Классный час "Мы в ответе за тех, кого приручили"
классный час (5, 6 класс)

Овчинникова Татьяна Борисовна

Классный час "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_my_v_otvete_za_teh_kogo_priruchili.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Возраст участников – 5-6 классы.

Цель: развивать чувство ответственности за братьев наших меньших, вызвать эмоциональный отклик, желание всегда следовать словам У. Мизнера: «Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их».

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые гости!

Добрый день, дорогие ребята! У нас с вами сегодня очень важная встреча. Вы видите много гостей, которые пришли посмотреть на нас и увидеть, что мы знаем, что умеем, а мы должны себя показать.

 Я думаю, что у нас все получится, все будет хорошо.

 А  говорить мы сегодня будем о собаках.

II. Продолжить фразу.

-   Ребята, а что для вас значит понятие «собака»? Я предлагаю вам продолжить фразу: «Собака – это…»

III. Породы собак.

   Да, действительно, собаки – это самые преданные, самые верные друзья человека.

Сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак, которые делятся на 3 основные группы: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные.

       - А какие породы собак знаете вы?  

немецкая овчарка,

кавказская овчарка,

среднеазиатская овчарка,

шотландская овчарка (колли);

западносибирская лайка,

восточносибирская лайка,

гончие,

борзые;

пудели,

болонки,

шпицы.

IV. Рассказы учащихся о своих собаках.

- А теперь скажите, пожалуйста, у кого из вас дома есть собака? Кто хочет рассказать о своей собаке?

V. Специальности собак.

- Какие специальности освоила собака?

  1. дозорный («пограничник») /Прославленный пограничник Никита Фёдорович Карацупа задержал со своей собакой Ингус десятки нарушителей. Его любимая собака погибла в бою с диверсантами./
  2. охранник-сторож
  3. собака-розыскник  /Известный в России доберман Треф раскрыл за свою жизнь 1500 преступлений/
  4. пастух / Лучшими пастухами считаются кавказские овчарки/
  5. поиск людей под завалами
  6. горные спасатели /Лучшие спасатели – это сенбернары/
  7. поиск наркотиков / Голландии в амстердамском аэропорту служила овчарка Лео. Она помогла найти очень много наркотиков, которые были переданы фармацевтам для переработки в лекарства. Доход составил много миллионов долларов. Овчарке Лео выделили государственную пенсию, она ушла на заслуженный отдых в отель для престарелых собак/
  8. поиск полезных ископаемых («геологи»)
  9. контроль за утечкой газа («газовщики»)
  10. доставляют почту
  11. собаки-поводыри
  12. собаки-охотники
  13. ездовые собаки
  14. цирковые собаки
  15. участники научных исследований / на собаках проверяется действие многих лекарственных препаратов; на собаках были предварительно отработаны практически все способы пересадки (трансплантации) органов  и тканей у человека/
  16. участвуют в исследовании космоса /Дерик и Цыган – первые собаки, побывавшие в космосе 22 июля 1951 года. А уж потом – Белка и Стрелка, Уголёк, Ветерок, Альбина, Чернушка, Отважный, Лайка/.
  17. спасатели утопающих  /ньюфаундленд/

УЧИТЕЛЬ: Таким образом, пожалуй, нет такой работы, какую не могли бы выполнить собаки.

VI. Викторина.

  • Как звали собаку из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? /Соколко/
  • Какие животные жили у Робинзона Крузо на его острове? /Кошки, собаки, козы/
  • С кем Весёлый Трубадур бродил по свету (сказка В.Ливанова, Ю.Энтина « Бременские музыканты»)? /С Ослом, Псом, Котом и Петухом/
  • Какой известный рассказ А.П.Чехова о собаке вы можете назвать? / «Каштанка»/
  • Кому принадлежат слова: «Ребята, давайте жить дружно»? /Коту Леопольду/
  • Какой породы была собака в рассказе Э.Сетона-Томпсона «Снап»?/Бультерьер/
  • В каком мультфильме мы встречаемся с котом Матроскиным и собакой Шариком? / «Дядя Фёдор, кот и пёс» Э.Успенского/

  • Из какого произведения эти строки: «Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе за пазуху и пустился большими шагами домой»? / И.С.Тургенев «Муму»/
  • По какому поводу были сказаны эти слова: «Ну что ж, - сказал Панкрат. – Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю»?
  • Кто и при каких обстоятельствах произносит фразу: «Пропадём мы все. Пойдём царевну сыщем и возьмём от неё волшебное кольцо. Нас хозяин от смерти спас, теперь мы его спасём»? /Кошка – собаке. А.Платонов «Волшебное кольцо»/ 

 VII. Памятники собакам.

- Ребята, а вы знаете, что собакам поставлено очень много памятников?

Памятники собакам установлены во многих странах / Россия, Франция, Германия, Швейцария, США, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Италия, Япония /.

-Как вы думаете, за что поставлены эти памятники?

Это свидетельство огромной благодарности людей своим четвероногим друзьям за их неоценимую помощь, преданность, верность и бескорыстную любовь.

Не случайно Чарльз Дарвин сказал: «Собаки – это существа ,любящие нас больше, чем самих себя».

 Точное количество памятников собакам не подсчитано. В нашей стране сведения о них много лет собирал выдающийся санкт-петербургский любитель и исследователь животных В.З.Бульванкер /сборник «Клуб служебного собаководства»/. Он собрал сведения о 26 памятниках.

-Кто из вас может рассказать о каком-нибудь памятнике?

1.В Санкт-Петербурге поставлен памятник собаке, служащей науке.

2.Сенбернары – это порода, отличающаяся особой выносливостью, отличным чутьём. Людей они чуют под 3-метровой толщей снега. У них выдающаяся способность ориентироваться в горах и находить дорогу домой во время метели и снегопада. При приближении непогоды они начинают сильно беспокоиться и по их поведению можно за 40-60 минут предсказать наступление бурана.

Когда сенбернары находят замерзающего, то две собаки ложатся по бокам человека, чтобы согреть его, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному.

Один из самых известных памятников установлен в Париже          сенбернару Барри, который спас в Щвейцарских Альпах из-под снежных завалов 40 человек.

Памятник этот представляет собой собаку, несущую на спине спасённую девочку.

3. В Японии вывели породу собак, которая называется акита-ину.

В 1932 году японцы узнали историю легендарного пса Хачико, который стал символом породы акита.

 Пёс ежедневно провожал и встречал своего хозяина, уезжавшего на работу в Токио. Хозяин неожиданно скончался от сердечного приступа. Но пёс продолжал ежедневно приходить на станцию и там оставаться до последнего поезда в надежде, что хозяин приедет. Так продолжалось 10 лет до того дня, когда собака трагически погибла на этой железнодорожной станции.

Эта история до такой степени тронула японцев, что Хачико стал национальным символом преданности. Через год после смерти пса на станции вблизи Токио был поставлен бронзовый памятник легендарной собаке. Деньги были собраны всем миром.

 Теперь каждый год 8 апреля к памятнику приходят сотни хозяев собак, чтобы засвидетельствовать своё почтение верному Хачико.

VIII. Собаки во время Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной  войны в армии «служило» 60 тысяч собак. Они выполняли важную работу: среди них были ездовые, связные, санитарные, сторожевые…

Около 16 тысяч упряжек ездовых собак вывезли с поля боя почти 700 тысяч тяжелораненых бойцов.

6 тысяч собак миноискателей обнаружили свыше 4 миллионов мин и других взрывных устройств, что позволило своевременно их обезвредить. Одна только овчарка Дик обнаружила 12 тысяч немецких мин и огромную бомбу с часовым механизмом, заложенную в фундаменте Павловского дворца под Ленинградом.

Собаки уничтожили более 300 вражеских танков.

К большому сожалению, монумент собаке-воину до сих пор не установлен.

Может быть, кто-то из вас, став взрослым, сделает это.

IX. Художественные произведения о собаках.

- Какие художественные произведения о животных вы можете назвать?

  1. Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка».
  2. Н.И.Сладков «Кара-Баш».
  3. А.И.Куприн «Белый пудель».
  4. Е.И.Носов «Трудный хлеб».
  5. В.Крапивин «Белый щенок ищет хозяина».
  6. Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо».
  7. Б.Рябинин «Друзья, которые всегда со мной», «Вы и ваш друг Рекс», «Мои друзья», «Рассказы о потерянном друге».
  8. Л.Андреев «Кусака».
  9. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка».
  10.  А.П.Чехов «Каштанка».
  11. Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».
  12. И.Меттер «Мухтар».
  13. Д.Лондон «Белый клык».
  14. Э.Сетон-Томпсон «Снап».

X. Работа над фрагментом статьи.

«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой быт, быт и житьё.

- Вот этот пушистый коврик…Мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка Ролик, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.

- А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.

- Как вы относитесь к поступку охотника?

«Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имён меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно. Простить? Вряд ли. Ну непрофессиональный пёс, ну нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтобы добрее были…»

                                 

                                             (  «Известия», 08.09.1995.)

XI. Обсуждение рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».

-Что объединяет рассказ со статьёй?

-Как хозяин Чанга обращался со своей собакой?

-Какие слова из текста выражают главную мысль рассказа?

-Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома?

-Дайте оценку поступкам этих людей.

XII. Заключение.

Сегодня мы ещё раз убедились, что собака очень предана своему хозяину, никогда его не предаст.

Конечно, есть ещё жестокие люди, но очень хочется думать, что таких людей меньше. У нас в городе тоже очень много брошенных собак. Недавно  в одной телевизионной программе мэр нашего города Г.А.Айдаев сказал, что в Улан-Удэ будет построен питомник для собак, чему я очень рада.

Я очень надеюсь, что наш сегодняшний разговор был полезным, что в своей жизни вы будете следовать эпиграфу нашего классного часа: «Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их» /У. Мизнер/.

Антуан де Сент-Экзюпери в своей удивительной сказке «Маленький принц» сказал: «Мы отвечаем за тех, кого приручили».

Эта фраза и является темой нашего классного часа. В конце предложения я не поставила знак препинания. Можно поставить точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

-Какой же знак мы поставим?

XIII. Подведение итогов.

Я благодарю вас, ребята, за вашу активность. Хочу попросить вас оценить сегодняшнее мероприятие: на листочке, на котором написано «Классный час» поставьте знак «плюс», если вы считаете, что разговор был важным, нужным, интересным и знак «минус», если классный час вам не понравился.

На втором листочке, где написано «Я», поставьте «плюс», если вы довольны своей работой, и «минус», если вы считаете, что не проявили себя в полной мере.

А теперь подведём итоги нашего конкурса.

          -  У кого больше всех жетонов? /ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ/

          На память о нашем знакомстве, о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить всем присутствующим небольшие сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за тех, кого приручаем

Цель:           1. Формирование нравственной культуры .           2. Повысить у детей интерес к художестве...

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

воспитательный час "Мы в ответе за тех кого приручили»

В данном мероприятии раскрываются нравственные ценности, на которые необходимо указывать школьникам: милосердие, забота, ответственность. необходимо воспитывать в детях заботу о "братьях" наших младш...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Классный час в 5 классе "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Мы в ответе за тех, кого приручили»Цель: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным. Задачи:Образовательные: выяснить причины появления  на улицах бездом...