Программа воспитания и социализации подростков КГКУ «Сосновоборский детский дом» «На пути к успеху»
методическая разработка
Основой достижения развивающих целей воспитания признаётся именно активность воспитанника – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими воспитанниками в процессе познавательной деятельности, активной работы воспитанников над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Это придаёт особую актуальность задаче развития у воспитанников универсальных социальных действий (УСД).Среди технологий, методов и приёмов развития УСД особое место занимают учебные ситуации:
• ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению);
ситуационный час общения (развивает сознание и корректирует поведение воспитанников).
Целью воспитания и социализации воспитанников среднего, старшего школьного возраста является социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, творческого, социально-компетентного гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii_podrostkov.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое учреждение для детей сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом».
Программа
воспитания и социализации подростков
КГКУ «Сосновоборский детский дом»
«На пути к успеху»
Авторы-составители:
Филькина С.В., директор КГКУ «Сосновоборский детский дом»,
руководитель разработческой группы.
Озерец И.Г., научный руководитель, старший преподаватель
кафедры педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева.
Члены разработческой группы:
Гусева И.И., заместитель директора по ВР,
Гнеушева Г.Н., социальный педагог,
Мурина М.А., социальный педагог,
Герт Н.И., педагог-психолог,
г. Сосновоборск, Красноярский край, 2017
Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Закона Российской Федерации «Об образовании» «…приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде…».
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодёжи, получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулёз, сифилис, ВИЧ-инфекция), учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности или «уход в себя».
Анализ особенностей развития личности ребёнка в условиях детского дома показал, что лишение детей семьи катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье.
Проблемы социального характера определяются, прежде всего, социальным статусом ребёнка. Из 40 воспитанников детского дома – сироты составляют 10 % от общего числа детей, 90 %. имеют статус социального сироты (ребёнка, оставшегося без попечения родителей).
Наличие у 100% воспитанников различных видов депривации: двигательной, сенсорной, информационной, социальной, материнской и частичной психической. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении, в условиях детского дома сенсорная, двигательная, социальная депривации сопряжены и являются следствием материнской депривации.
Основой достижения развивающих целей воспитания признаётся именно активность воспитанника – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими воспитанниками в процессе познавательной деятельности, активной работы воспитанников над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Это придаёт особую актуальность задаче развития у воспитанников универсальных социальных действий (УСД).
Понятие «универсальные социальные действия».
В широком значении термин «универсальные социальные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов универсальных социальных действий выделяется четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные социальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию воспитанников (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к образовательной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление воспитанниками связи между целью образовательной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом образования и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Воспитанник должен уметь отвечать на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня образование?;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные социальные действия обеспечивают воспитанникам организацию своей образовательной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка образовательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено воспитанниками, и того, что ещё неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим воспитанником, педагогом, товарищами;
• оценка – выделение и осознание воспитанниками того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные социальные действия включают: образовательные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Образовательные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные социальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование сотрудничества с педагогом, сверстниками, ближайшим микросоциумом – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных социальных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс образования задаёт содержание и характеристики деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных социальных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Технологии, методы и приёмы развития УСД.
Среди технологий, методов и приёмов развития УСД особое место занимают учебные ситуации:
• ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению);
- ситуационный час общения (развивает сознание и корректирует поведение воспитанников);
Технологии, методы и приёмы развития личностных универсальных социальных действий:
- на личностное самоопределение;
- на развитие Я-концепции;
- на смыслообразование;
- на мотивацию;
- на нравственно-этическое оценивание.
Технологии, методы и приёмы развития коммуникативных универсальных социальных действий:
- на учёт позиции партнёра;
- на организацию и осуществление сотрудничества;
- на передачу информации и отображению предметного содержания;
- тренинги коммуникативных навыков;
- ролевые игры;
- групповые игры;
- собрание (учит детей вырабатывать и принимать коллективные решения);
- КТД (коллективное творческое дело).
Технологии, методы и приёмы развития познавательных универсальных социальных действий:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
- задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
- задачи на смысловое чтение.
Технологии, методы и приёмы развития регулятивных универсальных социальных действий:
- на планирование;
- на рефлексию;
- на ориентировку в ситуации;
- на прогнозирование;
- на целеполагание;
- на оценивание;
- на принятие решения;
- на самоконтроль;
- на коррекцию.
Целью воспитания и социализации воспитанников среднего, старшего школьного возраста является социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, творческого, социально-компетентного гражданина.
Задачи:
- Помогать воспитанникам осваивать социальные нормы, правила поведения и формы социальной жизни в группах и сообществах (коллектив сверстников, сообщества по интересам, принадлежностям).
- Формировать у воспитанников потребность к труду и социально-бытовую ориентацию.
- Формировать у воспитанников готовность и способность реализовывать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.
- Воспитывать в воспитанниках моральные нормы и ценности по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей.
- Продолжать реализацию деятельности по подготовке воспитанников к проживанию в семье и созданию собственной полноценной семьи.
Основные направления воспитания и социализации воспитанников.
Социальное направление.
Актуальность
Социальная среда ребенка – это окружающие его люди и сообщества, их деятельность, связи, отношения реальные или воображаемые, воспринимаемые в непосредственном контакте или опосредованно – через книги, искусство, СМИ и т. д. Это общественные отношения и общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплотившиеся в реальном ближнем и дальнем окружении ребенка. В конечном итоге это с одной стороны, источник внешних воздействий на ребенка, далеко не всегда положительных и редко доступных его влиянию, с другой стороны, это пространство существования личностного развития и самореализации воспитанника, в том числе и собственного, часто свободного выбора им конкретных способов и форм такой самореализации. Все такие выборы и все само-(познание, идентификация, оценка и прочие) происходят в реальной среде. Опасности свободного выбора, вероятность которых важно учитывать педагогу – воспитателю, чтобы помочь воспитаннику уменьшить риск ошибок, таковы: незнание жизни и всевозможных жизненных ситуаций (особенно актуально для воспитанников детского дома), возможных вариантов последствий и перспектив выбора, неадекватность самооценки, увлеченность внешним антуражем и др. Организация социально-значимой деятельности с воспитанниками поможет им понять разнообразие взаимоотношений, усвоить систему нравственных правил поведения в социуме.
Разделы направления:
- Экономическое воспитание.
- Гражданско-правовое воспитание.
- Социально-бытовая ориентация.
Цель: освоение воспитанниками социальных норм, правил поведения и форм социальной жизни в группах и сообществах (коллектив сверстников, сообщества по интересам, принадлежности и др.).
Задачи:
- Развивать осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих возрасту (социальные роли в детском коллективе, социальные роли в обществе).
- Развивать умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-экономических условий.
- Развивать готовность и способность к выполнению социально-одобряемых норм и требований, противостоянию противоправным действиям.
Универсальные социальные действия.
- Умение осознавать и принимать основные социальные роли (в семье, в детском коллективе, в обществе), соответствующие возрасту.
- Умение осознавать и нести ответственность за собственные поступки.
- Умение конструктивно коммуницировать с ближайшим социумом (больница, паспортный стол, магазины).
- Умение рационально распределять собственные финансовые средства.
- Умение решать моральные и правовые проблемы на основе социально-одобряемого личностного выбора.
- Основные направления воспитания и социализации воспитанников.
- Трудовое воспитание.
Актуальность
«Труд – всему голова!» и это не случайно. Лишь труд способен дать человеку то, что не дано ему непосредственно природой. В процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения, человек растет, развивается, происходит становление его личности. Именно в труде осваивает ребенок культуру общения. Лишь при вовлечении ребенка в КТД формируется у него готовность прийти на помощь, уважение цели и результатов труда других людей. В труде формируются и нравственно ценные качества личности: доброта, и отзывчивость, уважение к людям труда и их работе, бережное отношение к общественной собственности и нетерпимость к безалаберности и бесхозяйственности, заботливое отношение к окружающим и критическое отношение к себе. Другими словами, в процессе трудовой деятельности складывается система отношений ребенка к труду, коллективу в котором он живет (семьи), обществу в целом, самому себе как участнику трудового процесса и процесса общения. В труде формируются и развиваются волевые качества личности: способность к трудовому напряжению, умение и стремление доводить начатое дело до конца, терпение и сосредоточенность, целеустремленность и умение распределять свое время.
В детский дом, дети, как правило, попадают, не имея элементарных трудовых навыков, они не знакомы ни с трудом по самообслуживанию, ни с хозяйственно – бытовым трудом. Многие дети просто не могут различать абстрактные понятия (больше – меньше, тверже – мягче, легче – тяжелее), не имеют представлений о свойствах материалов, у большинства детей не на должном уровне развита мелкая моторика рук. Все эти проблемы разрешаются с помощью ручного труда, а также вырабатывается терпение и сосредоточенность, выдержка и распределенное внимание (что очень актуально для наших воспитанников).
Разделы направления:
- Хозяйственно-бытовой труд и труд по самообслуживанию.
- Ручной труд и основы декоративно-прикладного искусства.
Цель: воспитание трудолюбия и формирование потребности к труду.
Задачи:
- Развивать навыки хозяйственно-бытового и труда по самообслуживанию в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями.
- Развивать навыки ручного труда и основы декоративно-прикладного искусства.
Универсальные социальные действия.
- Владение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями.
- Владение навыками ручного труда и основами декоративно-прикладного искусства.
- Основные направления воспитания и социализации воспитанников.
- Духовно-нравственное воспитание.
Актуальность
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром..., само содержание жизни в обществе... Большинство воспитанников детского дома с пеленок воспитывались в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности, в асоциальных семьях отсутствуют.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность – базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Воспитанники детского дома, лишившиеся семьи, либо не имеющие опыта проживания в семье, имеют многочисленные проблемы в развитии эмоционального интеллекта. У них наблюдается резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограниченный диапазон переживаний, крайний характер проявления радости, веселья, огорчения и др. Это вызывает трудности в формировании у детей правильного поведения, конструктивных межличностных взаимоотношений, что приводит к высокой конфликтности в детском коллективе.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.
Разделы направления:
- Формирование нравственных деятельно-волевых черт характера.
- Коммуникативные навыки (межличностное общение, основы социально-критического мышления).
- Развитие эмоционального интеллекта.
Цель: формирование и становление готовности и способности реализовывать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.
Задачи:
- Формировать у воспитанников гражданско-патриотическую позицию.
- Развивать нравственные деятельно-волевые черты характера воспитанников.
- Формировать социально-критическое мышление (осознание социальных норм и правил поведения, участие в общественной жизни коллектива).
- Развивать эмоциональный интеллект воспитанников детского дома, выражающегося в способности осознавать эмоции и управлять ими, проявлять эмпатию и выстраивать позитивные взаимоотношения.
Универсальные социальные действия.
- Проявление гражданско – патриотических качеств личности (осознание своей этнической принадлежности, осознание ответственности человека за общее благополучие, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю).
- Умение предъявлять и аргументировать свою точку зрения.
- Умение конструктивно выстраивать взаимодействие с окружающими (терпимость к мнению другого, умение слушать других).
- Владение основами социально-критического мышления (самостоятельность, формирование собственного мнения, постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить).
- Умение осознавать свои эмоции, их причины и последствия (наличие самовосприятия).
- Умение управлять собственными эмоциями.
- Умение распознавать эмоциональные и поведенческие реакции окружающих.
Основные направления воспитания и социализации воспитанников.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Актуальность
Проблема здоровья интересует, и интересовала многих педагогов. В. А. Сухомлинский утверждал: «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни, это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в относительных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
Дети в детский дом приходят ослабленными как физически, так и психологически, имеют место всевозможные наследственные отклонения и болезни, негативные последствия нездорового образа жизни, который ребенок был вынужден вести в биологической семье. И от того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании воспитанников принципы и навыки здорового образа жизни, зависит, в последующем, вся их жизнь.
Разделы направления:
- Полезные привычки и навыки.
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Цель: формирование моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей.
Задачи:
- Формировать установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности.
- Транслировать ведение здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций.
- Реализовать мониторинг развития воспитанников на основе прогностического контроля.
- Воспитывать направленность на здравотворчество, здоровый образ жизни, устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.
- Учить использовать на практике приёмы оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха.
Универсальные социальные действия.
- Ориентация на здоровый образ жизни.
- Умение осуществлять поиск необходимой информации для собственного психофизического развития.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи по собственному здоровью.
- Умение оказывать приёмы первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др.
- Проявление самообладания и силы воли в провокационных ситуациях (предложениях попробовать ПАВ), побуждение к этому других воспитанников.
Основные направления воспитания и социализации воспитанников.
Семейное воспитание.
Актуальность
Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать. Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. Наши дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, не по своей воле, лишены такой возможности, и те воспитательные ситуации, которые в семье складываются естественным образом, в детском доме усилиями педагогов – воспитателей, максимально приближаются к домашним.
Подготовка воспитанников к проживанию в замещающей семье, востребованных на семейные формы устройства и подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не востребованных на семейные форму устройства (СФУ) является одним из важных направлений деятельности учреждения. Концепция формирования новой идентичности воспитанника ляжет в основу деятельности педагогического коллектива учреждения.
Разделы направления:
1. Подготовка воспитанников к жизни в семье.
2. Построение позитивной жизненной траектории.
Цель: подготовка воспитанников к проживанию в семье и созданию собственной полноценной семьи.
Задачи:
- Корригировать негативный жизненный сценарий кровной семьи.
- Развивать навыки самообслуживания и самостоятельности воспитанников.
- Развивать коммуникативную компетентность и ориентацию на сотрудничество в межличностном взаимодействии.
- Формировать позитивные жизненные установки.
Универсальные социальные действия.
- Владение вербальными и невербальными средствами общения.
- Умение конструктивно коммуницировать в ближайшем микросоциуме, ориентация на сотрудничество.
- Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор).
- Умение строить позитивный жизненный сценарий.
Принципы и особенности
организации содержания воспитания и социализации воспитанников.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений воспитанника с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим».
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение воспитанника со сверстниками, педагогами и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность воспитанника формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Воспитанник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание – это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности воспитанников в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач, воспитанники вместе с педагогами, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства;
- периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Примерный учебно-тематический план
реализации программы воспитания и социализации воспитанников.
Деятельность по воспитанию и социализации воспитанников организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, развитие эмоционального интеллекта, семейное воспитание, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, трудовое воспитание).
Содержание занятий формируется с учётом пожеланий воспитанников и сотрудников учреждения, и осуществляется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации деятельности по воспитанию и социализации воспитанников образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения деятельности по воспитанию и социализации воспитанников могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих воспитанников разрабатываются индивидуальные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития воспитанника.
Таблица № 2. «Занятость воспитанников в реализации Образовательной программы КГКУ «Сосновоборский детский дом»,
в системе дополнительного образования».
Направление деятельности | Кол-во часов в неделю | ||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | |
Социальное направление | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Семейное воспитание | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Трудовое воспитание | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Развитие эмоционального интеллекта | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Духовно-нравственное воспитание | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Занятость в доп. образовании: | |||||||||
- техническая мастерская «Я сам»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- технический кружок «Юный Зодчий»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- хореографическая студия «Час Пик»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- спортивная секция «Бадминтон»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- спортивная секция «Волейбол»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- школа «Психология общения»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- спортивная секция восточных единоборств «Самбо»; «Дзю-до» | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- спортивная секция «Греко-римская борьба»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- шахматная студия «Интеллект»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- занятия с дошкольниками в МУДОД ЦДО «Радость»; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- занятие в музыкальной школе по классу «Флейта», «Вокал» | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коррекционно-развивающая работа: | |||||||||
- групповые и индивидуальные занятия педагога-психолога; | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
- групповые и индивидуальные занятия учителя-логопеда; | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
- групповые и индивидуальные занятия инструктора по физкультуре; | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
- групповые и индивидуальные занятия музыкального руководителя; | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
- групповые и индивидуальные занятия социального педагога | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Таблица № 3. «Основные средства (технологии, программы, методы) реализации направлений
Программы воспитания и социализации».
№ п/п | Направление деятельности, разделы | Средства (технологии, программы, методы), автор | Возраст воспитанников | Ответственный за реализацию направления |
1 | Духовно-нравственное воспитание 1. Формирование нравственных деятельно-волевых черт характера. | Яковлева Н.Ф. «Воспитание характера детей-сирот». Яковлева Н.Ф. «Программа воспитания нравственных деятельно-волевых черт характера несовершеннолетних осужденных». | Младший и средний школьный возраст. Средний школьный возраст. | Заместитель директора по воспитательной работе |
2. Коммуникативные навыки (межличностное общение, основы социально-критического мышления). | Брудный А.А. Понимание и общение.- М., 1989. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация.- М, 1989. Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. – Волгоград, «Панорама», 2006. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.- Москва,2005г. Коммуникативные технологии в школе. Секреты эффективного общения. Из опыта работы.- Автор-составитель О.Я. Воробьёва. Волгоград, «Учитель», 2008. Курс «Основы эффективного общения».- http://www.youngmedia.freenet.kz Любимов А. Основы общения: стратегия эффективной коммуникации. – www.psylive.ru Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии 20 века.- М, 2000. | Младший и средний школьный возраст Средний школьный возраст Средний школьный возраст Младший и средний школьный возраст Младший и средний школьный возраст Средний школьный возраст Младший и средний школьный возраст Средний школьный возраст | ||
3. Эмоциональный интеллект | Программа «Жизненные навыки» под ред.С.В. Кривцовой -Москва:Генезис,2002.; «Программа развития рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников детского дома» (разработана авторским коллективом учреждения); воспитательные часы; воспитывающие ситуации (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг); тренинги: - развития навыков саморегуляции; - развития рефлексивных способностей; - развития позитивного самовосприятия; - развития способности к эмпатии; - развития навыков общения и сотрудничества; - снижения уровня межличностной тревожности; - снятия агрессивных состояний; - снятия психологических барьеров в общении, развитии способностей, удовлетворении потребностей; сказкотерапия; психогимнастика; индивидуальная психологическая рефлексия занятий, ситуаций, событий и др.; акции помощи; социальные проекты; мероприятия событийного характера; игры, упражнение на саморегуляцию. | 7-11 лет 7-18 лет 7-18 лет 7-18 лет | Воспитатель | |
2 | Социальное воспитание | Технология обучения сотрудничеству. Игровые технологии (деловые, ролевые, организационно-деятельностные, проблемные). Технология проведения учебных дискуссий. | Социальный педагог | |
1. Гражданско-правовое воспитание | Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/автор-составитель О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009г. | Средний, старший школьный возраст | ||
2. Экономическое воспитание | Каневский «Уроки экономики в быту». Краткий экономический словарь. Роговин «Хочу сделать сам». Колинич «Рукоделие для детей». Вагин «Имейте деньги». Психология богатства. Смоленцева «Как мы играем в экономику». | Младший, средний школьный возраст | ||
3. Социально-бытовая ориентация. | Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие. | Младший школьный возраст | Воспитатель | |
3 | Семейное воспитание | Базарова Г.Т. «Подготовка ребёнка к устройству в принимающую семью», методическое пособие. Николаева Е.И. «Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот» | Дошкольный и младший школьный возраст | Педагог-психолог |
4 | Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни: | Технологии развивающего обучения (ТРО) Л. С. Выготского, технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым | Младший и средний школьный возраст. | Врач-педиатр |
1. Полезные привычки и навыки. | Кейс-технология Ситуационный час общения Н.В. Капустина Белозёров «Профилактика употребления ПАВ» | Младший и средний школьный возраст | ||
2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | И. К. Топоров Программа ОБЖ Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности под общей редакцией А.Т.Смирнова-2007г. | Младший и средний школьный возраст | ||
5 | Трудовое воспитание: 1.Ручной труд и основы декоративно-прикладного искусства. | А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. Волшебные шнурочки. – М.: АРКТИ, 2008; Л.И.Трепетунова. Природный материал и фантазия. - Волгоград: Учитель, 2009; Э.К.Гульянц, И.Я.Базик. Что можно сделать из природного материала. – М.:Просвещение, 1991; В.Гуляева, С.Доданова. Синяя птица(самоделки).; Е.Артамонова. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам. М.,2006; Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова. – Студия декоративно-прикладного творчества. Волгоград: Учитель, 2008; Е.А.Гурбина «Обучение мастерству рукоделия». – Волгоград: Учитель, 2008. И.Г.Норенко. Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – Волгоград: Учитель, 2007; Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. – Волгоград: Учитель, 2009; Л.Д.Карачевцева. Технология. Дополнительные материалы. –Волгоград: Учитель, 2009; И.П.Аредьев. Занимательные уроки технологии. М., 2007; Т.С.Голубева. Технология. «Ручное творчество». – Волгоград, 2007; А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. – М.: Айс-пресс, 2010; О.Андриянова. Бисер и стеклярус. – М.: РОСМЕН, 2008; Н.К.Зайцева. Искусство бисероплетения. М.: 2007; Крис Франчешти Майкис. Украшение из бисера. М.: АСТ, 2007; Е.Рубцова. Фантазии из солёного теста. – М.: Эксмо, 2007; -К Митителло. Интерьер с сюрпризом. – М.: Эксмо, 2007; Г.И.Перевертень. Волшебная флористика. М., 2005; | Младший, средний школьный возраст |
Мониторинг эффективности реализации
Программы воспитания и социализации воспитанников.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников:
- принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития воспитанников в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации воспитанников;
- принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации воспитанников в единстве основных социальных факторов их развития –
- социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
- принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
- принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию воспитанников;
- принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик воспитанников.
Методы научно-педагогического исследования.
- Эмпирические методы.
Наблюдение.
Рейтинг.
Интервью.
Монографические изучения воспитанников.
Беседа.
Анкетирование.
Изучение продуктов деятельности воспитанников, документации.
Педагогический эксперимент:
- естественный;
- лабораторный;
- созидающий.
- Теоретические методы.
- Анализ связей между педагогическими явлениями.
- Целостный подход к исследованию категорий «педагогика», «педагогические явления» и «процессы».
- Использование в воспитании методов психологии и социологии:
Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации воспитанников путём анализа результатов и способов выполнения воспитанников ряда специально разработанных заданий.
Опрос – получение информации, заключённой в словесных сообщениях воспитанников. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации воспитанников используются следующие виды опроса:
• анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов воспитанников на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью – вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и воспитанниками по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации воспитанников. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов воспитанников или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и воспитанниками с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации воспитанников.
Психолого-педагогическое наблюдение – описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания воспитанников. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение – наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с воспитанниками, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение – направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации воспитанников.
Психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации воспитанников.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации воспитанников.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации воспитанников в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.
В рамках психолого-педагогического исследования выделяется три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации воспитанников.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации воспитанников.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации воспитанников. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации воспитанников.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации воспитанников и эффективности реализуемой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации воспитанников используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации программы воспитания и социализации является динамика основных показателей воспитания и социализации воспитанников:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры воспитанников.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития воспитанников) – увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации воспитанников на входном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
4. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации воспитанников на входных и контрольных этапах исследования.
Оценочно - критериальный комплекс мониторинга воспитания и социализации воспитанников.
Направления педагогической деятельности с воспитанниками | Универсальное социальное действие (УСД) | Уровни сформированности УСД | Результат (освоенное действие) | Субъекты взаимодействия |
Социальное направление | 1. Умение осознавать и принимать основные социальные роли (в семье, в детском коллективе, в обществе), соответствующие возрасту. | 1 уровень – не выполняет общепринятые нормы и требования совместного общежития или выполняет ситуативно; 2 уровень – выполняет общепринятые нормы и требования совместного общежития под жёстким контролем кого-либо; 3 уровень – умеет выстраивать позитивные социальные отношения в ближайшем микросоциуме; 4 уровень – проявляет активную гражданскую позицию в соблюдении общепринятых норм и требований совместного общежития. | Грамотно выполняет свои социальные роли и функции, успешно строит свои взаимоотношения с социальным миром и находит способы самореализации в различных сферах деятельности и на разных этапах жизненного пути (отсутствие записей в дневнике наблюдений за воспитанником о нарушении правил поведения, противоправных действий, отсутствие докладных записок из образовательных учреждений города. Не состоит на учёте Совета детского дома, ОПДН). | социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, воспитанник |
2. Умение осознавать и отвечать за собственные поступки | 1 уровень – регулярно нарушает правила и режим проживания в детском доме; 2 уровень – ситуативно, под контролем взрослого выполняет правила и режим проживания в детском доме; 3 уровень – самостоятельно соблюдает правила и режим проживания в детском доме; 4 уровень – проявляет активную гражданскую позицию в соблюдении правил и режима проживания в детском доме другими воспитанниками, является наставником. | уменьшение количества самовольных уходов, несчастных случаев, противоправных действий, случаев жестокого обращения, произошедшими с воспитанниками (отсутствие докладных в отдел по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей министерства образования и науки Красноярского края, отсутствие записей в дневнике наблюдений за воспитанником, в личной медицинской карточке | медик, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, воспитанник, инспектор ОПДН | |
3. Умение конструктивно коммуницировать с ближайшим социумом (больница, паспортный стол, магазины). | 1 уровень – не знает местонахождение ближайших территориальных социальных объектов; 2 уровень – знает местонахождение ближайших территориальных социальных объектов, но самостоятельно (без помощи взрослого, наводящих вопросов) не может коммуницировать с представителями данных объектов; 3 уровень – самостоятельно выстраивает позитивное общение с представителями ближайших территориальных социальных объектов (задаёт вопросы, выполняет действия согласно принятым нормам коммуникации в данном учреждении); 4 уровень – сопровождает других воспитанников в выстраивании позитивного общения с представителями ближайших территориальных социальных объектов | Ориентация в особенностях социальных отношений и внешних взаимодействиях ближайшего социума (больница, паспортный стол, магазины и др). | медик, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, воспитанник | |
4. Умение рационально распределять собственные финансовые средства. | 1 уровень – не умеет правильно распределять денежные средства, не осознаёт необходимость правильных экономических отношений; 2 уровень – с помощью взрослого или сверстника делает покупки, но при этом не всегда правильно распределяет деньги; 3 уровень – самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги; 4 уровень – оказывает помощь другим воспитанникам в правильном распределении денежных средств и совершении покупок. | Осознаёт необходимость правильных экономических отношений в структуре «покупатель-продавец», решает основные экономические вопросы в распределении собственного бюджета | социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, воспитанник | |
5. Умение решать моральные и правовые проблемы на основе социально-одобряемого личностного выбора. | 1 уровень – имеет правонарушения, состоит на учёте в ОПДН, Совета детского дома, совета профилактики школы; 2 уровень – ситуативно проявляет социально-ответственное поведение; 3 уровень – знает свои гражданские права и обязанности, владеет правовой грамотностью и правовой культурой; 4 уровень – транслирует окружающим собственную позитивную моральную позицию и жизненную траекторию развития. | Имеет собственную позитивную моральную позицию и жизненную траекторию развития (член Совета детского дома, школьного парламента, активный участник социального проектирования, интенсивных модельных школ) | социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, воспитанник, инспектор ОПДН, классный руководитель | |
Трудовое воспитание | 1. Владение навыками самообслуживания и самостоятельности. | 1 уровень – не владеет культурно-гигиеническими навыками и не может самостоятельно себя обслужить или выполняет с организующей и стимулирующей помощью педагога культурно-гигиенические действия и действия по самообслуживанию; 2 уровень – выполняет под контролем и систематическим напоминанием со стороны педагога культурно-гигиенические действия (утренний, вечерний туалет) и действия по самообслуживанию (мелкий ремонт одежды, уборка постели после сна, накрытие на стол, мытьё посуды и др.). 3 уровень – внешний вид ребёнка соответствует социокультурным нормам и гигиеническим требованиям, самостоятельно выполняет культурно-гигиенические действия (утренний, вечерний туалет) и действия по самообслуживанию (мелкий ремонт одежды, уборка постели после сна, накрытие на стол, мытьё посуды и др.) на уровне, соответствующем его возрасту и способностям; 4 уровень – выполняет сам и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности. | Внешний вид ребёнка соответствует социокультурным нормам и гигиеническим требованиям | социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, педагог-организатор, классный руководитель, воспитанник |
2. Владение навыками ручного труда и основами декоративно - прикладного искусства. | 1 уровень – не проявляет интереса к ручному труду, декоративно-прикладному искусству; 2 уровень – знает приёмы работы с различными материалами, но самостоятельности в их использовании не проявляет, участвует в труде при побуждении наставника 3 уровень – владеет навыками ручного труда, интересуется декоративно-прикладным искусством, трудится увлечённо, проявляет самостоятельность; 4уровень – приобщает к творчеству других воспитанников. | Наличие определённых навыков ручного труда, основ декоративно -прикладного искусства (участие в выставках) | воспитатель, воспитанник классный руководитель, педагог дополнительного образования | |
Духовно-нравственное воспитание | 1. Проявление гражданско – патриотических качеств личности (осознание своей этнической принадлежности, осознание ответственности человека за общее благополучие, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю). | 1 уровень – не владеет и не интересуется информацией об истории России и общественной культуре, избегает присутствие на специально-организованных мероприятиях по этой тематике; 2 уровень – присутствует на мероприятиях, но активно не интересуется информацией об истории России и общественной культуре; 3 уровень – в специально-организованной образовательной ситуации эмоционально реагирует на принадлежность к своей Родине; 4 уровень – проявляет активную гражданскую и патриотическую позиции, транслирует знания об истории малой и большой Родины, побуждает к этому других воспитанников. | Проявляет активную гражданскую и патриотическую позиции, транслирует знания об истории малой и большой Родины, побуждает к этому других воспитанников (член актива КТД, проектная деятельность, участник интенсивных краевых модульных школ, лидерского движения и др.). | психолог, социальный педагог, воспитатель, педагог-организатор, воспитанник |
2. Умение предъявлять и аргументировать свою точку зрения. | 1 уровень – ведомый, собственного мнения не имеет; 2 уровень – с помощью наводящих вопросов может кратко, не аргументировано высказать своё мнение; 3 уровень –– имеет субъективное аргументированное мнение и позицию на существующую ситуацию, которые не всегда отражают объективно ситуацию; 4 уровень – имеет собственное аргументированное мнение и позицию на существующую ситуацию, которые отражают ситуацию объективно. | Имеет собственное аргументированное мнение и позицию на существующую ситуацию, которые отражают ситуацию объективно. | ||
3. Умение регулировать моральное поведение (наличие стыда, вины, совести). | 1 уровень – не проявляет этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; 2 уровень – ситуативно проявляет одно из чувств - стыда, вины, совести и проговаривает испытываемые чувства; 3 уровень – проявляет на ситуацию чувства - стыда, вины, совести, устанавливает причинно-следственные связи произошедших событий; 4 уровень – активная гражданская позиция в отношении безнравственных поступков других. | Проявляется активная гражданская позиция в отношении безнравственных поступков других (актив совета) | ||
4. Умение конструктивно выстраивать взаимодействие с окружающими (терпимость к мнению другого, умение слушать других). | 1 уровень – при диалоге не даёт собеседнику высказаться, перебивает собеседника, считает правильным только своё мнение; 2 уровень –ситуативно может выслушать собеседника и конструктивно простроить собственный диалог; 3 уровень – владеет качествами, необходимыми для продуктивного обмена мнениями: терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения; 4 уровень – сопровождает других воспитанников в построении правильного конструктивного диалога. | Владеет качествами, необходимыми для продуктивного обмена мнениями: терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения (уровень сформированности нравственных деятельно-волевых черт характера, уровень воспитанности, актив совета детского дома); | ||
5. Владение основами социально-критического мышления (самостоятельность, формирование собственного мнения, постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить). | 1 уровень – отсутствует собственное мнение на существующую тему, ограниченный словарный запас; 2 уровень – присваивает мнение большинства и выдаёт за своё собственное, конформен, ведомый, отсутствует критичность к собственным и чужим суждениям или с помощью наводящих вопросов может составить собственное суждение на существующую тему или проблему; 3 уровень – имеет собственное аргументированное мнение и позицию на существующую тему или проблему, критически относится к высказываниям собственным и окружающих; 4 уровень – задаёт рамки критического отношения на существующую тему или проблему, транслирует существующие нормы социально-критического мышления для других воспитанников. | Владеет основами социально-критического мышления (самостоятельность, формирование собственного мнения, постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить). | ||
6. Умение осознавать свои эмоции, их причины и последствия (наличие самовосприятия). | 1 уровень - не осознает свои чувства и эмоции; 2 уровень - иногда осознает свои эмоции, определяет их с помощью других людей; 3 уровень - улавливает эмоции в каждый момент времени, но не всегда понимает причины их возникновения; 4 уровень - распознает собственные эмоции, осознает, что «говорят» ему эти эмоции, с чем связаны те или иные реакции на ситуацию. | Адекватно оценивает себя, наличие положительного Я-образа; снижение негативных эмоциональных состояний (тревожности, агрессии, депрессии) (положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики) | ||
7. Умение управлять собственными эмоциями. | 1 уровень - не управляет своими эмоциями, «тонет» в них; 2 уровень - ситуативно управляет своими эмоциями, изучает социально приемлемые нормы их проявления, техники и способы саморегуляции; 3 уровень - адекватно выражает свои эмоции, но не всегда контролирует свое внутреннее эмоциональное состояние; 4 уровень - управляет собственными эмоциями, использует их для эффективности мышления, решения жизненных задач. | Владеет навыками самопознания, самоанализа, самокритики, саморегуляции эмоционального состояния и поведения; наличие позитивных эмоциональных состояний (спокойствие, душевный подъем) (положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики) | ||
8. Умение распознавать и признавать чувства других, проявлять эмпатию (наличие социальной восприимчивости). | 1 уровень - не распознает эмоции других людей; 2 уровень - распознает простые эмоции других людей, но не проявляет к ним уважения, не стремится узнать их причины; 3 уровень - распознает чувства и эмоции других людей, внимательно относится к эмоциональному состоянию окружающих,осуществляет эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека; 4 уровень - распознает эмоции других, признает их, проявляет эмпатию, адекватно реагирует на проявление ими своих чувств, управляет их эмоциями. | Умеет распознавать и признавать чувства других, проявлять эмпатию (положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики, методика Сишора) | ||
9. Умение распознавать эмоциональные и поведенческие реакции окружающих и на основе этого выстраивать конструктивные отношения (управлять отношениями). | 1 уровень - не понимает мотивы поступков людей, не умеет выстраивать конструктивные взаимоотношения; 2 уровень - ситуативно понимает поступки близких людей, выстраивает отношения с ближайшим окружением; 3 уровень - знает основные принципы социального взаимодействия, часто понимает чувства и эмоции других, но не всегда адекватно понимает мотивы их поступков, не всегда выстраивает с ними конструктивные взаимоотношения; 4 уровень - понимает чувства и эмоции людей в момент активного взаимодействия с ними, адекватно понимает мотивы их поступков, выстраивает взаимоотношения в духе глубокой взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества. | Владеет навыками общения и сотрудничества; адекватное эмоциональное реагирование на критические ситуации; положительные взаимоотношения с окружающими (положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики, актив совета детского дома, участник интенсивных модульных школ) | ||
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни | 1. Ориентация на здоровый образ жизни. | 1 уровень– имеет вредные привычки и не реагирует на требования других или ситуативно проявляются вредные привычки, требует контроля со стороны взрослых и товарищей 2 уровень – бережет своё здоровье, но безразличен к курению и др. вредным привычкам своих товарищей 3 уровень – понимает общественную и личную ценность здоровья, сохраняет и укрепляет его 4 уровень – заботится о здоровом образе жизни других, проявляет активную гражданскую позицию. | Отсутствие вредных привычек: табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания; наличие собственной траектория физического развития (ИОП, дневник здоровья) | медик, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, педагог-организатор, классный руководитель, руководитель кружка или спортивной секции, воспитанник |
2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для собственного психофизического развития. | 1 уровень – не знает источники поиска необходимой информации для собственного психофизического развития или знает источники поиска, но самостоятельно ничего не делает, требуется постоянная стимулирующая помощь со стороны кого-либо; 2 уровень – ситуативно может самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для собственного психофизического развития; 3 уровень – самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации для собственного психофизического развития; 4 уровень – сопровождает других воспитанников в осуществлении поиска необходимой информации для собственного психофизического развития | Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации для собственного психофизического развития, активно информирует других воспитанников о способах саморазвития (руководитель проекта, актив КТД) | ||
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи по собственному здоровью. | 1 уровень – не владеет и не интересуется информацией о собственном здоровье или ситуативно, под влиянием экстренной ситуации может выделить факторы, приносящие вред здоровью, но при повторном столкновении не избегает данных факторов 2 уровень – выделяет факторы, приносящие вред здоровью, избегает данных факторов под контролем взрослого 3 уровень – выделяет факторы, приносящие вред здоровью, самостоятельно избегает данные факторы; 4 уровень – сопровождает других воспитанников в выделении вредных для здоровья факторов и избегании их в повседневной жизни психофизического развития. | Сформулированное собственное мнение и позиция в отношении вредных факторов риска на здоровье человека; (дневник здоровья, актив КТД) | ||
4. Умение оказывать приёмы первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др. | 1 уровень – не владеет и не интересуется информацией об оказании первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др. 2 уровень – знает теоретически приёмы первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др., но практическими действиями не владеет или может с помощью наставника практически оказать первую помощь при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др. 3 уровень – самостоятельно оказывает первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др. 4 уровень – сопровождает других воспитанников при оказании первой доврачебной помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др. | самостоятельно оказывает первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др. и сопровождает других воспитанников (член сообщества, организации и др.) | ||
5. Проявление самообладания и силы воли в провокационных ситуациях (предложениях попробовать ПАВ), побуждение к этому других воспитанников. | 1 уровень – отсутствие собственной позиции в отношении употребления ПАВ, «идёт на поводу референтной группы»; 2 уровень – ситуативно, в присутствии позитивного лидера, проявляет отказ от употребления ПАВ; 3 уровень – проявление самообладания и силы воли в провокационных ситуациях (предложениях попробовать ПАВ), отсутствие вредных привычек; 4уровень – активная стойкая позиция в отношении употребления ПАВ, побуждение к этому других воспитанников. | Отсутствие случаев употребления ПАВ (отсутствие записей в дневнике наблюдений за воспитанником, в личной медицинской карточке, входит в актив Совета детского дома) | ||
Семейное воспитание | 1. Владение вербальными и невербальными средствами общения. | 1 уровень – в основном, молча, реагирует на происходящее в связи с ограниченным словарным запасом и не способностью считывать эмоции других и передавать свои; 2 уровень – речевая расторможенность (не может адекватно передать суть происходящего, говорит много и не по теме), отсутствие эмоционального реагирования на происходящее; 3 уровень – может донести суть происходящего при наличии постоянной стимулирующей и организующей помощи педагога; 4 уровень – проговаривание волнующей ситуации, умение высказать аргументировано в полном объёме своё отношение на случившееся, адекватно подобрать эмоции. | Аргументировано в полном объёме выражает своё отношение на случившееся, адекватно использует эмоции | социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, педагог-организатор, классный руководитель, воспитанник, кандидат в замещающие родители, медицинский работник |
2. Умение конструктивно коммуницировать в ближайшем микросоциуме, ориентация на сотрудничество. | 1 уровень – при необходимости контактировать с кем-либо из ближайшего микросоциума, высказывает отказ от данных действий, проявляет негативное отношений к этому или перекладывает возможность контактировать в ближайшем микросоциуме на того, кто в данный момент находится рядом с ним (обращается с просьбой – озвучит за него какую-либо информацию); 2 уровень – сам готов выстраивать коммуникации в ближайшем микросоциуме, при условии, если рядом с ним присутствует кто-то из сверстников или педагогов; 3 уровень – самостоятельно контактирует в ближайшем микросоциуме, готов оказать поддержку другим людям, даже незнакомым в необходимой информации; 4 уровень – выступает в роли наставника для другого воспитанника при взаимодействии с ближайшим микросоциумом, преобладают позитивно окрашенные социальные контакты. | Самостоятельно контактирует в ближайшем микросоциуме, преобладают позитивно окрашенные социальные контакты | ||
3. Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор). | 1 уровень – не владеет знаниями о речевом этикете и правилах устного общения (при собеседовании ничего не может пояснить по данному вопросу), постоянно нарушает, не соблюдает принятые нормы и правила общения в ближайшем микросоциуме; 2 уровень – избирательно соблюдает принятые нормы и правила общения в ближайшем микросоциуме; 3 уровень – независимо от каких-либо условий, самостоятельно соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (слушает собеседника, реагирует на реплики, поддерживает разговор); 4 уровень – владеет сам и требует от других строгого соблюдения в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения; | Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (слушает собеседника, реагирует на реплики, поддерживает разговор). | ||
4. Умение строить позитивный жизненный сценарий. | 1 уровень – в поведении при взаимодействии со сверстниками использует элементы негативного кровного жизненного сценария (ненормативная лексика, оскорбления, физическая агрессия, употребление ПАВ и др.) или отсутствует собственный жизненный сценарий, копирует отношения других детей 2 уровень – сформированы представления дальнейшей жизненной траектории (общем и проф. образовании, трудоустройстве, месте жительстве, образе будущей семьи, социальных контактах и т.д.); 3 уровень – стремление к освоению умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (мотивация на непрерывное образование); 4 уровень – активная жизненная позиция в отношении воспитанников, не желающих строить позитивный жизненный сценарий. | Стремление к освоению умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (мотивация на непрерывное образование) |
Организационный раздел.
Система условий реализации программы.
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации образовательной программы является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития воспитанников.
Описание кадровых условий реализации программы.
Кадровые условия реализации образовательной программа включают:
• характеристику укомплектованности образовательного учреждения;
• описание уровня квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности;
• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.
Кадровое обеспечение.
Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Образовательное учреждение укомплектовано медицинскими работниками, работниками пищеблока, вспомогательным техническим персоналом.
Должность: руководитель образовательного учреждения.
Должностные обязанности: обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Должность: заместитель руководителя.
Должностные обязанности: координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Должность: педагог-организатор.
Должностные обязанности: содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других объединений, разнообразную деятельность обучающихся и взрослых.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы.
Должность: социальный педагог.
Должностные обязанности: осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Должностные обязанности: осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Должность: педагог-психолог.
Должностные обязанности: осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Должность: воспитатель.
Должностные обязанности: осуществляет деятельность по воспитанию детей. Осуществляет изучение личности обучающихся, содействует росту их познавательной мотивации, формированию компетентностей.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Должность: музыкальный руководитель.
Должностные обязанности: осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы обучающихся. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
Должность: библиотекарь.
Должностные обязанности: обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся.
Требования к уровню квалификации: высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
Психолого-педагогические условия реализации программы.
- Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
- Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
- Обеспечение вариативности направлений и форм, а также дифференциации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
- Дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок).
- Специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
- Здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- Участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
- Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Учебно-методическое оснащение образовательного процесса.
- План работы КГКУ «Сосновоборский детский дом», разделы «Работа с воспитанниками», «Методическая работа с кадрами», «Контрольно-диагностическая деятельность», «Развитие семейных форм устройства».
- План взаимодействия профессиональных сообществ КГКУ центральной территории Красноярского края.
- План взаимодействия КГКУ «Сосновоборский детский дом» с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Планы работы на учебный год специалистов учреждения (социальных педагогов, педагогов-психологов, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, инструктора по труду, юрисконсульта).
- Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника. (ИПРиЖ).
- План работы ПМПк.
- Программа «Воспитание личности способной к успешной самореализации в обществе», составители – педагоги КГКУ «Сосновоборский детский дом».
- Программа «Воспитание школьника» Н.Е. Щурковой.
- Программа «Здоровье через гибкость». Состав. А.В. Казачук
- Технологии: «Конфликты и общения», «Профилактика вредных привычек», «Полезные привычки, полезные навыки», И.П. Иванова «Коллективное творческое дело».
- Технология семейного и индивидуального консультирования.
- Программа «Развития рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников» 1-11 класс. – КГБОУ «Сосновоборский детский дом».
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"
Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...
Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"
Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...
Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» (ФГОС ООО)
Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» разработана в связи с опережающим внедрением в МОУ «Калитинская СОШ» ФГОС основного общего образования, разработана для реализации в 5-9 классах....
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...
Социализация и воспитание младших школьников по программе "Путь к Успеху"
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также само...
Путь к успеху как путь к себе
материал предназначен для учащихся 8 классов...
Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху"
Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху" для 11 класса направлена на создание условий для развития успешной личности. В основе программы лежит личностно-ориентированна...