“Решение и предотвращение трудных (конфликтных) ситуаций в школе»
презентация к уроку

Цель: профилактика конфликтов (трудных ситуаций)  в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.pptx248.19 КБ
Файл doklad_na_seminar_molodyh_pedagogov_gotovyy.docx56.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные (конфликтные) ситуации в школе. Причины возникновения и способы решения Подготовила педагог-психолог Кувалдина И.А

Слайд 2

Цель нашего семинара – помочь молодым педагогам расширить свой “репертуар” поведенческих реакций на трудные (конфликтные) ситуации за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Уважение к личности ученика, общение с ним “на равных” - это вовсе не просто и требует от педагога определенной личностной зрелости. Только изменившись сам. Ты можешь изменить другого.

Слайд 3

Упражнения «Снежинки». Педагоги берут листок бумаги, и действуют по алгоритму: Молча возьмите листок. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” коллегам.

Слайд 4

Конфли́кт — ( от лат. Конфликтус - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов .

Слайд 5

Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов : Деструктивный — когда столкновения является неудовлетворением одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивный — является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, удовлетворены его результатом.

Слайд 6

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания При данном типе поведения ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса, демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Учитель - раздражен и возмущен, -делает словесные замечания, -выговоры, угрозы. Для предотвращения данного поведения учителю нужно больше внимания уделять воспитанию тактичного поведении.

Слайд 7

Для привлечения внимания учеников учителю лучше минимизировать внимание: - игнорировать демонстративное поведение; -вести контакт глазами; - становиться рядом; -вставлять имя ученика в текст объяснения урока; -посылать секретный знак, письменные замечания. Делайте неожиданности! - Издайте музыкальный звук. -Говорите тихим голосом. -Измените голос. -Говорите со стеной (или с портретом). -Временно прекратите вести урок. Отвлеките ученика - Задавайте прямые вопросы. -Попросите об одолжении. -Измените деятельность . Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения -Благодарите учеников. -Пишите примеры учеников на доске.

Слайд 8

Характеристики властолюбивого поведения При данном типе поведения ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряжённость, у них пассивное властолюбивое поведение либо ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать своё. Учитель - в гневе, негодует, может возникнуть страх. -учитель немедленно прекращает выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, и т.п.) Для устранения данного поведения рекомендуется: - уходить от конфронтации и снижать напряжённость, -попытаться передать ученику часть своей организаторской власти.

Слайд 9

Характеристики мстительного поведения. Ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим, игнорирует всякие дружелюбные попытки контакта. На что у учителя вызывает следующие эмоции: - обиду, боль, опустошение в дополнение к гневу, -негодование и страх; -немедленно отвечает силой на действия ученика, как равному (подавить) -уйти из ситуации (убежать из класса).

Слайд 10

Профилактикой мстительного поведения являются следующие принципы : 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

Слайд 11

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным, откладывает на потом, не доведение до конца, временная неспособность, официальные диагнозы. Учитель - чувствует себя профессионально беспомощным, -пытается оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Принципы профилактики: - Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на « Я могу». -Помощь в преодолении социальной изоляции путём включения ученика в отношения с другими людьми.

Слайд 12

Меры экстренного педагогического вмешательства Изменить методы объяснения Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков, -учить за раз чему – то одному. Ввести дополнительные методы обучения Дополнительная помощь от учителя, -помощь компетентных взрослых ,-ученики – репетиторы, классы коррекции. Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе. Классные плакаты с «заклинаниями», -ищите два «плюса» на каждый «минус», - декларация «Я смогу» перед выполнением задания .

Слайд 13

Делать ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках, -показывайте ценность ошибки как попытки, -минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Формировать веру в успех Подчёркивайте любые улучшения, -объявляйте о любых вкладах, -раскрывайте сильные стороны учеников, -демонстрируйте веру в своих учеников, -признавайте трудность ваших заданий, -ограничивайте время ваших заданий. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах. Анализируйте прошлый успех , повторяйте и закрепляйте успехи. Отмечать достижения Аплодисменты, -«Звёзды и наклейки», награды и медали, выставки, -позитивная изоляция, - самопризнание .

Слайд 14

Типы конфликтных личностей 1. Демонстративный. 2. Ригидный. 3. Сверхточный (Педант). 4. Бесконфликтный. 5. Неуправляемый (Танк). 6. «Пиявка» Безвольный ( Вата). 8. Обвинитель.

Слайд 15

Выводы : Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт , обеспечить высокую культуру общения .

Слайд 16

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку (ученикам) по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и ученики будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Слайд 17

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие . Второй момент — анализ ситуации без превратности . Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Слайд 18

Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию»(Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «... не бранитесь и не раздражайтесь» ( Адамецкий ). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях. Правило 2. «Задержка реакции». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него. «Факт незамечания » явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции - кого поддержать: учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.

Слайд 19

Правило 3. «Перевод реакции». Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы. Правило 4 . «Рационализация ситуации». Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице — положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта Правило 5 . «Парадоксальная реакция». Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией ). Заметим , что учитель, успешно использующийся правило, предстает в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.



Предварительный просмотр:

Семинар для молодых специалистов

“Решение и предотвращение трудных (конфликтных) ситуаций в школе»

Кувалдина И.А. педагог-психолог     МБОУ СОШ № 5 им. И.П. Рыбина

Цель: профилактика конфликтов (трудных ситуаций)  в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
  • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
  • Овладеть приемами общения в конфликте.
  • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
  • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (приложение 1-4), лента шелковая, ватман, фломастеры, два стола для работы в группах, листы А4, ручки. Рекомендуемая литература для педагогов: Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008; Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт-Петербург, 2007

Слайд 2 Цель нашего семинара – помочь молодым педагогам расширить свой “репертуар” поведенческих реакций на трудные (конфликтные) ситуации за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества.

Уважение к личности ученика, общение с ним “на равных” - это вовсе не просто и требует от педагога определенной личностной зрелости. Только изменившись сам,  ты можешь изменить другого.

Конфликт - это важная составляющая человеческих взаимоотношений. Именно то, как разрешается конфликт и как при этом происходит взаимодействие между его участниками, является показателем характера всей системы отношений, сложившейся в каком-то сообществе - в школе, классе, в семье.

Там, где конфликты решаются с позиции силы, мы говорим о диктатуре и автократии. Там, где к решению конфликта подходят с позиции партнерства и сотрудничества, можно говорить о демократической системе или стиле взаимоотношений.

Ролик: 1: Мост

Слайд 3 Упражнения «Снежинки».

Педагоги берут листок бумаги, и действуют по алгоритму:

  1. Молча возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите ещё раз пополам.
  5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.
  6. Ещё раз сложите пополам.
  7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” коллегам.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы).

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

 

        Слайд 4  Конфликт (от лат. Конфликтус - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

         Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

5 СЛАЙД  Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов:

 Деструктивный — когда столкновения является неудовлетворением одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивный — является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, удовлетворены его результатом.

6 СЛАЙД  Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания

При данном типе поведения  ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса, демонстрируют поведение    «в-час-по-чайной-ложке»,  т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.

Учитель
- раздражен и возмущен,

-делает словесные замечания,

 -выговоры,  угрозы.

Для предотвращения данного поведения учителю нужно больше внимания уделять воспитанию тактичного поведении.

7 СЛАЙД  Для  привлечения внимания учеников учителю лучше

минимизировать внимание:

-игнорировать демонстративное поведение;

-вести контакт глазами;

- становиться рядом;

-вставлять имя ученика в текст объяснения урока;

-посылать секретный знак, письменные замечания.

Делайте неожиданности!

-Выключите свет.

-Издайте музыкальный звук.

-Говорите тихим голосом.

-Измените голос.

-Говорите со стеной (или с портретом).

-Временно прекратите вести урок.

Отвлеките ученика

-Задавайте прямые вопросы.

-Попросите об одолжении.

-Измените деятельность.

Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

 -Благодарите учеников.

-Пишите примеры учеников на доске.

8 СЛАЙД Характеристики властолюбивого поведения

При данном типе поведения ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряжённость, у них пассивное властолюбивое поведение либо  ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать своё.

Учитель
- в гневе, негодует, может возникнуть страх.

-учитель немедленно прекращает выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.)

Для устранения данного поведения рекомендуется:

- уходить от конфронтации и снижать напряжённость,

 -попытаться передать ученику часть своей организаторской власти.

9 СЛАЙД Характеристики мстительного поведения.

Ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим, игнорирует всякие дружелюбные попытки контакта.

На что у учителя вызывает следующие  эмоции:

-обиду, боль, опустошение в дополнение к гневу,

 -негодование и страх;

-немедленно отвечает силой на действия ученика, как равному (подавить)

-уйти из ситуации (убежать из класса).

10 СЛАЙД. Профилактикой мстительного поведения являются следующие принципы:
1.
Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.
2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

11 СЛАЙД Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи 

УЧЕНИК ТЕРЯЕТ КОНТРОЛЬ НАД СОБОЙ, КОГДА ДАВЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАНОВИТСЯ СЛИШКОМ СИЛЬНЫМ, ОТКЛАДЫВАЕТ НА ПОТОМ, НЕ ДОВЕДЕНИЕ ДО КОНЦА, ВРЕМЕННАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ, ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИАГНОЗЫ.

Учитель
-
чувствует себя профессионально беспомощным,
-пытается оправдаться и объяснить поведение ученика
(с помощью специалиста).

Принципы профилактики:
-
Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка
«Я не могу» изменилась на «Я могу».
-Помощь в преодолении социальной изоляции путём включения ученика в отношения с другими людьми.

12 СЛАЙД Меры экстренного педагогического вмешательства

Изменить методы объяснения

 Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков,
-учить за раз чему – то одному.

Ввести дополнительные методы обучения

 Дополнительная помощь от учителя,
-помощь компетентных взрослых ,-ученики – репетиторы,
классы коррекции.

Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе.

Классные плакаты с «заклинаниями»,
-ищите два «плюса» на каждый «минус»,
- декларация «Я смогу» перед выполнением задания.

Делать ошибки нормальным и нужным явлением

Рассказывайте об ошибках,
-показывайте ценность ошибки как попытки,
-минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Формировать веру в успех

 Подчёркивайте любые улучшения,
-объявляйте о любых вкладах,
-раскрывайте сильные стороны учеников,
-демонстрируйте веру в своих учеников,
-признавайте трудность ваших заданий,  
-ограничивайте время ваших заданий.

Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах.

Анализируйте прошлый успех,повторяйте и закрепляйте успехи.

Отмечать достижения

Аплодисменты,
-«Звёзды и наклейки», награды и медали, выставки,
-позитивная изоляция,
-самопризнание.

13 СЛАЙД.  Типы конфликтных личностей

1. Демонстративный. Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

2. Ригидный. Слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.  Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.

Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

3. Сверхточный (Педант). Это добросовестные ученики, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Личность, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе.  Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике.

Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

4. Бесконфликтный.

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (на одноклассника), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями.

5. Неуправляемый (Танк).

Это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент.

6.  «Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло.

7.  Безвольный (Вата). Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: "Вата" не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.  Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха.

Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина".

В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) является "ситуативным", т.е. проявляется только при создании определенной ситуации. В данном случае - это наличие отрицательного влияния на безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами.

8. Обвинитель. Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.

11 СЛАЙД. Конфликты могут возникать в связи с противоречиями:

А) при введении новшеств, когда сталкиваются  новаторство и консерватизм;

Б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании  общих;

В) связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.

Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.

Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.

Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.

12 СЛАЙД. слова

13 СЛАЙД  Особенность педагогических конфликтов.

Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

-Участники конфликтов имеют различный социальный статус(учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

-Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

-Различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику-справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

-Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика.

-Ошибка учителя порождает новую конфликтную ситуацию.

Причины конфликтов.

-Сегодняшние ученики не такие, какими они были десять лет назад. Некоторые учителя хотят видеть их прежними.

-Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учениками, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников.

-Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность.

-Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

-Личностные качества учителя(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство), настроение учителя, жизненное неблагополучие.

-Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

14 СЛАЙД.  Все педагогические конфликты можно распределить на три группы:

Мотивационные  

Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)

Конфликт взаимодействий

Учащихся между собой,  учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей.

Они происходят в основном из-за личностных особенностей конфликтующих:

а) среди учащихся распространены конфликты  лидерства

б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить нравственно-эстетический характер

в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и предметниками и т.д.

г)конфликты «учитель-администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.

Связанные с недостатками в организации обучеия

I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.

II конфликтный период  - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников . Появляются новые учебные предметы.

III конфликтный период  - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти  в среднее учебное заведение или в 10 класс.

IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.

15 СЛАЙД Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.

16 СЛАЙД

Структура, сфера, динамика педагогического конфликта  «ученик-учитель»

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, из взаимодействий объектов конфликта.

Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.

Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Например, в классе есть трудный подросток. На уроках ведет себя вызывающе, грубит. Если во взаимодействиях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и его внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будете выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию будет он проявлять. Ваши конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, то есть сможете понять его интересы, цели, мотивы.

У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым, выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.

Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к примеру с нарушением дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным.

Динамика конфликта складывается из трех основных  стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.

Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.

17 СЛАЙД  Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

         Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должно быть тактически проработана. Ведь многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У.Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлимые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество( конкуренция)  И я постаралась отобразить основные их мысли  в виде таблицы:

18 СЛАЙД Стиль конкуренции или соперничества

Суть стиля

Характерные ситуации

Может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы

  •  исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  •  обладаете достаточной властью и авторитетом, предоставляется очевидным, что предполагаемое вами решение  - наилучшее;
  • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.

19 СЛАЙД Стиль сотрудничества

Можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. 

  • Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
  • у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • основной целью является приобретение совместного опыта работы;
  • стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

20 СЛАЙД Стиль компромисса

Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться»

  • Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
  • удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения;
  • вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными

21 СЛАЙД  Стиль уклонения, избегания

Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы;

• знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу;

• хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение;

• пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;

• у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности

22 СЛАЙД Стиль приспособления

Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны

 

• Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

• предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

  • ' считаете,  что лучше сохранить добрые   отношения   с   другими людьми, чем отстаивать собственную позицию; осознаете, что правда не на вашей стороне;
  • чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

23,24 СЛАЙДЫ . Пословицы к стилям взаимодействия

Выводы: Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.
3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.
4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.

Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от   единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт,обеспечить высокую культуру общения.

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги.        

  1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.

5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить авторитет у учеников».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

                     

 

 1 ситуация (ученики-ученики)

             Учащиеся 5а, 5б классов соревнуются во всем: в учебе, спортивных состязаниях, различных мероприятиях. После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу. В результате - вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы. Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

2 ситуация (учитель-родитель)

         Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера. Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение. Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа. Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю. Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

      Учащиеся 1-го класса поссорились, подрались, обзывались некрасивыми выражениями. Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый  защищал своего ребенка. Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

Ситуация 4.

Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный.

Выделите проблему (проблемы) из ситуации

• Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям

• Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т. д.)

• Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма

 

 Ситуация 5

Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса:

«Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».

Ситуация 6

Урок немецкого языка.

Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.

Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).

Особенно выделяется один мальчик.

Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.

Очередное задание – подготовить пересказ текста.

Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.

Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».

Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».

Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»

Ученик: «Да я перескажу».

Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.

Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.

Ситуация 7

На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота.

Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устранение конфликтных ситуаций в школе.

Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической деятельности учителя....

Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                     ...

Пути преодоления конфликтных ситуаций в школе

“Конфликт – это опасение (понимание) хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, другая сторона”,- так определяет основу конфликта президент американской ассоциации конфликтологов Уил...

Разрешение конфликтных ситуаций в школе.

Целью данной презентации является изучение правил решения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации, усвоение формул разрешения школьных конфликтов.Дополнительно раскрывается соде...

Исследовательская работа на тему "Конфликтные ситуации в школе и способы их решения"

В даннорй работе речь идет о видах конфликтов, возникающих в школе и о способах их решения...

Семинар для молодых специалистов “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций в школе»

Совместное мероприятие с коллегой Громовой Ю.В. педагогом-психологом Лицея №7 г. ТихвинаПрофилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций....

«Использование медиативных технологий при разрешении конфликтных ситуаций в школе»

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.С помощью медиации можно разрешать семейные, тру...