Классный час "О нравственности"
классный час (5 класс)

Бадмаева Розалия Будаевна

Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nravstvennosti.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

 в 5 «а» классе

На тему:  «О нравственности»

Цели:

  • Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни учеников через поселение в нём светлых образов и мыслей.
  • Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшнее мероприятие хотелось бы начать с небольшого стихотворения Е. Каргановой «Кого я уважаю»:

Я уважаю муравья

За то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?

Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.

Учитель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.

  • Как Вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:

Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

Вопросы для обсуждения:

  • Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?
  • Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?
  • Ребята, но как мы понимаем какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет?

    Примерные ответы учеников: Хорошие поступки приносят людям пользу. Добрые люди всегда помогают нуждающимся в этом. Никогда не пройдут мимо беды другого человека.

  •  Скажите,  пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему?

   Примерные ответы учеников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.

  • Как нам тогда мы уживаемся вместе?

Примерные ответы учеников: люди придумали правила поведения.

Учитель: Действительно, существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности, являются простыми нормами поведения людей. Множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Нормы нравственности  помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.

 Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями. Самая главная норма требует от нас уважения к другим людям. Соблюдение этого требования – необходимое условие совместной деятельности людей.

Учитель: Ребята, а кто знает, что означает это слово? (выслушиваются размышления учеников)

Учитель: Предлагаю вам рассмотреть определения, которые даются в словарях. (На доску вывешиваются листы с определениями)

Толковый словарь Ушакова: Совокупность норм, определяющих поведение человека. 

Психологический словарь: Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.

П. Гольдбах: Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Как вы видите, нравственность – это то, что определяет поведение человека.

Вопросы для обсуждения: Кто следит за выполнением этих правил? Записаны ли они где-либо? Наказывается ли человек, отступивший от этих правил?

Учитель: За выполнением нравственных предписаний следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети высказывают свои варианты).

Учитель: Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.

(уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения).

Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить  нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.

Ситуация №1. Ваша одноклассница  известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?

Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?

Ситуация №3. Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите?

  • Предложу посмотреть передачу вместе с братом.
  • Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.
  • Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
  • Пойду погуляю с братом.
  • Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

Ситуация №4. Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: "Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому". Как ты поступишь?

  • Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
  • Предложу решить голосованием.
  • Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.
  • Подниму руку, что не пойду.
  • Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.

Ситуация №5.

Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете учителю поступить при распределении ролей?

  • Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
  • Главные роли дать желающим.
  • Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.
  • Желающим тянуть жребий.
  • Пусть решат сами участники спектакля.

Комментарии к выполнению задания:

Распределите  выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.

Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью: "Поспешай делать добро".

Какой вариант поступка в  ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.

Итак, подведем итог. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политичес...

Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.

У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...

Нравственные классные часы. 9 кл.

Подборка классных часов для 9 класса, способствующих нравственному воспитанию подростков....

Нравственные классные часы. 8 кл.

Подборка классных часов, способствующих нравственному воспитанию подростков....

Сценарий классного часа "Нравственное здоровье молодежи 21 века"

Вступление педагога: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим классный час на тему «Нравственное здоровье молодежи 21 века». (Слайд №1)Наша цель: формирование гармонично развитой ...