Классный час «Будьте добрыми и человечными»
классный час (8 класс)
Данное мероприятие формирует у ребят представление о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм».
Формирует характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Будьте добрыми и человечными»
Класс: 8
Цели:
- Формирование у ребят представлений о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм».
- Развитие дискуссионной культуры, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
- В эмоциональной сфере: формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм.
Методы: работа индивидуальная, групповая, беседа, рассказ, метод воспитывающих ситуаций, рефлексия.
Оборудование: карточки с ситуациями, отрывок из произведения Ю. Яковлева «Сердце матери», аудиозаписи с танцевальной музыкой.
Время: 60 мин.
Ценности, которые формируются в процессе мероприятия: доброта, человечность милосердие, терпимость.
Содержание мероприятия
- Организационный момент
Прием «Общаться по правилам».
Цель: устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся.
II Разминка (завязка)
Каждому из учащихся раздается по салфетке. После этого все участники встают спиной в круг. Ведущий предлагает учащимся выполнить следующую инструкцию: «Оторвите правый верхний угол салфетки, затем сверните ее пополам, после этого оторвите левый нижний угол, затем еще раз сверните и оторвите правый нижний угол» ...
После выполнения задания всем предлагается развернуть салфетки и сравнить с друг другом полученный узор. Все участники обнаруживают, что узор у каждого разный. После этого проводится обсуждение, почему при одинаковых салфетках и инструкции у каждого получился свои рисунок.
Вывод, к которому желательно подвести учащихся: наше восприятие одной и той же информации происходит разными путями. Это говорит о нашей индивидуальности. Стало быть, и мир мы воспринимаем по-разному. Это интересно, потому что, воспринимая мир по- разному, мы можем обогатить, дополнить представления друг друга. Следующее упражнение поможет вам закрепить представление об индивидуальных взглядах на этот мир и о том, что в нем происходит.
- Вступительное слово учителя
(Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий».)
У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой.
От глада жажды и страданий
Куска лишь хлеба он просил,
И взгляд являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскую;
Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою.
- Как вы думаете, о каком нравственном качестве говорит поэт? (Милосердие.)
Какие нравственные критерии включает в себя это понятие - милосердие?
(Добро, жалость, сопереживание, сочувствие, чуткость, терпимость.)
Учитель:
- Часто мы наблюдаем равнодушие, жестокость, грубость, нетерпимость людей друг к другу. К тому же, грубые слова, насмешки могут обидеть человека и довести до ужасного состояния.
Говоря о моральных и нравственных качествах, уместно сегодня привести слова известного немецкого философа Эммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
IV. Диалоговая рефлексия, способствующая формированию отношения ребят к нравственным законам
- Что значит нравственный закон внутри нас?
Древнегреческий философ и ученый Аристотель 2300 лет назад ввел термины «этика», «обычай», «нрав», «характер».
- Как вы понимаете эти термины?
Смысл этики - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный поколениями.
- Упражнение «Правила общения». (Работа в группах.)
Учитель:
- Очень интересную мысль высказал Экзюпери: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения».
Задание: каждая группа определяет правила, необходимые для человеческого общения, и записывает на лист ватмана.
Презентация групп.
- Высказывание по кругу.
- Что входит в понятие «благородство»?
(Поступки людей с точки возвышенных мотивов, которыми они продиктованы; самоотверженность, верность идеалам, мужество, великодушие.)
- Как вы понимаете, что такое «человечность»?
(Милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основа человеческого счастья, сопереживание, отношение к детям, старикам, беззащитным.)
- Что входит в понятие «доброта»?
(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявлением доброты.)
Учитель:
(Высказывания известных мыслителей, философов по теме занятия.)
- Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства, человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей.
- Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
- Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как земли неразумные дети Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое!
- «Против всего можно устоять, но не против доброты», - утверждал французский мыслитель Ж.Ж. Руссо.
Помогают ли благородство, доброта, милосердие стать счастливым человеком
(Высказывание по кругу, примеры из личного опыта.)
V. Упражнение «Добрые слова» (Прием «Ролевые маски». Войти в роль другого человека и выступать уже не от своего имени, а от его лица.)
Учитель:
- «Доброе слово и собаке приятно услышать», - слышали, наверное, такое выражение.
Задание. За 5 минут подготовить рассказ, в котором должны звучать добрые слова в адрес кого-нибудь из присутствующих. Каждый самостоятельно выбирает детей из группы, о которых будет рассказывать. Необходимо подчеркнуть, что именно он ценит в каждом из тех, о ком рассказывает.
- Приятно говорить «добрые слова» или получать?
- Изменилось ли ваше настроение?
- Трудно ли было найти ценные качества в том человеке, о ком рассказывали?
- Как вы реагируете, когда вам говорят комплимент или приятные слова?
Притча «Бабушкина сказка».
Учитель:
- Послушайте интересную сказку- притчу.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место, к трем соснам, что стояли на краю леса. Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе, посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленые, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.
Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Ох, как трудно сделать выбор!
- Кого бы из прекрасных девушек выбрали вы?
- Почему так сложно сделать выбор?
- Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?
- Что значит быть добрым человеком?
- А могут ли они вместе идти по жизненному пути и помогать друг другу?
VI. Ролевая игра «Перед вами две дороги»
Три добровольца разыгрывают ситуацию перед ребятами с последующей рефлексией.
Молодой парень и его девушка гуляют по парку. На бордюре клумбы сидит пожилой человек в рваной грязной рубахе, обхватив левую ногу руками, слегка покачиваясь. Он тихонько стонет, а в глазах - слезы. Девушка пытается подойти, а парень ее отговаривает и не пускает.
- Могут ли среди беженцев или бродяг оказаться люди, которые вследствие ряда причин оказались на «дне» жизни?
- Как вы относитесь к тем, кто просит подаяния?
- Всегда ли мы милосердны и добры к своим самым близким и родным людям?
Из далекой-далекой древности, из VI века до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
• Отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».
Учитель:
- Послушайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».
«Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты к ним приходит позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное - вроде утоления жажды.
Однажды в один из суровых дней я пришел из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жестокого, чем просить матери то, чего у нее нет, - последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя, и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» - нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».
Берегите же ее, самую добрую, самую хорошую - вашу маму, берегите ее здоровье, ее силы и нервы - и вам самим от этого станет хорошо. А если вдруг вы сорветесь и обидите маму - вспомните рассказ, который я вам только что прочитала, и сразу постарайтесь загладить свою вину.
Резюме
- Делать добро другим - не обязанность. Это - радость, поскольку это улучшает здоровье и увеличивает счастье.
- Забудьте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».
- Вместо того, чтобы расстраиваться из-за неблагодарности, будьте готовы к ней.
- Благодарность - это такая черта характера, которая является результатом воспитания, этому надо учить.
- Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
- Подсчитывайте свои удачи, а не свои неприятности.
Китайская пословица гласит: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит».
VII. Итог
«Корзина подарков». Все ребята садятся в круг, и каждый дарит от себя группе одно, доброе слово.
Литература
- Ведерникова В.А., Огородникова Н.В. и др. Сценарии классных часов и вечеров.
7-9 классы. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2005.
- Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2003.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Будьте добрыми и человечными!» классный час в 6 классе
Данный классный час нацелен на воспитание доброго отношения к окружающим, ориентирован на улучшение межличностных отношений....
Классный час "Будьте добрыми, человечными!
На данном классном часе обобщается информация, полученная на предыдущем классном часе по разделу: « Как прекрасен этот мир», продолжается углубление знаний учащихся о таких понятиях как человечност...
Классный час в 7 классе "Будьте добрыми и человечными"
Материал классного часа воспитывает у учащихся доброту, человечность, любовь к природе, " братьям нашим меньшим"....
Классный час "Будьте добрыми и человечными"
Сценарий проведения классного часа для детей шестого класса....
Классный час "Будьте добрыми и человечными"
Классный час в 5 классе. Материал содержит конспект занятия, презентацию, раздаточные карточки....
Классный час "Будьте добрыми и человечными"
Классный час...
Классный час "Будьте добрыми и человечными"
Воспитывать у детей доброту и человечность....