Классный час "Цели и смысл жизни"
классный час

Дарижапова Баирма Чингисовна

«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым»

Стендаль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tseli_i_smysl_zhizni.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол классного часа

 «О счастье и смысле жизни»

Цели и задачи:

В ходе классного часа учащиеся смогут:

  • Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни
  • Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
  • Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах
  • Развивать умение анализа документов
  • Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
  • Отказаться от реализации своих планов за счет других людей
  • Понять важность компромисса в общественной жизни

План классного часа:

  1. Цели жизни
  2. Поиски смысла жизни
  3. Жизненная позиция человека

Основные вопросы:

  1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
  2. Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?
  3. Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?
  4. Каковы различия в понимании счастья?

Словарь:

  • Фатализм
  • Пессимизм
  • Скептицизм
  • Оптимизм
  • Цинизм
  • Конформизм
  • Компромисс
  • Счастье

Эпиграфы:

«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым»

Стендаль

«Человек создан для счастья как птица для полета»

                        В.Г.Короленко

 «Все без исключения стремятся к счастью. Это – мотив всех действий людей…»

                        Б.Паскаль.

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

                        Л.Н.Толстой

«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

                        Ж.Ламерти

Порядок проведения классного часа:

Этапы

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы  оценивания

1.Мотивация

Анализ высказываний.

«Мозговой штурм»

Учащиеся определяют понятие «счастье», обсуждают его сложность и многозначность.

Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа

2. «Дерево

жизни»

Работа индивидуально и в малых группах.

Заполнение схемы.

Представление результатов.

Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы.

Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления.

3.Работа с понятиями

Работа в группах.

Обращение к тексту с понятиями.

Учащиеся формулируют основные понятия темы.

Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.

4.Изучение основной проблемы

Работа в группах

Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни и формируют собственный подход к смыслу жизни.

Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.

5.Закрепление полученных знаний

Работа с документом.

Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора.

Определение на основании документа  жизненной  позиции автора.

6.Подведение итогов

Общая дискуссия.

Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции.

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.

Ход классного часа.

1.Вступление.

Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Дети мечтают о новых игрушках, конфетках, мороженом… Они стараются подражать своим родителям, хотят как можно побыстрее вырасти. Придя в школу, дети стремятся получать как можно больше пятерок. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2. Анализ высказываний о счастье, вынесенных как эпиграфы:

С какими  высказываниями вы согласны?

Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

Группам раздаются карточки с  вариантами продолжения фразы: «Счастье – это когда тебя …». Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное  продолжение  доске:   

  • Жалеют
  • Уважают
  • Понимают
  • Боятся
  • Любят
  • Обеспечивают
  • Защищают
  • Развлекают
  • Слушаются

Выявляется наиболее распространенное определение. То, которое ближе им, учащиеся выписывают себе в тетрадь.

Вывод учителя – человек становится счастливым, когда  воплощаются в жизнь поставленные им цели и задачи.

3. «Дерево жизни».

Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.

Корень дерева – момент вашего рождения,

ствол – вся дальнейшая жизнь,

ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),

вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.

Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.

В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.

После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей.

4.Работа с понятиями.

Каждая группа получает карточки с набором понятий и определения. Необходимо из предложенного набора определить, о каком понятии идет речь и прикрепить на доску:

  • Фатализм
  • Пессимизм
  • Скептицизм
  • Оптимизм
  • Цинизм
  • Конформизм
  • Компромисс
  • Счастье

1.) Представление, согласно которому человек не властен изменить свою судьбу, все заранее предопределено и решено (фатализм)

2) Убеждение, согласно которому мир есть зло и в будущем человека не ждет ничего хорошего, безнадежность, уныние (пессимизм)

3) Воззрение, согласно которому существующий мир есть лучший из миров, а человеческая жизнь в дальнейшем будет улучшаться (оптимизм)

4) Система взглядов на мир, выражающая сомнение в рациональности поступков людей, их разумности и целесообразности; любой факт подвергается  сомнению (скептицизм)

5) Отрицательное отношение к общепринятым правилам морали и нравственности, этическим нормам поведения (цинизм)

6) Позиция человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам.

(конформизм)

7) Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия (компромисс)

8) Чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми (счастье).

5.Выводы классного руководителя:

Каждый человек, кто явно, кто скрыто, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного – получение большого богатства. Для другого – успешная карьера, обретение больших постов и власти. Для третьего – это создание теплого и любящего семейного круга,  в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга.

6.Задание для работы с родителями дома:

Предлагаю дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив таблицу:

Виды интересов

Примеры

Духовные

Музыка, чтение книг, посещение театра

Материальные

Красиво одеться, купить машину

Сиюминутные

Посмотреть фильм

Кратковременные

Ремонт квартиры

Долгосрочные

Дружба, счастье, любовь

6. Подведение итогов классного часа:

Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:

        « Ты –  счастливый человек!»

7. Быть человеком.

Быть человеком – что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страданья.

Быть человеком – значит быть добрым,

К людям внимательным быть и скромным.

Быть человеком – значит быть выше,

В слове вернее, в помыслах чище.

Будь поскромнее в своих желаньях,

Помни хорошее в расставаньях.

Людям дари уважение, ласку,

А не истерики шок и встряску.

Не пресмыкайся перед сильнейшим,

Не раболепствуй перед умнейшим.

Маленький ты или с чинами –

Все перед Богом равны мы с вами.

Злу же на свете нет оправданья:

Сколько приносит оно страданья!

Злом человек оскверняет душу –

Людям такой человек не нужен!

Чтобы не стал ты таким уродом,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Слабых не обижай стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Ближних своих не съедай речами –

Как же в этом грешны мы с вами!

Заповеди даны человеку,

Чтоб выполнять их от века до века.

Правы, не правы – Бог вас рассудит,

И по делам вам вашим и будет.

Быть человеком – что это значит?

Многим задуматься, не иначе…

Классный руководитель: Дарижапова Б.Ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Смысл жизни""ppt

Классный час "Поговорим о смысле жизни". Цель занятия: формирвание ценностных ориентаций учащихся...

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Классный час в 8 классе "Смысл жизни"

Классный час в 8 классе о смысле жизни...

Зачем классному руководителю помогать подростку в поисках смысла жизни и себя?

В данной статье ставится профессиональная проблема, связанная с духовно-нравственным образованием детей и приводится пример проектного мышления....

Классный час "Смысл жизни человека: иллюзия и истина"

quot;Смысл жизни человека: иллюзия и истина"...

Классный час "Семья - волшебный смысл жизни"

Классный час «Семья – волшебный смысл жизни»Цели: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитыват...

Классный час-размышление "В чем смысл жизни?"

Классный час помогает расставить приоритеты в жизненных ценностях. Заставляет задуматься о тех ценностях, которые  станут основополагающими в жизни ребят. В чем смысл жзни? Это вопрос на который ...