“Решение и предотвращение трудных (конфликтных) ситуаций в школе»
презентация к уроку
Цель: профилактика конфликтов (трудных ситуаций) в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty.pptx | 248.19 КБ |
doklad_na_seminar_molodyh_pedagogov_gotovyy.docx | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель нашего семинара – помочь молодым педагогам расширить свой “репертуар” поведенческих реакций на трудные (конфликтные) ситуации за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Уважение к личности ученика, общение с ним “на равных” - это вовсе не просто и требует от педагога определенной личностной зрелости. Только изменившись сам. Ты можешь изменить другого.
Упражнения «Снежинки». Педагоги берут листок бумаги, и действуют по алгоритму: Молча возьмите листок. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” коллегам.
Конфли́кт — ( от лат. Конфликтус - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов .
Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов : Деструктивный — когда столкновения является неудовлетворением одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивный — является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, удовлетворены его результатом.
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания При данном типе поведения ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса, демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Учитель - раздражен и возмущен, -делает словесные замечания, -выговоры, угрозы. Для предотвращения данного поведения учителю нужно больше внимания уделять воспитанию тактичного поведении.
Для привлечения внимания учеников учителю лучше минимизировать внимание: - игнорировать демонстративное поведение; -вести контакт глазами; - становиться рядом; -вставлять имя ученика в текст объяснения урока; -посылать секретный знак, письменные замечания. Делайте неожиданности! - Издайте музыкальный звук. -Говорите тихим голосом. -Измените голос. -Говорите со стеной (или с портретом). -Временно прекратите вести урок. Отвлеките ученика - Задавайте прямые вопросы. -Попросите об одолжении. -Измените деятельность . Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения -Благодарите учеников. -Пишите примеры учеников на доске.
Характеристики властолюбивого поведения При данном типе поведения ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряжённость, у них пассивное властолюбивое поведение либо ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать своё. Учитель - в гневе, негодует, может возникнуть страх. -учитель немедленно прекращает выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, и т.п.) Для устранения данного поведения рекомендуется: - уходить от конфронтации и снижать напряжённость, -попытаться передать ученику часть своей организаторской власти.
Характеристики мстительного поведения. Ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим, игнорирует всякие дружелюбные попытки контакта. На что у учителя вызывает следующие эмоции: - обиду, боль, опустошение в дополнение к гневу, -негодование и страх; -немедленно отвечает силой на действия ученика, как равному (подавить) -уйти из ситуации (убежать из класса).
Профилактикой мстительного поведения являются следующие принципы : 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным, откладывает на потом, не доведение до конца, временная неспособность, официальные диагнозы. Учитель - чувствует себя профессионально беспомощным, -пытается оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Принципы профилактики: - Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на « Я могу». -Помощь в преодолении социальной изоляции путём включения ученика в отношения с другими людьми.
Меры экстренного педагогического вмешательства Изменить методы объяснения Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков, -учить за раз чему – то одному. Ввести дополнительные методы обучения Дополнительная помощь от учителя, -помощь компетентных взрослых ,-ученики – репетиторы, классы коррекции. Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе. Классные плакаты с «заклинаниями», -ищите два «плюса» на каждый «минус», - декларация «Я смогу» перед выполнением задания .
Делать ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках, -показывайте ценность ошибки как попытки, -минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Формировать веру в успех Подчёркивайте любые улучшения, -объявляйте о любых вкладах, -раскрывайте сильные стороны учеников, -демонстрируйте веру в своих учеников, -признавайте трудность ваших заданий, -ограничивайте время ваших заданий. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах. Анализируйте прошлый успех , повторяйте и закрепляйте успехи. Отмечать достижения Аплодисменты, -«Звёзды и наклейки», награды и медали, выставки, -позитивная изоляция, - самопризнание .
Типы конфликтных личностей 1. Демонстративный. 2. Ригидный. 3. Сверхточный (Педант). 4. Бесконфликтный. 5. Неуправляемый (Танк). 6. «Пиявка» Безвольный ( Вата). 8. Обвинитель.
Выводы : Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт , обеспечить высокую культуру общения .
Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку (ученикам) по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и ученики будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие . Второй момент — анализ ситуации без превратности . Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию»(Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «... не бранитесь и не раздражайтесь» ( Адамецкий ). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях. Правило 2. «Задержка реакции». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него. «Факт незамечания » явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции - кого поддержать: учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.
Правило 3. «Перевод реакции». Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы. Правило 4 . «Рационализация ситуации». Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице — положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта Правило 5 . «Парадоксальная реакция». Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией ). Заметим , что учитель, успешно использующийся правило, предстает в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.
Предварительный просмотр:
Семинар для молодых специалистов
“Решение и предотвращение трудных (конфликтных) ситуаций в школе»
Кувалдина И.А. педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 им. И.П. Рыбина
Цель: профилактика конфликтов (трудных ситуаций) в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи:
- Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
- Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
- Овладеть приемами общения в конфликте.
- Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
- Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (приложение 1-4), лента шелковая, ватман, фломастеры, два стола для работы в группах, листы А4, ручки. Рекомендуемая литература для педагогов: Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008; Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт-Петербург, 2007
Ситуация 5
Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса:
«Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».
Ситуация 6
Урок немецкого языка.
Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.
Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).
Особенно выделяется один мальчик.
Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.
Очередное задание – подготовить пересказ текста.
Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.
Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».
Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».
Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»
Ученик: «Да я перескажу».
Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.
Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.
Ситуация 7
На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота.
Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устранение конфликтных ситуаций в школе.
Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической деятельности учителя....
Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»
Научно - популярная статья по педагогике ...
Пути преодоления конфликтных ситуаций в школе
“Конфликт – это опасение (понимание) хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, другая сторона”,- так определяет основу конфликта президент американской ассоциации конфликтологов Уил...
Разрешение конфликтных ситуаций в школе.
Целью данной презентации является изучение правил решения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации, усвоение формул разрешения школьных конфликтов.Дополнительно раскрывается соде...
Исследовательская работа на тему "Конфликтные ситуации в школе и способы их решения"
В даннорй работе речь идет о видах конфликтов, возникающих в школе и о способах их решения...
Семинар для молодых специалистов “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций в школе»
Совместное мероприятие с коллегой Громовой Ю.В. педагогом-психологом Лицея №7 г. ТихвинаПрофилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций....
«Использование медиативных технологий при разрешении конфликтных ситуаций в школе»
Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.С помощью медиации можно разрешать семейные, тру...