Индивидуальная образовательная программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандартные, применять опыт, делать осмысленный выбор в жизни и профессии.
Профориентация становится сложнее вследствие отсутствия опыта учащегося в выбранном направлении деятельности и малой информированности о специфике реальных профессий.
Для разрешения заявленной проблематики в старшей школе следует обеспечить обучающимся возможность моделирования собственного пути и найти требуемые ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_obrazovatelnaya_programma.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная программа
«Профессиональное самоопределение обучающихся
естественнонаучного класса»
Срок реализации 3 года
Разработала
Григорьева Люция Нурисламовна.
воспитатель
2020-2023
Пояснительная записка
В основе социальной самоидентификации личности обучающихся лежит ценностно-смысловая направленность, то есть самоопределение в отношении универсальных гуманистических ценностей, помогающих сформировать и обосновать выбранную модель мира, концепцию своей жизни. Общественно-политические и экономические трансформации, пережитые Россией в последние десятилетия, изменили приоритеты социума, и следствием этому стали значимые образовательные реформы. В настоящее время базовыми образовательными и воспитательными целями выступает не только создание и развитие органичной системы знаний, умений и навыков, но и активизация учащихся в сфере познания и развития собственной личности, поощрение самостоятельности, навыков эффективной социализации, с последующей эффективной самопрезентацией в профессиональном и общечеловеческом планах.
«Главной задачей образования... должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации... без стрессов» (Из выступления на международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке).
Базовое образование молодых людей заканчивается в старших классах. Вот почему эта стадия функционально обусловливает весь вектор школьного образования и играет главенствующую роль в понимании и воплощении потенциала учащихся, апробации ими своих выигрышных и слабых зон, самоопределении в профессии накануне взросления. В программе развития профильного образования самое основное - подготовка к профессиям рабочего профиля. Главной компетенцией, согласно ФГОС, выступает личностное определение, с высоким уровнем ответственности за сделанный выбор.
Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандартные, применять опыт, делать осмысленный выбор в жизни и профессии.
Профориентация становится сложнее вследствие отсутствия опыта учащегося в выбранном направлении деятельности и малой информированности о специфике реальных профессий.
Для разрешения заявленной проблематики в старшей школе следует обеспечить обучающимся возможность моделирования собственного пути и найти требуемые ресурсы.
Актуальность
Вступительные экзамены в ГБОУ Республики Марий Эл «Политехнический лицей-интенат» определяют выбор обучающегося с направлением обучения в профильный естественнонаучный класс. Результаты, проведенного в 9 классе анкетирования, показывают, что только 70 % обучающихся определились с выбором будущей професии и ВУЗа для дальшейшего обучения. А 30% не определились, так как внутри профиля существует градация профессий, которые требуют различную подготовку. Поэтому для обучающихся имеет большое значение общение с тьютором и составление индивидуальной образовательной траектории профессионального самоопределения.
Нормативно-правовая база
Программа создана согласно ФЗ «Об образовании» от 17.07.2009 N 148-ФЗ, регламентирующему следующее: «содержание образования ...должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», «формирование ...адекватной современному уровню знаний... картины мира».
Стратегия программы обусловлена:
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- проектом Федеральных государственных образовательных стандартов;
- рекомендациями Министерства образования РФ по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов от 20.04.2004 № 14-51-102/13.
Цель программы:
Создание условий для осознанного выбора обучающимися сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими ресурсами, возможностями, способностями
Задачи программы:
- способствовать овладению каждым обучающимся культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений;
- оказать помощь в проектировании образа своего будущего и развитии необходимых ресурсов для осознанного профессионального выбора;
- реализация всего потенциала открытого образования и разработка личной образовательной программы
- создание условий для совершенствования персональных способностей и талантов.
Предмет, содержание, формы, средства сопровождения
Предмет сопровождения
- готовность к самостоятельному образованию;
- готовность к разрешению проблем;
- возможность применения информационных источников;
- готовность к межличностным контактам;
- коммуникативная и общественная компетентность.
Содержание сопровождения
- способность обучаемых обнаруживать недостаточность своих знаний в ходе разрешения новой задачи;
- навыки искать нужную информацию в разных источниках;
- своими силами овладевать знаниями и умениями для разрешения актуальных задач;
- способность убедительно подводить итоги, выносить осмысленные решения.
Формы сопровождения
- индивидуальная.
Этапы реализации индивидуальной образовательной программы
Этапы | Содержание | Мероприятия |
1 этап | Формирование познавательного интереса как базы для разработки персональной образовательной программы Диагностика личного познавательного интереса, ориентаций, способностей, склонностей. | - Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модифицированный Г.В. Резапкиной) - «Тест по выявлению мотивов выбора профессии» С.С. Гриншпун доктор педагогических наук. - Тест «Выявление склонностей обучающихся к определенному виду деятельности" |
2 этап | Постановка персонального образовательного вопроса Моделирование картины будущего (кто я в будущем, моя профессия, место получения высшего образования). Определение познавательной сложности - в чем пробелы, недостаточность для самоопределения относительно последующего образовательного пути. | Создание персональной образовательной программы по итогам диагностики и тестирования. Главным способом формирования образовательного вопроса является обсуждение позиции учащегося с помощью вопросов: уточняющих, альтернативных, провокационных |
3 этап | Поиск образовательных ресурсов Совместный поиск источников для реализации заявленной цели. | Элективные курсы, визит на конкретный веб-ресурс или форум и др. Определение профильных спецкурсов. Выбор предметных олимпиад. Перечень предприятий, которые следует посетить. Организация на классных часах встреч с представителями разных профильных профессий. Встреча со студентами вузов, обмен опытом. Индивидуальная работа. |
4 этап | Воплощение, обсуждение, изучение, коррекция образовательного плана. Индивидуальная работа. | Самостоятельная работа обучающегося по плану. Обсуждение актуальных сложностей (1 раз в 2 недели) Индивидуальная работа. |
5 этап | Анализ результатов персональной образовательной программы | В конце каждой четверти в 9 классе и в конце полугодия в 10 и 11 классе. |
Ожидаемый результат:
1. Развитие своего личностного потенциала: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;
2. Самоопределение в выборе будущей профессиональной деятельности;
3. Образовательная активность обучающихся;
4. Умение анализировать, рефлексировать и корректировать собственную деятельность;
5. Способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
6. Планируемая 100% поступаемость по профилю в вузы по специальности
7. Участие в конкурсах и олимпиадах по профилю.
Способ отслеживания:
- образовательный мониторинг;
- наблюдение, анкетирование, формирование портфолио ученика;
- анализ итогов ОГЭ и ЕГЭ;
- анализ данных о жизненных траекториях выпускников.
Заключение
В ходе реализации программы будут созданы условия для осмысленного выбора области предполагаемой профессиональной деятельности, согласно личным ресурсам, возможностям, склонностям, на основе профильного обучения.
Использованная литература:
1. Д. Снайдер. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. 4. О.Н. Истратова. Психологические тесты для старшеклассников.
2.Г.К. Селевко. Методика изучения курса «Найти свой путь». Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки.
3. Т.К. Селевко. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения
4.О.Ю.Соловьева. Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.
5. М. Аксенова, А Ростоцкая. и др.. Выбор профессии. Энциклопедия для детей.
6. М.А. Бендюков. Твой компас на рынке труда.
7. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность. Материалы 3 межрегиональной научно-практической конференции.
8. Ю. Тюшев. выбор профессии. Тренинг для подростков.
9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
10. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М.: Просвещение, 2007.
11. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- Москва: Вако, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа по математике 6 класс
Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Я попыталась составить нормативный документ, который отражал бы эт...
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Индивидуальная образовательная программа для 9-11 классов по физике.
Индивидуальная образовательная программа создана для учащихся 9 – 11 классов, проявляющих повышенный интерес к физике, имеющих высокое качество знаний по предмету и проявляющих способности по физике. ...
Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".
Статья опубликована в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г. Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровожден...
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса...
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса...