Программа воспитания и социализации подростков «Я и мой мир»
рабочая программа
Программа воспитания и социализации подростков "Я и мой мир" -методическое пособие для классного руководителя для организации воспитательной работы в классном коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylova_sb_programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_podrostkov_ya_i_moy_mir.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 р.п.Кузоватово
Кузоватовского района Ульяновской области
Инновационный проект
«Реализация программы воспитания и
социализации подростков «Я и мой мир»
Номинация «Инновации в воспитании»
Автор: Михайлова Светлана Борисовна,
учитель иностранного языка
телефон:89278206726
МБОУ СШ №1 р.п. Кузоватово
433760 Ульяновская область,
р.п. Кузоватово, ул.Рабочая, д.22
телефон:8(84237)23737
Содержание
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания 5
1.1. Цель и задачи воспитания 5
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы 6
1.3. Планируемые результатам воспитания 9
1.3.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования 1
Раздел II. Содержание воспитательной деятельности
2.1. Основные направления воспитания обучающихся 7
2.2. Виды и формы воспитательной деятельности 8
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы 11
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности 11
3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 15
3.4. Список литературы 16
Пояснительная записка
Данная Программа воспитания и социализации подростков является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности учебно-воспитательного процесса на уровне начального, основного и среднего общего образования, соотносится с Рабочей программой воспитания образовательной организации.
Программа предназначена
для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определенных ФГОС;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
- усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
Основываясь на этих целях и задачах школы, была разработана программа воспитания и социализации подростков «Я и мой мир», цель которой «Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека».
Для реализации данной цели были определены воспитательные задачи программы:
- предоставление возможности каждому ребенку производить индивидуальный выбор образа жизни;
- развитие познавательных, творческих, мыслительных способностей воспитанников;
- знакомство со способами реализации личности в контексте современных культурных достижений.
Каждая задача разворачивается в 3 планах, раскрывая её содержание по схеме: «Мир – человек – деятельность»:
- «Мир» - акцентирование на расширение представлений о человеке;
- «Человек»- изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой;
- «Деятельность» - обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание) во всех видах деятельности: коммуникативной, познавательной, трудовой, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и общественной.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
Методологической основой Программы воспитания являются коммуникативный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Программа воспитания опирается на следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности. Каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт обучающегося, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и обучающегося на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
1.3. Планируемые результаты воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность классного руководителя нацелена на перспективу развития и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов выпускника на уровнях начального, основного, среднего общего образования.
Предполагаемый результат работы классного руководителя:
- сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, художественного и физического потенциала личности учащихся;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного коллектива в целом.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
Направления | Характеристики (показатели) |
Гражданское | Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. |
Патриотическое | Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. |
Духовно-нравственное | Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России |
Эстетическое | Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей. Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре. Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве. |
Физическое | Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. |
Экологическое | Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности. |
Раздел II. Содержание воспитательной деятельности
2.1. Основные направления воспитания обучающихся
Основные направления воспитания обучающихся школы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
2.2. Виды и формы воспитательной деятельности
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:
- планирование и проведение классных часов;
- поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;
- инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т.д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
- регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях с администрацией, учителями;
- создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
- проведение в классе праздников, конкурсов, акций, соревнований.
Реализация воспитательной программы «Я и мой мир» ведётся по следующим направлениям через проведение внеклассных мероприятий:
- «Человек и школа» - активное участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах: «Великие реки мира», Международная олимпиада по основам наук, «Во всех науках мы сильны», «Умники и умницы».
- «Человек и природа» - проведение мероприятий: звёздный час «В мире животных»; экологическая акция «Ёлочкина школа»; викторина «Горицвет»; экологический десант «Операция муравейник».
- «Человек и спорт» - предусмотрены: спортивные праздники «История олимпийских игр»; Дни Здоровья; «Рыцарский турнир»; «Лыжня России», соревнования по различным видам спорта.
- «Человек и профессия» - знакомство с людьми разных профессий через организацию экскурсий на предприятия района, в музеи, театры.
- «Человек и творчество» - участие в конкурсах рисунков, поделок, театральных постановок, смотрах художественной самодеятельности.
- «Человек и общение» - проведение традиционных вечеров общения в классе «День именинника», «День матери», «Рождественские посиделки», «Армейский магазин», «Мисс класса».
2.3. Работа с родителями
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:
- создание и работу родительского комитета, участвующего в управлении классом;
- родительские собрания в классах;
- родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;
- работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;
- семейный всеобуч, на котором родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
- привлечение специалистов, представителей государственных органов, по запросу родителей, для решения проблемных и конфликтных ситуаций;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых в острых проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося, групп обучающихся;
- привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности.
2.4. Самоуправление
Ученическое самоуправление – форма реализации обучающимися права на участие в управлении в классе. Создание и поддержка ученического самоуправления формирует в классе особую воспитывающую среду, помогает воспитывать у обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся дает возможность самовыражения и самореализации.
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления предусматривает:
- деятельность совета класса, объединяющего активистов класса;
- распределение обязанностей в классе по направлениям;
- деятельность выборных органов ученического самоуправления, отвечающих за разные направления работы класса;
- создание ученического актива, инициирующего проведение значимых для обучающихся событий и дел.
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее значимые виды совместной деятельности.
Уклад школы направлен на сохранение преемственности принципов воспитания на всех уровнях общего образования:
- обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения;
- готовность педагогов к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых реализуется Программа (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности
Достижение Концепции непрерывного дошкольного, начального, основного общего образования обеспечивается в школе в рамках реализации Целевой Комплексной Программы непрерывного дошкольного, начального, основного общего образования.
Цель данной программы - создание условий для осуществления непрерывности образования детей разного школьного возраста в образовательном пространстве «школа-сад».
В соответствии с концепцией развития комплекса на всех ступенях образования обеспечивается преемственность новых технологий. Весь спектр используемых методик предполагает продвижение ребёнка по всем возрастным ступеням «Первооткрыватель» - дошкольное образование, «Мыслитель» - начальное общее образование, «Гражданин планеты Земля» - основное общее образование, «Гражданин Вселенной» - среднее общее образование.
Для достижения задач всестороннего развития личности ребенка используется комплекс образовательных технологий.
- «Собственный Млечный путь». От индивидуального учебного плана – через индивидуальную образовательную траекторию – к «собственному Млечному пути». Результаты представляются на ученых советах самих учащихся при участии педагогов.
- «Мир ощущений». Организация с младшего возраста возможности самостоятельного проведения простых опытов. При этом предполагается использование в старших классах виртуальных лабораторий, реалистичных макетов экспериментальных установок, использующих реальные данные.
- «Мир без границ». Организация учебного процесса в искусственно формируемой с помощью компьютерных технологий информационной среде «Матрица» в форме 3D-образов. Участие в Интернет – олимпиадах, IT - конкурсах, научных конференциях.
- «Единое общество». Интеграция в мировое сообщество посредством организации лекций, интернет - конференций, диспутов по различным темам.
- «Наши параллели и меридианы». Создание общественного объединения по взаимодействию школы с различными организациями по всему миру.
- «Радуга» – развитие творческого потенциала детей всех возрастов, (пример: малая академия наук, турниры мастерства), систему наставничества (связь младших со старшими).
- «Мир культуры и традиций». Изучение традиций и обрядов народов мира.
- «Мир деятельности» Реализация социально-значимых, учебно-познавательных, этнокультурных проектов.
Программа воспитания также тесно связана со школьной воспитательной концепцией «Урок – Домашнее задание – Внеклассное дело по предмету – Урок». Концепция подразумевает максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов. Таким образом, в процесс воспитания более активно подключается группа педагогов, работающих в классе, а классный руководитель выступает в роли координатора и помощника в организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету.
- «Урок»
Путём анализа содержания учебного материала, программных требований учитель-предметник выстраивает единое взаимодополняющее целеполагание для урока, домашней работы, внеклассного дела. Это целеполагание носит триединый характер: познавательный, развивающий и воспитательный.
Например, к празднику сказок на иностранном языке была поставлена цель:
- познакомить с творчеством авторов зарубежной литературы;
- развивать навыки монологической и диалогической речи учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Осуществление целеполагания начинается на уроке, где учитель предъявляет учебный материал по программе, организует учеников на работу по теме, заинтересовывает их, настраивая на проведение внеклассного мероприятия, к которому необходимо готовиться заранее. Учащиеся на уроке выполняют задания различного уровня. Определённые виды заданий учителем выносятся на внеклассное мероприятие.
На данном этапе я как классный руководитель выступаю в роли координатора между детьми и учителями-предметниками, работающими в классе. Необходимо в начале года при составлении плана работы обсудить с учителями, по каким темам, какие мероприятия будут организованы, в какие сроки будут проведены, чтобы воспитательная деятельность носила целостный характер и была подчинена единой цели.
- «Домашнее задание»
Подобранные учителем задания к мероприятию требуют от учащихся для их выполнения определённой подготовки. Поэтому ученики получают от учителя домашнее задание творческого характера, которое в зависимости от его уровня, вида, а также от места проведения мероприятия может быть дано заранее, за несколько дней до начала или конца изучения темы, или в ходе её изучения. Домашнее задание может быть одно: составить рассказ, подготовить сообщение, написать сочинение; либо можно предложить дифференцированные задания разноуровневого характера.
Например, к празднику Рождества ребята одной группы готовили инсценировку сказки, другие – разучивали стихи о празднике, третьи – репетировали песни и танцы. Все оформляли открытки с поздравлениями на иностранном языке.
Таким образом, учитываются возможности каждого ученика и реализуются принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.
Осуществив подбор необходимых заданий, учитель-предметник производит отбор различных форм проведения мероприятия. Сначала анализируется возможность использования традиционных форм таких, как беседа, диспут, ролевая игра, утренник, викторина, соревнование, устный журнал.
Но систематическое проведение мероприятий требует разнообразить формы, избегать повторов, поэтому я стараюсь вносить элементы новизны и придумать что- то своё, «неординарное». Так, в нашем классе прошли внеклассные мероприятия: праздник на иностранном языке «Рождество в разных странах мира», математический турнир смекалистых, конкурс модельеров «Школьная форма будущего», деловая игра «Города», заочное путешествие по городам мира с использованием интерактивной доски.
Нетрадиционные формы позволяют шире использовать способности учащихся. Школьники, имеющие художественные наклонности, готовят оформление праздника. Дети, занимающиеся хореографией, ставят танцы. Ученики, обладающие актёрскими данными, играют роли. Тем самым создаются условия для самовыражения и развития детей.
Выбрав форму внеклассного дела, я анализирую возможность привлечения родителей. Родители помогают в организации экскурсий (например, в лес, в музей, на предприятия), в изготовлении костюмов, оборудования, наглядности и принимают сами участие в мероприятии. Так, при подготовке утренника «Мамин день» родители помогали детям составлять родословную, рисовать древо семьи, писать сочинение о маме. А во время проведения Дня матери были активными участниками конкурсной программы «Дочки-матери».
Многие мероприятия требуют от ребят знаний по различным предметам, и здесь приходят на помощь учителя, работающие в классе.
Так, готовясь к празднику осени, ребята разучивали стихи, над выразительным чтением которых работала учитель литературы. На уроках рисования им дали задание изобразить осенние пейзажи. На биологии ребята узнали о приметах природных явлениях, а на истории – о народных традициях и обычаях осенних праздников. Всё это нам пригодилось при выполнении заданий сначала на классном празднике «Осень щедрая», а затем на общешкольном мероприятии «Осенняя сказка».
- «Внеклассное дело по предмету»
Написав сценарий внеклассного дела, продумав его ход и форму, начинается этап подготовки и проведения мероприятия. От правильно организованных подготовительных действий зависит успех всего дела. И здесь мы работаем по принципу КТД (коллективно-творческих дел). Каждый ребёнок – индивидуальность, а потому для каждого придумывается своё поручение, причём на добровольной основе, т.е. оно должно соответствовать интересам учащегося. Например, во время месячника патриотического воспитания каждый ученик класса выполнял определённое задание. Группа «Умники» вела поисковую работу по сборам материалов о жизни ветеранов Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн. Группа «Затейники» разрабатывала сценарий к классному часу «Солдатами не рождаются, солдатами становятся». Группа «Художники» оформляла стенды и альбом об участниках войн. Группа «Муравей» навестила ветерана войны и оказала ему помощь по хозяйству. Группа «Спорт» готовила выступление класса на смотр строя и песни. Всем нашлось дело по душе. Во время проведения мероприятия учитывается направленность дела на конкретных ребят («День именинника», «Мисс класса»); продумывается сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для самовыражения, признание достижений и вклада каждого (награды, медали, «звёзды»), максимальное разнообразие ролей, добровольность участия.
Внеклассное дело проводится во внеурочное время, являясь логическим продолжением урока. Включение домашнего задания во внеклассное дело и последующее задавание домашнего задания к уроку позволяет обеспечить 100%-ое вовлечение учащихся в воспитательную работу.
По завершению внеклассного дела проводится оценка эффективности достижения поставленных целей по трём направлениям:
- педагогическая диагностика;
- рефлексия;
- учебная диагностика.
Совместно с учащимися анализируется достигнутые в ходе дела результаты: Что узнали нового? Что понравилось? Что было интересно? Что не понравилось? Для проведения рефлексии учащимся даются вопросы: Доволен ли ты своим участие? Что ты для себя понял? Что было для тебя трудным?
Для более полного получения информации я использую анкеты, карты интересов, невербальные приёмы обратной связи. Оценивается как подготовительная работа, так и участие учеников в мероприятии.
- «Урок»
От внеклассного дела мы возвращаемся к уроку, на котором, в зависимости от темы, либо ребята пишут сочинение о своих впечатлениях об экскурсии или просмотренном представлении, либо проводим обобщение по теме в форме дискуссии, конференции, либо организуем уроки – смотры знаний.
3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях –недостаточно длительные периоды ожидания, чрезмерно большие группы поощряемых и т.п.);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не получившими ее);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио – деятельность обучающих при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг – размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Использование рейтингов, их форма, публичность и др., а также привлечение благотворителей (в том числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе.
4. Список литературы
- Аттестация учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений: метод. рекомендации / [авт. – сост. А.В. Овчинникова и др.] под ред. Л.Я. Олифиренко. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / Педагогические технологии. – 2005.
- Обучение для будущего: учебное пособие. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
- Тезисы ХНПК «Воспитание и обучение: поиск и развитие новых направлений», - Астрахань, ШОД. – 2008.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Школа молодого учителя / авт. – сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...
Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"
Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...
Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)
Статья представленная автором на НПК "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много положительных откликов....
Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"
Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...
Программа воспитания и социализации подростков КГКУ «Сосновоборский детский дом» «На пути к успеху»
Основой достижения развивающих целей воспитания признаётся именно активность воспитанника – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими воспитанниками в процессе познавательной деят...