Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»
статья

Бурченкова Ольга Александровна

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития "Особый ребенок" г.Смоленска»

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022

 на тему:

«Организация  работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия  

обучающихся  и родителей»

        Классный руководитель

5 «А» класса:

Бурченкова О.А.

Смоленск, 2022.

Выступление на МО классных руководителей на тему:

«Организация  работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся  и родителей»

«Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с

тончайшими и сложнейшими задачами становления

человека...»

Важным направлением деятельности классного руководителя является работа с родителями обучающихся.

Воспитание ребенка – одна из главных функций нашего Центра. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители  не будут принимать участия в жизни ребенка  

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи - дело тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Важно соблюдать следующие правила:

  1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  2. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
  3. Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
  4. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Принципы, помогающие учителям оптимизировать

взаимодействие с родителями учащихся:

  1. Доверие
  2. Взаимное ученичество
  3. Свобода самовыражения
  4. Партнёрство и сотрудничество
  5. Сотворчество

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями:

1. Родительское собрание.

    Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию обучающихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего обучения и направлять воспитательную деятельность семьи. 

Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде обучающихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении.

Все собрания можно разделить на группы:

  • организационные
  • тематические
  • текущие
  • итоговые

2. Индивидуальные беседы и консультации.

В индивидуальных беседах затрагиваются проблемы воспитания отдельных обучающихся.

3. Работа родительской общественности (родительского комитета).

В его состав входят наиболее активные родители класса, которые способны  помочь в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в  классе является оказание помощи при проведении тематических праздников, классных  часов, конкурсов. Так же комитет  проводит индивидуальную работу с родителями, по разрешению различных вопросов.

4. Круглый стол.

Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченности родителей. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения.

5. Праздники.

Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником родители обсуждают детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.).

6. День открытых дверей.

 Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе.

  1. Заочные конкурсы.

     Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома, делая, к примеру, какие-либо подделки к определенному мероприятию.

     Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.

Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия:

http://festival.1september.ru/articles/507018/img1.jpg

Родители в моем классе всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия.

     Предполагаемые позитивные результаты деятельности классного руководителя:

• классный руководитель информирует семью о планах работы, семья оценивает влияние данной работы на детей;

• классный руководитель раскрывает сложные проблемы, семья определяет меру содействия решению их;

• классный руководитель приглашает принять участие, семья откликается на приглашение, участвует;

• классный руководитель сообщает о необходимости помощи, семья предлагает помощь, выдвигает предложения;

• классный руководитель организует общее дело, семья участвует в общих делах.

Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»

Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...

Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»

Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...

Управленческие аспекты в работе руководителя детской общественной организации, старшего вожатого, классного руководителя

•В данной презентации представлены управленческие аспекты, которых должен знать руководитель детской общественной организации, старшая вожатая и даже классный руководитель, т.к. управление - это осуще...

Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к экзаменам

Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к экзаменам...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и п...