Нравственный классный час в 7 классе Методическая разработка конспекта классного часа для 7 Г класса на тему « Мои жизненные ценности».Подготовила Степанова Алина Александровна
классный час (7 класс) на тему

Нравственный классный час в 7 классе

Методическая разработка конспекта классного часа для 7 классса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28665-klassnyj-chas-zhiznennye-tsennosti.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственный классный час в 7 классе

Методическая разработка конспекта классного часа для 7 класса

Конспект классного часа для 7 класса на тему «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности»

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Сценарий классного часа дает учителю материал для организации общения детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Классный час не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.

Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами (образец ответа в тексте сценария).

Оборудование:

• бумажная фигурка мистера Икс, скотч;

• альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед классным часом.

Оформление:

• в левой части доски нарисовать мелом гору жизни с «Пиком счастья», лестницу с тремя перекладинами (деньги, власть и слава);

• в правой части доски записать: Нравственные ценности

• прилежание,  пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

• благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

• чуткость, способность сопереживать, милосердие;

• любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

Задания для групп

1. Преуспевающий человек - это тот, кто...

2. Неудачник - это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности - это...

6. Мнимые ценности - это...

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?».

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».

V. Проект «Лестница к счастью».

VI. Словарная работа.

VII. Работа в группах «Допиши предложения».

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.

- А что такое счастье? Примерные ответы детей:

- Это когда все получается.

- Когда все живы и здоровы.

- Когда все есть, чего только ни пожелаешь.

- Когда сбываются мечты.

- Когда тебя все уважают.

- Когда ты известен, все тобой восхищаются.

- Когда занимаешься любимой работой. Классный руководитель. А как стать счастливым?

Примерные ответы детей:

- Выиграть в лотерею.

- Достать волшебную палочку.

- Иметь богатых родителей.

- Найти клад.

- Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»

Классный руководитель. Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь - лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.

Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Примерные ответы детей:

- Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.

- И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть - это тоже мнимая ценность.

- Слава - это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»

Классный руководитель. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька - это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Примерные ответы детей:

- Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

- Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

- Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят и он добьется успеха в жизни.

- Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души. Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

V. Проект «Лестница к счастью»

Классный руководитель. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:

• ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

• ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

• ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

• христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

- Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

- Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?

(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)

VI. Словарная работа

Классный руководитель. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).

Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля - и нашли такие значения указанных слов.

Ученик 2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 1. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 2. Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель - успех - счастье.

Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха в каком- либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.

VII. Работа в группах «Допиши предложения»

Классный руководитель. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.

На это задание вам дается 3 минуты.

(Учитель распределяет задания по рядам (6 рядов - 6 групп).)

Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы.

(Ученики первой группы высказываются. Затем учитель дает слово представителям других групп.)

- Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?

(Дети высказываются.)

Спасибо всем за работу.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.

- Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

- Я строю храм! - гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:

- Разговор о ценностях был очень полезным.

- Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.

- Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.

- Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.

- Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"

Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 5 класса по теме "Семья"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме " Семья" +тех карта...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...