Методическая разработка классного часа в 6в классе для детей с умеренной умственной отсталостью «Без России не было б меня»
классный час (6 класс)

Жукович Марина Сергеевна

Цель: воспитание любви к родному краю и природе посредством поэзии Сергея Есенина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское

(ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье-Сибирское)

Методическая разработка классного часа в 6в классе для детей с умеренной умственной отсталостью «Без России не было б меня»

Автор: Жукович Марина Сергеевна, учитель первой квалификационной категории ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское

2020

Цель: воспитание любви к родному краю и природе посредством поэзии Сергея Есенина.

Задачи:

  • Развивать у детей интерес к произведениям поэта С. Есенина.
  • Учить чувствовать и слышать красоту родного слова.
  • Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.
  • Развивать навык выразительного чтения стихотворений С. Есенина.

Ход классного часа:

Чтец 1 (Гена) читает стихотворение:

Сергей Есенин! Это имя –

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин!

Выходит бабушка (классный руководитель)

Бабушка: Здравствуйте, дети. Зовут меня Наталья Евтеевна. Я - бабушка великого русского поэта - Сергея Есенина и сегодня расскажу вам о нём много интересного!

Бабушка: Он появился на свет в благодатную пору русской осени, под шелест золотого листопада и курлыканья перелетных журавлей. Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой и талантом. Посмотрите, вот он на портрете. Слайд1. Его имя известно во всем мире! Сергей Александрович Есенин (повторяем с детьми). А я воспитывала его, когда он был маленьким. Когда Серёже было 2 года, его мама уехала на заработки в город Рязань, а мы с дедушкой остались воспитывать Серёженьку в селе Константиново. Слайд 2.

Чтец 2 (Дамир) читает стихотворение:

Худощавый и низкорослый,-
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму все пройдет.”

Слайд 3. Посмотрите фотография маленького поэта.

Бабушка: Родной край, место где он родился, жил, был ему всего дороже. Родину Сергей Есенин называл по-старинному – Русью, он её беззаветно, то есть очень-очень сильно, любил и воспевал в своей поэзии. А еще он очень любил играть в разные народные игры. А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в игру, которую знал и играл мой внук Сереженька.

Описание. Выбирают двух игроков . Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота».

Игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда:

первый раз прощается, второй - запрещается,

а на третий раз -  не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них.

Бабушка: Сергей Есенин, когда был маленьким, очень любил сказки, которые ему рассказывала я. Маленький Серёжа представлял сказочные образы, которые потом он использовал в своих стихах.

Бабушка: Закройте глаза и послушайте сказку о заколдованной красавице: «Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили её, только о ней и говорили. Чёрная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ей любуются. Решила она извести со свету ту красавицу, и превратила злая колдунья её в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной: белоствольная, ветви, как косы переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укроет. Люди любовались нежным деревцем и ласково называли её …. (берёзкой). Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрятся».

Образ чего вы представили?

А Сергей Есенин представил и описал такой образ. Слайд 4. Иллюстрация к стихотворению «Белая берёза»

Чтец 3 (Вероника) читает стихотворение:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

-Поэт говорит о березе, как о живой. Из каких слов это видно? (принакрылась)

-Как поэт говорит о снеге в своем стихотворении? (кайма, кисти, серебро, бахрома)

-В стихотворение есть такие строчки:

И горят снежинки

В золотом огне.

-Как вы понимаете эти слова? Что значит «горят»? Как сказать по-другому?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

-Каким голосом нужно рассказывать о березе?

-В какую погоду любовался березкой поэт?

-Какой бы пейзаж подошел к этому стихотворению?

-Дома нарисуйте рисунок к данному стихотворению, а самый оригинальный и красивый отправим на конкурс.

Бабушка: Когда Серёжа подрос, он полюбил вечерние посиделки, когда собирался народ с гармошками, или как тогда называли, тальянками, пели, плясали… а сам Серёжа с малых лет умел и любил играть на балалайке, и он был отменным плясуном.

А вы умеете веселиться и плясать? Тогда заведем русскую народную плясовую…Слайд 5.

(Играет русская народная мелодия «Барыня», дети показывают произвольные движения под музыку)

Бабушка: Поэзия Есенина музыкальна. Сергей Есенин очень любил народные песни. Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина», предлагаю послушать песню на стихи С. Есенина  «Клён ты мой опавший». Слайд 6.

- Какая звучала музыка?

- Какие мысли навивает она нам?

-Что можно представить прослушивая это произведение.

- Если бы художник рисовал это стихотворение какие бы тона красок он бы использовал

Бабушка: Пришло время мне с вами прощаться, ребята. Надеюсь, теперь вы хорошо запомнили моего мальчика, внука, ставшего знаменитым поэтом России. Вы можете прочитать много его стихов про родину, про природу, которые найдете в библиотеке. Услышите песни на его стихи, увидите картины, которые написали художники, вдохновлённые его строками. Всего вам доброго, гордитесь, что читаете стихи такого знаменитого поэта, Сергея Александровича Есенина!

-Ребята, у нас была сегодня очень интересная встреча. С кем мы познакомились?

-Что интересного я вам рассказала, что вам запомнилось? 

-Как называлось село, где в детстве жил Сергей Есенин?

Живые картины природы в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными.  Слайд 7. В своих стихах поэт как бы говорит нам: «остановитесь хотя бы на мгновение». Посмотрите вокруг себя на окружающий нас мир земной красоты. Сергей Александрович Есенин трагически погиб в 30 лет, но его стихи, поэзия вечны. 3 октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Список литературы:

  1. Влащенко В.И. Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина // Литература в школе. - 2005. - №11. С.4.
  2. Гарина Н.М. Воспоминание о Есенине и Г.Ф. Устинове / Н.М. Гарина// ЗВЕЗДА.-2001.-№9.- 149 с.
  3. Эвентов И.С. Сергей Есенин: пособие для учащихся / И.С. Эвентов. - Л.: Просвещение, 2007. - 128 с.
  4. Янков Т.П., Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1967. - С. 146.
  5. https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-po-teme-sa-esenin-3212013.html - дизайн презентации
  6. https://yandex.ru/video/preview?autoplay=1&filmId=17378939655182248004&parent-reqid=1602386314194559-360599334456490485600107-production-app-host-vla-web-yp-313&path=wizard&text=есенин+клен+ты+мой+опавший+слушать+ютуб&wiz_type=vital - вспоминая Есенина. Клен ты мой опавший (Трио "Реликт")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой,  и прогр...

Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: Учебно-образовательный аспект: его уровень. Интерактивный аспект: интерактивна...

Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

развернутое тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью...