Как научиться понимать друг друга
методическая разработка (8 класс)
Разговор о том, как правильно общаться, как вести себя в коллективе, пытаться найти выход из трудных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать! Сегодня мне бы хотелось вас пригласить к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех – поэтому приготовьте хорошее настроение, позитивный настрой друг к другу, желание высказываться! Я верю, что у нас всё получится!
Эпиграфом к нашему уроку я хочу взять слова выдающегося русского поэта и прозаика Эдуарда Асадова:
«Плохой ли, хорошей рождается птица -
Ей все равно суждено летать.
С человеком же так не случится.
Человеком мало родиться,
Им еще надо стать»
Как вы понимаете эти слова?
Сегодняшнее наше общение пройдет в кругу Как вы думаете, почему? (выслушиваются мнения детей) Правильно, ребята. В кругу проще вести открытый разговор.
Давайте вспомним правила работы в кругу:
В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
Говорит один, все слушают, не перебивая.
Ребята, чтобы сформулировать тему нашего с вами занятия, предлагаю посмотреть на экран.
Ролик. Притча о ледяной реке.
Ребята, о чем эта притча?
Из всего сказанного давайте сделаем вывод, и попробуем назвать тему нашего классного часа. (ответы учащихся)
Тема занятия: Как научиться понимать друг друга.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно общаться, как вести себя в коллективе, попытаемся найти выход из трудных ситуаций.
Посмотрите друг на друга, какие мы все разные. Наш класс – 7А. Девчонки и мальчишки! Какими словами вы могли бы описать наш классный коллектив. Какие мы? (выслушиваются ответы детей)
Каждый из вас – неповторимая личность. В каждом есть изюминка, которая делает вас не похожими на остальных людей. Но при этом у каждого из вас есть свои достоинства и недостатки.
Кто-то неусидчивый, вспыльчивый, упрямый забияка.
А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными…
Однако, каждый человек достоин того, чтобы к нему хорошо относились.
Ребята, всем нам знакомо такое понятие, как толерантность. Что оно означает.
Толерантность – способность человека быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Перед вами на планшетах лежат ладошки. Как известно, раскрытая ладонь издавна считалась символом открытости, дружественных намерений. Не зря у мальчишек приветствием является рукопожатие. В давние времена этим жестом люди показывали: в моей руке нет оружия – я друг.
Давайте подумаем и запишем, какими качествами может обладать толерантный человек. Назовите эти качества, давайте прикрепим ваши ладошки на доску.
Учащиеся прикрепляют свои ладошки на доску
Молодцы ребята! Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость и т. д.
Но не всегда наши интересы и интересы окружающих людей могут совпадать, и это становится причиной возникновения конфликтов.
Что такое конфликт?
Упражнение «Ассоциации»
Когда мы произносим слово конфликт, у нас возникает ряд ассоциаций, определенных чувств, образов.
А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
(ссора драка спор ругань крик непонимание разногласие люди враг раздор проблема вражда скандал человек гнев разговор несогласие мнение разлад зависть компромисс обида недопонимание дружба столкновение мир беда боль злость противоречие)
В большом энциклопедическом словаре даётся следующее толкование понятию «конфликт» - столкновение сторон, мнений, противоположных интересов, взглядов, разногласие, острый спор.
А теперь давайте немного поразмышляем.
Игра «Ответь на вопрос»
Если конфликт – это музыка, то какая?
Если конфликт – это погода, то какая?
Если конфликт – это животное, то какое?
Если конфликт – это вода, то какая?
Если конфликт – это растение, то какое?
Вот видите, ребята, какими разными могут быть конфликты.
Какие ощущения вы испытывали, просматривая изображения и слушая музыку?
Как вы думаете, из-за чего разгораются конфликты? (различные точки зрения на один и тот же вопрос, борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, личная неприязнь к человеку, симпатия без взаимности)
Я предлагаю вам просмотреть отрывок из фильма Ролана Быкова «Чучело»
Как вы считаете, является ли увиденная нами ситуация конфликтной?
В чем это проявляется?
Правильно. Поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды – все эти проявления достаточно распространены в подростковой среде.
В фильме «Чучело» таким насмешкам подверглась девочка, пришедшая в класс из другой школы. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления.
Думаю приятного в такой ситуации мало.
А вы хотели бы оказаться на месте главной героини?
Всегда ли вы хорошо поступаете по отношению к своим сверстникам?
Как девочка смогла разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию?
Что же делать, если по какой-то причине у нас в классе произошёл конфликт?
Существуют ли какие-то способы его решения?
Способы разрешения конфликтов
Избегание - ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки.
Приспособление - означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный
Компромисс - то урегулирование разногласий через взаимные уступки. Партнеры по общению сходятся на "золотой середине", то есть на частичном удовлетворении интересов,
Сотрудничество предполагает поиск решения, удовлетворяющего интересы всех детей класса. Оно предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои,
Соперничество наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное.
А теперь я вам предлагаю рассмотреть несколько ситуаций и найти пути их разрешения. (и найти пути их предотвращения)
Ситуация 1.
Ученик, проходя мимо парты, случайно задел лежавшие на ней учебники. Они упали на пол. Другой ученик обругал неуклюжего одноклассника. Тот не сдержался и ответил грубостью. Завязалась драка.
Что можно сказать о поведении и поступках одноклассников (ребята высказываются)?
Мог ли этот поступок закончиться по-иному? На каком этапе можно заглушить его? Как бы вы поступили в этой ситуации: с той и другой стороны. Стоит ли так жестко оценивать поступки других и осуждать человека?
Ситуация 2.
К 8 марта для девочек мальчики готовят праздничную стенгазету. У них прекрасное настроение. Петя предложил нарисовать в центре газеты яркий букет, а Миша цифру 8. Не придя к единому решению, мальчишки поссорились, грубо обозвав друг друга, и перестали разговаривать.
Что можно было предпринять в этой ситуации, что бы избежать ссоры?
Ситуация 3.
Выходят две ученицы.
1-й вариант разговора.
— Ой, привет, ты где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.
— Ты на себя в зеркало посмотри!..
- Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора.
— Тебе просто не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
— А что мне делать?
— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
— Пойдем.
Молодцы ребята, хорошо поработали, анализируя ситуации. А теперь давайте обобщим ваши рассуждения.
Как же можно избежать конфликта?
Таким образом, выслушав ваше мнение, я хочу сделать вывод
Не скупитесь на улыбку.
Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
Надеюсь, что вы тоже сможете решать проблемные ситуации, не доводя их до конфликта.
И в заключение нашего классного часа хочется сказать следующее.
Мы с вами вместе уже третий год. И я вижу, как вы взрослеете, набираетесь жизненного опыта. А значит, повышается ваша ответственность за все, что происходит вокруг вас. Ответственность за то, чтобы жить в гармонии с самим собой, с окружающими людьми.
Возвращаясь к началу нашего занятия, хочу процитировать строки уже знакомого нам Эдуарда Асадова:
Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца...
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть обиженное сердце...
Мы научимся общаться, понимать и принимать друг друга такими как есть, только тогда, когда растопим лед недоверия, непонимания нашей любовью.
И на память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своей любви.
Надеюсь, что со временем все эти сердца превратятся в одно большое сердце, сердце нашего класса, и оно будет излучать только добро.
Учитель дарит всем участникам и гостям сердечки, а на обратной стороне записаны советы.
Самоанализ беседы
В 6 классе обучаются 12 детей. Состав класса каждый год меняется. К сожалению, дети жестокие, любят посмеяться друг над другом, особенно над теми, кто разговаривает на родном языке. Выявляются лидеры в классе. Поэтому содержание темы занятия актуально для наших детей. Этим мероприятием я хотела показать, что мы все одинаковые, равные имеем права. Хотелось бы чтобы дети относились друг другу дружелюбно, уважали индивидуальность каждого. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого занятия имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы.
Методическая разработка классного часа «Учимся общению без предрассудков» является одним из классных часов по воспитательной программе годового плана школы- интернат и приуроченным к году Кино. . Занятие провела в форме круглого стола. Детей рассадила по кругу, так как это способствует сближению, сплочению коллектива и соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Занятие было построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. При подготовке и проведении ставила следующие цели и задачи: наладить отношения между одноклассниками;
- воспитывать коллективизм;
- провести профилактику проблемы «изгой в классе»;
- развивать навык выражения значимых мыслей и чувств;
4.воспитывать умение находить решения трудных ситуаций
Применила методы: словесные, наглядные, беседа, , практико-ориентированный, методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость), методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Технологии: , здоровьесберегающие, игровые, технология сотрудничества,
рефлексивные, информационные, личностно-ориентированные, проблемного обучения
Подготовительная работа: просмотр фильма «Чучело»
Все этапы были направлены на выполнение цели и задачи с учетом индивидуальных особенностей детей.
1. Оргмомент включал в себя организацию группы, создание психологической комфортности и подготовку детей к активной деятельности. Для создания стрессообразующих факторов, создания атмосферы доброжелательности, я использовала психологический метод.
2.Постановка целей занятия. Целеполагание было определено детьми в результате просмотра картинок со слайда.
3.В основной части в начале выяснили , что нужно для общения. ( доброта, толерантность). Потом обсуждали фильм, героев, работали по группам. Детей рассадила по кругу, что сплотила их, раскрепостила, работали сообща, участвовали все.
4.Завершающим этапом было рефлексия. Ребята дали оценку своему эмоциональному состоянию на занятии. Закончила притчем «Любовь».
Между этапами занятия существовали связи, каждый последующий этап являлся продолжением предыдущего. Цели и задачи были решены. Материал заинтересовал детей, это было видно по активному участию и реакции детей. Ребята были заинтересованы в данной теме. Дети внимательно слушали и активно участвовали в беседе, самостоятельно отвечали на поставленные вопросы. Мне удалось уложиться во времени, темп занятия нормальный. Атмосфера в классе благоприятная, дружелюбная.
Тема классного часа «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе», или «Поговорим о толерантности» актуальна потому, что она связана с существующими в нашем мире проблемами. В сегодняшнем постоянно меняющемся мире, когда человек попадает в мир сложных взаимоотношений, подчас трудно отделить Добро от Зла. А ребенку вдвойне тяжелее. Тем более подросткам, когда они так склонны к постижению чего-то нового, неиспробованного.
Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием толерантность, с основными чертами толерантной личности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Образовательная:
- определить, какими чертами должен обладать толерантный человек, что необходимо, чтобы установить миролюбие в классе
Для решения данной задачи использовались:
- стихи;
- инсценировка;
- проектное задание;
- музыкальное сопровождение во время выполнения задания;
- эпиграф к занятию;
- социальная реклама.
Воспитательная:
- воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Для ее решения было предложено:
- проектное задание;
- пожелания миру;
- социальная реклама;
- рефлексия.
Развивающая:
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой; развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
При решении этой задачи были использованы:
- работы в группах;
- презентация народов и культур;
- памятка;
Для реализации поставленных задач была выбрана форма классного часа с использованием ИКТ и потребовались технические средства, имеющиеся практически в каждом учебном кабинете: компьютер, проектор и экран.
Видеофрагменты взяты из Интернет-ресурса, а также из личного архива, отснятые самими учащимися, презентация была составлена мною самостоятельно.
Классный час условно можно поделить на три части. Первая – это передача детям новой информации о различных культурах и народах. Вторая – закрепление информации и практическое её применение: составление проекта Толерантности. Третья – применение практики в жизни (соц.реклама). Все это, в конечном итоге, приводит детей к пониманию ценности слов.
Шесть этапов классного часа:
- Организация и начало классного часа
2.Подготовка к основному этапу. Создание проблемной ситуации.
3. Основной этап.
4. Закрепление знаний и способов действия.
5. Контроль правильности ответов и их обсуждение.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя (например, в творческих номерах и проектах), старалась услышать каждого.
Всем вам известно, что некоторые люди большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор (глаза), а другие - на слух.
Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка, она предлагалась на двух языках – для визуалов (в форме слайдов) и аудиалов (в форме песен, стихов). Например, при просмотре видеофрагмента внимание детей обращалось как на то, что они увидели, так и на, то, что услышали. А в процессе беседы слайды сопровождались моими комментариями и стихами.
Подводя итог классного часа, дети сами делают вывод по предложенной им теме, написав пожелания своему классу и миру, тем самым, понимая, что проблема существует и нужно её пытаться решить.
Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.
Поставленная цель в ходе подготовки и проведения классного часа была достигнута, задачи выполнены.
Урок завершился Памяткой «Как реализовать принципы толерантности», стихотворением о мире между детьми всех стран и общей песней.
На всем уроке осуществлялись разные формы работы, здесь присутствовали фронтальная и индивидуальная форма работы, проводилась групповая работа.
Я считаю, что данная структура классного часа выбрана мною рационально: материал дан в логической последовательности. Система методов, форм, приемов организации такого классного часа помогла организовать познавательную активность учащихся. Урок достиг своих целей.
Речь детей была на хорошем уровне: речь правильная, ответы полные, активность и работоспособность высокие.
Интерес ребят поддерживался на протяжении всей беседы, Использовались различные виды деятельности и их чередование.
Психологическая атмосфера была доброжелательная, поддерживалась добрым, уважительным отношением к детям, положительными эмоциями.
Спасибо за внимание!
Самоанализ
часа общения по теме «Познай самого себя»
в 7 классе
Педагог Гвоздикова Марина Александровна
Форма проведения – интерактивная беседа с включением мини-игр, тестов, проблемных вопросов. Такая форма проведения существенно повысила мотивацию к самоизучению и самопознанию.
Актуальность выбора темы: час общения – внеклассное воспитательное мероприятие психологической направленности, посвященное самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Семиклассники сталкиваются со многими проблемами социализации. По мнению психологов, для этого возраста характерны переоценка своих возможностей, отсутствует адаптация к неудачам. Задача данного мероприятия помочь детям посмотреть на себя со стороны, вселить веру в собственные силы, задуматься над тем, что причины неудач человека скрываются в нем самом, а не в окружающих.
Оптимальность объема предложенного познавательного материала сочеталась с проведением тестов, творческой и психологической игр. Это способствовало поддеражанию внимания детей и активности в обсуждениях на протяжении всего мероприятия.
Новизна, проблемность и привлекательность познавательной информации была очевидна.
Общая характеристика класса. Уровень сформированности коллектива средний, класс разбился на мини-группы по интересам, они между собой не конфликтуют. Явных лидеров в классе 2 человека.
Час общения входит в серию занятий психологической направленности, целью которых является успешная социализация подростков в коллективе.
Содержание часа общения было направлено на реализацию поставленной цели - формирование культуры самопознания как основы успешной социализации личности в коллективе.
Для создания комфортной, доброжелательной обстановки использовалось музыкальное оформление.
Уровень активности обучающихся в ходе работы был высок. Учащиеся показали самостоятельность суждений, грамотную речь. При выполнении автопортретов они проявили находчивость, смекалку, творческое воображение, неординарность. Подобранные методы работы, использование групповой, индивидуальной работы дали хорошие результаты. Разнообразные тесты подтолкнули на размышления о самом себе.
Рационально использованное время, хороший темп работы позволили полностью выполнить полностью реализовать задуманное.
Цель достигнута.
Цель: Сформировать у подростков представление о толерантности;
Задачи:
- показать многозначность понятия «толерантность»
- выяснить, каких качеств не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Почему я выбрала именно эту тему, потому что актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.
Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению.
В ходе подготовки классного часа я поставила песню в исполнении группы Барбарики под названием Дружба, которая направляет детей на дружескую обстановку и расслабляет детей.
В самом начале классного часа я решила узнать, а знают ли дети что такое толерантность. Затем я предложила детям послушать легенду (почему именно легенду, потому что дети в таком возрасте любят сказки, легенды) тем самым я заинтересовала учащихся, после чего попросила ответить их на мои вопросы.
Из высказываний детей я их подвожу к понятию толерантности. Даю объяснение не только толерантности, но и откуда пошло это понятие.
На следующем этапом своего классного часа даю понять учащимся, что толерантность изучается во всех странах и имеет свои понятия. Я даю возможность учащимся не только прочитать, но и выбрать то определение, которое им больше понравилось. Такая форма работы позволяет учащимся самоутвердиться, развивает речь, смелость, умение слушать и быть услышанным, учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения.
На фоне рассказа учащиеся учатся самостоятельно применять свои решения, такой тип работы развивает внимание, учит учащихся сделать правильный выбор.
Через эти формы работы. Я подвожу учащихся к проявлению толерантности.
При закреплении знаний толерантности предлагаю учащимся поработать в группах, что активизирует и сплачивает детей, придает им уверенность, развивает дружеские взаимоотношения, кроме того учатся работать в группе и учитывать мнение каждого.
В заключение классного часа, стараясь объединить детей, я провожу с ними сплачивающие игры. Так же предлагаю написать высказывания и украсить ими дерево толерантности.
Во время проведения классного часа ученики показали заинтересованность в обсуждении выбранной темы, дети проявили активность, и мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне.
В целом классный час прошел достаточно хорошо. В ходе мероприятия был налажен активный диалог с учащимися, и обсуждение предлагаемых вопросов проходило непринужденно.
Я считаю, что поставленная мною цель и задачи были выполнены.
Старайтесь видеть в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
Полюбите себя. Поверьте в себя.
Только человек, любящий и уважающий себя, может любить и уважать других.
Не обижайтесь. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.
Ведь обида разрушает жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Давайте понимать друг друга с полуслова
Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию...
"Давайте понимать друг друга с полуслова"
Урок-концерт, посвящённый Б.Окуджаве. Можно провести как внеклассное мероприятие...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...
Как научиться понимать друг друга
Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами...
Исследовательский проект на тему «Как научиться понимать друг друга?»
Данный проект рассматривает причины возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления. Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как совреме...
Открытое занятие «Учимся понимать эмоции друг друга» для 1 класса
Цель занятия: Развитие эмпатийных чувств у детей младшего школьного возраста, понимание друг друга, развитие групповой сплоченности....
Как научиться лучше понимать друг друга в отношениях?
Современные отношения можно часто описать как быстро меняющиеся и технологически продвинутые. Однако, улучшение коммуникации между партнерами является неотъемлемой частью здоровых отношений. Это относ...