Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.
классный час (6 класс) по теме
У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта и оперативнее, и удобнее. Но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только "голая" информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые сопутствуют человеческой жизни. А в письмах можно рассказать всё подробно. Кроме того, письма из прошлого помогают нам лучше узнать быт и традиции людей, живших до нас, их чувства, привязанности, образ мыслей. Читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только растёт. без таких писем мы можем утратить какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатлёнными, могут уйти навсегда.
Занятие преследует следующие цели:
- образовательная: формирование понятия о письме как эпистолярном жанре, о композиционных особенностях письма;
- развивающая: развитие логического мышления и связной речи, совершенствование коммуникативных способностей;
- воспитательная: формирование творческого отношения к письму, понятия о семье и близких как главных жизненных ценностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_pisme.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-практикум
«Разговор о письме»
1.Учитель: Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений – мы вместе сочиним урок!
Учитель: внимание на экран.
Учитель: О чём спор? (Спор двух сийских шестиклассников о том, нужны ли письма в наше время).
Учитель: исходя из этого спора, сформулируйте тему занятия. (Ответы детей). ( Разговор о письме. Письмо как жанр словесного творчества).
Учитель: у вас на столах у каждого лежит технологическая карта, которую мы с вами в процессе занятия должны заполнить в виде плана и которая останется у вас как памятка. Запишите тему занятия.
Учитель: Исходя из темы, какой цели мы должны достичь на занятии? (Научиться писать письма).
Учитель: сформулируйте цель мероприятия в виде совета и запишите её в карту. ( Учитесь писать письма!) Наше занятие посвящается древнему благородному искусству – умению писать письма.
Учитель: (Слайд). На слайде подборка эпиграфов. Предлагаю вам посовещаться в группах, выбрать и записать тот эпиграф, который, на ваш взгляд, наиболее полно отражает тему занятия, и обосновать ваш выбор.
Учитель: У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже берём мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта и оперативнее, и удобнее. Но письмо, согретое теплом родных рук, наполненное душевным светом, всегда приятно получать. Кто из спорящих, по-вашему, прав? Нужны ли в век новейших информационных технологий письма? (Кто считает, что письма устарели, поднимает красную карточку, кто считает, что письма нужно писать –синюю карточку).
Учитель: Сегодня на уроке присутствует учёный, лингвист, который будет объяснять непонятные термины, а помогать ему в этом будет словарь русского языка С.И.Ожегова. Письмо представляет собой эпистолярный жанр.
- Что означает слово «эпистолярный»? (сл-рь С.И.Ожегова). 1. эпистола (греч.) – письмо, послание. 2. эпистолярный (греч.) – свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.
Эпистолярный. О литературных произведениях: в форме письма, переписки.
- А что такое письмо? (Ответ зачитывает «учёный» из словаря Ожегова).
Учитель: Историческая справка. (Зачитывает ученик). «Письма люди пишут давно. Первыми письмами были наскальные изображения. Жители Месопотамии много лет тому назад писали письма на плитах, индейцы – на шкуре бизона. (Слайд с берестяными письмами).
На Руси первые письма представляли собой берестяные грамоты. Первое упоминание о письме на бересте в Древней Руси относится к 15 в.: в Послании Иосифа Волоцкого говорится, что основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский писал на ней по причине бедности: пергамент берегли для летописей.
Берестяные свитки были распространенным бытовым предметом.
Учитель: Современные формы письма и правила переписки сложились сто пятьдесят лет назад. Пришли они к нам из Англии.
- Когда мы пишем письмо, что мы создаём? (Текст).
- Что такое текст?
- Какие композиционные компоненты должны быть в письме? (Ответы детей, затем обращаемся к слайду) (Слайд: вступление – приветствие, обращение; основная часть – информационная; заключение – просьба писать, слова благодарности, прощание, подпись, дата).
Учитель: Ребята, как называют человека, которому адресовано письмо? А человека, который отправляет письмо? Обратимся к помощи учёного.
Учитель: (Слайд): Запишите в технологическую карту определения терминов.
А) Адресат – получатель, лицо, которому адресовано письмо.
Адресант(нем) – отправитель, лицо, посылающее письмо.
Учитель: какая информация может содержаться в письме? (официальная, неофициальная, личная, эмоциональная).
Учитель: для чего мы пишем письма? Какой может быть цель письма? (сообщить, поздравить, поблагодарить, поделиться чувствами).
(Слайд):
Б) информация (официальная, неофициальная, личная, эмоциональная);
В) цель письма ( сообщить, поздравить, поблагодарить, поделиться чувствами).
-Учитель: Какие бывают письма в зависимости от цели письма?
Виды писем (слайд).
- Личное письмо
- Письмо-поздравление
- Благодарственное письмо
- Деловое письмо
- Письмо-просьба.
-Учитель: Обязательно ли наличие указанных композиционных элементов в каждом письме? (Повтор слайда о композиции письма).
- Учитель: Чем обусловлено употребление тех или иных композиционных элементов в письме? (Видом письма).
Учитель: как вы думаете, чего не должно быть в письме? (Грубости, оскорблений).
-Как нужно писать письма? Разборчиво, мысли излагать доступно, не допуская грубой лексики).
Учитель: предлагаю вам познакомиться с «Заповедями адресанта».
- будь вежлив;
- пиши аккуратно, разборчиво;
- изъясняйся чётко, логично, последовательно;
- стремись к образности языка.
Зарядка!
Учитель: (слайд с текстом письма). Прочитайте письмо. Всё ли вас в нём устраивает? Показалось ли оно вам интересным? Отредактируйте его. (Работа в группах). Устно.
Учитель: А.С.Пушкин – основоположник русского литературного языка, многое сделал для того, чтобы наш язык стал языком эпистолярной культуры.
Его письма – образец словесного искусства. Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает.
Учитель: Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.
Учитель: А как ждали писем с фронта от своих мужей, сыновей, дочерей… Солдаты, сидя на привале, писали письма-треугольники домой своим жёнам, детям, родителям. Письма, которые одинаково ждали как солдаты, так и те, кого они защищали, придавали силы в трудные годы войны. Солдатские письма проверялись – ставился штамп «проверено цензурой».
В нашем школьном музее хранятся такие письма-треугольники (слайд). Эти письма дают возможность окунуться в историческое прошлое нашей страны, почувствовать неразрывную связь поколений.
Учитель: Эти письма –музейная реликвия. Что такое реликвия? (Ответ учёного).
Учитель: запишите в карту определение слова реликвия.
Учитель: в моей семье самыми дорогими моему сердцу являются письма моего сына, начиная с детских лет и заканчивая письмами солдата Российской армии, защитника Родины. Вот в такой папке я их храню. И вы можете подобным образом хранить ваши семейные реликвии.
Учитель: Современные школьники ассоциируют слово «письмо» с компьютером, интернетом. Я предлагаю вам познакомиться с письмами учащихся 6 класса Сийской школы, в которых они попытались совместить эпистолярный жанр и современные компьютерные технологии. Посмотрите, какие интересные получились письма! (Выставка писем ребят).
Учитель: Давайте составим коллективный синквейн на тему «Письмо». (Каждой группе – по строчке). Запишите синквейн в карту урока.
- Совсем недавно – в последнее воскресенье ноября – мы с вами отмечали замечательный праздник – День матери. Этот праздник недавно отмечается в нашей стране и поэтому традиций, связанных с этим днём, не так много. Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня написал своей маме письмо. Мамам будет приятно получить от сына или дочери доброе послание. А чтобы вам легче было справиться с задачей, я приготовила для вас заготовки письма. Вам нужно будет вставить в ваше письмо ту информацию, которую вы захотите. И пусть это станет доброй традицией для вас: писать письма своим мамам.
- Зачитайте получившиеся письма. (Ответы нескольких детей).
Я попрошу вас оценить наше занятие. Если вам понравилось работать на занятии и вы узнали что-то новое, интересное – приклейте на лист бумаги красные полоски, если мероприятие для вас был обычным, «нейтральным» - наклейте синие полоски, а если вам не понравилось - зелёные.
Сейчас я попрошу вас закончить предложение: «Сегодня на уроке я…»
В заключение я хочу каждому из вас вручить от себя лично благодарственные письма с наилучшими пожеланиями. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка нравственной воспитанности учащихся 5-8 классов.
Методики оценки нравственной воспитанности учашихся 5-8 класов: Диагностика нравственной самооценки, диагностика этики поведения, диагностика отношения к жизненным ценностям, диагностика нравственной ...
Система классных часов по формированию коллектива в 10 «А» классе.
Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом.Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основ...
Сценарий мероприятия (классного часа) по ПДД для учащихся 3-5 классов "Учим правила дорожного движения по стихам С. Михалкова"
Данный сценарий может быть использован классными руководителями 3 - 5 классов при подготовке классного часа, а так же школьного ( и не только) мероприятия по правилам дорожного движения. Для реализаци...
Конспект классного часа по нравственному воспитанию " Час доброты"
Организация и проведение нравственного классного часа имеет свои трудности. Проводя его, педагог должен понимать, что активное участие детей в обсуждении нравственной проблемы может идти довольн...
Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)
С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...
Буклет : "Программа нравственного воспитания учащихся 5-7 класс"
В данном буклете сжата представлены блоки Программы нравственного воспитания учащихся 5-7 класс на основе краеведения. Представлены фотографии реализации данной программы....