Пути преодоления конфликтных ситуаций в школе
статья по теме

Конфликт – это опасение (понимание) хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, другая сторона”,- так определяет основу конфликта президент американской ассоциации конфликтологов Уильям Линкольн.

Распространены мнения, что конфликты – это нечто опасное, что следует любой ценой их избегать. К сожалению, в результате приходится платить немалую цену за избежание попыток справиться с конфликтами – неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем индивидуальном опыте. Даже если удается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно возрастает груз обид, разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их. Иначе наступает застой в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути преодоления конфликтных ситуаций в школе                            

И.Г.Трунова, О.А.Чернышова, Ю.Г.Костина

“Конфликт – это опасение (понимание) хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, другая сторона”,- так определяет основу конфликта президент американской ассоциации конфликтологов Уильям Линкольн.        

Распространены мнения, что конфликты – это нечто опасное, что следует любой ценой их избегать. К сожалению, в результате приходится платить немалую цену за избежание попыток справиться с конфликтами – неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем индивидуальном опыте. Даже если удается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно возрастает груз обид,  разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их. Иначе наступает застой в развитии.

Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы решение удовлетворило бы интересы обеих сторон в конфликте. Тем не менее, определенная последовательность действий, которую выделяют психологи, приводит к желаемому результату. Процедура урегулирования конфликта выглядит следующим образом:

1. Определить, в чем состоит проблема, и воспринять ситуацию такой, какова она есть на самом деле.

2. При обсуждении дать возможность высказать чувства противоположной стороне.  Поставить себя на место оппонента и показать, что Вами поняты эти чувства. Нередко людям очень трудно выразить свои чувства словами, поэтому на этом этапе важно уважать чувства других.

3. Выяснить, какие события вызвали высказанные чувства.

4. Рассказать, что Вы хотите, и прислушаться  к мнению противоположной стороны.

5. Обсудить предложения по решению конфликтной ситуации, препятствия и помехи, которые могут возникнуть.

6. Прийти к соглашению  по поводу разрешения проблемы.

7. Организовать общую деятельность и постоянную коммуникацию по преодолению конфликта.  

В разрешении конфликтов  в школе многое зависит от самого педагога. Решая конфликт,  следует прибегнуть к самоанализу своих действий и поступков. Признание своих ошибок смягчает негативное отношение к личности оппонента.  Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на недостойное поведение ученика.  Необходимо контролировать свои негативные эмоции и не оскорблять личность ученика. Не пытаться за каждым отрицательным поступком видеть отрицательные мотивы.

Между учителем и учеником возникают конфликты по поводу успеваемости. Чаще они происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Педагогу с такими детьми необходимо стараться создавать ситуацию успеха, корректировать уровень трудности материала, стараться повысить мотивацию к предмету с помощью активных методов обучения.

Деятельность педагога невозможна без оценивания результатов деятельности учеников. Из-за неправильной оценки, несправедливого наказания возникают конфликтные ситуации. При оценивании необходимо обращать внимание сначала на то, что удалось сделать ученику, только потом сказать о недостатках. Давая глобальную отрицательную оценку, можно подорвать у школьника веру в себя, вызвать негативное отношение к предмету, учителю. А глобальная положительная оценка может снизить требовательность к себе, вызвать чувство непогрешимости.

Психологи, в частности А.Г. Ковалев, считают наиболее целесообразными следующие правила оценки:  

1. Парциальная положительная оценка – учащийся гордится своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем понимает, что успех не дает основания для бездействия;

2.  Парциальная отрицательная оценка – ученик понимает, что в конкретном случае совершил ошибки, которые можно исправить, так как он имеет достаточно для этого способностей и сил.

 В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь  совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив.

Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся, на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах, поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий,  а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности.  Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими.

В общении педагога с учениками большое значение оказывает стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по предупреждению конфликтов.  

Педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т.п. Однако для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Более эффективный способ воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным  способом воздействия, он дает, как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается на запреты, давление, приказ.

Не бывает абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, в каждом есть что-то положительное, на это и нужно опереться при разрешении конфликта.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как?- Москва: ЧеРо,1997
  2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум.; Москва: Совершенство,1997
  3. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- Москва: Пед. общество России,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

для родителей "Преодоление конфликтных ситуаций"

Для меня стало обязательным на каждое родительское собрание готовить тематическое выступление , одновременно с этим каждый родитель уходит с собрания с памяткой от меня....

Психолого-педагогические рекомендации родителям учащихся: преодоление конфликтных ситуаций. Конфликт «отцы и дети»? Что нужно знать.

В статье кратко раскрывается понятие конфликта: родитель-ребёнок. Для улучшения взаимопонимания и разрешения конфликтных ситуаций даются общие рекомендации. Можно использовать на родительских собрания...