Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"
рабочая программа по теме

Туголукова Анна Николаевна

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.составители:учителя Шадринского района: Суханова Ираида Александровна; Симакова Ольга Ивановна; Туголукова Анна Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития  образования социальных технологий»

Принято                                               Согласовано                                                   Утверждено

На заседании                                    с Советом школы                                          Директор школы

педсовета Протокол №                 от ______________                                       от__________ (_______)

От __ _______2013г

                                                  ПРОГРАММА

воспитания и социализации

«Пусть меня научат!»

срок реализации 2013-2016 г 

составители:

учитель математики 1категории Суханова Ираида Александровна;

учитель русского языка и литературы1категории Симакова Ольга Ивановна;

учитель физической культуры 1категории Туголукова Анна Николаевна

г. Курган 2013

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа воспитания и социализации «Пусть меня научат!»

Нормативно-правовое обеспечение Программы

- Конституция РФ

- Всеобщая Декларация прав человека

-Декларация прав ребенка

-Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ

-Конвенция о правах ребенка

-Трудовой кодекс

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ

- ФГОС НОО и ООО

- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

- Послание Президента Федеральному собранию

- Концепцией  Модернизации российского образования

Основные разработчики Программы

 Суханова Ираида Александровна- учитель математики 1категории МКОУ «Верхозинская ООШ» Шадринского района ;

 Симакова Ольга Ивановна- учитель русского языка и литературы1 категории МКОУ «Краснонивинская СОШ» Шадринского района;

Туголукова Анна Николаевна- учитель физической культуры 1категории МКОУ «Погорельская СОШ» Шадринского района

Основные исполнители Программы

Координационный совет ОУ

Администрация ОУ

Классные руководители

Педагоги-предметники

Психолог школы

Социальный педагог

Родители обучающихся

Сроки реализации Программы

2013-2016 годы

                                             

Пояснительная записка.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи. Отсутствие результативно действующей системы профориентации приводит к тому, что молодёжь почти не имеет информации о рынке труда, о множестве новых профессий, об изменениях в традиционных видах деятельности, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, если надо — поменять специальность.

     Значительная часть молодых людей, не может самостоятельно сделать выбор и

потому следует воле случая или выбирает профессию под давлением родителей, в погоне за высокой зарплатой ориентируется на престижные профессии, не имея реального представления о своих личностных возможностях, требованиях той или иной профессии к здоровью и личностным качествам специалиста.

    Наименее конкурентными на рынке труда и учебных вакансий оказываются выпускники школ, не имеющие, чаще всего, навыков профориентирования, представление о рынке труда своего региона, его потребностях и перспективах, имеющих сниженную мотивацию к труду.

     Рынок труда обширен. И только хорошо информированный человек может принять адекватное решение о выборе профессии. Сложившаяся ситуация с выпускниками обусловлена не только экономической нестабильностью данного периода, но и тем, что не все образовательные учреждения имеют возможность проводить учебно-образовательные программы профессионального ориентирования, а необходимость специальной подготовки учащихся к выбору будущей профессии, к поведению на свободном рынке труда очевидна. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным.

    Актуальность проблемы состоит в том, чтобы совершенствовать работу по профориентации, создавать условия для повышения уровня подготовки молодых людей к осознанному выбору профессии. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

     Концептуальной основой Программы является понятие из Закона РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ ст. 2, в которой указано: воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Оказание помощи молодым людям в выборе жизненного пути — один из важнейших аспектов деятельности учебного заведения. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен школьник.
    От обоснованного выбора профессии, качественного уровня профессионального информирования, развития навыков конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в итоге – удовлетворенность человека своей жизнью.

     Поэтому необходимо возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи. Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике,  ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

     Программа ««Пусть меня научат» ориентирована на обучающихся всех ступеней образования (1-11 классы) МКОУ «_________». Реализация программы рассчитана на 3 года (2013-2016г.г.). Название Программы демонстрирует готовность в получении знаний о профессиях, важность самостоятельного и  своевременного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их умственными, физическими и психическими особенностями. Основными этапами реализации Программы являются:

1этап: информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.
2 этап: мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением. 
3 этап: деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.

Вышеперечисленные этапы послужат ориентиром  учителям и обучающимся. Зная эти этапы учителя в своей педагогической деятельности должны сформировать у обучающихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни.

       

 Цель:

  • оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.

       Задачи:

  1. Выявить предпочтения, склонности и возможности обучающихся к освоению вида деятельности;
  2. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  3. Создать систему профориентационной работы с обучающимися через учебную, внеучебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность.
  4. Разработать формы и методы взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся;

Предполагаемый результат:

Реализация данной Программы позволит:

- создать систему профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность и работу социума на всех ступенях обучения;

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Критерии

Показатели

Методика изучения

1год обучения

Выявление предпочтений, склонностей и возможностей обучающихся к освоению вида деятельности;

(1-4 классы)

Наличие знаний:

  • о содержании, условий работы, результатов труда по различным профессиям.
  • о своих интересах, склонностях, качествах личности,
  • о состоянии своего здоровья и физического развития,
  • особенностях  темперамента, характера
  • о требованиях различных профессий к  качествам и особенностям человека.
  • Беседы и рассказы о  профессиях.
  • Презентации «Мои увлечения»,
  • Презентации « Профессии моих родителей»
  • Чтение рассказов по ролям, с демонстрацией атрибутики данной профессии.
  • Сюжетно-ролевые игры. Методика «Кем быть?».
  • Сочинения на тему «Пусть меня научат!»

-          выставка рисунков «Профессии          

            моих      родителей»

Формирование  у школьников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

(5-8 класс)

Уровень сформировавшихся знаний:

  • об освоении  труда как образа жизни,
  • о мотивах, целях и ценностях труда,
  • о мотивах выбора профессии,
  • интересов к рынку труда своего региона.
  • выбор профиля, согласованность  с родителями.
  • Методика классификации профессий по Климову,
  • Психологическая игра «Выбор профессии»(профориентационная методика игрового характера Н.С. Пряжникова). 
  • Профессиограмма
  • Упражнение «Хочу, Могу, Надо».                                         
    Анкета: «Мир профессий»
  • таблицы «Профессиональных запросов».
  • Методика В.И. Зверевой «Диагностическая карта учебных возможностей»

Создание системы профориентационной работы с обучающимися через учебную, вне учебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность

(9-11 классы)

Наличие системы профориентационной работы с обучающимися

  • проявление умения работать сообща,
  • выполнение творческих проектов,
  • наличие индивидуального плана дальнейшего профессионального обучения,
  • знать уровень собственных способностей и успеваемости по профильным предметам

  • Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения  «Кем быть?»                                  Н.С. Пряжникова.
  • Методика «Круг»
  •  Методика  В.И. Зверевой «Диагностическая карта учебных возможностей»
  • Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова
  • Беседы с информационными ресурсами профориентационной
  • направленности: книг,  справочные и фактографические
  • информации о профессиях, ресурсы Интернета.
  • Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)

Разработка форм и методов взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся;

           (1-11 классы)

Уровень разработки методов взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся

  • проведение Дней профориентации,
  •  встреч с представителями

различных профессий,

   деловых и профориентационных игр

  • изучение документаций, рейтинги взаимодействия

Основные направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у школьников осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств, для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
  4. Профадаптация – с целью обеспечения, функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

                                             Содержание Программы.

Программа включает в себя 3 основных раздела:

1-4 классы:

 Данный раздел  информированности - предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.
(через проведение игровых занятий, экскурсий, бесед, конкурсов рисунков с привлечением родителей).

5-8 классы:

2 раздел: мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда, как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением. 
Обучающиеся будут ознакомлены: с профессиями, существующими на современном рынке труда, с понятиями как: профориентация, профессия, специальность.( через методики по профориентированию, анкетирование, деловые игры, упражнения и экскурсии.)

9-11 классы:

          3 этап: деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения, через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, проведение профессиональных проб, социальных и социально-значимых практик.

В данной программе используются формы: игра, конкурс, деловая игра, кроссворд, викторина, дискуссия,  ролевые игры, лекция.  Методы проведения занятий: анкетирование, беседа, информационный практикум, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии,  разыгрывание ситуаций, самостоятельная работа, коллективная работа, повторение опорных знаний.

                                        Механизм реализации программы.

Структура деятельности педагогического коллектива.

Главным исполнителем программы является администрация школы в частности заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • планирование работы педагогического коллектива  в соответствии с концепцией и образовательной программы общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по  направлению -  профориентирование обучающихся;
  • проведение педагогических советов по проблеме;
  • создание ученических производственных бригад;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся;

      Соисполнителями мероприятий программы являются – классные руководители,

  •  составляет для класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты;
  • организует экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению
  •  педагоги-предметники,
  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

        психолог школы:

  • оказывает психологическую поддержку детям группы риска в процессе профессионального самоопределения;
  • осуществляет консультативную помощь учащимся и родителям, педагогам по вопросам семейных взаимоотношений, возрастных кризисов педагогической запущенности и др.;
  • проводит диагностику и профориентационные мероприятия по вопросам профессионального самоопределения.

  социальный педагог: 

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их жизненного             самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам.

 Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

        Вся профориентационная работа педагогического коллектива строится и реализуется постепенно, поэтапно.

           На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы с подбором диагностических методик.

Практический этап реализации программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Примечание.

Основные понятия и термины

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке .

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

Профессиональная консультация – оказание помощи учащимся в принятии осознанного решения о выборе профессии, а так же в создании профплана.

 Психологическое просвещение – предоставление учащимся информации о методах, техниках и средствах повышения психологической компетенции человека, самосовершенствования, самореализации, разрешения психологических проблем и кризисов, гармонизации личности и межличностных отношений.

Психологическое консультирование – оказание помощи в преодолении внутри- и межличностных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и профориентации; формирование психоэмоциональной устойчивости, мотивационной сферы.  Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования: применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева  // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
  2. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
  3.  Выготский Л. С. Педагогическая психология /  Л. С. Выготский. - М., 1991.
  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский.  – М., 1984
  5.  Выготский  Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка /  Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
  6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
  7. Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. -  № 10. – С. 51-56.
  8. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению //  Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1.  – С. 28-31.
  9. Климов Е. А.  Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
  10. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
  11.  Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] /  Е. Панфило // Комсомол. правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
  12.  Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
  13.  Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.].  – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
  14.  Пряжников  Н. С.  Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
  15.  Пряжников  Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . -  М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
  16.  Пряжников Н. С. Игры и методики для    профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
  17.  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
  18.  Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». -  2008. - № 2. – С.34-38.
  19. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К.  Селевко. -  М.,  2008.
  20. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.  Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
  21.  Технология: твоя профессиональная карьера : дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. : Просвящение, 2008. – 111с.
  22.  Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 26-30.

                            Список нормативно-правовых документов

  1. Декларация прав ребенка (1959 г.)
  2. Всеобщая Декларация прав человека
  3. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
  4. Конституция Российской Федерации. Основной закон Российского государства (12.12.1993 г.).
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
  6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 09.07 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.
  7.  Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ

8.Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ

9.Трудовой кодекс

10. Федеральный государственный образовательный стандарт ОО и НОО.

11. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

12. Концепцией  Модернизации российского образования

13.Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

14.Целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области на 2011-2015 годы».

Приложение к программе «Пусть меня научат».

Приложение к содержанию Программы № 1.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Информационный

1 –4 классы

Игра – ведущая деятельность обучающихся на данном этапе: Ребёнок насыщает своё сознание через проигрывание действий характерных для данной профессии, основываясь на наблюдении за взрослым, развивает представление о профессии на основе наглядных образов, конкретных ситуации из жизни, истории,  впечатлениях.

Начинает формироваться словесно – логическое мышление ( выделяют наглядные, внешние признаки).

Развиваются произвольное  внимание и память. Но для длительной концентрации ребёнку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации.

В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, обучающийся уже способен осознать противоречия между его реальным « Я» и идеальным, между « могу» и «хочу».

1.Увлекательные рассказы на доступном детям языке об интересующих профессиях и профессиях родителей.

2.Проигрывание профессий, обсуждение сказок.

3.Методика « Кем быть?»

Нарисуй « Моя профессия», под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

 -встречи обучающихся с мастерами своего дела;

-конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок;

  • сочинения на тему

 « Пусть меня научат»

- игры на развитие ощущений и восприятия

« Волшебный мешочек»

- экскурсии на предприятия, где работают родители.

- общественно полезная трудовая деятельность.

Темы классных часов

- « Все работы хороши – выбирай на вкус»

  • « Профессии наших родителей» (беседа)

Внеклассное мероприятие "Все работы хороши – выбирай на вкус!"1-4 класс

(см. приложение)

Мотивационно – потребностный

 5 – 8 классы

Возникает потребность в самопознании, выявлении собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии.

Формируется осознание обучающимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

На данном этапе у подростка  формируются первичные ожидания от профессии и от себя к профессии.

Факультативные  занятия, элективные курсы.

Встречи с профессионалами своего дела. Дорога в страну профессий

Игра-путешествие для учащихся 5–8-х классов

( см. приложение)

Консультация «Мои особенности»

Практическая, трудовая, общественно – значимая работа.

 Урок-игра по профориентации для учащихся 7-8 классов(приложение)

Викторина « Мир профессии»

 Кл. часы: « Сто путей, сто дорог.» Экскурсии на предприятия нашего села, района. Внеклассное мероприятие "Все профессии нужны"5-8класс ( см. приложение)

Деятельностно – практический

9 – 11 классы

Период уточнения социально – профессионального статуса. Уровень самоопределения осуществляется на базе углублённого изучения предметов, к которым обучающиеся проявляют интерес и способности.

Умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Элективные курсы,         Курс « Твоя профессиональная карьера».

Работа школьного психолога.

Информация о профессиях народного хозяйства.

Знакомство с правилами выбора профессии. Классный час на тему: «Я и мир профессий»  (9 КЛАСС)

(см. приложение)

Диагностика: беседы, опросники, анкеты .

Дискуссии, круглые столы. Деловая игра с элементами дискуссии и практической работы9-11 класс ( см. приложение) Родительское собрание

 «Мир профессий, или какую дверь открыть?»

( см. приложение)

Дни открытых дверей

в СУЗы и ВУЗы.

Приложение к механизму реализации программы № 2

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

 Содержание

Сроки

Ответственный

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программ, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

Сентябрь 2013

Администрация школы

2.

Разработка и утверждение локальных актов по организации профориентационной работы в ОУ

Октябрь 2013

Администрация школы

3.

Разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов, посвящённых планированию обучающимися профессиональных и жизненных перспектив

Сентябрь2013

Администрация школы

4.

Создание банка данных  об учебных заведениях района, области

Октябрь 2013

Заместитель директора

5.

Включить в учебный план элективный курс « Твоя профессиональная карьера»

Сентябрь 2013

Заместитель директора по УВР

Информационно – аналитическая деятельность

1.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов

Ежегодно сентябрь

Кл. руководители, заместитель директора по УВР

2.

Диагностика обучающихся 9-х и 11-х классов с целью выявления их профессиональных интересов при выборе профиля обучения

Ежегодно октябрь

Педагог - психолог

3.

Выявление обучающихся, не определившихся с выбором профессии

В течение всего периода

Педагог- психолог, кл. руководитель

4.

Мониторинг запросов детей и родителей

( законных представителей) по направлениям организации профессиональной работы школы

Ежегодно в сентябре

Педагог – психолог, кл. руководитель

5.

.Мониторинг эффективности реализации программ, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

Ежегодно апрель, май

Педагог – психолог, кл. руководитель

6.

Анализ работы по профориентации с обучающимися и их родителями

Ежегодно апрель, май

Кл. руководители, педагог - психолог

Организационно – методическая работа

1.

Подготовка планов профориентационной  работы с обучающимися и их родителями на учебный год

ежегодно

Заместитель директора по ВР, кл. руководители

2.

Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями

сентябрь

Заместитель директора по ВР

3.

Создание координационного Совета по организации профориентационной работы

Октябрь

2013

Администрация школы, родительский комитет школы

4.

Обновление информационного стенда с информацией:

Потребности современного рынка труда;

Справочники об учебных заведениях      ( ПУ, ССУЗы, ВУЗы),

Профессиогрммы (описание профессии)

Весь период

Заместитель директора по ВР,

5.

Проведение дней и недель профориентации

В течение года

Классные руководители, заместитель директора по ВР

6.

Обзор новинок методической литературы по профессии, проведение в школьной библиотеке выставки книг           « Через профессию к успеху»

В течение учебного года

Школьный библиотекарь

7.

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

С сентября ежегодно

Заместитель директора поВР, кл. руководители

8.

Вовлечение обучающихся в общественно – полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

Весь период

Заместитель директора по ВР, кл. руководители

9.

Создание на сайте ОУ страницы «Пусть меня научат…»

С сентября 2013

Заместитель директора по ВР, учитель информатики

10.

Выпуск школьной газеты, посвящённой профориентации « Я и мир профессии»

2рза в год

Заместитель директора по ВР, редколлегия школы

11.

Участие в ярмарке вакансий « Выбор профессии»

1рз в год

Координационный Совет

Работа с педагогическими кадрами

1.

Совещание при директоре по вопросам:

-Анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9-х, 11-х классов,

-состояние профориентационной работы с обучающимися и распределение их по профилям.

Сентябрь

октябрь

Заместитель директора по ВР, кл. руководители

2.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп

Ежегодно

октябрь

Заместитель директора по ВР

3.

Учебно – методические семинары для классных руководителей по теме            « Теория и практика профориентационной работы»

-Нормативно – правовые документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы.

-Психолого – педагогическое сопровождение процесса выбора профессии.

-Система профориентационной работы в школе.

- Методика профориентационной работы по возрстным группам.

Сентябрь

Октябрь

Январь

март

Педагог -психолог

4.

Открытые классные часы для родителей профориентационной тематики

Весь период

Классные руководители

5.

Семинар- практикум « Организация работы по изучению профессиональных намерений обучающихся выпускных классов»

октябрь

Заместитель директора

6.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

В течение всего периода

 Школьный библиотекарь

7.

Организация конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по профориентации

1раз в год, весь период

Заместитель директора по ВР

Работа с родителями

1.

Проведение родительских собраний профориентационной тематики

Весь период

Классные руководители

2.

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессии, элективных курсов.

Весь период

Педагог- психолог, класснын руководители

3.

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля

октябрь

Педагог-психолог

4.

Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с обучающимися ( экскурсии, встречи с представителями различных профессий)

Весь период

Классные руководители

5.

Обобщение лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии.

Ежегодно, октябрь

Администрация школы, классные руководители

6.

Круглый стол:

-Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе.

-Медицинские аспекты при выборе профессии.

- Приобщение к миру взрослых.

Сентябрь

Февраль

март

Педагог-психолог, классные руководители

7.

Участие в ярмарке вакансий « выбор профессии»

1рз в год

Координационный Совет

Работа с обучающимися

1.

Пополнение банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников школы

Сентябрь, ежегодно

Заместитель директора по УВР

2.

Мониторинг самоопределения выпускников 2013г.

октябрь

Педагог- психолог, классные руководители

3.

 Проведение индивидуальных профконсультации с не определившимися обучающимися, в том числе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации

Весь период

Педагог-психолог, классные руководители

4.

Участие обучающихся в районных и внутришкольных профориентационных мероприятиях

Весь период

Заместитель директора по ВР

5.

Профориентационные встречи с представителями ЦЗН, учебных заведений, предприятий и организаций района, области

В течение всего года

Администрация школы, классные руководители

6.

Обеспечение участия старшеклассников в Днях открытых дверей учебных заведений

Ежегодно

 Координационный Совет

7.

Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования

Весь период

Заместитель директора по УВР, классные руководители

8.

Обеспечение участия обучающихся в работе ученических трудовых отрядов. Работа на пришкольном участке.

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, классные руководители

9.

Анкетирование:

  • « Кем хочу быть» ( 7 –8кл)
  • « Профессиональное самоопределение на основе самооценки» ( 9кл)
  • « Будущее профессиональное предпочтение» (11кл)

ноябрь

Педагог-психолог

10.

Конкурсы:

-рисунков « Радуга профессий» (1-4кл)

-рисунков « Замечательная профессия» (5 –7кл)

-декоративно-прикладного творчества (5-7кл)

-технического творчества  (8-9кл)

-сочинений « Моя будущая профессия» (5-8кл)

-семейных сочинений « Профессии нашей семьи» (9-11кл)

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

11.

Профессиональный тренинг (5-11кл)

  • Познай себя
  • Дороги, которые мы выбираем
  • Выбор профессии
  • Способности и профессиональная пригодность
  • Куда пойти учится?
  • Выбор профессии – ответственный шаг
  • Помечтаем о будущей профессии

В течение года

Педагог- психолог, классные руководители

12.

Круглые столы ( 9-11кл):

  • Мастерство и талант
  • Что такое труд
  • Профессионализм. Что это такое?

Ноябрь

Февраль

апрель

Педагог-психолог

13.

Библиотечные часы:

  • Профессия на все времена
  • Выбери работу по душе
  • Открытие профессии
  • Пусть каждый выберёт свой путь
  • Из школы в жизнь
  • Познай вкус ремесла

В течение года

Школьный библиотекарь

14.

Использование в учебно – воспитательном процессе следующих видов урочной деятельности по профориентации обучающихся:

- «Человек природа»: лабораторные, практические работы по биологии;

- « Человек –техника»: лабораторные, практические работы по физике, химии, выполнение работ на уроках технического труда;

- «Человек –человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор поведения окружающих, общественно-организаторская работа среди сверстников, участие в коллективных делах;

В течение учебного года

Учителя предметники, заместитель директора по УВР

- «Человек-законная система»: выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, чертежей, схем;

- «Человек- художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстатическом оформлении класса, школы, участие в художественной самодеятельности

15.

Классные часы(1-4кл):

  • Мир моих интересов
  • Все работы хороши- выбирай на вкус
  • Профессии наших родителей
  • О профессиях разных, нужных и важных
  • Моя мечта о будущей профессии
  • Труд на радость себе и людям
  • Сто путей, сто дорог
  • Как выбрать профессию

В течение учебного года

Классные руководители

Классные часы (5-8кл):

  • Мир профессий. Человек – техника
  • Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия
  • Мир профессии. Чтобы люди были красивым. Парикмахер. Визажист. Экскурсия
  • Мир профессий. Электронные помощники
  • Календарь профессий
  • Профессия и призвание

Классные часы (9-11кл)

-Познай самого себя

-Мотивы выбора профессии

-Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека

-Сотвори своё будущее

-Труд и творчество как главный смысл жизни

-классификация профессий

16.

Беседы для обучающихся (1-4кл):

  • Как хлеб на столе появился
  • Азбука редких профессии
  • Моя профессия- библиотекарь
  • Путешествие по профессиям
  • Кем хочешь быть
  • Книги о профессиях
  • Здоровье и выбор профессии

В течение учебного года

Классные руководители

Беседы для обучающихся (5-8кл):

  • Роль знаний в выборе профессий
  • Мир профессий и место в нем человека
  • Работа моих родителей
  • С чего начать профессиональную карьеру
  • Требования профессии к человеку
  • Что важнее: кем быть или каким быть?
  • Самообразование, саморазвитие и выбор профессии

Беседы для обучающихся (9-11кл):

-В мире профессии

-Как выбрать нужную профессию

  • Все работы хороши – выбирай на вкус
  • Что такое рынок труда?
  • Мир профессий и место в нем человека
  • Профессиональные качества человека
  • Типы профессии. Формула профессии
  • Профессии,специальности,должности

17.

Защита проектов:

-Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана

-Ступени мастерства

-Мои жизненные планы, перспективы и возможности

Январь

Апрель

май

Заместитель директора по ВР

Приложение № 3 Мониторинг

Мониторинг содержания и форм организации профессионального самоопределения среди школьников

№п/п

Нормативно-правовой акт, регламентирующий действие координационного Совета в ОУ по профессиональному самоопределению

Приказ о назначении ответственного лица за организацию профориентационной работы в ОУ ( №, дата, фамилия, имя, отчество ответственного лица)

Наименования предприятий, с которыми осуществляется взаимодействие ОУ при организации профориентационной работы

1

2

3

4

5

6

Количество проведенных встреч между:

Диагностика профессиональных интересов потребностей обучающихся

представителями

предприятий с родителями

представителями

предприятий с обучающимися

представителями

предприятий с педагогами

Форма диагности-ки

Количество

продиагно-стированных

обуч - ся

% от

кол-ва

обуч-ся

7

8

Курсовая подготовка педагогов к организации

профориентационной работы с обучающимися в ОУ

График проведения экскурсии на предприятия

Села, района в 9-11 классах

Ф.И.О.

педагога

Наимено-вание курсов

Дата перепод-готовки

Дата

проведения

экскурсии

Предприя-

тие

Кол-во

участни-

ков экскурсии

Участники экскурсии

Роди-

тели

Обуч-ся

9

10

Реализация в ОУ курсов по выбору профессионольной направленности

Проведение для обучающихся профессиональных проб

Название

курса

Класс

Количество

обуч-ся

Дата

проведения

Название профессиональной пробы

Класс

Количество

обуч-ся

11

Организация практик ( график проведения практик)

Дата проведения практик

Виды практик:

Место проведения практик

Класс

Количество обучающихся

Социальные практики;

Социально – профессиональные практики;

Профессиональные практики;

Другие виды практик.

12

13

14

15

Организация произ-

водственных практик допрофессиональной и профессиональной подготовки на базе ОУ

Организация производственных практик допрофессиональной и профессиональной подготовки на базе учреждений профессионального образования

Кол-во общеоб-

Разова-тельных

классов

Количество предметно- профильных классов     ( групп)

Профес-

сия

Класс

Кол-во

обуч-ся

УПО

Профес-

сия

Класс

Кол –во

обуч-ся

Про-филь

Кол-во классов

(групп)

Кол-во

обуч-ся в них

16

17

Количество профессионально-профильных классов(групп)

Модель профильного обучения, которая будет реализовываться в ОУ

Профиль

Кол-во

Классов

(групп)

Кол-во

обуч-ся в них

Название модели

Класс

Кол-во

обуч-ся

1.Многопрофильная школа

2.ОУ с одним профильным классом

3.ОУ с двумя профильными классами

4.ОУ с профильными группами

5.Оу с профильными классами, группами на основе ИУП

6.Сетевая модель на базе райцентровской школы (ресурсный центр)

7.Сетевая модель на условиях равноправного партнёрства

8.Интегративные модели на основе взаимодействия ОУ и учреждений профессионального образования

9. Интегративные модели на основе взаимодействия ОУ и учреждений дополнительного образования детей

18

Продолжения образования выпускниками основной школы в 2013 (прогноз)

1.

Количество обучающихся в девятых классах в ОУ

100%

2.

Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в десятых профильных классах, из них успевают на «4» и «5»

%

3.

Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в десятых классах с профессиональной подготовкой

%

4.

Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в учреждениях начального профессионального образования

%

5.

Количество обучающихся девятых классов, которые планируют продолжать обучение в учреждениях среднего профессионального образования

%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Конституция РФ Всеобщая Декларация прав человека Декларация прав ребенка Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ Конвенция о правах ребенка Трудовой кодекс Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ ФГОС НОО и ООО Примерная программа воспитания и социализации обучающихся Послание Президента Федеральному собранию Концепцией Модернизации российского образования

Слайд 3

Выбор профессии является одним из главных решений, которые человеку предстоит предпринять в жизни. Актуальность проблемы состоит в том, чтобы не только предоставить ребенку возможность для самореализации личности, но и совершенствовать работу по профориентации, создавать условия для повышения уровня подготовки молодых людей к осознанному выбору профессии.

Слайд 5

Цель: Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.

Слайд 6

Задачи: Выявить предпочтения, склонности и возможности обучающихся к освоению вида деятельности; Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. Создать систему профориентационной работы с обучающимися через учебную, внеучебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность. Разработать формы и методы взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся;

Слайд 7

Предполагаемый результат: создать систему профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность и работу социума на всех ступенях обучения; повысить мотивацию молодежи к труду; оказать адресную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии; обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях .

Слайд 8

Основные направления деятельности: Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда. Диагностика и консультирование – с целью формирования у школьников осознанного выбора профессии. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств, для создания эффективной системы профориентации в ОУ. Профадаптация – с целью обеспечения, функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Слайд 9

Содержание Программы. 1-4 классы: Этап информированности - предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития. (через проведение игровых занятий, экскурсий, бесед, конкурсов рисунков с привлечением родителей).

Слайд 10

5-8 классы : мотивационно-потребностный этап - предполагает освоение обучающимися труда, как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда , мотивы выбора профессии, наличие интересов. Обучающиеся будут ознакомлены: с профессиями, существующими на современном рынке труда. ( через методики по профориентированию, анкетирование, деловые игры, экскурсии.)

Слайд 11

9-11 классы: деятельностно-практический этап - предполагает овладение умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения, через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, проведение профессиональных проб, социально-значимых практик.

Слайд 12

Механизм реализации программы. разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий с подбором диагностических методик. совершенствуется содержание профпросвещения, развитие ученического самоуправления, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями. предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Слайд 13

Структура деятельности педагогического коллектива Главным исполнителем программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий программы: классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.

Слайд 14

Критерии и методы (1-4 классы) Выявление предпочтений, склонностей и возможностей обучающихся к освоению вида деятельности; беседы, презентации, игры, рисунки. (5-8 классы) Формирование знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; профессиограмы, анкетирование. (9-11 классы)Создание системы профориентационной работы через учебную, вне учебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность Разработка форм и методов взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся; дни профориентации, встречи с представителями различных профессий

Слайд 15

«Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой » В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...

Программа воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Локальный докумлент учреждения дополнительного образования детей. Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федераль...