частное предпринимательство, бизнес, доход. Факторы, способствующие успешному ведению бизнеса. Бизнес идея, составление бизнес плана. Бизнес актуальный для региона. Работа в найме: перспективы развития.
Практическая работа. Составление бизнес плана.
Тема 3.3. Карьера. Профессиональная мобильность, смежные профессии. – 2 часа.
Основные понятия. Виды карьеры, типы построения карьеры, этапы карьерного и профессионального роста. Профессиональная мобильность, смежные профессии, творческая и научно-исследовательская деятельность.
Тема 3.4. Жизненный и профессиональный план. Целеполагание. – 3 часа.
Основные понятия. Цель, ресурс, краткосрочные и долгосрочные планы. Роль планирования в достижении цели. Алгоритм построения жизненного и профессионального плана.
Практическая работа. Построение личного жизненного и профессионального плана.
Тема 10. Обобщение полученных знаний и навыков – 2 часа.
Основные понятия. Профессиональное портфолио. Круглый стол с участием родителей учащихся «Мой выбор».
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | 9 класс | 10 класс | 11 класс | ||
1. | Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. | 5 | 5 | 5 | 5 |
2. | Человек и профессия. Диагностика личностной предрасположенности к профессиональной деятельности. | 9 | 9 | 9 | 9 |
3. | Слагаемые выбора профессии | 14 | 14 | 14 | 14 |
Итого: | 28 | 28 | 28 | 28 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Мое профессиональное самоопределение»
по разделу «Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий» ученик должен:
знать/понимать:
-социальную и личностную значимость профессионального самоопределения;
- проявлять интерес к ситуации выбора профессии;
- знакомятся с понятиями о профессиях, специальностях;
- изучить распределение профессий по отраслям экономики;
- знакомятся с классификацией профессий;
уметь:
- анализировать профессиональную деятельность по основным признакам;
-пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства
- рационально и эффективно распределять свое время с помощью техник тайм менеджмента;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
- рационального поведения на рынке труда, учитывая новые тенденции развития и создания новых профессий в 21 веке;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;
По разделу 2. «Человек и профессия. Диагностика личной предрасположенности к профессиональной деятельности» ученик должен:
знать/понимать
- иметь адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии
уметь:
- составлять формулу профессии;
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной, профессиональной, психологической адаптации на рабочем месте;
- находить информацию о профессиях и учреждениях профессионального образования.
По разделу 3. «Слагаемые выбора профессии» ученик должен:
знать/понимать:
- правила выбора профессии, ошибки при выборе профессии;
-психофизиологические особенности личности, связанные с выбором профессии,
- возможность трудоустройства по смежным профессиям;
- сущность и этапы профессиональных проб;
- роль предпринимательства в системе рыночной экономики;
-юридические основы предпринимательства, основные формы предпринимательской деятельности;
- этические и моральные принципы предпринимательства.
уметь:
- анализировать профессиограммы и психограммы;
- выполнять профессиональные пробы;
- ставить перед собой адекватные и актуальные цели и достигать их;
- разрабатывать бизнес план, профессиональный план, жизненный план;
-анализировать наличие ресурсов и условий ведения предпринимательской деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-профилактики синдрома профессионального выгорания, преодоления стрессовых состояний;
- составления бизнес плана;
- пошагового планирования действий для достижения поставленных целей, воплощения Жизненного плана, построения карьеры, достижения карьерного роста, «состояния потока».
Критерии оценивания.
Согласно школьному Положению об оценивании возможно безотметочное обучение по предметам данной образовательной области. Поэтому цифровые отметки детям на уроках не выставляются. Ребенок имеет возможность творчески проявлять себя в приемлемой для него форме, если это не противоречит общекультурным нормам. По итогам творческой деятельности в конце четверти и года учитель выставляет в журнал словесную оценку «зачтено» или «не зачтено».
Курс завершается совместным с родителями обсуждением за круглым столом профессиональных портфолио учащихся, жизненных и профессиональных планов.
Список литературы
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2004. – 168 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета.
- Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000. – 234 с.
- Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
- Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
- Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск:. 2011. - 142 с.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
9 - 11 классы | ||||
1. | Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. | 5 | 4 | 1 |
1.1 | Актуальность и практическая ценность курса «Мое профессиональное самоопределение» | 1 | 1 | |
1.2 1.2.1. | Работа, профессия, карьера Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
1.3 1.3.1. | Новые и актуальные профессии на рынке труда Новосибирской области, Российской Федерации. Классификация профессий. | 2 | 2 | |
2. | Человек и профессия. Диагностика личностной предрасположенности к профессиональной деятельности. | 10 | 5 | 5 |
2.1 2.1.1 | Тип темперамента, профессиональные склонности и способности. Практическая работа. | 2 | 1 | 1 |
2.2 2.2.1. | Профессиональный тип личности. Классификация Дж. Голланда. Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Профессиональные качества личности. Роль креативности и творчества в профессиональной деятельности. Практическая работа. | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Самооценка учащегося, как фактор влияния на профессиональное самоопределение, профессиональную самореализацию. Самосаботаж. Практическая работа. | 2 | 1 | 1 |
2.5. 2.5.1. | Слагаемые выбора профессии. Умение учитывать сильные и слабые стороны личности при выборе профессии. Практическая работа. | 2 | 1 | 1 |
3. | Слагаемые выбора профессии | 14 | 6 | 8 |
3.1. 3.1.1. 3.1.2. 3.1.3. 3.1.4. 3.1.5. | Профессиональная пригодность Сущность профессиональной пригодности. Понятие, сущность, структура профессиограммы, психограммы. Ошибки при выборе профессии. Практическая работа. Практическая работа. | 5 | 3 1 1 1 | 2 1 1 |
3.2. 3.2.1. | Работа в найме или частное предпринимательство? Составляющие дохода. Практическая работа. | 2
| 1
| 1 |
3.3. 3.3.1. | Карьера. Профессиональная мобильность. Смежные профессии. Практическая работа. | 2 | 1 | 1 |
3.4. 3.4.1. | Жизненный и профессиональный план. Целеполагание. Практическая работа. | 3 | 1 | 2 |
3.5. 3.5.1. | Обобщение полученных навыков. Круглый стол «Мой выбор» | 2 | 2 | |
4. | Экскурсии на предприятия г. Новосибирска и Новосибирской области | 7 | ||
Итого: | 36 | 15 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "От профессионального самоопределения - к профессиональному успеху"
Программа воспитательной работы...
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Твой профессиональный выбор»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМУ КУРСУ «Твой профессиональный выбор»...
Профессиональное самоопределение. Кризисы профессионального становления личности
В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни (профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга...
Профессиональное самоопределение старшеклассников «Осознанный выбор – путь к успеху!»
Цель: развитие психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей...