СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА
2 СЛАЙД Что такое конфликт? Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам. При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.д. Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт. Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение)-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.
3 СЛАЙД Индивидуально возрастные особенности подросткового возраста
4 СЛАЙД Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
При данном типе поведения ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса, демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Учитель - раздражен и возмущен, -делает словесные замечания, -выговоры, угрозы. Для предотвращения данного поведения учителю нужно больше внимания уделять воспитанию тактичного поведении.
5 СЛАЙД Для привлечения внимания учеников учителю лучше минимизировать внимание: -игнорировать демонстративное поведение; -вести контакт глазами; - становиться рядом; -вставлять имя ученика в текст объяснения урока; -посылать секретный знак, письменные замечания. Делайте неожиданности! -Выключите свет. -Издайте музыкальный звук. -Говорите тихим голосом. -Измените голос. -Говорите со стеной (или с портретом). -Временно прекратите вести урок. Отвлеките ученика -Задавайте прямые вопросы. -Попросите об одолжении. -Измените деятельность. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения -Благодарите учеников. -Пишите примеры учеников на доске.
6 СЛАЙД Характеристики властолюбивого поведения При данном типе поведения ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряжённость, у них пассивное властолюбивое поведение либо ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать своё. Учитель - в гневе, негодует, может возникнуть страх. -учитель немедленно прекращает выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.) Для устранения данного поведения рекомендуется: - уходить от конфронтации и снижать напряжённость, -попытаться передать ученику часть своей организаторской власти.
7 СЛАЙД Характеристики мстительного поведения. Ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим, игнорирует всякие дружелюбные попытки контакта. На что у учителя вызывает следующие эмоции: -обиду, боль, опустошение в дополнение к гневу, -негодование и страх; -немедленно отвечает силой на действия ученика, как равному (подавить) -уйти из ситуации (убежать из класса).
8 СЛАЙД. Профилактикой мстительного поведения являются следующие принципы: 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
9 СЛАЙД. Профилактикой мстительного поведения являются следующие принципы: 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
10 СЛАЙД Меры экстренного педагогического вмешательства ищите изящный уход(признайте власть ученика, -уберите зрителей, -переносите обсуждение вопроса, - делайте записи, -озадачивайте учеников, -соглашайтесь с учеником, -меняйте тему) -используйте удаление -удаление не выходя из класса, -удаление в другой класс, -удаление в специальное помещение, -изоляция в кабинет школьной администрации, устанавливайте санкции: -лишение или отлагательство права заниматься чем-то, -лишение или отлагательство права пользования предметами, -лишение доступа в различные помещения школы, -прекращение взаимодействия с другими учениками, требование встречи с администрацией школы, -требование встречи с родителями, -требование встречи с милицией, -возмещение учеником убытков, починка, ремонт предметов, вещей, -возвращение вещей на место, -замена на равноценные.
11 СЛАЙД Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи УЧЕНИК ТЕРЯЕТ КОНТРОЛЬ НАД СОБОЙ, КОГДА ДАВЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАНОВИТСЯ СЛИШКОМ СИЛЬНЫМ, ОТКЛАДЫВАЕТ НА ПОТОМ, НЕ ДОВЕДЕНИЕ ДО КОНЦА, ВРЕМЕННАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ, ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИАГНОЗЫ. Учитель -чувствует себя профессионально беспомощным, -пытается оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).
Принципы профилактики: -Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу». -Помощь в преодолении социальной изоляции путём включения ученика в отношения с другими людьми.
12 СЛАЙД Меры экстренного педагогического вмешательства Изменить методы объяснения Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков, -учить за раз чему – то одному. Ввести дополнительные методы обучения Дополнительная помощь от учителя, -помощь компетентных взрослых ,-ученики – репетиторы, классы коррекции. Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе. Классные плакаты с «заклинаниями», -ищите два «плюса» на каждый «минус», - декларация «Я смогу» перед выполнением задания. Делать ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках, -показывайте ценность ошибки как попытки, -минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Формировать веру в успех Подчёркивайте любые улучшения, -объявляйте о любых вкладах, -раскрывайте сильные стороны учеников, -демонстрируйте веру в своих учеников, -признавайте трудность ваших заданий, -ограничивайте время ваших заданий. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах. Анализируйте прошлый успех,повторяйте и закрепляйте успехи. Отмечать достижения Аплодисменты, -«Звёзды и наклейки», награды и медали, выставки, -позитивная изоляция, -самопризнание.
13 СЛАЙД. Типы конфликтных личностей 1. Демонстративный. Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку. 2. Регидный. Слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность. Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. 3. Сверхточный (Педант). Это добросовестные ученики, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Личность, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе. 4. Бесконфликтный. Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (на одноклассника), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями. 5. Неуправляемый (Танк). Это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент. 6. «Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло. 7. Безвольный (Вата). Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: "Вата" не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах. Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина". В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) является "ситуативным", т.е. проявляется только при создании определенной ситуации. В данном случае - это наличие отрицательного влияния на безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами. 8. Обвинитель. Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.
11 СЛАЙД. Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: А) при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; Б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих; В) связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы. Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека. Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми. Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.
12 СЛАЙД. слова
13 СЛАЙД Особенность педагогических конфликтов. Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. -Участники конфликтов имеют различный социальный статус(учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. -Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. -Различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику-справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму. -Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика. -Ошибка учителя порождает новую конфликтную ситуацию. Причины конфликтов. -Сегодняшние ученики не такие , какими они были десять лет назад. Некоторые учителя хотят видеть их прежними. -Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учениками, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. -Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. -Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика. -Личностные качества учителя(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство), настроение учителя, жизненное неблагополучие. -Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
14 СЛАЙД. Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: Мотивационные Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению) Конфликт взаимодействий Учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят в основном из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся распространены конфликты лидерства б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить нравственно-эстетический характер в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и предметниками и т.д. г)конфликты «учитель-администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.
Связанные с недостатками в организации обучеия I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную. II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников . Появляются новые учебные предметы. III конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс. IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.
15 СЛАЙД Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.
16 СЛАЙД Структура, сфера, динамика педагогического конфликта «ученик-учитель» Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, из взаимодействий объектов конфликта. Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Например, в классе есть трудный подросток. На уроках ведет себя вызывающе, грубит. Если во взаимодействиях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и его внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будете выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию будет он проявлять. Ваши конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, то есть сможете понять его интересы, цели, мотивы. У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым, выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.
Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к примеру с нарушением дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным. Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда. Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.
17 СЛАЙД Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися. Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должно быть тактически проработана.Ведь многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. К.У.Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлимые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество( конкуренция) И я постаралась отобразить основные их мысли в виде таблицы:
18 СЛАЙД Стиль конкуренции или соперничества Суть стиля | Характерные ситуации | Может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы
| - исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
- обладаете достаточной властью и авторитетом, предоставляется очевидным, что предполагаемое вами решение - наилучшее;
- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.
|
19 СЛАЙД Стиль сотрудничества Можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. | - Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- основной целью является приобретение совместного опыта работы;
- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
|
20 СЛАЙД Стиль компромисса Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться» | - Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
- удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения;
- вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными
|
21 СЛАЙД Стиль уклонения, избегания Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. | • Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы; • знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу; • хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение; • пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию; • у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности |
22 СЛАЙД Стиль приспособления Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны | • Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; • предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; - ' считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию; осознаете, что правда не на вашей стороне;
- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
|
23,24 СЛАЙДЫ . Пословицы к стилям взаимодействия
Выводы: Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт,обеспечить высокую культуру общения.
Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги. - УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.(25 МИН) 1 этап. Проведение анализа реальных конфликтных ситуации (работа в группах). Нарезка школьных ситуаций из фильма «Школа» Гай Германики.
УПРАЖЕНЕИЕ «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КОНФЛИКТА» (10 МИН) На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут. Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта: Конструктивные стороны конфликта: - Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
- Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
- Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
- Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
- Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
- Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта: - Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
- Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
- Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
- Представление о победителях или побежденных как о врагах.
- Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
УПРАЖНЕНИЕ «Я В КОНФЛИКТЕ» (10 МИН) Цели: - выразить свое видение самого себя в сложной ситуации
- дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.
Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 5 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, что испытывает творец той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации. Когда все работы показаны, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.
ТЕСТ «30 ПОСЛОВИЦ» (5 МИН) Инструкция к тесту: «Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5. Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже». После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам. Бланк теста «30 пословиц» 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Тест «30 пословиц» - Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Не подмажешь — не поедешь.
- С паршивой овцы хоть шерсти клок.
- Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
- Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
- Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своей добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
- Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
- Дерись подольше, да ума набирайся побольше.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Добро слово победит.
- Ты — мне, я — тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
- Кто спорит — ни гроша не стоит.
- Кто не отступает — тот обращает в бегство.
- Ласковый теленок двух маток сосет.
- Кто дарит — друзей наживает.
- Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решить конфликт — избежать его.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Кротость торжествует над злом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация 1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам. 2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации. 3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения. 4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие. 5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
ПЕРЕРЫВ 15 мин
ВЫХОД ИЗ КОНФЛИКТА. ИТАК, КАК ЖЕ ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ?! Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон. Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом. Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно. Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника. Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы. Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта. Следите за тем, что говорите: o Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его. o Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы? o Не используйте слова „всегда“ и „никогда“. o Будьте правдивы и делайте это с добром. o Иногда бывает лучше и промолчать. Нападайте на проблему, а не на человека. o Говорите о конкретных вещах, не обобщайте. o Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи. o Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“. o Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом. Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции. Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог. Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом. Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе. Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта. Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра. Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений. Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства. Принятие позиции своего противника помогает нам понять с какими сторонами себя мы сейчас в конфликте. Конфликтная ситуация возникает потому, что в нас самих есть то, что согласно с нашим противником. Поле организовывает конфликт, чтобы мы лучше поняли себя. И пока мы это не поймём, будем попадать в подобные конфликты или долго находиться в одной конфликтной ситуации. Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень. Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра. Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас. Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.
УПРАЖНЕНИЕ « 4 КВАДРАТА» (10 МИН) Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими. «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.) Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца». После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали». После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2». После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4». После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился! Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться. А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом Деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»». Иногда участники испытывают затруднения при переформулировании своих качеств. Нужно предоставить им возможность обратиться за помощью к тренеру или к группе в целом (в этом случае процесс может стать увлекательной тренировкой для всей группы). Обсуждение может касаться того, какие качества было анализировать и переформулировывать, положительные или отрицательные, в каких ситуациях может пригодиться этот навык. Тренер может предложить участникам проанализировать по той же схеме своих оппонентов по потенциальному или уже разгоревшемуся конфликту. Такой подход к «противнику» помогает найти в нем позитивные качества и иногда меняет отношение к нему, минимизируя риск конфликтного развития событий. Полезным может оказаться и анализ своих качеств с точки зрения оппонента.
РЕФЛЕКСИЯ «СОЛНЫШКО» выдаются лучики от солнышка, участники пишут свои впчатления от семинара на лучике, озвучивают, а потом прикрепляют на доску…..
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».
Использованная литература: 1.Богуславская И.Г.Все для заместителя директора по воспитательной работе.Казань, 2007, стр.94-95 2. Воспитание школьников.№3, 1996г., Егидес А.,Психотехника общения. стр.24-26,Щуркова Н.,Диалогичность воспитания,стр.8-10 3.Кравченко А.И.,Певцова А.Е.,Обществознание,7 класс, Русское слово,2007г. 4.Ольшанская Р.А.,Техника педагогического общения, Волгоград, Учитель,2005г. 5.Ромашкина Г.А.Педсоветы в школе,Волгоград,2004г.,стр.10-31
Приложение №1 1 ситуация (ученики-ученики) Учащиеся 5а, 5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга. Вопросы для обсуждения: 1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри? 2.Каковыми должны быть действия классного руководителя? 2 ситуация(учитель-родитель) Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт. Вопросы для обсуждения: 1.Из-за чего произошел конфликт? 2. Есть ли ошибка классного руководителя? 3.Каковыми должны быть действия классного руководителя? 3 ситуация (родитель-учитель-родитель) Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями. Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый защищал своего ребенка. Произошел конфликт. Вопросы для обсуждения: 1.Из-за чего произошел конфликт? 2.Каковыми должны быть действия классного руководителя? Приложение №2 ИГРА "МЕХАНИЗМЫ” Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать) Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству. Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его. |