Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы
На уроках английского языка в старших классах я часто обращаюсь к чтению на иностранном языке, включая индивидуальное домашнее чтение.
Использую подборку текстов разных жанров и форм описаний, коротких рассказов, заметок, психологических тестов и иллюстраций с небольшой информацией. Это обеспечивает учащимся возможность выбора материала в соответствии с их интересами, наклонностями, а также возрастными и индивидуально-психологическими особенностями.
Можно ориентироваться на 4 группы учащихся, а именно:
1) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих высокий уровень обученности;
2) учащихся, недостаточно общительных имеющих средний уровень обученности;
3) малообщительных учащихся с низким уровнем обученности;
4) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих низкий уровень обученности.
Первая группа учащихся с удовольствием читает рубрику «Это интересно», тексты с афоризмами, изречениями, затем знакомит присутствующих с наиболее оригинальными из них.
Вторая группа учащихся знакомится с программой телевидения Англии, сравнивает ее затем с программой телевидения нашей страны, составляет «свою» программу на выходной день и т. п.
Застенчивые ученики с низким уровнем обученности с удовольствием работают с текстами-таблицами, например:
Какими видами спорта занимаются в свободное время в Англии.
При желании они могут провести аналогичные исследования в своем классе и тоже составить таблицу.
Учащимся, имеющим низкий уровень обученности , можно предложить подобрать запись какого-либо английского певца и передать по-русски содержание песни; описать своим товарищам карикатуры по какой-либо теме и т. д. Общий интерес вызывает также работа с психологическими тестами, так как старшим школьникам свойственно стремление познать себя.
В результате такого деления учащихся на группы создается поле деятельности для самых разных по уровню подготовки учеников, что приносит каждому из них чувство удовлетворения от урока и позволяет с радостью ожидать следующего. Причем необходимо постепенно усложнять задания.
Вот некоторые способы организации учебной деятельности на уроке иностранного языка при личностно ориентированном подходе:
1.Вопросно-ответное упражнение после прослушивания или прочтения рассказа. Учащиеся получают список вопросов и задание выбрать те из них, которые им наиболее интересны и посильны. Этот прием позволяет увеличить число участвующих в работе и скорость выполнения задания. Вариантом такого задания может быть следующее: учащимся предлагается составить свою серию вопросов к тексту.
2.Временные пары. Изменение состава пар и групп обогащает речевой опыт и улучшает психологический климат в классе. Техника временных пар предполагает короткий речевой обмен (опрос мнений, выявление аналогичных ответов на вопрос и др.) и дает возможность активизировать всех учащихся класса.
3.Пишем пять минут. Учитель объявляет тему («Настоящий друг», «Мои зимние каникулы» и т.п.) и дает учащимся пять минут для написания по теме одного-двух абзацев. Затем школьники могут зачитать свои работы вслух или использовать их для дискуссии.
4.Вспомни и поделись с другими. Учащимся предлагается небольшой текст в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что они запомнили. Затем школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои записи. В завершение можно предложить классу обменяться результатами работы.
Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п. . Именно личностно- ориентированный подход дает каждому ребенку максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...
РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...
Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы
Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...
Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах общеобразовательной школы
Выступление на МО....
Методика работы над текстом в старших классах средней школы
Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как Галина Владимировна ...
Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы
Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть т...
Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы
Материал полезен с целью развития навыков устной речи у старшеклассников....