Зачем классному руководителю помогать подростку в поисках смысла жизни и себя?
статья (8, 9, 10, 11 класс) на тему
В данной статье ставится профессиональная проблема, связанная с духовно-нравственным образованием детей и приводится пример проектного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смысл жизни для подростка | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование личностного духовно-нравственного
развития обучающегося в урочной и внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС
Учитель информатики
ГБОУ гимназии г. Сызрани
Александрова Елена Алексеевна
Проектное мышление
- Сформулировать свою профессиональную проблему, связанную с духовно-нравственным образованием детей, родителей, или педагогов. Проблему представьте в виде вопросительного предложения.
- Зачем классному руководителю помогать подростку в поисках смысла жизни и себя?
- Каким могло быть решение этой проблемы?
- В процессе решения этой проблемы можно найти ответ на данный вопрос. Из вопроса о смысле жизни проистекают все прочие — более простые: чем заниматься, с кем общаться, чему учиться и к чему стремиться (и стремиться ли вообще). Решить эти вопросы силами одного лишь сознательного разума и воли невозможно. Слишком их много, и слишком они сложные. Поэтому на помощь приходит природа, дающая человеку огромный запас энергии и инстинктивное стремление что-то менять и делать по-своему. Однако, как и всякая природная стихия, эта сила слепа, ее нужно направлять, чтобы она не пошла по пути наименьшего сопротивления и не привела “протестующую личность” к деградации, банальной уголовщине, секте, наркозависимости, а то и вовсе — к самоубийству. Если подросток не находит ответов на свои вопросы, он может включиться в опасные игры - «Синий кит», «Беги или умри», «Собачий кайф» и т.п. Каждая из таких игр может закончиться смертью. Осознание ребёнком смысла и целей жизни – лучшая защита, которая оградит подростка от всевозможных необдуманных поступков. Из сложных жизненных ситуаций находят выход именно те люди, которые понимают, ради чего стоит жить. Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, сформирует мотивацию к развитию, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями». Я думаю, что именно такого результата желает достичь каждый взрослый человек по отношению к любому ребёнку, и неважно родной это ребёнок или чужой.
- Какие новые цели и задачи можно поставить для решения проблемы?
- Формирование понимания ответственности за воспитание подрастающего поколения.
Изучить литературу и интернет источники по данной теме.
Определить различия в понимании смысла жизни, разницу в стилях мышления, восприятии, подачи информации подростков и взрослых сформировавшихся личностей.
Найти простую, доступную и жизнеутверждающую (хотя не безупречную и не исчерпывающую) интерпретацию такого понятия, как “смысл жизни”, “цель жизни”.
Разработать простые объяснения и приемы, которые помогут подростку уже сейчас, исходя из его нынешнего опыта, почувствовать глубинное содержание “взрослых” смыслов.
Найти способы помощи подросткам в определении смысла жизни
- Кто может помочь в достижении поставленных целей и задач? Какие ресурсы помогут в их достижении?
- Можно воспользоваться помощью различных специалистов, например, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, священника, авторитетного для подростка родственника, обязательно родителей подростка, коллег-педагогов, учителей-предметников, других более опытных классных руководителей, завуча по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования, тренеров и возможно, более старших, уже прошедших этот жизненный этап друзей или родственников-подростков. В достижении поставленных целей и задач могут помочь всевозможные интернет-ресурсы, литература по данной теме, различные организации, занимающиеся дополнительным образованием и воспитанием. Конечно же уроки и занятия по внеурочной деятельности тоже являются ресурсами.
- Каких результатов можно ожидать в результате этих изменений? Какие изменения в детях, родителях, педагогах, в себе скажут о достижении результата?
- Если подросток научится управлять собственной жизнью, придет к осознанию ее смысла, то он станет спокойнее, будет замотивирован на совершенствование и развитие, сможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки, уйдёт чувство страха, одиночества, возникнет глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью.
- Чему можно научиться благодаря этому? Что изменить в своей профессиональной деятельности?
- Не исключено, что меня ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также я смогу понять, какие проблемы подростки считают самыми важными и нужна ли им помощь классного руководителя в поисках смысла жизни и себя? Возможно придётся многое поменять в своей профессиональной деятельности, но, надеюсь, что эти изменения помогут мне подвести воспитанников к первой, но конкретной ступеньке бесконечной лестницы, ведущей к вершинам общечеловеческой мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме Холокост "В поисках смысла жизни"
Урок обществознания для 10 класса по актуальной проблеме для молодежи поиска смысла жизни на примере истории Холокоста....
Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...
Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...
Конспект и презентация открытого урока по обществознанию в 7 классе "Поиск смысла жизни"
Урок - часть темы:" Социальная сфера". Цель урока - ориентация учащихся на выбор жизненного пути....
"Поиски смысла жизни"
Занятие...
В поисках смысла жизни
Но жалок тот, кто всё предвидит,Чья не кружится голова,Кто все движенья, все словаВ их переводе ненавидит,Чьё сердце опыт остудилИ забываться запретил!» А.С ПушкинСмыс...
Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни Презентация Microsoft Power Point
Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни. В презентации Microsoft Power Point рассказывается о том, что значит чтение книг в жизни человека. Кроме того, затронута тема поэта и читателя (н...