Выступление на педагогическом совете 29.03.2022 года Информационно–коммуникационная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
статья
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Актуальность выбора данного направления продиктована необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь ребёнка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в воспитательной работе классного руководителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь. Древняя китайская мудрость
Актуальность проблемы: В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Актуальность выбора данного направления продиктована необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь ребёнка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в воспитательной работе классного руководителя.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном и воспитательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Задачи применения ИКТ в воспитательной системе классного руководителя с обучающимися с ОВЗ: – развитие психических функций учащегося: мышления, внимания, памяти, воображения, воли и т.д.; – знакомство с информационными процессами в современном обществе; – формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач; – формирование коммуникативных способностей; – развитие творческих способностей; – индивидуализация обучения; – использование компьютера как средства познания.
Роль ИКТ в воспитательной системе классного руководителя с обучающимися с ОВЗ Включение компьютерных технологий в воспитательный процесс позволяет классному руководителю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу учащихся. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Роль ИКТ в воспитательной системе классного руководителя Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения и воспитания в условиях класса, обеспечения каждому ребенку необходимых темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Практика использования информационных технологий в воспитательной системе классного руководителя с обучающимися с ОВЗ показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса воспитания. При использовании ИКТ легче осуществлять личностно-ориентированный подход, появилась возможность рациональнее организовать весь воспитательный процесс. Психологи отметили, что у детей с интеллектуальными нарушениями информация экрана, монитора, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается намного лучше, чем книжная. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации воспитательного процесса у детей с ОВЗ.
Обучающиеся с ОВЗ в основном имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить занятия, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала в ходе проведения воспитательных мероприятий, можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Презентации – это наиболее приемлемый способ использования компьютера в воспитательной системе классного руководителя. Электронная презентация – это электронные диафильмы, логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления, используемая на занятии педагогом и требующая его комментариев и дополнений. Она может включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Использование презентаций оптимизирует процесс воспитания, поэтому они широко применяются при проведении учебных, внеурочных занятий в школах.
Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Внеклассные занятия, проводимые с использованием мультимедиа в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся с ограниченными возможностями здоровья при восприятии новой информации.
Презентации PowerPoint я использую на различных этапах совместной организованной деятельности: В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; Как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.); Как информационно-обучающее пособие; Для контроля усвоения материала детьми; Для подготовки к проведению таких мероприятий, как экскурсия.
Используемые методы : практические занятия, беседы, работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.). активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, игровой сеанс.
Применение ИКТ в воспитательной системе классного руководителя: Подготовка к проведению экскурсии
Применение ИКТ в воспитательной системе классного руководителя: Изучение нового материала (рефлексия)
Применение ИКТ в воспитательной системе классного руководителя: Дистанционное участие в конкурсах (использование фотоаппарата)
Применение ИКТ в воспитательной системе классного руководителя: Дистанционное участие в конкурсах (работа по инструкции, используя презентацию PowerPoint )
Выводы : Использованием ИКТ в воспитательной системе классного руководителя обеспечивает широкую творческую деятельность обучающегося с ОВЗ в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество. Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, способствовать развитию познавательного интереса и у обучающихся с ОВЗ, и у их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"
Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...
Система работы классного руководителя "Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях".
Система классного руковдителя воспитательного воздействия на учащегося....
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Выступление на педагогическом совете школы "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии"
Выступление на семенаре...
Методическая разработка "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Методическая разработка...
Статья "Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
Выступление на педсовете: "Проектная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ОВЗ"
Проектная технология используется как в урочной , так и в воспитательной работе....