Технология мастерских в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
учебно-методический материал

Мастерская — это необычная форма проведения  занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx547.2 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок»

г. Смоленска»

Выступление на педагогическом совете

по теме:

Технология мастерских в воспитательной системе классного руководителя  с  учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила Исаева Е. С.

Смоленск 2022

Педагогическая мастерская, как «движение нового образования», зародилась во Франции в 30-х годах ХХ века. У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В России, а именно в Петербурге, интерес к этим технологиям появился чуть более 10 лет назад. Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализует деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).    

Мастерская — это необычная форма проведения  занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Ученики, вместе с тем, имеют возможности выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п. Выполненные учащимися задания учитель не проверяет. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. Это происходит на основе соотнесения и сравнения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества» (по А.В. Хуторскому — культурно-историческими аналогами), зафиксированными в учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений (собственное содержание образования), устраняется ограниченность или ошибочность субъектного опыта ученика, осуществляется личное образовательное приращение в его знаниях, умениях, отношениях, чувствах и способностях.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Педагогические мастерские - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:

  1. Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.
  2. Гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
  3. Каждый человек (ребенок) — «Все способны!»

Структура педагогической мастерской

1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсужденияю, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.  Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 

3. Социоконструкция – построение этих элементов группой. работа учащихся в группах по построению этих элементов.


     4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
 выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

5. Афиширование – вывешивание работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик). 


-
6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, Закрепляют и применяют полученные знания. 


     7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
 Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Принципы и правила ведения педагогических мастерских

  1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
  2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
  3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой,  самовоспитанием.
  4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
  5. Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как  важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
  6. Один из главных принципов работы в мастерских - принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.

Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя, особенно с детьми с ОВЗ. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Воспитанник теперь не является своеобразным преемником информации. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, стремлении к  саморазвитию.

Использование технологии педагогических мастерских в воспитательном процессе очень эффективно. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом классном часе. Рекомендуемая частота занятий – раз в месяц. Данная технология помогает реализовать задачи системно-деятельностного подхода. Занятия проходят в системе, где деятельность учащегося выступает на первом месте. Ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь знание в более широком формате. Он осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, делает для себя выводы.

Помимо всего, для себя я отметила, что проводить классные часы в системе, то есть, используя одну технологию, облегчает подготовку к ним. Учащиеся уже знают, в какой форме будет проходить классный час, они готовы к определенной работе, а тему в любой момент можно заменить или заранее подготовить.

Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.

Данную технологию я использую в форме студии. Технология проведения занятия в форме студии меня захватила тем, что больше половины времени уделено собственно работе. В студии создаются этюды или пробы, то есть то, что ребенок никогда не делал. Возникает понимание того, какое место занимает проба в собственном опыте. Далее проходит дискуссия, затем рефлексия того, что с каждым происходило во время работы. Студия в результате дает возможность раскрыться каждому ребенку, быть самим собой. Это немаловажно для детей с ОВЗ, которым обычный нравоучительный классный час  не интересен. Чтобы добиться желаемого, учащиеся должны быть вовлечены в какую-либо деятельность, чтобы им не было скучно. В результате работы студии - позитивная активность школьников не только зрительская, но и деятельностная, у ребят создается позитивный коммуникативный опыт, опыт общения.

Еще хочется отметить, что уникальность данной технологии в том, что каждый классный руководитель может варьировать систему занятий, ориентируясь на особенности и возможности своего класса.

Цели студии:

создание условий для развития творческих способностей школьников. Научить передавать собственные чувства, развить умение понимать чувства других людей;

  • расширить знания участников о чувствах и эмоциях;
  • создать условия для развития способности безоценочного принятия другого человека.

Программа студии рассчитана на шесть занятий. Вводная и заключительная части обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия, основное же время уходит на подготовку учащимися своих проб.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников. Например: “Как вы себя чувствуете?”, “Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?”, “Что запомнилось из предыдущего занятия?” и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот. Включиться в ситуацию “здесь и сейчас”.

Успех студии в большей степени определяется соблюдением специфических принципов работы, а именно:

  • принцип активности участников: члены студии постоянно вовлекаются в различные действия – игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют свои чувства и чувства других участников;
  • принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а преподаватель лишь побуждает их к поиску ответов на поставленные вопросы;
  • принцип партнерского общения: взаимодействие в студии строится с учетом интересов всех участников, признания ценности каждого из них, равенство позиции, принятие друг друга;
  • принцип “здесь и сейчас”: члены студии фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту.

Средством решения задач студии служат групповые дискуссии. В ходе дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии. Игровой характер ситуации освобождает участников от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, что дает простор для творчества. Нормы и правила совместного поведения, стиль общения становится достоянием каждого участника и с успехом в реальную жизнь. Работа студии направлена на формирование комфортной групповой атмосферы, на тренировку различных коммуникативных качеств, в первую очередь на повышение чувствительности ребенка в воспитании окружающего мира.

Поскольку девятиклассники –  выпускники школы, они стоят на пороге во взрослую жизнь, мне хотелось бы помочь им осознать значимость тех взаимоотношений, которые сложились между ними; способствовать эмоциональному сближению учащихся, поддержанию оптимистических настроений в классе; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща; самостоятельно работать над развитием  нравственного и культурного уровня.

В связи с этим при разработке тематики классных часов в форме студии я прежде всего опиралась на такую нравственную ценность как ЧЕЛОВЕК.

Тематика классных часов в форме студии:

Занятие 1. Я в коллективе.

(ориентирован на социальную солидарность – доверие к людям, уметь работать сообща в различных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, созидать и творить, взаимодействовать в группе; участники создают коллаж на свободную тему, тем и ценно первое занятие.

Занятие 2. Мои обязанности в семье.

(ориентирован на семью - любовь и верность, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода и др.;

Группы по очереди презентуют подготовленные работы на тему. В центре плаката (слайда) располагается название: “Моя семья для меня...”. Вокруг него размещены слова-ассоциации, предложения, рисунки и т.п., выражающие значение семьи. Рефлексия: Продолжите, пожалуйста предложение-обращение к будущим своим детям: “Дорогие мои, чтобы вырасти здоровыми, успешными и счастливыми, нужно...”)

Занятие 3. Мастерская ценностных ориентаций. Что такое толерантность.

(ориентирована на социальную солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; знание - духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, этическое развитие. Рефлексия: составьте ряд собственных правил, которые ведут к взаимопониманию).

Занятие 4. Какие мы и чего мы хотим.

(ориентировано на знание, социальную солидарность - ценность знания, стремление к истине, творчество и созидание, красота, духовный мир человека, эстетическое развитие, этическое развитие; посвящено развитию интуиции, способности чувствовать другого человека. Записать или напечатать текст о ком-либо из учащихся. Запрещено писать гадости, вспоминать пакости и т.д., зато можно писать все интересное. Особенные случаи и поступки, свое отношение к избранному объекту и свои советы, как ему стать лучше. Затем все это зачитывается вслух, и каждый может узнать себя.. А если вдруг окажется, что кто-то не узнает себя и о нем никто ничего не напишет, то, может быть, это потому что он ко всем безразличен и никак себя не выражает, вот и общество отказало ему в интересе).

Занятие 5.  Памятники, посвященные Великой Отечественной войне (ориентировано на патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; семья; творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни мир во всём мире, многообразие культур и народов, родная земля, заповедная природа. На столах фотографии памятников, посвященных Великой Отечественной войне, звучат песни военных лет. Всем участникам студии предлагается выбрать песню, которая ему понравилось. Затем к этой песне каждый подбирает репродукцию, которая на его взгляд, созвучна с этим произведением. Создается новое сочетание, выражается свое чувство свое ощущение).

Разработка классного часа в форме студии.

Занятие 6.  День добрых сюрпризов. (поздравительная открытка мамам к 8-му марта)

Цели занятия: способствовать снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.

Оборудование:  для работы групп – цветная бумага, пластилин, ножницы.

Участники студии: учащиеся класса, разделившиеся на 3 группы по своему желанию.

Ход занятия

1. Ситуация вызова.

- Как вы себя чувствуете?

- Как настроение?

- Что нового, хорошего, необычного случилось за это время?

2. Инструкция ведущего:

Нам предстоит большая совместная работа. У каждой группы участников (3-4 человека) на столах цветная бумага, пластилин, ножницы.  Вам предстоит сделать поздравительную открытку в стиле «пластилинографика», взять пластилин такого  цвета, который передавал бы ваши чувства на данный момент. Вы работаете в группе и всегда можете обратиться за помощью. Что объединяет вашу группу, какие ощущения вы испытываете при совместной работе. На выполнение данного задания отводится 10-15 минут

C:\Users\Лёна\Downloads\20220304_134837.jpg

C:\Users\Лёна\Downloads\20220304_134847.jpg

3.  Затем каждая группа выставляет на обсуждение свои открытки, группирует их по настроению. Все остальные участники делятся теми ощущениями, которые они испытывают, рассматривая представленную работу.

C:\Users\Лёна\Downloads\20220228_142557.jpg

  1. Когда все высказывания закончены, слово предоставляется авторам. Важно, насколько совпали ощущения участников студии. Затем выступает следующая группа и т.д.

C:\Users\Лёна\Downloads\20220304_143558.jpg

5. Защита открыток. Что я хотел сказать своей работй.

6. Рефлексия. Кого я поздравлю, какие слова скажу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Примерный перечень целей коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в центрах реабилитации

Примерный перечень целей по социализации, личностному развитию, трудовому воспитанию, охране здоровья...

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ О  СОЗДАНИИ  КОМФОРТНЫХ  И  БЕЗОПАСНЫХ   УСЛОВИЙ    УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА....

Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ каче...

Опыт социального проектирования, как элемент педагогической системы социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Социальное проектирование - это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования, один из способов реализации системно — деятельностног...