Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"
рабочая программа по теме
Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.составители:учителя Шадринского района: Суханова Ираида Александровна; Симакова Ольга Ивановна; Туголукова Анна Николаевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.doc | 234 КБ |
prezentatsiya_k_programme_po_proforientirovaniyu.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования социальных технологий»
Принято Согласовано Утверждено
На заседании с Советом школы Директор школы
педсовета Протокол № от ______________ от__________ (_______)
От __ _______2013г
ПРОГРАММА
воспитания и социализации
«Пусть меня научат!»
срок реализации 2013-2016 г
составители:
учитель математики 1категории Суханова Ираида Александровна;
учитель русского языка и литературы1категории Симакова Ольга Ивановна;
учитель физической культуры 1категории Туголукова Анна Николаевна
г. Курган 2013
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа воспитания и социализации «Пусть меня научат!» |
Нормативно-правовое обеспечение Программы | - Конституция РФ - Всеобщая Декларация прав человека -Декларация прав ребенка -Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ -Конвенция о правах ребенка -Трудовой кодекс - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ - ФГОС НОО и ООО - Примерная программа воспитания и социализации обучающихся - Послание Президента Федеральному собранию - Концепцией Модернизации российского образования |
Основные разработчики Программы | Суханова Ираида Александровна- учитель математики 1категории МКОУ «Верхозинская ООШ» Шадринского района ; Симакова Ольга Ивановна- учитель русского языка и литературы1 категории МКОУ «Краснонивинская СОШ» Шадринского района; Туголукова Анна Николаевна- учитель физической культуры 1категории МКОУ «Погорельская СОШ» Шадринского района |
Основные исполнители Программы | Координационный совет ОУ Администрация ОУ Классные руководители Педагоги-предметники Психолог школы Социальный педагог Родители обучающихся |
Сроки реализации Программы | 2013-2016 годы |
Пояснительная записка.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи. Отсутствие результативно действующей системы профориентации приводит к тому, что молодёжь почти не имеет информации о рынке труда, о множестве новых профессий, об изменениях в традиционных видах деятельности, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, если надо — поменять специальность.
Значительная часть молодых людей, не может самостоятельно сделать выбор и
потому следует воле случая или выбирает профессию под давлением родителей, в погоне за высокой зарплатой ориентируется на престижные профессии, не имея реального представления о своих личностных возможностях, требованиях той или иной профессии к здоровью и личностным качествам специалиста.
Наименее конкурентными на рынке труда и учебных вакансий оказываются выпускники школ, не имеющие, чаще всего, навыков профориентирования, представление о рынке труда своего региона, его потребностях и перспективах, имеющих сниженную мотивацию к труду.
Рынок труда обширен. И только хорошо информированный человек может принять адекватное решение о выборе профессии. Сложившаяся ситуация с выпускниками обусловлена не только экономической нестабильностью данного периода, но и тем, что не все образовательные учреждения имеют возможность проводить учебно-образовательные программы профессионального ориентирования, а необходимость специальной подготовки учащихся к выбору будущей профессии, к поведению на свободном рынке труда очевидна. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным.
Актуальность проблемы состоит в том, чтобы совершенствовать работу по профориентации, создавать условия для повышения уровня подготовки молодых людей к осознанному выбору профессии. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Концептуальной основой Программы является понятие из Закона РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ ст. 2, в которой указано: воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Оказание помощи молодым людям в выборе жизненного пути — один из важнейших аспектов деятельности учебного заведения. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен школьник.
От обоснованного выбора профессии, качественного уровня профессионального информирования, развития навыков конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в итоге – удовлетворенность человека своей жизнью.
Поэтому необходимо возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи. Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Программа ««Пусть меня научат» ориентирована на обучающихся всех ступеней образования (1-11 классы) МКОУ «_________». Реализация программы рассчитана на 3 года (2013-2016г.г.). Название Программы демонстрирует готовность в получении знаний о профессиях, важность самостоятельного и своевременного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их умственными, физическими и психическими особенностями. Основными этапами реализации Программы являются:
1этап: информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.
2 этап: мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.
3 этап: деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.
Вышеперечисленные этапы послужат ориентиром учителям и обучающимся. Зная эти этапы учителя в своей педагогической деятельности должны сформировать у обучающихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни.
Цель:
- оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Задачи:
- Выявить предпочтения, склонности и возможности обучающихся к освоению вида деятельности;
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Создать систему профориентационной работы с обучающимися через учебную, внеучебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность.
- Разработать формы и методы взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся;
Предполагаемый результат:
Реализация данной Программы позволит:
- создать систему профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность и работу социума на всех ступенях обучения;
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Критерии | Показатели | Методика изучения |
1год обучения | ||
Выявление предпочтений, склонностей и возможностей обучающихся к освоению вида деятельности; (1-4 классы) | Наличие знаний:
|
- выставка рисунков «Профессии моих родителей» |
Формирование у школьников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. (5-8 класс) | Уровень сформировавшихся знаний: |
|
Создание системы профориентационной работы с обучающимися через учебную, вне учебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность (9-11 классы) | Наличие системы профориентационной работы с обучающимися
|
|
Разработка форм и методов взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся; (1-11 классы) | Уровень разработки методов взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся |
различных профессий, деловых и профориентационных игр
|
Основные направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у школьников осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств, для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
- Профадаптация – с целью обеспечения, функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Содержание Программы.
Программа включает в себя 3 основных раздела:
1-4 классы:
Данный раздел информированности - предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.
(через проведение игровых занятий, экскурсий, бесед, конкурсов рисунков с привлечением родителей).
5-8 классы:
2 раздел: мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда, как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.
Обучающиеся будут ознакомлены: с профессиями, существующими на современном рынке труда, с понятиями как: профориентация, профессия, специальность.( через методики по профориентированию, анкетирование, деловые игры, упражнения и экскурсии.)
9-11 классы:
3 этап: деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения, через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, проведение профессиональных проб, социальных и социально-значимых практик.
В данной программе используются формы: игра, конкурс, деловая игра, кроссворд, викторина, дискуссия, ролевые игры, лекция. Методы проведения занятий: анкетирование, беседа, информационный практикум, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии, разыгрывание ситуаций, самостоятельная работа, коллективная работа, повторение опорных знаний.
Механизм реализации программы.
Структура деятельности педагогического коллектива.
Главным исполнителем программы является администрация школы в частности заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
- планирование работы педагогического коллектива в соответствии с концепцией и образовательной программы общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по направлению - профориентирование обучающихся;
- проведение педагогических советов по проблеме;
- создание ученических производственных бригад;
- организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся;
Соисполнителями мероприятий программы являются – классные руководители,
- составляет для класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты;
- организует экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению
- педагоги-предметники,
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
психолог школы:
- оказывает психологическую поддержку детям группы риска в процессе профессионального самоопределения;
- осуществляет консультативную помощь учащимся и родителям, педагогам по вопросам семейных взаимоотношений, возрастных кризисов педагогической запущенности и др.;
- проводит диагностику и профориентационные мероприятия по вопросам профессионального самоопределения.
социальный педагог:
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам.
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Вся профориентационная работа педагогического коллектива строится и реализуется постепенно, поэтапно.
На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы с подбором диагностических методик.
Практический этап реализации программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.
Примечание.
Основные понятия и термины
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке .
Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Профессиональная консультация – оказание помощи учащимся в принятии осознанного решения о выборе профессии, а так же в создании профплана.
Психологическое просвещение – предоставление учащимся информации о методах, техниках и средствах повышения психологической компетенции человека, самосовершенствования, самореализации, разрешения психологических проблем и кризисов, гармонизации личности и межличностных отношений.
Психологическое консультирование – оказание помощи в преодолении внутри- и межличностных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и профориентации; формирование психоэмоциональной устойчивости, мотивационной сферы. Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.
Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования: применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.
ЛИТЕРАТУРА
- Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
- Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984
- Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
- Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.
- Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
- Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
- Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / Е. Панфило // Комсомол. правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
- Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
- Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
- Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
- Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
- Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». - 2008. - № 2. – С.34-38.
- Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.
- Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
- Технология: твоя профессиональная карьера : дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. : Просвящение, 2008. – 111с.
- Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 26-30.
Список нормативно-правовых документов
- Декларация прав ребенка (1959 г.)
- Всеобщая Декларация прав человека
- Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
- Конституция Российской Федерации. Основной закон Российского государства (12.12.1993 г.).
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 09.07 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.
- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ
8.Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
9.Трудовой кодекс
10. Федеральный государственный образовательный стандарт ОО и НОО.
11. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
12. Концепцией Модернизации российского образования
13.Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
14.Целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области на 2011-2015 годы».
Приложение к программе «Пусть меня научат».
Приложение к содержанию Программы № 1.
Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Информационный 1 –4 классы | Игра – ведущая деятельность обучающихся на данном этапе: Ребёнок насыщает своё сознание через проигрывание действий характерных для данной профессии, основываясь на наблюдении за взрослым, развивает представление о профессии на основе наглядных образов, конкретных ситуации из жизни, истории, впечатлениях. Начинает формироваться словесно – логическое мышление ( выделяют наглядные, внешние признаки). Развиваются произвольное внимание и память. Но для длительной концентрации ребёнку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, обучающийся уже способен осознать противоречия между его реальным « Я» и идеальным, между « могу» и «хочу». | 1.Увлекательные рассказы на доступном детям языке об интересующих профессиях и профессиях родителей. 2.Проигрывание профессий, обсуждение сказок. 3.Методика « Кем быть?» Нарисуй « Моя профессия», под рисунком сделай подпись. Профпросвещение -встречи обучающихся с мастерами своего дела; -конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок;
« Пусть меня научат» - игры на развитие ощущений и восприятия « Волшебный мешочек» - экскурсии на предприятия, где работают родители. - общественно полезная трудовая деятельность. Темы классных часов - « Все работы хороши – выбирай на вкус»
Внеклассное мероприятие "Все работы хороши – выбирай на вкус!"1-4 класс (см. приложение) |
Мотивационно – потребностный 5 – 8 классы | Возникает потребность в самопознании, выявлении собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии. Формируется осознание обучающимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. На данном этапе у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя к профессии. | Факультативные занятия, элективные курсы. Встречи с профессионалами своего дела. Дорога в страну профессий Игра-путешествие для учащихся 5–8-х классов ( см. приложение) Консультация «Мои особенности» Практическая, трудовая, общественно – значимая работа. Урок-игра по профориентации для учащихся 7-8 классов(приложение) Викторина « Мир профессии» Кл. часы: « Сто путей, сто дорог.» Экскурсии на предприятия нашего села, района. Внеклассное мероприятие "Все профессии нужны"5-8класс ( см. приложение) |
Деятельностно – практический 9 – 11 классы | Период уточнения социально – профессионального статуса. Уровень самоопределения осуществляется на базе углублённого изучения предметов, к которым обучающиеся проявляют интерес и способности. Умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. | Элективные курсы, Курс « Твоя профессиональная карьера». Работа школьного психолога. Информация о профессиях народного хозяйства. Знакомство с правилами выбора профессии. Классный час на тему: «Я и мир профессий» (9 КЛАСС) (см. приложение) Диагностика: беседы, опросники, анкеты . Дискуссии, круглые столы. Деловая игра с элементами дискуссии и практической работы9-11 класс ( см. приложение) Родительское собрание «Мир профессий, или какую дверь открыть?» ( см. приложение) Дни открытых дверей в СУЗы и ВУЗы. |
Приложение к механизму реализации программы № 2
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
Создание нормативно – правовой базы | |||
1. | Разработка и утверждение программ, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда | Сентябрь 2013 | Администрация школы |
2. | Разработка и утверждение локальных актов по организации профориентационной работы в ОУ | Октябрь 2013 | Администрация школы |
3. | Разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов, посвящённых планированию обучающимися профессиональных и жизненных перспектив | Сентябрь2013 | Администрация школы |
4. | Создание банка данных об учебных заведениях района, области | Октябрь 2013 | Заместитель директора |
5. | Включить в учебный план элективный курс « Твоя профессиональная карьера» | Сентябрь 2013 | Заместитель директора по УВР |
Информационно – аналитическая деятельность | |||
1. | Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов | Ежегодно сентябрь | Кл. руководители, заместитель директора по УВР |
2. | Диагностика обучающихся 9-х и 11-х классов с целью выявления их профессиональных интересов при выборе профиля обучения | Ежегодно октябрь | Педагог - психолог |
3. | Выявление обучающихся, не определившихся с выбором профессии | В течение всего периода | Педагог- психолог, кл. руководитель |
4. | Мониторинг запросов детей и родителей ( законных представителей) по направлениям организации профессиональной работы школы | Ежегодно в сентябре | Педагог – психолог, кл. руководитель |
5. | .Мониторинг эффективности реализации программ, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда | Ежегодно апрель, май | Педагог – психолог, кл. руководитель |
6. | Анализ работы по профориентации с обучающимися и их родителями | Ежегодно апрель, май | Кл. руководители, педагог - психолог |
Организационно – методическая работа | |||
1. | Подготовка планов профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители |
2. | Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями | сентябрь | Заместитель директора по ВР |
3. | Создание координационного Совета по организации профориентационной работы | Октябрь 2013 | Администрация школы, родительский комитет школы |
4. | Обновление информационного стенда с информацией: Потребности современного рынка труда; Справочники об учебных заведениях ( ПУ, ССУЗы, ВУЗы), Профессиогрммы (описание профессии) | Весь период | Заместитель директора по ВР, |
5. | Проведение дней и недель профориентации | В течение года | Классные руководители, заместитель директора по ВР |
6. | Обзор новинок методической литературы по профессии, проведение в школьной библиотеке выставки книг « Через профессию к успеху» | В течение учебного года | Школьный библиотекарь |
7. | Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками | С сентября ежегодно | Заместитель директора поВР, кл. руководители |
8. | Вовлечение обучающихся в общественно – полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами | Весь период | Заместитель директора по ВР, кл. руководители |
9. | Создание на сайте ОУ страницы «Пусть меня научат…» | С сентября 2013 | Заместитель директора по ВР, учитель информатики |
10. | Выпуск школьной газеты, посвящённой профориентации « Я и мир профессии» | 2рза в год | Заместитель директора по ВР, редколлегия школы |
11. | Участие в ярмарке вакансий « Выбор профессии» | 1рз в год | Координационный Совет |
Работа с педагогическими кадрами | |||
1. | Совещание при директоре по вопросам: -Анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9-х, 11-х классов, -состояние профориентационной работы с обучающимися и распределение их по профилям. | Сентябрь октябрь | Заместитель директора по ВР, кл. руководители |
2. | Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп | Ежегодно октябрь | Заместитель директора по ВР |
3. | Учебно – методические семинары для классных руководителей по теме « Теория и практика профориентационной работы» -Нормативно – правовые документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы. -Психолого – педагогическое сопровождение процесса выбора профессии. -Система профориентационной работы в школе. - Методика профориентационной работы по возрстным группам. | Сентябрь Октябрь Январь март | Педагог -психолог |
4. | Открытые классные часы для родителей профориентационной тематики | Весь период | Классные руководители |
5. | Семинар- практикум « Организация работы по изучению профессиональных намерений обучающихся выпускных классов» | октябрь | Заместитель директора |
6. | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению | В течение всего периода | Школьный библиотекарь |
7. | Организация конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по профориентации | 1раз в год, весь период | Заместитель директора по ВР |
Работа с родителями | |||
1. | Проведение родительских собраний профориентационной тематики | Весь период | Классные руководители |
2. | Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессии, элективных курсов. | Весь период | Педагог- психолог, класснын руководители |
3. | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля | октябрь | Педагог-психолог |
4. | Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с обучающимися ( экскурсии, встречи с представителями различных профессий) | Весь период | Классные руководители |
5. | Обобщение лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии. | Ежегодно, октябрь | Администрация школы, классные руководители |
6. | Круглый стол: -Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе. -Медицинские аспекты при выборе профессии. - Приобщение к миру взрослых. | Сентябрь Февраль март | Педагог-психолог, классные руководители |
7. | Участие в ярмарке вакансий « выбор профессии» | 1рз в год | Координационный Совет |
Работа с обучающимися | |||
1. | Пополнение банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников школы | Сентябрь, ежегодно | Заместитель директора по УВР |
2. | Мониторинг самоопределения выпускников 2013г. | октябрь | Педагог- психолог, классные руководители |
3. | Проведение индивидуальных профконсультации с не определившимися обучающимися, в том числе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации | Весь период | Педагог-психолог, классные руководители |
4. | Участие обучающихся в районных и внутришкольных профориентационных мероприятиях | Весь период | Заместитель директора по ВР |
5. | Профориентационные встречи с представителями ЦЗН, учебных заведений, предприятий и организаций района, области | В течение всего года | Администрация школы, классные руководители |
6. | Обеспечение участия старшеклассников в Днях открытых дверей учебных заведений | Ежегодно | Координационный Совет |
7. | Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования | Весь период | Заместитель директора по УВР, классные руководители |
8. | Обеспечение участия обучающихся в работе ученических трудовых отрядов. Работа на пришкольном участке. | Ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители |
9. | Анкетирование:
| ноябрь | Педагог-психолог |
10. | Конкурсы: -рисунков « Радуга профессий» (1-4кл) -рисунков « Замечательная профессия» (5 –7кл) -декоративно-прикладного творчества (5-7кл) -технического творчества (8-9кл) -сочинений « Моя будущая профессия» (5-8кл) -семейных сочинений « Профессии нашей семьи» (9-11кл) | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
11. | Профессиональный тренинг (5-11кл)
| В течение года | Педагог- психолог, классные руководители |
12. | Круглые столы ( 9-11кл):
| Ноябрь Февраль апрель | Педагог-психолог |
13. | Библиотечные часы:
| В течение года | Школьный библиотекарь |
14. | Использование в учебно – воспитательном процессе следующих видов урочной деятельности по профориентации обучающихся: - «Человек природа»: лабораторные, практические работы по биологии; - « Человек –техника»: лабораторные, практические работы по физике, химии, выполнение работ на уроках технического труда; - «Человек –человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор поведения окружающих, общественно-организаторская работа среди сверстников, участие в коллективных делах; | В течение учебного года | Учителя предметники, заместитель директора по УВР |
- «Человек-законная система»: выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, чертежей, схем; - «Человек- художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстатическом оформлении класса, школы, участие в художественной самодеятельности | |||
15. | Классные часы(1-4кл):
| В течение учебного года | Классные руководители |
Классные часы (5-8кл):
| |||
Классные часы (9-11кл) -Познай самого себя -Мотивы выбора профессии -Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека -Сотвори своё будущее -Труд и творчество как главный смысл жизни -классификация профессий | |||
16. | Беседы для обучающихся (1-4кл):
| В течение учебного года | Классные руководители |
Беседы для обучающихся (5-8кл):
Беседы для обучающихся (9-11кл): -В мире профессии -Как выбрать нужную профессию
| |||
17. | Защита проектов: -Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана -Ступени мастерства -Мои жизненные планы, перспективы и возможности | Январь Апрель май | Заместитель директора по ВР |
Приложение № 3 Мониторинг
Мониторинг содержания и форм организации профессионального самоопределения среди школьников
№п/п | Нормативно-правовой акт, регламентирующий действие координационного Совета в ОУ по профессиональному самоопределению | Приказ о назначении ответственного лица за организацию профориентационной работы в ОУ ( №, дата, фамилия, имя, отчество ответственного лица) | Наименования предприятий, с которыми осуществляется взаимодействие ОУ при организации профориентационной работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | ||||
Количество проведенных встреч между: | Диагностика профессиональных интересов потребностей обучающихся | ||||
представителями предприятий с родителями | представителями предприятий с обучающимися | представителями предприятий с педагогами | Форма диагности-ки | Количество продиагно-стированных обуч - ся | % от кол-ва обуч-ся |
7 | 8 | ||||||
Курсовая подготовка педагогов к организации профориентационной работы с обучающимися в ОУ | График проведения экскурсии на предприятия Села, района в 9-11 классах | ||||||
Ф.И.О. педагога | Наимено-вание курсов | Дата перепод-готовки | Дата проведения экскурсии | Предприя- тие | Кол-во участни- ков экскурсии | Участники экскурсии | |
Роди- тели | Обуч-ся | ||||||
9 | 10 | ||||||
Реализация в ОУ курсов по выбору профессионольной направленности | Проведение для обучающихся профессиональных проб | ||||||
Название курса | Класс | Количество обуч-ся | Дата проведения | Название профессиональной пробы | Класс | Количество обуч-ся | |
11 | ||||
Организация практик ( график проведения практик) | ||||
Дата проведения практик | Виды практик: | Место проведения практик | Класс | Количество обучающихся |
Социальные практики; Социально – профессиональные практики; Профессиональные практики; Другие виды практик. | ||||
12 | 13 | 14 | 15 | |||||||
Организация произ- водственных практик допрофессиональной и профессиональной подготовки на базе ОУ | Организация производственных практик допрофессиональной и профессиональной подготовки на базе учреждений профессионального образования | Кол-во общеоб- Разова-тельных классов | Количество предметно- профильных классов ( групп) | |||||||
Профес- сия | Класс | Кол-во обуч-ся | УПО | Профес- сия | Класс | Кол –во обуч-ся | Про-филь | Кол-во классов (групп) | Кол-во обуч-ся в них | |
16 | 17 | ||||
Количество профессионально-профильных классов(групп) | Модель профильного обучения, которая будет реализовываться в ОУ | ||||
Профиль | Кол-во Классов (групп) | Кол-во обуч-ся в них | Название модели | Класс | Кол-во обуч-ся |
1.Многопрофильная школа 2.ОУ с одним профильным классом 3.ОУ с двумя профильными классами 4.ОУ с профильными группами 5.Оу с профильными классами, группами на основе ИУП 6.Сетевая модель на базе райцентровской школы (ресурсный центр) 7.Сетевая модель на условиях равноправного партнёрства 8.Интегративные модели на основе взаимодействия ОУ и учреждений профессионального образования 9. Интегративные модели на основе взаимодействия ОУ и учреждений дополнительного образования детей |
18 | ||
Продолжения образования выпускниками основной школы в 2013 (прогноз) | ||
1. | Количество обучающихся в девятых классах в ОУ | 100% |
2. | Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в десятых профильных классах, из них успевают на «4» и «5» | % |
3. | Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в десятых классах с профессиональной подготовкой | % |
4. | Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в учреждениях начального профессионального образования | % |
5. | Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в учреждениях среднего профессионального образования | % |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конституция РФ Всеобщая Декларация прав человека Декларация прав ребенка Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ Конвенция о правах ребенка Трудовой кодекс Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ ФГОС НОО и ООО Примерная программа воспитания и социализации обучающихся Послание Президента Федеральному собранию Концепцией Модернизации российского образования
Выбор профессии является одним из главных решений, которые человеку предстоит предпринять в жизни. Актуальность проблемы состоит в том, чтобы не только предоставить ребенку возможность для самореализации личности, но и совершенствовать работу по профориентации, создавать условия для повышения уровня подготовки молодых людей к осознанному выбору профессии.
Цель: Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Задачи: Выявить предпочтения, склонности и возможности обучающихся к освоению вида деятельности; Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. Создать систему профориентационной работы с обучающимися через учебную, внеучебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность. Разработать формы и методы взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся;
Предполагаемый результат: создать систему профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность и работу социума на всех ступенях обучения; повысить мотивацию молодежи к труду; оказать адресную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии; обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях .
Основные направления деятельности: Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда. Диагностика и консультирование – с целью формирования у школьников осознанного выбора профессии. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств, для создания эффективной системы профориентации в ОУ. Профадаптация – с целью обеспечения, функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Содержание Программы. 1-4 классы: Этап информированности - предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития. (через проведение игровых занятий, экскурсий, бесед, конкурсов рисунков с привлечением родителей).
5-8 классы : мотивационно-потребностный этап - предполагает освоение обучающимися труда, как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда , мотивы выбора профессии, наличие интересов. Обучающиеся будут ознакомлены: с профессиями, существующими на современном рынке труда. ( через методики по профориентированию, анкетирование, деловые игры, экскурсии.)
9-11 классы: деятельностно-практический этап - предполагает овладение умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения, через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, проведение профессиональных проб, социально-значимых практик.
Механизм реализации программы. разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий с подбором диагностических методик. совершенствуется содержание профпросвещения, развитие ученического самоуправления, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями. предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.
Структура деятельности педагогического коллектива Главным исполнителем программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий программы: классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.
Критерии и методы (1-4 классы) Выявление предпочтений, склонностей и возможностей обучающихся к освоению вида деятельности; беседы, презентации, игры, рисунки. (5-8 классы) Формирование знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; профессиограмы, анкетирование. (9-11 классы)Создание системы профориентационной работы через учебную, вне учебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность Разработка форм и методов взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся; дни профориентации, встречи с представителями различных профессий
«Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой » В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...
Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"
Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...
Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)
Статья представленная автором на НПК "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много положительных откликов....
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...
Программа воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
Локальный докумлент учреждения дополнительного образования детей. Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федераль...