ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ
статья
в статье даётся систематизация и соединение воедино знаний и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов как одной из активных форм преподавания музыки и организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_2019.docx | 277.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тихонюк Е.В., Волковая Е.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ
Аннотация: в статье даётся систематизация и соединение воедино знаний и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов как одной из активных форм преподавания музыки и организации внеурочной деятельности.
Ключевые слова: проект, творчество, проблема
Tikhonyuk E.V., Volkovaya E.V.
ORGANIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY AS ONE OF THE ACTIVE FORMS OF MUSIC TEACHING
Abstract: the article presents the systematization and connection of knowledge and pedagogical experience on the use of the project method as one of the active forms of music teaching.
Key words: project, creativity, problem
«Музыка способна оказывать
известное воздействие на
этическую сторону души;
и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она
должна быть включена в
число предметов воспитания
молодежи.»
Аристотель
Современное образование сегодня отражает три важных аспекта модернизации системы общего образования: переход на новые образовательные стандарты, проблему освоения педагогом нового инструментария организации деятельности обучающихся и овладение новыми технологиями, направленными на формирование метапредметных и личностных результатов.
Основной задачей в своей работе считаем формирование положительной мотивации изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.
Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.
Современные подходы к воспитанию школьников
В настоящее время мы ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество. Все больше и больше в центр педагогической теории и практики выдвигается личность ученика. В этой связи сегодня идет переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребенка. Ребенок становится главной заботой общественных, политических организаций. Обучение в преподавании музыки требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем в каком-либо другом учебном предмете, т.к. индивидуальными, прежде всего, являются эмоции и чувства ученика, а музыка – это и есть эмоции и чувства.
Целью современного образования в рамках реализации ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения музыке является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Один из способов решения этой задачи - использование проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности, который способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную, предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности
Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления
Проект - форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Проект- это шесть «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт проектной деятельности, презентация, портфолио (папка проекта)
Умения и навыки, формируемые в ходе проектной деятельности
1.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников групп
2. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
3. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
4. Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
5. Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
6. Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Классификация проектов
По доминирующей деятельности: информационный, исследовательский; практико-ориентированный(прикладной); творческий; ролевой (игровой)
По характеру контактов между участниками: внутриклассные; межклассные; внутришкольные; межшкольные; городские; региональные; межрегиональные.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и вне учебной работы.
Этапы работы над проектом: I этап – мотивационный, II этап – планирование деятельности по выполнению проекта, III этап - информационно-операционный (выполнение проекта), IV этап - рефлексивно-оценочный
Проект - это метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время, ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален, проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен, проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
Формы проектной деятельности могут быть урочной и внеурочной ( НОУ, образовательные экскурсии, конференции, социальные проекты)
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают: владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач.
Проектная деятельность на уроках музыки позволяет: систематизировать и углубить полученные учащимися знания, обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации, расширить опыт музыкально – творческой деятельности, научить школьников применять интернет – ресурсы, музыкальные словари для музыкального самообразования.
Условия, при которых выполняется работа: проблематизация учебного материала, активность ребёнка, связь обучения с жизнью ребёнка. Главный смысл деятельности учителя музыки состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Каждый творческий педагог на протяжении своей педагогической деятельности находится в постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только репродуктивное мышление у учащихся? Как сконструировать художественно-творческий процесс урока? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Ответ прост. Необходимо ориентироваться на современные педагогические технологии, соответствующие принципам педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов». В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Предлагаем некоторые виды и темы проектов по музыке:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, фрагментов из опер («Волк и семеро козлят»), симфоническая сказка «Петя и волк».
2. Информативно-исследовательские проекты, например: « Как создавалась опера, балет» , «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и т. д
3. Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и т.д.
5. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
Мы считаем, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности необыкновенно интересны. Мы, как учителя музыки, являемся руководителями секций гуманитарно-эстетического цикла научного общества «Поиск», которое работает в нашей школе со дня ее основания. Учащиеся НОУ принимают участие в научно практических конференциях, которые ежегодно проводятся в рамках ОУ, а также на муниципальных и региональных конференциях в образовательной области «Искусство». По итогам конференция издается сборник с материалами школьной научно-практической конференции учащихся.
Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем
Результаты анкетирования учителей
«Выявление заинтересованности в организации проектной деятельности обучающихся (для педагогов)».
Результаты анкетирования учащихся.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов. Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.
Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность музыки и как языка общения.
Список литературы
1. И. В. Бочарова "Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки"
http://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/stat-ia-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-muzyki
2. Е.Г. Маркова"Проектная деятельность на уроках музыки с использованием ИКТ"
https://infourok.ru/proektnaya_deyatelnost_na_urokah_muzyki_s_ispolzovaniem_ikt.-507367.htm
3. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. – 276
Сведения об авторе: Тихонюк Елена Васильевна, учитель музыки ВКК, МБОУ СОШ № 98 г. Воронеж
Сведения об авторе: Волковая Евгения Викторовна, учитель музыки ВКК, МБОУ СОШ № 98 г. Воронеж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
"Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО "
"Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО "1. Метод учебных проектов при освоении школьникам...
Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся
Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, с...
«Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО»
Российская школа, верная еще старым советским традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний &nda...
GlobalLab как инструмент организации проектно-исследовательской деятельности в преподавании биологии
Статья об использовании платформы ГлобаЛаб как инструмента организации проектно-исследовательской деятельности в преподавании биологии в школе...
Доклад "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Доклад "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"...