Индивидуальная образовательная программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Григорьева Люция Нурисламовна

Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандартные, применять опыт, делать осмысленный выбор в жизни и профессии.

Профориентация становится сложнее вследствие отсутствия опыта учащегося в выбранном направлении деятельности и малой информированности о специфике реальных профессий.

Для разрешения заявленной проблематики в старшей школе следует обеспечить обучающимся возможность моделирования собственного пути и найти требуемые ресурсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_obrazovatelnaya_programma.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа

«Профессиональное самоопределение обучающихся

 естественнонаучного класса»

Срок реализации 3 года

Разработала

Григорьева Люция Нурисламовна.

воспитатель

2020-2023

Пояснительная записка

В основе социальной самоидентификации личности обучающихся лежит ценностно-смысловая направленность, то есть самоопределение в отношении универсальных гуманистических ценностей, помогающих сформировать и обосновать выбранную модель мира, концепцию своей жизни. Общественно-политические и экономические трансформации, пережитые Россией в последние десятилетия, изменили приоритеты социума, и следствием этому стали значимые образовательные реформы. В настоящее время базовыми образовательными и воспитательными целями выступает не только создание и развитие органичной системы знаний, умений и навыков, но и активизация учащихся в сфере познания и развития собственной личности, поощрение самостоятельности, навыков эффективной социализации, с последующей эффективной самопрезентацией в профессиональном и общечеловеческом планах.

«Главной задачей образования... должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации... без стрессов» (Из выступления на международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке).

Базовое образование молодых людей заканчивается в старших классах. Вот почему эта стадия функционально обусловливает весь вектор школьного образования и играет главенствующую роль в понимании и воплощении потенциала учащихся, апробации ими своих выигрышных и слабых зон, самоопределении в профессии накануне взросления. В программе развития профильного образования самое основное - подготовка к профессиям рабочего профиля. Главной компетенцией, согласно ФГОС, выступает личностное определение, с высоким уровнем ответственности за сделанный выбор.

Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандартные, применять опыт, делать осмысленный выбор в жизни и профессии.

Профориентация становится сложнее вследствие отсутствия опыта учащегося в выбранном направлении деятельности и малой информированности о специфике реальных профессий.

Для разрешения заявленной проблематики в старшей школе следует обеспечить обучающимся возможность моделирования собственного пути и найти требуемые ресурсы.

Актуальность

Вступительные экзамены в ГБОУ Республики Марий Эл «Политехнический лицей-интенат» определяют выбор обучающегося с направлением обучения в профильный естественнонаучный класс. Результаты, проведенного в 9 классе  анкетирования, показывают, что только 70 % обучающихся определились с выбором будущей професии и ВУЗа для дальшейшего обучения. А 30% не определились, так как внутри профиля существует градация профессий, которые требуют различную подготовку. Поэтому для обучающихся имеет большое значение общение с тьютором и составление индивидуальной образовательной траектории профессионального самоопределения.

Нормативно-правовая база

Программа создана согласно ФЗ «Об образовании» от 17.07.2009 N 148-ФЗ, регламентирующему следующее: «содержание образования ...должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», «формирование ...адекватной современному уровню знаний... картины мира».

Стратегия программы обусловлена:

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- проектом Федеральных государственных образовательных стандартов;

- рекомендациями Министерства образования РФ по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов от 20.04.2004 № 14-51-102/13.

Цель программы:

 Создание условий для осознанного выбора обучающимися сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими ресурсами, возможностями, способностями

Задачи программы:

 - способствовать овладению каждым обучающимся культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений;

-  оказать помощь в проектировании   образа своего будущего  и развитии  необходимых ресурсов  для осознанного  профессионального выбора;

- реализация всего потенциала открытого образования и разработка личной образовательной программы

- создание условий для совершенствования персональных способностей и талантов.

Предмет, содержание, формы, средства сопровождения

Предмет сопровождения

- готовность к самостоятельному образованию;

- готовность к разрешению проблем;

- возможность применения информационных источников;

- готовность к межличностным контактам;

- коммуникативная и общественная компетентность.

Содержание сопровождения

- способность обучаемых обнаруживать недостаточность своих знаний в ходе разрешения новой задачи;

- навыки искать нужную информацию в разных источниках;

- своими силами овладевать знаниями и умениями для разрешения актуальных задач;

- способность убедительно подводить итоги, выносить осмысленные решения.

Формы сопровождения

- индивидуальная.

Этапы реализации индивидуальной образовательной программы

Этапы

Содержание

Мероприятия

1 этап

Формирование познавательного интереса как базы для разработки персональной образовательной программы

Диагностика личного познавательного интереса, ориентаций, способностей, склонностей.

- Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

(модифицированный Г.В. Резапкиной)

- «Тест по выявлению мотивов выбора профессии»

С.С. Гриншпун доктор педагогических наук.

- Тест «Выявление склонностей обучающихся к определенному виду деятельности"

2 этап

Постановка персонального образовательного вопроса

Моделирование картины будущего (кто я в будущем, моя профессия, место получения высшего образования).

Определение познавательной сложности - в чем пробелы, недостаточность для самоопределения относительно последующего образовательного пути.

Создание персональной образовательной программы по итогам диагностики и тестирования.

Главным способом формирования образовательного вопроса является обсуждение позиции учащегося с помощью вопросов: уточняющих, альтернативных, провокационных

3 этап

Поиск образовательных ресурсов

Совместный поиск источников для реализации заявленной цели.

 Элективные курсы, визит на конкретный веб-ресурс или форум и др.

Определение профильных спецкурсов.

Выбор предметных олимпиад.

Перечень предприятий, которые следует посетить.

Организация на классных часах встреч с представителями разных профильных профессий.

Встреча со студентами вузов, обмен опытом.

Индивидуальная работа.

4 этап

Воплощение, обсуждение, изучение, коррекция образовательного плана.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа обучающегося по плану.

Обсуждение актуальных сложностей (1 раз в 2 недели)

Индивидуальная работа.

5 этап

Анализ результатов персональной образовательной программы

В конце каждой четверти в 9 классе и в конце полугодия в 10 и 11 классе.

Ожидаемый результат:

 1. Развитие своего личностного потенциала: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;

2. Самоопределение в выборе будущей профессиональной деятельности;

3. Образовательная активность обучающихся;

4. Умение анализировать, рефлексировать и корректировать собственную деятельность;

5. Способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;

6.  Планируемая 100% поступаемость по профилю в вузы по специальности

7. Участие в конкурсах и олимпиадах по профилю.

Способ отслеживания:

  • образовательный мониторинг;
  • наблюдение, анкетирование, формирование портфолио ученика;
  • анализ итогов ОГЭ и ЕГЭ;
  • анализ данных о жизненных траекториях выпускников.

Заключение

В ходе реализации программы будут созданы условия для осмысленного выбора области предполагаемой профессиональной деятельности, согласно личным ресурсам, возможностям, склонностям, на основе профильного обучения.

Использованная литература:

1. Д. Снайдер. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. 4. О.Н. Истратова. Психологические тесты для старшеклассников.

2.Г.К. Селевко. Методика изучения курса «Найти свой путь». Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки.

3. Т.К. Селевко. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения

4.О.Ю.Соловьева. Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.

5. М. Аксенова, А Ростоцкая. и др.. Выбор профессии. Энциклопедия для детей.

6. М.А. Бендюков. Твой компас на рынке труда.

7. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность. Материалы 3 межрегиональной научно-практической конференции.

8. Ю. Тюшев. выбор профессии. Тренинг для подростков.

9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

10. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М.: Просвещение, 2007.

11. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- Москва: Вако, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа по математике 6 класс

Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Я попыталась составить нормативный документ, который отражал бы эт...

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Индивидуальная образовательная программа для 9-11 классов по физике.

Индивидуальная образовательная программа создана для учащихся 9 – 11 классов, проявляющих повышенный интерес к физике, имеющих высокое качество знаний по предмету и проявляющих способности по физике. ...

Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".

Статья опубликована  в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г.  Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровожден...

Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса

Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса...

Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса

Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса...