Исследовательская и творческая деятельность учащихся как одна из форм работы с детским коллективом
статья

Попова Любовь Юрьевна

Одно из самых важных направлений коллектива – исследовательская деятельность. Для того чтобы воссоздать колорит эпохи, народный костюм, воспроизвести песни и народные танцы, нужно обратиться к духовным народным истокам, старым людям, которые еще сохранили в памяти уклад жизни своих предков. Это большая и кропотливая работа всего коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

  XXX Конкурс им. В.И.Вернадского 2022-2023 года,

посвященный 160-летию со дня рождения В. И. Вернадского

Методическая секция. Из опыта работы

 

Доклад

«Исследовательская и творческая деятельность учащихся как одна из форм работы с детским коллективом»

Автор

Попова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы, наставник муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Тарко-Сале Пуровского района

Пуровский район

г. Тарко-Сале, 2023 г.

Проблема сохранения и развития национальной культуры, ее материальных и духовных ценностей остается актуальной в наши дни. Мы обязаны беречь каждую национальную самобытность, способствовать ее развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры. Помня и храня традиции, человек получает незыблемую опору, устойчивую поддержку. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. По мнению Чернокозова А. И. автора книги «История мировой культуры»: «Сохранение русской культуры с ее вселенскими противоречиями – одна из важнейших задач современности, решение которой связано с надежной и космической перспективой человечества» [2].

Необходимость обращения к истокам народного искусства не случайна. Нарушились традиции, порвались нити, накрепко связывающие старшее и младшее поколения. Важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, все это живо в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности [3].

Воспитание ребёнка, приобщение его к нравственным устоям общества, к труду всегда осуществлялось через конкретную трудовую деятельность и через фольклор. Они сопровождали человека всю его жизнь. Именно здесь истоки народных праздников, традиций на Руси с незапамятных времён [1]. Откуда появился тот или иной праздник, обряд? Как все это бережно сохранить? Кто это должен сделать?  Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить организация в школе фольклорного коллектива.

Такой детский фольклорный коллектив «Русичи» создан в первой школе г. Тарко-Сале в 2004 году совместно с Пуровский Домом детского творчества и развивается до сих пор. Ребята разных возрастов объединились для того, чтобы возродить русские национальные традиции методом тщательного изучения обрядов, традиций, Особенности речи, самобытные костюмы и предметы быта – все нашло отражение в деятельности коллектива. Потомки русских, старообрядцев, и по сей день живут в нашем городе и оказывают помощь при создании уникального сценического действия, которое было многократно представлено на окружных фестивалях детского творчества «Все краски Ямала». За самобытность, историческую точность, возрождение национальной культуры русских коллектив награждён дипломами первой степени и получил дважды Гран-При фестиваля. Бессменными руководителями на протяжении 18 лет являются: Крахмаль Вета Дмитриевна, педагог дополнительного образования ДДТ, и Попова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы школы №1 г. Тарко-Сале.  

Одно из самых важных направлений коллектива – исследовательская деятельность. Для того чтобы воссоздать колорит эпохи, народный костюм, воспроизвести песни и народные танцы, нужно обратиться к духовным народным истокам, старым людям, которые еще сохранили в памяти уклад жизни своих предков. Это большая и кропотливая работа всего коллектива. Проведены глубокие исследования по темам: «Уклад жизни и быт староверов Сибири», «Народный русский костюм», «Праздники, обряды, традиции старообрядцев Сибири», «Культурные традиции русского народа», «Русская речь староверов». Глубоко изучен материл «Религиозные верования русских и их влияние на нравственный облик человека». Ребята коллектива – активно представляют свое творчество на школьных мероприятиях, выставках декоративно-прикладного творчества, некоторые посещают Воскресную школу при храме.

Большая исследовательская работа, интерес к русской культуре — все это позволило возродить и представить такие обряды, как:

  • «Прощание с красной красотой» (обряд сватовства);
  • «Масленица»;
  • «Ярило вешний»;
  • «Убёглая свадьба»;
  • Обряд кержаков-двоеданов «Влазины»;
  • «Сургутские вечёрки»;
  • «Вождение камаря» …

Здесь самое важное – историческое соответствие во всем: в костюмах, декорациях, песнях, танцах, а также важен высокий художественный уровень. К тому же сами ребята принимают участие в изготовлении реквизита к выступлениям, пошиве национальной одежды, оформлении ярмарки. Все реквизиты, поделки, костюмы бережно хранятся в школьном музее и используются для проведения экскурсий и мероприятий.

Элемент обряда сибирской старообрядческой свадьбы

«Прощание с красной красотой»

          Светлица. Поют девушки.

Красота ли ты, девья красота,

Да красовалася, молодешинькя!

Да уж кому-то я ту красоту оставлю!

Да я оставлю родимому братсу!

4 дев: Тетинькя Матрена, а сколькё с Ивана калыму-то запросили?

МАТЬ: Дак на восемьдесят рублей сговорились, да и за «руку» щетыре ведра водки берем.

5 дев: /любопытная/ Марькя! А ще на калым покупать будешь?

Невеста: Перво-наперво, доху куплю белищью, да юбку шелкову с бархатом. А из лопати я уж все справила: десять полушалков козликовых, да десять светастых с кистями, да юбок с кофтами диво набралось!

Мать: Дак леннова полотна 50 локтей с позапрошлой зимы напасли, 50 рукотертов навышивали. Баушка Палинарья сундук щетырехскобной блословила, дак крышка-та уж не закрыватса!

5 дев: /любопытная/ Марькя! А покажи нам свои полушалки светасты

НЕВЕСТА: Дак вон в сундуке – глядите.

/девушки разбирают платки, возгласы восхищения, меряют/.

Исполняется танец под песню «Да на море утушка купалося…».

Подружки выносят стул на середину, усаживают Невесту, сами вокруг.

Мать исполняет свою песню. Невеста отвечает причетом «Приступися..»

Невеста: Ох, да ты, родима мамонькя! Да сыми с миня венес девищий

Мать: Дитятко мое дорогоё! Да не подымаются мои рущиньки!

Невеста: Подружиньки мои любезные! Дак сымите вы с миня тогда!

Девушки: Не смем мы лишать тибя девьей красоты!

Невеста: Ой, да ты любима мамонькя, не сымешь ты, дак сымут щужи да злы  люди!

Мать: Ой, да нету силушки, дощинькя! А сымать-то придется!

/снимает венец, девушки по очереди расплетают косу. Расплетенная коса завязывается лентой. Девушки поют/…..

Колоритно представлено детьми устное народное творчество: русская народная сказка «Хорошо да худо», былина «Рождение богатыря»; русская народная сказка «Стукатить – грюкатить кабылия голова», русская народная сибирская сказка «Жена-доказчица»; русская народная песня «В огороде верба»; русская народная сказка «Петухан-куриханыч» …. Не менее важно исследование «Русская народная игра»: «Летели две птички», «Зоря», «Маков маковица», «Гули-лебеди», «Золотые ворота» … Собранный материал помогает современной школе в духовно-нравственном воспитании школьников через изучение культурного наследия фольклорного коллектива «Русичи». Материал полезен для проведения уроков литературы, истории и культуры народов Ямала, при организации воспитательных мероприятий.

Сегодня быть участником фестиваля «Все краски Ямала», членом коллектива «Русичи» стало очень престижно, ребята гордятся тем, что они являются частью великой русской культуры.

По мнению обучающихся школы (125 человек) и педагогов (62 человека), следят за деятельностью коллектива «Русичи» 92% опрошенных. Нужен ли в школе детский фольклорный коллектив – да (85%). Желаете ли стать членом коллектива «Русичи»? (87%). Испытываете ли Вы гордость за победы коллектива «Русичи»? – да (91%). Обоснуйте свой ответ, почему Вы хотите быть членом фольклорного коллектива: «очень дружные ребята», «новые ощущения», «радость победы», «возрождение традиций», «это патриотично», «потому что люблю свою школу», «возможность проявить себя», «узнать больше о русских традициях», «необычный жанр», «смотрю и мурашки по коже», «гордость, что я часть великой страны», «так необычно и завораживающе»…

Итоги участия коллектива в окружном детском фестивале народного творчества «Все краски Ямала»:

  • 2 окружной детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала» (2004 год) – 3 место;
  • Районный этап 3 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» (2005 год) – 1 место;
  • Районный этап 4 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» (2006 год) – 1 место;
  • 4 окружной детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала» (2006 год) - 1 место, Гран–при фестивале;
  • Всероссийский очный фестиваль детского и молодежного творчества «Сияние Севера» (2007г.) – 12 дипломантов, г. Москва;
  • Районный тур 6 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» (2008 г.) - 1 место;
  • 7 окружной детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала» (2010 г.) – 1 место, Гран-при фестиваля (5 дипломов за победу в различных номинациях);
  • 9 окружной детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала» (2012 г.) – 2 место;
  • Районный этап 12 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» (2015 г.) – 1 место, Гран-при фестиваля;
  • 13 окружной детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала» (2016 г.) – 1 место;
  • Районный этап 14 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» (2017 г.) – 1 место; (окружной фестиваль не состоялся);
  • Районный этап 15 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» (2018 г.) – 1 место;
  • 15 окружной детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала» (2019 г.) – 1 место

Народное искусство своей яркостью, выразительностью вызывает у детей хорошее настроение. Ведь человек, увлечённый народным творчеством, — это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем проявлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, человек, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. А это и есть духовно-нравственное возрождение, воспитание ребенка на основе национальных традиций, воспитание любви к родине, патриотизма. Сегодня это актуально как никогда. Детский фольклорный коллектив «Русичи» выполняет эту важную миссию. Гордимся, что коллектив вошел в золотой фонд культуры ЯНАО.

Литература

  1. Захарченко М. В. Народная традиционная культура в системе образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104740.
  2. Чернокозова А.И. автора книги «История мировой культуры: - Ростов н/Д: Феникс, 2002, - 47.
  3. https://studwood.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы фольклорной группы «Ульгэр»

Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей.Поэтому актуальной стала работа с одаренными детьми.С 1998 года в ...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Исследовательская деятельность учащихся как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии.

Исследовательская деятельность учащихся как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии....