Зачем классному руководителю помогать подростку в поисках смысла жизни и себя?
статья (8, 9, 10, 11 класс) на тему
В данной статье ставится профессиональная проблема, связанная с духовно-нравственным образованием детей и приводится пример проектного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование личностного духовно-нравственного
развития обучающегося в урочной и внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС
Учитель информатики
ГБОУ гимназии г. Сызрани
Александрова Елена Алексеевна
Проектное мышление
- Сформулировать свою профессиональную проблему, связанную с духовно-нравственным образованием детей, родителей, или педагогов. Проблему представьте в виде вопросительного предложения.
- Зачем классному руководителю помогать подростку в поисках смысла жизни и себя?
- Каким могло быть решение этой проблемы?
- В процессе решения этой проблемы можно найти ответ на данный вопрос. Из вопроса о смысле жизни проистекают все прочие — более простые: чем заниматься, с кем общаться, чему учиться и к чему стремиться (и стремиться ли вообще). Решить эти вопросы силами одного лишь сознательного разума и воли невозможно. Слишком их много, и слишком они сложные. Поэтому на помощь приходит природа, дающая человеку огромный запас энергии и инстинктивное стремление что-то менять и делать по-своему. Однако, как и всякая природная стихия, эта сила слепа, ее нужно направлять, чтобы она не пошла по пути наименьшего сопротивления и не привела “протестующую личность” к деградации, банальной уголовщине, секте, наркозависимости, а то и вовсе — к самоубийству. Если подросток не находит ответов на свои вопросы, он может включиться в опасные игры - «Синий кит», «Беги или умри», «Собачий кайф» и т.п. Каждая из таких игр может закончиться смертью. Осознание ребёнком смысла и целей жизни – лучшая защита, которая оградит подростка от всевозможных необдуманных поступков. Из сложных жизненных ситуаций находят выход именно те люди, которые понимают, ради чего стоит жить. Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, сформирует мотивацию к развитию, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями». Я думаю, что именно такого результата желает достичь каждый взрослый человек по отношению к любому ребёнку, и неважно родной это ребёнок или чужой.
- Какие новые цели и задачи можно поставить для решения проблемы?
- Формирование понимания ответственности за воспитание подрастающего поколения.
Изучить литературу и интернет источники по данной теме.
Определить различия в понимании смысла жизни, разницу в стилях мышления, восприятии, подачи информации подростков и взрослых сформировавшихся личностей.
Найти простую, доступную и жизнеутверждающую (хотя не безупречную и не исчерпывающую) интерпретацию такого понятия, как “смысл жизни”, “цель жизни”.
Разработать простые объяснения и приемы, которые помогут подростку уже сейчас, исходя из его нынешнего опыта, почувствовать глубинное содержание “взрослых” смыслов.
Найти способы помощи подросткам в определении смысла жизни
- Кто может помочь в достижении поставленных целей и задач? Какие ресурсы помогут в их достижении?
- Можно воспользоваться помощью различных специалистов, например, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, священника, авторитетного для подростка родственника, обязательно родителей подростка, коллег-педагогов, учителей-предметников, других более опытных классных руководителей, завуча по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования, тренеров и возможно, более старших, уже прошедших этот жизненный этап друзей или родственников-подростков. В достижении поставленных целей и задач могут помочь всевозможные интернет-ресурсы, литература по данной теме, различные организации, занимающиеся дополнительным образованием и воспитанием. Конечно же уроки и занятия по внеурочной деятельности тоже являются ресурсами.
- Каких результатов можно ожидать в результате этих изменений? Какие изменения в детях, родителях, педагогах, в себе скажут о достижении результата?
- Если подросток научится управлять собственной жизнью, придет к осознанию ее смысла, то он станет спокойнее, будет замотивирован на совершенствование и развитие, сможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки, уйдёт чувство страха, одиночества, возникнет глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью.
- Чему можно научиться благодаря этому? Что изменить в своей профессиональной деятельности?
- Не исключено, что меня ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также я смогу понять, какие проблемы подростки считают самыми важными и нужна ли им помощь классного руководителя в поисках смысла жизни и себя? Возможно придётся многое поменять в своей профессиональной деятельности, но, надеюсь, что эти изменения помогут мне подвести воспитанников к первой, но конкретной ступеньке бесконечной лестницы, ведущей к вершинам общечеловеческой мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238430-1365417945.jpg)
Разработка урока по теме Холокост "В поисках смысла жизни"
Урок обществознания для 10 класса по актуальной проблеме для молодежи поиска смысла жизни на примере истории Холокоста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339591-1384074625.jpg)
Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339591-1384074625.jpg)
Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-52141-1359796523.jpg)
Конспект и презентация открытого урока по обществознанию в 7 классе "Поиск смысла жизни"
Урок - часть темы:" Социальная сфера". Цель урока - ориентация учащихся на выбор жизненного пути....
В поисках смысла жизни
Но жалок тот, кто всё предвидит,Чья не кружится голова,Кто все движенья, все словаВ их переводе ненавидит,Чьё сердце опыт остудилИ забываться запретил!» А.С ПушкинСмыс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679689-1443983729.jpg)
Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни Презентация Microsoft Power Point
Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни. В презентации Microsoft Power Point рассказывается о том, что значит чтение книг в жизни человека. Кроме того, затронута тема поэта и читателя (н...