Классный час "Смысл жизни человека: иллюзия и истина"
классный час (8 класс) на тему
"Смысл жизни человека: иллюзия и истина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_smysle_zhizni.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Классный час
«Смысл жизни человека: иллюзия и истина»
классный руководитель: Корчина Дарья Сергеевна
учитель математики
класс 8 (14 – 15 лет)
Цель: приобщение учащихся к осногвам духовной традиции.
Задачи:
- совершенствовать знания учащихся в области художественной и нравственной культуры человечества, православной культуры;
- формировать навыки совершенствования в добре;
- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся.
Данный классный час дает учащимся возможность задуматься о поиске смысла жизни. В ходе занятия развиваются навыки ведения дискуссии, умение формулировать свою точку зрения, умение поставить себя на место другого, умение работать в группе.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация Роwеr Роint, фрагменты из документального фильма: «В чем смысл нашей жизни?» режиссер Игорь Погасий httр://www.yоutubе.соm/wаtсh?v=Е15F2hrfЕWw, фрагмент из программы-интервью с известными людьми «Наедине со всеми» ведущая — Юлия Меньшова http://www.1tv.ru/video_archive/projects/inprivate/p88111 (суммарный просмотр фрагментов составляет 12 мин)
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя
Всем выдан Господом кредит,
По разному (к чему лукавить).
Один лишь в жизни наследит,
Другой же след навек оставит.
Раиса Таранова
Никто из нас не любит бессмысленную работу. Например, носить кирпичи туда, а потом обратно. Копать «отсюда и до обеда». Если нас просят сделать такую работу, это у нас неминуемо вызывает отвращение. За отвращением идет апатия, агрессия, обида и. т. п.
Жизнь – это тоже работа. И тогда становится понятным, почему бессмысленная жизнь (жизнь без смысла) нас толкает на то, что мы готовы бросить всё самое ценное, и убежать от этого отсутствия смысла. Но, к счастью, смысл жизни есть.
В ходе нашего классного часа мы попытаемся ответить на вопросы: «Для чего родился и живет человек? Что такое цель в жизни? Чем измеряется жизнь? В чем смысл жизни человека?»
О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. "Смысл жизни в служении Богу", — утверждали христиане. "Смысл жизни в служения родине", — говорили мудрецы античности. "Смысл жизни в общественно - полезном труде", — утверждали идеологи коммунизма. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. (фрагмент фильма)
II. Опрос учащихся (фрагмент передачи)
Напишите в 2-3 словах ответ на вопрос: «В чем для вас заключается смысл жизни?»
III. Беседа с учащимися
Давайте рассмотрим ваши ответы и подумаем над доводами к ним. (Учащиеся приводят аргументы в пользу своего понимания смысла жизни, и, с помощью учителя приходят к следующим ниже выводам)
- Все так живут, не задумываясь, и я проживу
Во-первых, так живут не все.
Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь?
В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя…
В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования. Так что может быть не стоит ориентироваться на «всех»?
- Смысл жизни – в том, чтобы понять этот самый смысл (Смысл жизни– в самой жизни)
Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтоб спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе. Так что разговоры о том, что смысл жизни в том, чтобы сам смысл искать – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать.
- Смысла в жизни нет. (Я не нашел смысла, значит его нет)
Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».
- Самореализация как смысл жизни
Самореализация – это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр. Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.
Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но во- первых, эти плоды не всегда хорошего качества, а во- вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов, ими могут воспользоваться его потомки.
- Память как смысл жизни (Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили)
Бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное – «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком». Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности – это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта память? Имеете ли Вы благодарную память о своих прадедах? А прапрадедах?.. (фрагмент фильма)
- Смысл жизни – сохранение красоты и здоровья
Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.
Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть все равно выиграет это сражение. Вся эта красота, все это мнимое здоровье, все эти накаченные мышцы, все эти эксперименты по омоложению, солярии, липосакции, серебряные нити, подтяжки ничего после себя не оставят.
- Потребление, удовольствия как смысл жизни
«Быть самым богатым человеком на кладбище для меня не важно… Ложиться спать с мыслью о том, что ты создал что-то прекрасное… Вот что имеет значение для меня.»
(Стив Джобс- американский инженер и предприниматель, основатель и генеральный директор американской корпорации Apple Inc.)
Культ удовольствия царит в современном обществе. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу: живи в свое удовольствие, бери от жизни все, лови момент удачи, «отрывайся» по полной…
Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) превращаем себя в обессмысленных полулюдей-полуживотных, чья задача – только есть, пить, спать … Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется. Это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем... Вряд ли кому-то из нас сознательно хочется быть похожим на такого осла. (фрагмент фильма)
- Смысл жизни – достижение власти
Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, то смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни…
На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что? Никого еще власть не сделала бессмертным.
- Смысл жизни – жизнь ради близких. Это одна из задач жизни, но не смысл.
Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.
Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Как известно, пребывающий в любви – пребывает в Боге. (фрагмент фильма) и (фрагмент фильма) И жизнь человека должна наполнять любовь, но все же не следует слепо создавать кумира из близкого тебе человека. Мы создавая себе кумира из любимого человека, по сути дела, проживаем не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь? (фрагмент фильма)
- Смысл жизни – работа. Вот притча об отношении человека к своему делу.
В далеком средневековье по запыленной улице шел странник. Всякий раз, встречая людей, он останавливался и расспрашивал их, что они делают и зачем. И вот встретились ему три человек, которые сидели на обочине и, согнувшись, били по камню. Странник каждого спросил: "Друг, я уже долго слежу за тем, как ловко ты бьешь по камню. Для чего ты все-таки это делаешь?" Один недовольно проворчал: "Ты сам все видишь. Я обтесываю камни", другой ответил: "Разве ты не видишь, незнакомец? Я делаю угловые тумбы!", третий сказал: «Разве ты не видишь? Я строю кафедральный собор!"
Творчество есть ступень совершенствования – относится творчески к любому делу, событию жизни позволит наполнить свою жизнь радостью, но не смыслом.
IV. Сообщение учителя
Если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его в полной мере невозможно. И неудивительно, что, порой человек отчаивается и приходит к выводу, что смыслав жизни нет. А на самом деле он просто не там искал… (фрагмент фильма)
А в чем же, собственно, видели смысл жизни наши предки? Ведь этот вопрос мучил человечество на протяжении веков. Ответ всегда находился в саморазвитии, в воспитании человеком самого себя, своей вечной души, и в приближении ее к Богу. Так мыслили и христиане, и буддисты, и мусульмане. Все признавали существование бессмертной души. И вполне логичным тогда представлялся вывод: если душа бессмертна, а тело смертно, то неразумно (и даже просто глупо) посвящать свою недолгую жизнь служению телу, его наслаждениям. Как же воспитать человеку самого себя, свою вечную душу, и приблизить ее к Богу?
Каждый должен думать о том, как душу свою не «загрязнить», нельзя чтобы она «питалась» помоями (интернет, компьютерные игры, коммерческие каналы ТВ и т. п.). Начать надо с хорошего: с познания красоты и мудрости мира, которое выражается, в том числе, и в классических произведениях искусства.
Этот путь не только обещает нам блаженство в будущем, он уже сейчас дает нам настоящее счастье, неповторимое спокойствие, душевные и физические силы для каждого благого дела, умение видеть хорошее в любой ситуации, умение по-настоящему, по-детски радоваться, умение в полной мере ценить то, что имеем. И научившись творить добро, мы научимся видеть его в любом человеке, мы сможем разглядеть в своих близких тот свет, который есть в каждом. Благодаря этому, нам станет теплее и радостнее жить: мы увидим людей не такими мрачными, черствыми и грубыми, какими они казались нам раньше, а искренними и по-своему светлыми – потому, что души их раскроются в ответ на нашу радость и тепло. (фрагмент фильма)
V. Рефлексия
Относятся ли эти способы достижения высшей цели (нахождение смысла жизни) к материальным, духовным?
Смысла жизни ищет каждый душевно здоровый человек – смысла прекрасного, жизненного, вечного, всем доступного…
Либо продолжать жизнь ради удовольствий – и тяготиться отсутствием смысла и отсутствием прочного, настоящего счастья;
Либо выбрать путь совершенствования своей души, обучения ее истинной любви и добру, путь богоискательства – и наслаждаться непреходящим внутренним спокойствием, гармонией с собой и с миром, радостью, осмысленностью жизни.
Этот выбор должен сделать в своей жизни каждый человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".
Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...
Классный час "Влияние окружающей среды на качество жизни человека"
Классный час для 7-9 классов в форме беседы с элементами работы в группах о влиянии окружающей среды на качесвто жизни, о том, как мы можем улучшить качество нашей жизни....
КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"
Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....
Классный час "Жизнь человека - наивысшая ценность"
Для 8-9 класса...
Сценарий урока "Кино- иллюзия и истина жизни"
Сценарий урока "Кино- иллюзия и истина жизни"...
План урок "Кино-иллюзия и истина жизни"
План урок "Кино-иллюзия и истина жизни"...
"Императоры иллюзий". Игра в жизни человека
Публицистическая статья...