"Душа человеческая" час общения в старших классах
классный час (11 класс)
Классный час "Душа человеческая" в рамках недели православной культуры в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dusha_chelovecheskaya.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
«Душа человеческая»
Цель: обеспечить развитие нравственных качеств личности, формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, сплочение детского коллектива; развитие познавательной активности обучающихся
Задачи:
- Формировать у детей мотивацию к положительным добрым поступкам.
- Побуждать детей к самовоспитанию нравственных качеств.
- Знакомство и наполнение категории слово:
от разума – умные, меткие слова;
от сердца – добрые, задушевные слова;
от духа – слова покаяния, прощения.
- воспитывать чувство ответственности за сказанное;
- воспитание культуры общения.
План классного часа
- Раскрытие темы, постановка целей и задач
- Работа с понятиями «дух», «духовность», «единодушие», «душа».
III. Информационный блок «Существование души».
1. Разговор И. В. Сталина с архиепископом Лукой.
2. Научные факты существования души
3. Сила и энергетика слов, влияние слов на душевное состояние человека
IV. Тренинг в микрогруппах «Значение и сила слова»
V. Притча «Ведро яблок», интерактивная беседа
VI. Рефлексия. Упражнение «Последняя встреча».
Ход занятия.
- Раскрытие темы, постановка целей и задач
Учитель: Добрый день, ребята! С понедельника в школе проходит неделя православной культуры и сегодня мы поговорим на серьезную, но благодатную тему. А сформулировать ее вы попробуете сами.
Слайд 1. Посмотрите на доску. Здесь записаны определения:
-прекрасная ,
- ранимая,
- страдающая,
- широкая,
- светлая,
- щедрая,
- добрая.
- и, думаю, каждый из вас все эти слова может отнести к одному понятию… понятию – ДУША. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует и люди часто говорят об этом. Тема нашего классного часа «Душа человеческая».
Цель: я бы хотела, чтобы за эти полчаса, которые нам отводятся для общения, мы познали, что это вообще, какую силу имеет душа человеческая, какая она бывает, как можно ранить душу и чем ее возвысить.
- Работа с понятиями «дух», «духовность», «единодушие», «душа».
Что есть Душа человеческая.
Душа — это уникальная, не ведающая тления и смерти субстанция, вечно живущая в разных временах, средах и пространствах. Душа есть бессмертная основа и суть человека
Заглянем в толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)
дух – сознание, мышление, психические способности;
духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
единодушие – полное согласие в мнениях, действиях;
душа – внутренний психический мир человека, его сознание.
III. Информационный блок «Существование души».
1. Разговор И. В. Сталина с архиепископом Лукой.
На протяжении долгого времени ученые вообще отказывались обсуждать вопрос о душе, пренебрежительно называя ее «поповской выдумкой».
Говорят, как-то раз Сталин спросил ученого-хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского Валентина Войно-Ясенецкого (Луку): «Неужели знаменитый врач верит в существование души?»
«Верю», – сказал хирург. «Вы нашли ее в теле человека во время операции?» — «Нет». — «Так как же можно верить, что душа существует?» — «А верите ли вы, что у человека есть совесть?» — задал встречный вопрос Войно-Ясенецкий. Сталин какое-то время молчал, а потом ответил: «Верю». И тогда ученый сказал: «В телах оперируемых больных я совести тоже не обнаружил».
А в Библии сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Говоря по-другому, не мозг и не сердце, а душа делает человека человеком. А вот наука отрицала ее существование.
2. Научные факты существования души
Но на сегодня есть и прямые факты существования души. Самыми распространёнными из них являются случаи переживания человеком клинической смерти. «Доктор Сэм Парнаи из Саутгемптонского университета пронаблюдал более 300 случаев, в которых пациенты побывали в состоянии клинической смерти. Все единогласно утверждали, что „выходили“ из физического тела…».
Существование души подтверждает ещё один любопытный эксперимент, проведенный в Великобритании. Английские ученые производили взвешивание человеческих тел до и после смерти. В результате этого эксперимента им удалось установить, что умершее человеческое тело теряет в весе 11 грамм. Эксперимент проводился на различных людях, однако, цифра в 11 грамм оставалась неизменной.
А вот народный опыт никогда не ставил под сомнение наличие души у человека. Да к тому же отводил ей важнейшую роль в его жизни. Это нашло отражение хотя бы в том, что в языке устойчиво присутствуют многие выражения, связанные с этим понятием.
- Какие выражения вы слышали или сами хоть раз в жизни использовали?
( К примеру, такие, как «душа болит», «душа радуется», «чужая душа потемки», «камень с души спал», «душа ушла в пятки», «брать грех на душу», на душе легко стало и т. д. и т. п.)
3. Сила и энергетика слов, влияние слов на душевное состояние человека
Кристаллы воды
Рассказ о японском ученом.
- А почему это я вдруг вспомнила о воде? Если посмотреть на земной шар, то мы увидим, что 75 процентов поверхности - это вода. И только 25 процентов – суша. Мы с вами тоже на 55 - 70 процентов состоим из воды. И если даже капля воды изменяется под воздействием слова, то представьте, как сильно слово влияет на наше настроение, самочувствие и мысли…душу. Под воздействием речи молекулы воды структурируются особым образом, выстраиваясь в сложные ансамбли.
- А ведь мы с вами, ребята, живём среди слов. И лично мне, я уверена и вам, не безразлично, какими словами выражаюсь я сама, и какими словами нас «обрабатывают» окружающие. И как учитель биологии я вам говорю, что слово – это самый сильный раздражитель из всех существующих на Земле. И мы с вами понимаем, что словами можно человека возвести на пьедестал, а можно скинуть в пропасть. И в доказательство этому, мы с вами выполним небольшие задания.
IV. Тренинг в микрогруппах «Значение и сила слова»
Сейчас мы разделимся на три одинаковые по числу участников микрогруппы, по принципу добровольности. Для реализации данной технологии воспользуемся разноцветными листочками, каждый из вас выбирает листочек того цвета, который ему нравится. Теперь объединитесь в группы и, я уверена, что каждая группа справится с заданиями данного тренинга.
Задание для 1 группы
Придумайте текст из 2-3 предложений или подберите такие слова, услышав которые человек поймет, что он самый лучший на Земле, чтобы душа «запела».
Задание для 2 группы
Придумайте текст из 2-3 предложений или подберите такие слова, которые помогут человеку обрести душевный покой, чтобы он поверил в себя и понял, что он не одинок
Задание для 3 группы
Придумайте текст из 2-3 предложений или подберите такие слова, которые могут очень сильно ранить душу человека
- Вот вы и сами доказали, что словом можно вылечить душу, а можно искалечить…так что всегда задумывайтесь над тем, что вы говорите.
Обсуждение заданий:
- а как вы себя чувствовали, когда зачитывали тексты?
- что бы вы хотели слышать в свой адрес?
- а вашей жизни были моменты, когда вы, с помощью правильно подобранных слов, врачевали души других людей? Или ранили?
- Да, ребята, человек - это, прежде всего душа, а не тело. Человек без души - это не человек, а робот. Но мы должны, ребята, развивать и совершенствовать свою душу, а так же беречь свое тело и заботиться о его здоровье. Ведь тело – это дом для души. Душа наша развивается в теле. А чем питается наша душа, благодаря чему она растет?
- Наша душа растет, когда мы радуемся, любим, помогаем старикам, очищаем душу молитвами, когда мы видим красоту природы и прощаем друг друга.
Бывает и так, что некоторые люди как – бы надевают на себя маску. Внешнее поведение человека не соответствует его внутренним чувствам. Они стараются показать себя добрыми, заботливыми, а на самом деле все наоборот.
А вот агрессивные слова, мысли и поступки людей отравляют душу. Попадая в их разрушительное поле, мы подвергаем свою душу и тело опасности.
V. Притча «Ведро яблок», интерактивная беседа
- Я хочу вам прочитать одну притчу. Притчу «Ведро яблок»
Один хороший человек, купил дом в деревне – мечту всей своей жизни! Красивый, большой, с большим садом, с цветами и фруктовыми деревьями. Он всю жизнь работал, чтобы заработать и купить такой дом и теперь, когда мечта эта сбылась, он был счастлив и ничто не могло испортить ему настроение. Всё у него было хорошо и гладко.
Рядом, по этой же улице, в этой деревне, в старом доме, жил другой человек который страшно завидовал первому и оттого постоянно пытался ему «нагадить»: то мусор свой выбросит соседу в сад, то еще чем-нибудь постарается «насолить»…
Но, хороший человек, всегда воспринимал это с улыбкой, и никак не реагировал на выходки соседа. Однажды утром, хороший человек, проснувшись в прекрасном настроении, и выйдя на крыльцо, увидел ведро полное «нечистот»… Хороший человек, догадавшись, что это очередная выходка соседа, всё также прибывая в хорошем настроении, взял это ведро, вылив помои, выдраил его до блеска и собрал в него самых больших, самых вкусных и спелых яблок. Затем направился к соседу. Сосед, заметив хорошего человека около своей калитки, злорадно заулыбался: «наконец-то я его достал». Открывает калитку в надежде на скандал, а хороший человек протянул ему ведро полное яблок.
VI. Рефлексия.
В любых, даже самых сложных обстоятельствах, оставайтесь самими собой, человеком, идущим дорогой жизни. Будьте счастливы и целеустремленны. На этом наш час общения завершен, всего вам доброго!
Задание
1 группа
Придумайте текст из 2-3 предложений или подберите такие слова, услышав которые человек поймет, что он самый лучший на Земле, чтобы душа «запела».
Задание
2 группа
Придумайте текст из 2-3 предложений или подберите такие слова, которые помогут человеку обрести душевный покой, чтобы он поверил в себя и понял, что он не одинок
Задание
3 группа
Придумайте текст из 2-3 предложений или подберите такие слова, которые могут очень сильно ранить душу человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения для обучающихся старших классов "Гордость земли Тверской".
Представлены конспект проведения часа общения и три презентации: "7 чудес земли Тверской", "Выдающиеся земляки" и "Памятники природы"....
Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...
Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы
Данная статья предназначена для учащихся старшей школы. Она освещает речевые жанры письменного общения и прагматический подход к ним....
Уланова Л.С. Формирование паралингвистических средств общения у старших дошкольников со стертой дизартрией.
В статье рассматриваются вопросы диагностики и методики поэтапного формирования паралингвистических (невербальных и интонационных) средств общения у детей старшего дошкольного возраста со стертой диза...
Программа элективного курса "Язык делового общения" для старшей школы.
Программа элективного курса "Язык делового общения" рассчитана на учащихся профильных экономических классов старшей школы. ...
Программа для обучающихся старших классов по профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков "Общение без конфликтов"
Программа направлена на профилактику жестокого обращения и улучшения межличностных отношений среди обучающихся с ОВЗ....