"Давайте понимать друг друга с полуслова
классный час (6 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_ponimat_drug_druga_s_poluslova.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа»
(Тренинг общения)
Разработала классный руководитель
6 класса Яковлева Лилия Валентиновна
д. Купсола
2012 г.
«Давайте понимать друг друга с полуслова»
(Тренинг общения)
Пояснительная записка.
Нравственность человека выражается в умении общаться с другими людьми. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя всё богатство русского языка.
Искусству общения необходимо учить детей с самых первых лет
жизни, но особенно, когда ребенок становится членом коллектива своих
сверстников, становится элементом определенной среды. Очень важно,
чтобы именно в школьном возрасте ребенок овладел правилами, способами,
помогающими ему в общении, чтобы он осознал, что от его общения зависит
его положение среди окружающих его людей, складывается мнение о нем как о личности. Большую роль в формировании и развитии коммуникативных качеств ученика играет педагог как носитель образцов общения. Важно создание ситуаций, в том числе игровых, в которых ребенок получит образцы общения и поймет необходимость их использования. В игровых ситуациях, в форме тренинга ребенок не только увидят, но и попробует себя как участника общения.
Цель. Формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения.
Задачи:
1. Помочь школьникам понять ценность общения, раскрыть содержание понятия «общение».
- Показать значение общения в жизни человека.
- Воспитывать культуру общения.
Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры.
Оформление:
- Плакат: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.»(Антуан де Сент Экзюпери)
- Компьютерная презентация
- Карточки для каждого ученика с указанием качеств человека.
- Слова на карточках: общение, интонация, мимика, жест, тактичность, удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение, нетерпение.
- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
- Пословицы, развешанные по всему классу:
- Держи языка на привязи.
- Доброе слово железные ворота отопрёт.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Дурное слово что смола: пристанет не отлепишь.
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Если сидишь на печи, так побольше молчи.
- За словом в карман не полезет.
- Не бросай слова на ветер.
- Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
- Ты ему - слово, а он тебе – десять.
- Язык до Киева доведет.
- С тобой говорить – решетом воду носить.
Предварительная подготовка обучающихся:
Подготовка иллюстраций пословиц об общении, заучивание песни «Улыбка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Постановка цели.
(Слайд1.)
Тема нашей встречи сегодня - это общение людей. Учиться жить среди
людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или физику,
покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы
хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в
согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться
общению. Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Единственная роскошь – это роскошь человеческого общения» Общение он сравнил с роскошью. (Слайд2.) Разговор наш будет проходить в форме диалога с элементами игры.
- Актуализация темы.
- Игра-упражнение «Приветствие» (Слайд 3)
Любое общение начинается с приветствия и знакомства, если люди не
знакомы. А как люди должны знакомиться? ( При знакомстве люди называют свое имя, можно подать руку. Вежливый человек после знакомства скажет: «Очень приятно познакомиться.) Представим, что мы не знакомы. Давайте познакомимся.
- Игра-упражнение «В путь-дорогу» (Слайд 4)
Сейчас представим, что мы собираемся в дальнюю дорогу. В дальний путь
обычно берут много вещей. А мы, отправляясь в наше путешествие,
возьмем качества, которые помогают в общении, помогают жить в мире и
согласии. У вас есть листочки с различными качествами, отметьте галочками те качества, которые украшают человека, которые необходимы в общении.
(Работа в парах с карточками).
Отметь галочкой (V), какие качества человека помогают в общении:
☺ скромность ☺ капризность
☺ обидчивость ☺ душевность
☺ приветливость ☺ замкнутость
☺ грубость ☺ правдивость
☺ открытость ☺ отзывчивость
☺ начитанность ☺ честность
☺ рассудительность ☺ упрямство
☺ искренность ☺ дружелюбие
☺ способность сочувствовать другому ☺ остроумие
☺ неумение выслушать другого ☺ нежелание уступить ☺ самоуверенность ☺ навязчивость
Обсуждение.
Вы взяли с собой прекрасные качества. И запомните, эти качества
человека очень важны в установлении контактов с другими людьми, очень
важны в общении.
IV. Основная часть.
- Разминка (Слайд 5 )
А что же такое общение? К слову общение нужно подобрать как можно
больше однокоренных слов.
Община, общий, общительный, сообщник, сообща,...
Так что же такое общение? Обратимся к словарю. Общение - форма связи
между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.
Слово общаться означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить,
делиться, давать кому-либо долю участия. (Слайд 6) Вот видите, как много
синонимов в русском языке. Как богат и разнообразен русский язык. Язык
необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении не
хватает нужных слов. Важно помнить, что слово имеет огромную силу: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отправляй его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить,
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.
- Что сказано о слове в этом стихотворении? - Почему, прежде чем сказать слово, нужно хорошо подумать?
- Игра-упражнение «Объяснялки»
(Слайд 7 - 17)
Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму-разуму. Одним из наставлений являются пословицы,
которые хвалят, сочувствуют, и главное - учат. И сейчас мы узнаем, как
учат нас общению пословицы. Посмотрите, какие пословицы изображены на экране. Если будете затрудняться, вам помогут плакаты, которые развешаны по всему классу.
(Вы должны объяснить, какие пословицы изображены на рисунках, и объяснить, чему они учат )
- Игра-упражнение «Эмоции» (Слайд 18)
Любое общение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в другом - плохие, приводящие в ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей)
Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего. Что
такое интонация? Обратимся к словарю. Интонация - тон и манера произношения слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он произносит. (Слайд 19 - 25) Давайте сначала посмотрим на экран (на рисунки) и определим, какие эмоции изображены.
А сейчас попробуем по очереди произнести скороговорку «У ёлки иголки колки» как можно выразительнее, отразив в интонации написанные на карточке чувства. И поблагодарим друг друга аплодисментами. Если ваш товарищ, на ваш взгляд, удачно отразил данные чувства, то ваша оценка -бурные аплодисменты, а если не очень удачно - аплодисменты слабые.
Итак, начали. ( Слова на карточках: удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение, нетерпение).
А лучше всего общаться с людьми с улыбкой на лице. Ведь одной только улыбкой можно расположить человека к себе.
(Исполняется песня «Улыбка»)
«Улыбка»
1. От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Припев. И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
2. От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладошки.
3. От улыбки станет всем теплей-
И слону, и даже маленькой улитке
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки…
- Игра-упражнение «Пойми меня» (Слайд 26)
Важным элементом в общении являются жесты, движения, мимика.
Что же такое жесты, мимика? Обратимся к словарю. Жесты - это движения рукой, что-нибудь выражающие или сопровождающие речь, Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние говорящего. (Слайд 27)
Сейчас вы должны изобразить жестами и движениями то, чем вы любите заниматься. И заодно мы больше узнаем друг о друге.
- Конкурс «Шестое чувство» (Слайд 28)
Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Одним из способов его познания является умение устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению, не дано нам от
рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте проверим, есть ли у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.
- Ваш товарищ едет в другой город, вы хотите передать с ним письмо
другу или подружке. Вопрос: надо ли заклеить конверт, как обычно, или
он не должен быть запечатан? Почему? - Три подружки – Катя, Зина и Оля - сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему?
- Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?
- За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла
последней. У неё был расстроенный вид , заплаканные красные глаза.
- Почему ты плакала? – громко закричала Катя. - Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?
- Ну, давай, давай рассказывай! - подскочила к Оле Наташа.
- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоумённо пожали плечами.
( В чем была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?)
5. Папа подарил Вове на день рождения новый диск с фильмом. Вова показал его своему приятелю и радостно сообщил:
- Вот какой интересный фильм подарил мне папа. Хочешь, мы вместе
его посмотрим?
- Да у меня таких дисков навалом! - захохотал Слава. - Что в нем такого особенного? Да этот фильм уже показывали по телевизору. И твой отец хорош - в дисках не разбирается. Чепуха, а не диск! Вот хочешь, я тебе покажу мои?
Но Вова не захотел. И потом ещё три дня со Славой не разговаривал.
( Как вы думаете, почему?) ( Ответы детей.)
Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют нормально
общаться со своими товарищами. У них нет очень важного качества. Что же
это за качество, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? (Ответы детей) Многие из вас определяют его верно, хотя и называют по-разному. Это тактичность. Обратимся к словарю. Тактичность- чувство такта. Такт - умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках.
Тот, кто обладает чувством такта, никогда не будет назойливым, не
утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.
Подведение итогов.
Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. И давайте понимать друг друга с полуслова. А для этого нужно выполнять простые правила культурного общения. (Слайд 29)
1) Уважай собеседника.
- Будь тактичен.
- Не унижай собеседника.
- Не принижай достоинства собеседника. Не ставь его в неловкое положение.
- Будь внимателен к собеседнику.
- Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
- Стремись к взаимопониманию.
(Памятка выдается каждому школьнику)
Рефлексия.
- Что сегодня для вас было самым интересным?
- Чему вы научились?
- Как вы считаете, важно ли уметь общаться?
Игра-упражнение «Комплимент» (Слайд 30)
А сейчас я попрошу вас встать. Повернитесь лицом к рядом
стоящему и скажите что-нибудь приятное, т.е. скажем друг другу комплимент. Обязательное условие комплимента: 1) обращение по имени, 2)сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Я тоже была рада пообщаться с вами. Вы очень интересные, вежливые, …. ребята.
Использованная литература.
- Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей. – СПб.:Издательство «Образование – культура», 2002 г.
- Словари русского языка: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Давайте понимать друг друга с полуслова"
Урок-концерт, посвящённый Б.Окуджаве. Можно провести как внеклассное мероприятие...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...
Давайте понимать друг друга с полуслова.
Mutial understanding. Difficulties....
Как научиться понимать друг друга
Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами...
Классный час "Давайте понимать друг друга с полуслова"
Цель: формирование умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики....
Внеклассное мероприятие "Понимать друг друга с полуслова"
Познакомить учащихся с понятием «толерантность». Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности на примере сказки «теремок» Воспи...
Открытое занятие «Учимся понимать эмоции друг друга» для 1 класса
Цель занятия: Развитие эмпатийных чувств у детей младшего школьного возраста, понимание друг друга, развитие групповой сплоченности....