В копилку классного руководителя. Памятка. Формы и методы проведения классных часов.
методическая разработка по теме
Памятка. Формы и методы проведения классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnoe_rukovodstvo.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Копилка классного руководителя
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Классный час может проводиться в форме
- классного собрания
- воспитательного часа (час классного руководителя)
- экскурсии
- тематической лекции
- беседа (этическая, нравственная)
- диспуты
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
- КВНы;
- интерактивные игры;
- игры путешествия;
- театральные премьеры;
- психологические игры и тренинги;
- читательские конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции:
- просветительскую
- ориентирующую
- направляющую
- формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
- Определение темы и задач классного часа
- Определение времени и места проведения классного часа
- Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
- Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
- Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Организация и проведение классного собрания
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.
Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.
Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные ре шения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание:
- распределяет поручения;
- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
- слушает доклады учеников о выполнении поручений
В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.
В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.
Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)
Главным назначением нравственного классного часа является:
- нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
- изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
- критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
- развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Вариант тематики нравственных классных часов
5-й класс
1. «Кто я? Какой я? — игра».
2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.
3. «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.
4. «Архив 5 «А» — праздничное представление, посвященное
итогам совместного общения за год
6-й класс
1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.
2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.
3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.
4. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.
7-й класс
1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.
2. «Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.
3. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности - беседа.
8-й класс
1. Умею ли я любить? - аукцион мнений.
2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.
3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.
4. Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.
9-й класс
1 . «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.
2. Всему начало - любовь... - праздник.
3. Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.
4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия
10-й класс
1. А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.
2. Я среди людей, люди вокруг меня - деловая игра.
3. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.
4. Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.
11-й класс
1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.
2. Есть только миг между прошлым и будущим... - дебаты.
3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? — презентация.
4. Моя миссия в мире – конференция
Организация и проведение психологических игр и тренингов
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Сравнение»
Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «но вого русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.
«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой бук вы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физиче ским действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая са мого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристи ки. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и са мый веселый, обладающий большим чувством юмора.
Организация и проведение тематического классного часа
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Примерная тематика классных часов
5-й класс
- Мир моих интересов
- Памятные даты моей семьи
- Обычаи и традиции народов мира
- Кем быть и каким быть?
6-и класс
- Мир моих способностей
- Памятные даты моей страны
- Обычаи и традиции моей страны
- Профессии милосердия и добра
7-й класс
- Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
- Люди, на которых хотелось бы быть похожим
- Компьютер в жизни человека
- Азбука вежливости.
8-й класс
- Портрет друга, которого я хотел бы иметь
- Герб моей семьи. Каким он может быть?
- О вкусах не спорят?
- Профессионал. Кто он?
9-й класс
- Простые истории человеческой дружбы
- Улицы, от названия которых становится теплей
- Мои профессиональные приоритеты
- Как научиться говорить «нет»
10-й класс
- Как бороться с плохими привычками
- Моя страна на карте мира
- Я имею право, я обязан...
- Дом, в котором я живу...
11-й класс
- Любовь в жизни человека
- Вступая во взрослую жизнь...
- Моя миссия в мире
- Все работы хороши, выбирай на вкус.
Организация и проведение информационного классного часа
Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
- Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
- Информационный час должен быть мобильным
- Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
- Информация в обзоре должна быть беспристрастной
- Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
Основные формы работы во время информационного часа:
газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
викторина (обзорная и тематическая);
информационный ринг;
конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
пресс — конференция;
встречи с интересными людьми;
праздники газеты и журнала;
вечера вопросов и ответов;
дискуссии;
путешествие во времени (история создания газет и журна лов);
рекламная акция.
Примерная тематика информационных часов в школе
5-й класс
По страницам и континентам.
Главные события страны и мира за неделю.
Газеты и журналы моей семьи.
Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
Это интересно, это полезно; это необходимо.
Как читать газету.
6-й класс
История первой газеты и первого журнала.
Профессия - журналист.
Это интересно знать
Время, события, люди.
Горячие точки планеты Земля.
У карты мира.
Профессия - репортер.
7-й класс
Ведущие газеты страны и мира
Крупным шрифтом о главном
Главные темы первой полосы
Газетная лексика
Быть газетчиком опасно?!
8-й класс
Газетная сатира.
Журналисты в истории моей страны.
Планета за одну неделю.
Мир глазами журналистов ведущих газет.
Что мы знаем о создании газетного номера.
Как работать со статьей и журнальной публикацией.
9-й класс
Любимые журналисты о своей профессии.
Достоверная информация в достоверных фактах.
С трибуны главного редактора.
Достоверность и лживость газетных фактов.
Главные события прошедшей недели.
Политический олимп: имена и характеры.
10-й класс
Газетная полемика: методы и результат.
История событий в мире в газетных материалах.
Какой быть сегодняшней газете?
По следам газетных выступлений.
Самые значимые газетные рубрики.
Кто создает имидж газеты?
11-й класс
Роль газеты в моей жизни.
Политическая лексика. Чем она изобилует?
Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.
Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)
Интересное и важное газетной полосы.
Нравственные проблемы на страницах газет.
Организация и проведение читательской конференции
Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.
Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно - практические конференции.
Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.
Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.
Планирование читательской конференции.
- Побеседовать с учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить литературные произведения и авторов, с творчеством которых можно связать тему будущей читательской конференции.
- Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:
Методика подготовки к читательской конференции:
- Определение темы читательской конференций.
- Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)
- Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
- Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
- Просмотр спектаклей, выставок, фильмов, музеев, имеющих отношение к теме конференции.
- Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
- Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
- Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
- Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
- Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
Возможные темы читательских конференций
Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто.
Какие они, сегодняшние молодые?
Великие музы великих людей.
Детские сказки в моей взрослой жизни.
Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор).
Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу
Книги детства моих родителей и моего детства.
Формы проведения читательских конференций.
турнир литературных героев,
театр миниатюр,
литературный ринг,
литературная гостиная писателя,
праздник встречи с любимой книгой,
литературная встреча.
Организация и проведение викторины
Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Правила проведения викторин:
Тема викторины должна быть актуальной.
Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
В викторинах всегда должны быть победители.
Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Популярные темы викторин:
История государств и народов.
Дальние уголки земного шара.
Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
Праздники, которые всегда с нами.
Природные катаклизмы.
Сказочные герои и их авторы.
Государства и их правители.
Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.
Растительный и животный мир земного шара.
Великие полководцы и знаменитые солдаты.
Фильмы и их герои.
Знаменитые фразы знаменитых людей.
Великие первооткрыватели, их открытия.
Медицина и здоровье.
Обычаи и традиции народов мира.
Птицы, рыбы, звери...
Предметы, без которых нельзя жить.
Экзотические растения и цветы.
Знаки зодиака и гороскопы.
Автомобили, их создатели и владельцы.
Реки, озера, моря и океаны.
Физика вокруг нас.
Химия нашей жизни.
История войн и побед.
Картины и художники.
Подготовка досугового внеклассного мероприятия
Подготовительная работа перед посещением театра:
Изучение истории театров, их роли и влияние на судьбы людей.
Встречи с театральными деятелями, актерами.
Беседа «Театральное произведение и его автор».
Интерактивная игра «Театральный этикет».
Классный час «Актеры и роли».
«Театральная афиша» — игра — путешествие.
Анализ посещения театральной премьеры в классе.
Тематика экскурсий
Памятные места города, мимо которых мы проходим каж дый день.
Если бы камни могли говорить...
Улицы, от названия которых становится теплей.
История храмов моего города.
Памятники старины и современности.
Люди, творившие историю.
Экономические гиганты моей страны.
Тайны природы и ее открытия.
Научные учреждения и их роль в жизни страны.
Музей приглашает в гости.
Сокровища театральных музеев.
Профессии наших родителей.
Мир растений моей земли.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
-интеллектуальные марафоны;
-дни интеллектуального творчества;
-защита интеллектуальных проектов;
-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;
-встречи с учеными, изобретателями;
-интеллектуальные ринги и викторины;
-заседание клубов интеллектуалов;
-интеллектуальные олимпийские игры;
-школа интеллектуального развития.
Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся
5класс
В.И.Даль и его толковый словарь.
Я и мои способности.
Мир энциклопедий.
6класс
Мои сильные и слабые стороны.
Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и
видеть.
Мои «почему?» и ответы на них.
7класс
Глубинные тайны человеческого познания.
Внимание и внимательность. Слова одного корня?
Как научиться управлять собой.
8 класс
Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?
Тренировка памяти — залог будущего успеха.
9класс
Человек и творчество. Веление творения человечества.
Разговор с самим собой по душам.
День творческого представления в школе.
10класс
Как научиться властвовать собой?
Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
11класс
Пока я мыслю, я вижу.
Юмор в жизни человека.
И на Марсе будут яблони цвести.
Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их пре одоления;
встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизнен ных ситуациях,
тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, на правленное против вредных привычек человека и демон стрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
нравственные классные часы; интерактивные игры;
пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подго товке мероприятий по профилактике вредных привычек:
Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
Мероприятия такого рода должны быть очень искренни ми и максимально откровенными со стороны взрослого.
Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
Факты и события, статистика должны быть очень впечат ляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы лич ности ученика.
Такие мероприятия не должны требовать от ученика един ства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
Традиционные мероприятия в коллективе класса
«Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).
Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»
Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».
Праздник благодарения - праздник восславления мужчины и женщины, человеческих качеств
Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;
Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;
Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;
Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным мес там своего отечества, своей страны;
Традиция встречи летних каникул, праздник совместного ве селья и планов на будущее.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок ружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Презентация "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
Презентация "Формы и методы работы по профилактике ПАВ" 10 класс...
Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....
Формы и методы работы классного руководителя
Формы и методы работы классного руководителя с родительской общественностью по повышению мотивации обучения и воспитания учащихся Важным направлением многогранной деятельности классного руко...
Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе
Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....
Формы и методы проведения классного часа
Методическая разработка...
Обобщение опыта по теме :"Формы и методы проведения классного часа"
В данной работе кратко описаны , что собой представляет воспитание человека и как через работу на класных часах можно просвещать, направлять и ориентировать обучающихся....