Программа воспитательной работы с ученическим коллективом на 2012-2014г.г
рабочая программа (10 класс) по теме
Программа развития ученического коллектива старшей ступени обучения. Воспитательная программа -это целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов воспитания -родители, учащиеся, классный руководитель и педагогический коллектив.Основные направления "Здоровье", "Интеллект". "Общение", "Семья", " Досуг".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_s_uchenicheskim_kollektivom_.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы со старшеклассниками
классного руководителя 10 класса Волковской Любови Александровны,
учителя физики МБОУ СОШ № 27 Муниципального объединения Темрюкский район
воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2012- 2014 гг.
1. Пояснительная записка.
2. Основные цели и задачи программы воспитательной работы со старшеклассниками «Образование. Развитие. Участие»:
3. Основные приоритетные направления программы.
4. Формы и виды деятельности по реализации программы.
5. Этапы реализации программы.
6. Прогнозируемые результаты.
7. Мониторинг эффективности программы.
8. Литература
воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2012- 2014 гг.
Программа развития классного коллектива старшеклассников была создана в 2012 -2013 учебном году и разработана сроком до 2014 года.
С этим классом я проработала 4 года. За это время были проведены диагностики разного уровня: развития личности каждого учащегося, развития коллектива, было выявлено ряд проблем, для решения которых необходима программа развития ученического коллектива. На сегодняшний день все участники учебно-воспитательного процесса вовлечены в процесс поиска средств и возможностей для того, чтобы помочь семье в воспитании каждого ребенка, привлечь родителей к участию в образовательном процессе.
Выделен ряд проблем, которые решаются с родителями:
- мотивация учения;
- формирование планов для развития каждого учащегося;
- развитие способностей каждого ребенка;
- подготовка учащихся к выбору профессии.
Другой ряд проблем, которые решаются с учителями-предметниками, преподающих в данном классе.
- работа, с учащимися, проявляющих повышенную мотивацию к учебе;
- работа с учащимися, имеющих проблемы с поведением на уроках, проблемы с подготовкой домашних заданий.
Программа разработана на 2 года, включает 10-11 классы. Целесообразность принятия Программы обусловлена особенностями юношеского возраста.
Психолог Выгодский Л.С отмечал существование кризиса 17 лет, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. центральное новообразование юношеского возраста –рождение жизненной перспективы, а основная потребность - потребность в самоопределении. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере, постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение целей и норм взаимоотношений. Кризис юности описывается как своеобразный «кризис рождения», знаменующий переход на иную, качественно новую ступень развития – от персонализации к индивидуализации, от сознания своего «я» к осознанию своего места в мире. Моментом этого перехода условно обозначается совершеннолетие – 18 лет. Повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Выражается избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий определенный способ организации жизнедеятельности коллектива учащихся.
Чтобы учесть все особенности юношеского возраста – от широта познавательных интересов, до конкретного выбора дальнейшего профессионального пути, развитие будет направлено по пяти направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Общение», «Досуг», «Семья».
- Основные цели и задачи программы воспитательной работы со старшеклассниками «Образование. Развитие. Участие»:
- ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы;
- научить понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей;
- помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений;
- развивать коммуникативную культуру старших школьников;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся;
- воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу;
- активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками;
- контролировать внеурочную деятельность учащихся;
- Основные приоритетные направления программы.
Основные направления | Цели и задачи | Формы деятельности | |
10 класс | 11 класс | ||
«Здоровье» | -использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья для будущего самоутверждения -знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации -формирование потребностей в здоровом образе жизни; -создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе; | Сотрудничество с медицинским персоналом школы; Изучение состояния физического здоровья учащихся (по справкам учащихся) Проведение классных часов о вреде курения, алкоголя, наркотиков. | |
«Интеллект» | Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде; - определить круг реальных учебных возможностей, его ближайшую зону развития; - создать условия в продвижении учащихся в интеллектуальном развитии; - формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования. | Изучение результатов учебной деятельности -сотрудничество с учителями- предметниками; - интеллектуальное просвещение, формирование культуры умственного труда; | |
«Общение» | -передача учащимся знаний , умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) - формировать культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый ребенок» Знакомство учащихся с традициями и обычаями общения разных направлений. | Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе; Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческом обществе. Организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения. | |
«Досуг» | -создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. -создание условий для развития проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности; - изучение интересов учащихся; -просвещение и консультации в выборе внеклассных форм работы | Изучение потребностей, интересов и желание ребят участвовать в организации и проведении внеклассных мероприятий; Предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора жизни класса; Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса | |
«Семья» | - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. -информационно-просветительская работа с родителями; -формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, семьи. | Изучение семей учащихся. Участие в мероприятиях ко Дню Матери; Анкетирование родителей; Родительские собрания. |
- Формы и виды деятельности по реализации программы.
Направление работы | Ученик | Учитель | Родитель | Взаимодействие с внешкольными организациями |
«Здоровье». | Классные часы, Дни Здоровья, спортивные соревнования, занятия в спортивных секция, посещение спортивного клуба «Надежда». | Цикл классных часов о здоровье, правильном питании, вреде курения, алкоголя, наркотиков. | Встречи-консультации; анкетирование. | Дни Здоровья, походы, медицинские осмотры. |
«Интеллект» | Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, доклады. | Целенаправленное обучение школьников познавательной деятельности, участие в предметных неделях, участие в викторинах, участие в олимпиадах по различным предметам. | Участие в родительских собраниях, учебная помощь детям, участие в создании условий для посещения системы дополнительного образования. | Посещение музея, посещение выставок, посещение библиотек, экскурсии. |
«Общение» | Общешкольные и классные мероприятия, подготовка классных дел, творческие работы, трудовые десанты, дежурство по школе. | Диагностика, анкетирование, подготовка классных часов, проведение индивидуальных бесед. | Участие в классных делах, анкетирование. | Встречи с интересными людьми |
«Досуг» | Празднование памятных дат календаря | Изучение мнения учащихся и родителей, анкетирование | Родительские собрания, беседы. | Посещение секций, музея, библиотек |
«Семья» | Система классных часов «Я и моя семья, конкурс рисунков, тестирование, анкетирование, написание сочинений о семье. | Психологический анализ деятельности классного коллектива, система родительских собраний, программа работы с родителями. | Работа родительского комитета, обеспечение занятости во внеурочное время. | Семейные праздники. |
- Этапы реализации программы.
этап | Содержание деятельности | сроки |
I этап Диагностический | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, 2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. | Сентябрь -октябрь 2012 г. |
II этап Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела. | сентябрь 2012 г. |
III этап Организационный | 1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы 3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. | ежегодно |
IV этап Практический | 1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы, 3) укрепление и накопление классных традиций, 4) усиление внимания к развитию личности обучающихся, 5) отработка единой воспитательной системы класса, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. | I полугодие 2012 г. , 2013 г. |
V этап Обобщающий, демонстрационный | 1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию, 2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса, 3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий. | II полуг. 2012 г., 2013 г |
« Здоровье»
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
- участвовать в различных школьных и внешкольных соревнованиях
«Интеллект»
- развить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
- увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
- успешное окончание средней школы, получение аттестата зрелости.
«Общение»
- овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,
- овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,
- выработать умение делать правильный выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
- умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты,
- овладение учащимися навыками самообслуживания.
- готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.
«Досуг»
- сформировать жизненную позицию ребёнка,
- развитие интереса к внешкольной занятости учащихся
- использовать знания в поведения вне школы.
«Семья»
- сформировать позитивное отношение к обычаям, традициям семьи.
- понимать значение семьи в жизни каждого человека.
- Мониторинг эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. освоение учащимися программы средней школы 2. развитость мышления 3. познавательная активность учащихся 4.сформированность учебной деятельности. | 1.Школьный тест умственного развития . 2.Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости 3.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка 4.Метод самооценки учащихся Педагогическое наблюдение. |
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | 1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" 2.Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" 3.Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" |
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры учащихся, знание этикета поведения | 1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся 2.Педагогическое наблюдение |
Сформированность эстетического потенциала ученика 1. развитость чувства прекрасного 2. сформированность других эстетических чувств | Педагогическое наблюдение |
Сформированность физического потенциала ученика 1. состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности | Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. комфортность ребенка в школе 2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе | 1.Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2.Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3.Социометрия |
Сформированность классного коллектива 1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3.сформированность совместной деятельности | Методика "Наши отношения" Методика «Какой у нас коллектив» Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности |
1. Н.И. Дереклеева., М.Ю. Савченко. Справочник классного руководителя. 10-11 классы Москва. ВАКО. 2005г.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
4. Программа воспитательной работы МБОУСОШ № 27 ст. Старотитаровской.
5. Родительское собрание. 10 класс. Москва. ВАКО. 2009г.
6. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 10 класс. Москва. ВАКО. 2009г.
7. Классная методическая газета для классных руководителей «Классное руководство и воспитание школьников». Издательский дом «Первое сентября».
8. СD – диск «Классный руководитель в школе»; Издательство «Учитель». Серия «Воспитание в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Данная разработка предназначена для классных руководителей. Программа может быть использована полностью или отдельные направления....
ПРОГРАММА воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2008 – 2012 гг.
Воспитание человека нравственного, способного развить в себе определенные ценности, использовать их в повседневной жизни, формирование моральных устоев, оказание педагогической поддержки развива...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Примерная программа воспитательной работы с классным коллективом, в которой:Задачи, цели школыАнализ работы с классным коллективом за прошедший годСоциальный паспорт классного коллективаПсихолого-педа...
Программа воспитательной работы с классным коллективом с 5 по 9 классы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, ...