Характеристика видов и форм классного часа
классный час

Материал о видах и формах классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_vidov_i_form_klassnogo_chasa.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика видов и форм классного часа

В школьной практике применяются различные формы и методы проведения классного часа. Чаще всего его проводит сам классный руководитель. Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводятся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов за истекшую неделю. Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли его коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Классный час может быть посвящен и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.        

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать своё мнение, выступить с критикой.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВН, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры.

 Классный час может проводиться в форме:

  • классного собрания
  • воспитательного часа (час классного руководителя)
  •  экскурсии
  •  тематической лекции
  •  беседа (этическая, нравственная)
  •  диспуты
  •  встречи с интересными людьми
  •  викторины по различным областям знаний
  •  дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
  •  КВН
  •  интерактивные игры
  •  игры-путешествия
  •  театральные премьеры
  •  психологические игры и тренинги
  •  читательские конференции.

 Итак, час классного руководителя (классный час) - это форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

 В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три вида.

К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Учащиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Почему ты выбрал это училище (колледж, лицей, техникум)?», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Молодежь и право», «От прав подростка до прав студента», «Как уберечь себя от чумы XXI века?» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя - оказать им помощь в подготовке выступления.

 Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и студентов. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит преподавателю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с подростками или молодыми людьми. Под руководством преподавателя ребята готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая молодых людей к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра», «Любовь, секс и современная молодежь», «Как найти свое место в жизни?» и др.

 Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся или студентов. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы - совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам молодые люди проявляют много выдумки, фантазии. Между микрогруппами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами ребята, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов.

 Данный тип классных часов возможен в том случае, если:

 • учебной группе царят взаимопонимание и взаимоуважение между учащимися;

 • учащиеся  имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;

 • значительная часть учащихся  владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна;

 • актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

 Выбор вида воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений с обучающимися. Такие классные часы, как правило, посвящены датам календаря или традиционным праздникам (Татьянин день, посвящение в студенты, День святого Валентина, новогодний карнавал, вечера отдыха и т. д.).

 Особо следует выделить те классные часы, когда перед учащимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы подростков (в ходе встречи с интересным человеком или специалистом они нашли ответы на внутренние вопросы, интересующие их по данной проблеме) и реализуют педагогические «замыслы» воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях коллектива учебной группы, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей.

Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры.

Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа. Однако традиционная структура классного часа включает:  вступительную часть, основную часть,  заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

  • Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.
  • В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.

Тематика классных часов разнообразна и обычно заранее выбирается и отражается в воспитательном плане классного руководителя. Тематика зависит от поставленных целей, интересов учеников и их духовно-нравственных потребностей. Классные часы могут посвящаться:

1. Морально-этическим проблемам (формируется определённое отношение воспитанников к труду, Родине, самому себе, родителям, товарищам, вырабатываются основные ценности и позиция жизни);

2. Проблемам науки и познания (цель классного часа видится в выработке у воспитанников правильного отношения к науке, технике, учёбе, литературе, как источнику духовного развития личности);

3. Эстетическим проблемам (на таких классных часах ученики знакомятся с основами эстетики. Важно, чтобы у воспитанников сформировалось эстетическое и созидательное отношение к труду, жизни, природе, искусству, развились творческие способности, происходила стимуляция к познанию и творчеству. Чтобы школьник стремился к принципам Добра, Красоты и Истины, а основными его характеристика были созидательность, нравственность и интеллектуальность);

4. Вопросам государства и права (Такие классные часы необходимы для развития интереса к политическим, происходящих в мире и родной стране, чувство ответственности за свою Родину, её успехи и неудачи на мировой арене, необходимо сформировать у учеников стойкую политическую позицию и потенциал к саморазвитию в этой области, уделять внимание правам ученика, как гражданина);

5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни (эти темы должны восприматься учениками, как элементы культуры и красоты, которые имеют значение в жизни любого человека);

6. Психологическим проблемам (целью таких классных часов является стимулирование процесса самовоспитания и организации психологического просвещения, которое поможет в социализации, самовосприятии и самоутверждении);

7. Проблемам экологии (суть таких классных часов в том, чтобы привить бережное отношение к природе и окружающему миру, такая тематика чаще всего требует коллективного дела, например, экскурсии в зоологический музей, парк, выезд на природу, высадка кустарников, уход за школьной территорией);

8. Общешкольным проблемам (обычно форма такого классного часа – беседа, где обсуждаются вопросы о значимых внутришкольных событиях, юбилеях, праздниках, конкурсах и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и виды проведения классного часа (Презентация)

Кратко охарактеризованы основные формы и виды проведения классного часа...

формы классного часа

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время — решают ученики и классный руководитель....

Виды и формы проведения классного часа

Презентация для заседания ШМО классных руководителей....

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Формы классных часов

Какие есть формы классных часов?...