Классный час "Цели и смысл жизни"
классный час
«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым»
Стендаль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_i_smysl_zhizni.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол классного часа
«О счастье и смысле жизни»
Цели и задачи:
В ходе классного часа учащиеся смогут:
- Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни
- Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
- Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах
- Развивать умение анализа документов
- Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
- Отказаться от реализации своих планов за счет других людей
- Понять важность компромисса в общественной жизни
План классного часа:
- Цели жизни
- Поиски смысла жизни
- Жизненная позиция человека
Основные вопросы:
- Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
- Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?
- Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?
- Каковы различия в понимании счастья?
Словарь:
- Фатализм
- Пессимизм
- Скептицизм
- Оптимизм
- Цинизм
- Конформизм
- Компромисс
- Счастье
Эпиграфы:
«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым»
Стендаль
«Человек создан для счастья как птица для полета»
В.Г.Короленко
«Все без исключения стремятся к счастью. Это – мотив всех действий людей…»
Б.Паскаль.
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»
Л.Н.Толстой
«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»
Ж.Ламерти
Порядок проведения классного часа:
Этапы | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы оценивания |
1.Мотивация | Анализ высказываний. «Мозговой штурм» | Учащиеся определяют понятие «счастье», обсуждают его сложность и многозначность. | Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа |
2. «Дерево жизни» | Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление результатов. | Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. | Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления. |
3.Работа с понятиями | Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. | Учащиеся формулируют основные понятия темы. | Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. |
4.Изучение основной проблемы | Работа в группах | Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни и формируют собственный подход к смыслу жизни. | Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. |
5.Закрепление полученных знаний | Работа с документом. | Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. | Определение на основании документа жизненной позиции автора. |
6.Подведение итогов | Общая дискуссия. | Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции. | Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии. |
Ход классного часа.
1.Вступление.
Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.
Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Дети мечтают о новых игрушках, конфетках, мороженом… Они стараются подражать своим родителям, хотят как можно побыстрее вырасти. Придя в школу, дети стремятся получать как можно больше пятерок. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
2. Анализ высказываний о счастье, вынесенных как эпиграфы:
С какими высказываниями вы согласны?
Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь.
Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.
Группам раздаются карточки с вариантами продолжения фразы: «Счастье – это когда тебя …». Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное продолжение доске:
- Жалеют
- Уважают
- Понимают
- Боятся
- Любят
- Обеспечивают
- Защищают
- Развлекают
- Слушаются
Выявляется наиболее распространенное определение. То, которое ближе им, учащиеся выписывают себе в тетрадь.
Вывод учителя – человек становится счастливым, когда воплощаются в жизнь поставленные им цели и задачи.
3. «Дерево жизни».
Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.
Корень дерева – момент вашего рождения,
ствол – вся дальнейшая жизнь,
ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),
вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.
Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.
В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.
После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей.
4.Работа с понятиями.
Каждая группа получает карточки с набором понятий и определения. Необходимо из предложенного набора определить, о каком понятии идет речь и прикрепить на доску:
- Фатализм
- Пессимизм
- Скептицизм
- Оптимизм
- Цинизм
- Конформизм
- Компромисс
- Счастье
1.) Представление, согласно которому человек не властен изменить свою судьбу, все заранее предопределено и решено (фатализм)
2) Убеждение, согласно которому мир есть зло и в будущем человека не ждет ничего хорошего, безнадежность, уныние (пессимизм)
3) Воззрение, согласно которому существующий мир есть лучший из миров, а человеческая жизнь в дальнейшем будет улучшаться (оптимизм)
4) Система взглядов на мир, выражающая сомнение в рациональности поступков людей, их разумности и целесообразности; любой факт подвергается сомнению (скептицизм)
5) Отрицательное отношение к общепринятым правилам морали и нравственности, этическим нормам поведения (цинизм)
6) Позиция человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам.
(конформизм)
7) Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия (компромисс)
8) Чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми (счастье).
5.Выводы классного руководителя:
Каждый человек, кто явно, кто скрыто, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного – получение большого богатства. Для другого – успешная карьера, обретение больших постов и власти. Для третьего – это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга.
6.Задание для работы с родителями дома:
Предлагаю дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив таблицу:
Виды интересов | Примеры |
Духовные | Музыка, чтение книг, посещение театра |
Материальные | Красиво одеться, купить машину |
Сиюминутные | Посмотреть фильм |
Кратковременные | Ремонт квартиры |
Долгосрочные | Дружба, счастье, любовь |
6. Подведение итогов классного часа:
Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:
« Ты – счастливый человек!»
7. Быть человеком.
Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья.
Быть человеком – значит быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным.
Быть человеком – значит быть выше,
В слове вернее, в помыслах чище.
Будь поскромнее в своих желаньях,
Помни хорошее в расставаньях.
Людям дари уважение, ласку,
А не истерики шок и встряску.
Не пресмыкайся перед сильнейшим,
Не раболепствуй перед умнейшим.
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам.
Слабых не обижай стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века.
Правы, не правы – Бог вас рассудит,
И по делам вам вашим и будет.
Быть человеком – что это значит?
Многим задуматься, не иначе…
Классный руководитель: Дарижапова Б.Ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Смысл жизни""ppt
Классный час "Поговорим о смысле жизни". Цель занятия: формирвание ценностных ориентаций учащихся...
Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")
Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...
Классный час в 8 классе "Смысл жизни"
Классный час в 8 классе о смысле жизни...
Зачем классному руководителю помогать подростку в поисках смысла жизни и себя?
В данной статье ставится профессиональная проблема, связанная с духовно-нравственным образованием детей и приводится пример проектного мышления....
Классный час "Смысл жизни человека: иллюзия и истина"
quot;Смысл жизни человека: иллюзия и истина"...
Классный час "Семья - волшебный смысл жизни"
Классный час «Семья – волшебный смысл жизни»Цели: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитыват...
Классный час-размышление "В чем смысл жизни?"
Классный час помогает расставить приоритеты в жизненных ценностях. Заставляет задуматься о тех ценностях, которые станут основополагающими в жизни ребят. В чем смысл жзни? Это вопрос на который ...