Исследовательский проект на тему «Как научиться понимать друг друга?»
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Михайлова Вера Михайловна

Данный проект рассматривает причины  возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления.

     Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как современное общество поражено страшными вирусами равнодушия, скандализма, ненависти друг к другу. Мы то и дело слышим разные невероятные  истории конфликтов  между родственниками, соседями, одноклассниками. Люди перестали понимать друг друга!

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение  Краснополецкая средняя общеобразовательная школа

     Исследовательский проект на тему

 «Как научиться понимать друг друга?»

                      (Гуманитарное направление)

   Работу выполнила: Виноградова Аня,

                                     обучающаяся 7 класса

    Руководитель:        Михайлова Вера Михайловна,

                                     учитель русского языка

                                     и литературы

                          с. Захоломье, 2014г.

                                                               При     соединении

                                                            и малое растёт,

                                                            при раздоре и

                                                            величайшее

                                                            распадается
                                                                                           Саллюстий

                                                                                                   (римский историк)

                                      1.Введение

                                1.1. Актуальность

     Данный проект рассматривает причины  возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления.

     Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как современное общество поражено страшными вирусами равнодушия, скандализма, ненависти друг к другу. Мы то и дело слышим разные невероятные  истории конфликтов  между родственниками, соседями, одноклассниками. Люди перестали понимать друг друга!

     В результате наблюдений за микроклиматом в школьном коллективе мы обнаружили, что этот вирус добрался и до нас! Мы часто ссоримся. Нам ничего не стоит произносить ранящие слова! Мы не умеем извиняться! Мы не умеем признавать свои ошибки! Мы наносим обиды друг другу, пытаясь самоутвердиться? Изобразить того, кем не   являемся на самом деле? Мы не умеем быть добрыми?! А может быть, главной причиной нанесения обид друг другу бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим???

    Работа над данным проектом поможет найти ответы на эти вопросы.

     1.2.Цель проекта:

    Выяснить состояние микроклимата нашего школьного коллектива и попытаться найти способы преодоления конфликтных ситуаций, возникающих внутри школьного сообщества.

     1.3. Объект исследования:   микроклимат школьного сообщества

 МОУ Краснополецкой СОШ (3 -11 классы)

    1.3. Гипотеза исследования:

- Мы предполагаем, что причина труднопреодолимых конфликтных ситуаций, которые часто возникают в нашем школьном сообществе, -
в неумении понимать друг  друга
- Работа над проектом поможет
найти пути преодоления конфликтов
- Данная работа поможет мне  лучше
узнать себя и понять других

   1.4. Задачи проекта:

 -  Провести анкетирование среди педагогов и учащихся школы

 - Выяснить, что такое конфликт и в чём его вред

 - Сравнить и проанализировать результаты анкетирования

 - Проанализировать конфликтные ситуации

 - Провести опрос на тему «Речевой этикет»

 - Создать «Копилку добрых советов»

  1.5. Методы исследования:

 - наблюдение

 - изучение

 - обобщение

 - анализ

 - анкетирование

- творческая деятельность

1.6. Этапы исследования:

-выявление проблемы, постановка  цели, формулировка задач.

-обсуждение возможных вариантов решения проблемы, выбор способов  

  деятельности

-самообразование, подбор материала

-продумывание хода деятельности

-решение основных задач

- создание продукта

-обобщение результатов

- презентация проекта

-анализ успехов и ошибок

    1.7. Ожидаемые результаты:

        Данная работа имеет огромное воспитательное значение. Это первая психологическая помощь в преодолении конфликтных ситуаций, в поисках самого себя. Проект поможет обучающимся МОУ  Краснополецкая СОШ  приобрести

необходимый опыт общения, научит  понимать друг друга.

 

                                     Основная часть

         Психологический опыт, проведённый в школе

 Ребята нашей школы  хотели бы развивать в себе следующие качества:

  • Уверенность, решительность – 46% опрошенных
  • Выдержку, уравновешенность – 20%
  • Целеустремлённость, силу воли – 12%
  • Терпимость – 12%

     -    Доброжелательность – 10% 

Окружающим людям  добавили бы :

        - Доброты, человечности –    55%  опрошенных

        - Честности, порядочности – 10%

        - Взаимопонимания, сочувствия - 15%

        -Терпимости – 10%

        -Решительности, уверенности - 10%

 Результаты анкетирования 

Ребята нашей школы хотели бы добавить:  

                     качества

       себе

       другим

доброжелательности, выдержки, терпимости

       42 %

      58 %

решительности, уверенности

       58 %

       10 %

Вывод:

Большинство опрошенных более требовательны к  другим, чем к себе.

Это неизбежно приводит к конфликтам!

 Обратившись к толковому словарю С.И.Ожегова, мы выяснили значение слова конфликт : «Конфликт - столкновение,  противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми» 

Воспользовавшись ресурсами интернета, мы выяснили:

  -  От конфликтов страдает достоинство человека!

-   На каждую минуту конфликта приходится 20 минут (!)                 последующих переживаний,  когда работа не ладится,

  всё валится из рук!

- Страдает физическое здоровье ,  поражаются нервы, сердце, сосуды.

 Поэтому нужно обязательно  научиться предотвращать конфликты!!!

Возник вопрос : «Могут ли ребята нашей школы правильно оценивать свои поступки и поступки других?» 

Чтобы это выяснить, мы предложили проанализировать несколько конфликтных ситуаций                                                

 

   

    Ситуация  №1  

Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?

Вопрос: «Права ли Настя?»

      Да -  30 % опрошенных

      Нет -  70%

      (по нормам поведения  - нет)

 Ситуация  №2  

Тебя обозвали. Твоя реакция? 

 а) отделаюсь шуткой  (демонстративно раскланяюсь  и поблагодарю за «хорошие» слова) -   46 % опрошенных

 б) отблагодарю тем же (обзову) - 44  %

в) пожалуюсь старшим -   10 %

     (по нормам поведения  - а)

   

Ситуация  №3

 Ира обижена: «Вчера ты, Саша, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Саша удивлён: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

                                          Кто прав?

                                         Ира – 45%

                                        Саша - 55 %

                                    (по нормам поведения -  никто)

 

Ситуация  №4

Учительница попросила Юру передать домашнее задание соседу по парте Артёму. Юра выполнил просьбу учительницы, но на уроке, когда  учительница вызвала Артёма к доске, тот ничего не смог ответить. Объяснил он это так: «Я не знал, что задано». Поле этих слов Юра встал и пересел за другую парту. Больше с Артёмом Юра не общался

                             Кто прав?

       Юра  -      75 %          Артём   -  25 %

       по  нормам поведения Артём поступил подло

Затем мы провели опрос  на тему «Речевой этикет»      

  • Назовите слова приветствия.
  • Выскажите просьбу.
  • Какими словами лучше всего начать знакомство?
  • Как принято извиняться в культурном обществе?
  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе?
  • Слова благодарности?
  • Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя .

Большинство  заданием справились!

В результате анализа ситуаций и опроса на тему «Речевой этикет»
 можно сделать выводы:

- Мы способны правильно оценивать свои и чужие поступки, но в жизни часто поступаем неправильно, нечестно по отношению к другим
-  Мы знаем слова речевого этикета, но
не умеем или не хотим их использовать в своей речи.

 Это подтверждает  нашу гипотезу!
- Мы считаем, что многим из нашего коллектива необходима психологическая  помощь в преодолении конфликтных ситуаций, в поисках самого себя.  Поэтому мы решили создать «Копилку добрых советов».

 Продукт проекта:           Копилка добрых советов (набор закладок)

                                      (первая психологическая помощь)

 

 Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям – так и они к вам.

Совет третий. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения!

Совет четвёртый. Не обижайтесь и не обижайте!

Совет пятый. «И отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?»

Совет шестой. Прежде чем совершить тот или иной поступок, думай о последствиях.

Заключение:

 Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом случае, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, следует  подумать о последствиях. И пусть решение окажется верным. Необходимо помнить, что люди все разные, но все хотят добра к себе.

 Людей неинтересных в мире нет.
  Их судьбы – как истории планет
 У каждой всё особое, своё,
 И нет планет, похожих на неё.

                                             Е.Евтушенко

                                                 

                                                       

ЗАЩИТНОЕ СЛОВО

   Я, учащаяся 7 класса Виноградова Аня, представляю вашему вниманию проект «Как научиться понимать друг друга»                         СЛАЙД №1

               

------------------------------------------------------------------------------------------------

  Эпиграф к моему проекту : «При соединении и малое  растёт, при раздоре и величайшее  распадается»    (Саллюстий)                          СЛАЙД №2

-------------------------------------------------------------------------------------------------

   Мой проект состоит из пяти «П»                                               СЛАЙД №3 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

      В результате наблюдений за микроклиматом в школьном коллективе обнаружено, что мы часто ссоримся. Нам ничего не стоит произносить ранящие слова!
Мы не умеем признавать свои ошибки! Мы не умеем извиняться!
Мы наносим обиды друг другу, пытаясь самоутвердиться? Изобразить того, кем не   являемся на самом деле?
Мы не умеем быть добрыми?!
А может быть, главной причиной нанесения обид друг другу
бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим???                                                                            
СЛАЙД №5

____________________________________________________________

Итак, гипотеза нашего проекта:                                                              

     Мы считаем, что причина труднопреодолимых конфликтных ситуаций, которые часто возникают в нашем школьном сообществе,  - в неумении понимать друг  друга.
- Работа над проектом поможет найти пути преодоления конфликтов
- Данная работа поможет мне  лучше узнать себя и понять других  

                                                                                                                СЛАЙД №6

_______________________________________________________________

         

                                                                                                     

Цель нашего  исследования:                

    выяснить состояние микроклимата нашего школьного коллектива и попытаться найти способы преодоления конфликтных ситуаций, возникающих внутри школьного сообщества                                 СЛАЙД №8

_______________________________________________________________

Задачи проекта

 -Провести анкетирование среди педагогов и учащихся школы

 - Выяснить, что такое конфликт и в чём его вред

 - Сравнить и проанализировать результаты анкетирования

 - Проанализировать конфликтные ситуации

 - Провести опрос на тему «Речевой этикет»

 - Создать «Копилку добрых советов»                                           СЛАЙД №9

_________________________________________________________________

  В результате психологического опыта, используя анкетирование, мы выяснили :                                                                          СЛАЙДЫ №11 -14  

_______________________________________________________________

  Обратившись к толковому словарю С.И.Ожегова, мы выяснили значение слова конфликт                                                         СЛАЙД №15

_______________________________________________________________

                                   

Воспользовавшись ресурсами интернета, мы выяснили:

  -  От конфликтов страдает достоинство человека!

-   На каждую минуту конфликта приходится 20 минут (!)                 последующих переживаний,  когда работа не ладится,

  всё валится из рук!

- Страдает физическое здоровье ,  поражаются нервы, сердце,

  сосуды!

  Поэтому нужно обязательно  научиться предотвращать конфликты!!!

                                                                                                      СЛАЙД №16 

_________________________________________________________________

В процессе нашего исследования возник вопрос: «Могут ли ребята нашей школы ли правильно оценивать свои поступки и поступки других?»

Чтобы это выяснить, мы предложили проанализировать несколько конфликтных ситуаций                                                 СЛАЙДЫ №17-20 

_____________________________________________________________

Затем мы провели опрос  на тему «Речевой этикет»       СЛАЙД №21 

                           

 

В результате анализа ситуаций и опроса на тему «Речевой этикет»
 можно сделать выводы:

- Мы способны правильно оценивать свои и чужие поступки, но в жизни часто поступаем неправильно, нечестно по отношению к другим

-  Мы знаем слова речевого этикета, но
не умеем или не хотим их использовать в своей речи.                                                    СЛАЙД №22

_________________________________________________________________
Это подтверждает  нашу гипотезу!

- Мы считаем, что многим из нашего коллектива необходима психологическая  помощь в преодолении конфликтных ситуаций, в поисках самого себя.  Поэтому мы решили создать «Копилку добрых советов.

                                                                                                       СЛАЙД  №23-24
_________________________________________________________________

Совет руководителя проекта  (ЗАЧИТАТЬ )

                                                                                                           СЛАЙД №26

_________________________________________________________________

Закончить своё выступление я хочу строками из стихотворения Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.


        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как научиться понимать друг друга?

Слайд 2

Эпиграф к проекту

Слайд 3

ПЯТЬ «П» МОЕГО ПРОЕКТА Презентация Продукт Поиск информации Проектирование (планирование) Проблема Проект 1 2 3 4 5 ( представление проекта с выводами)

Слайд 4

«П» -1 проблема

Слайд 5

Наши наблюдения В результате наблюдений за микроклиматом в школьном коллективе обнаружено, что мы часто ссоримся. Нам ничего не стоит произносить ранящие слова! Мы не умеем извиняться! Мы не умеем признавать свои ошибки! Мы наносим обиды друг другу, пытаясь самоутвердиться? Изобразить того, кем не являемся на самом деле? Мы не умеем быть добрыми?! А может быть, главной причиной нанесения обид друг другу бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим???

Слайд 6

Гипотеза исследования - Мы считаем, что причина труднопреодолимых конфликтных ситуаций, которые часто возникают в нашем школьном сообществе, - в неумении понимать друг друга - Работа над проектом поможет найти пути преодоления конфликтов - Данная работа поможет мне лучше узнать себя и понять других

Слайд 7

«П»- 2 проектирование (планирование)

Слайд 8

Цель исследования: Выяснить состояние микроклимата нашего школьного коллектива и попытаться найти способы преодоления конфликтных ситуаций, возникающих внутри школьного сообщества

Слайд 9

Задачи исследования: -Провести анкетирование среди педагогов и учащихся школы - Выяснить, что такое конфликт и в чём его вред - Сравнить и проанализировать результаты анкетирования - Проанализировать конфликтные ситуации - Провести опрос на тему «Речевой этикет» - Создать «Копилку добрых советов»

Слайд 10

«П» - 3 поиск информации

Слайд 11

Психологический опыт, проведённый в школе Ребята нашей школы хотели бы развивать в себе следующие качества: Уверенность, решительность – 46% опрошенных Выдержку, уравновешенность – 20% Целеустремлённость, силу воли – 12% Терпимость – 12% Доброжелательность – 10%

Слайд 12

Окружающим людям добавили бы : - Доброты, человечности – 55% опрошенных - Честности, порядочности – 10% - Взаимопонимания, сочувствия - 15% -Терпимости – 10% -Решительности, уверенности - 10%

Слайд 13

Результаты анкетирования Ребята нашей школы хотели бы добавить: качества себе другим доброжелательности выдержки терпимости 42 % 58 % решительности уверенности 58 % 10 %

Слайд 14

Вывод Большинство опрошенных более требовательны к другим, чем к себе. Это неизбежно приводит к конфликтам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое конфликт? Конфликт - столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. С.И.Ожегов. Толковый словарь

Слайд 2

В чём же вред конфликтов? Учёные доказали: - От конфликтов страдает достоинство человека! - На каждую минуту конфликта приходится 20 минут (!) последующих переживаний, когда работа не ладится, всё валится из рук! - Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды! Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты!!!

Слайд 3

Вопрос: «Могут ли ребята нашей школы правильно оценивать свои поступки и поступки других?»

Слайд 4

Ситуация 1 Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться? Права ли Настя? Да - 30 % Нет - 70% (по нормам поведения - нет)

Слайд 5

Ситуация 2 Тебя обозвали. Твоя реакция? а) отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова) - 46 % опрошенных б) отблагодарю тем же (обзову) - 44 % в) пожалуюсь старшим - 10 % (по нормам поведения - а)

Слайд 6

Ситуация 3 Ира обижена: «Вчера ты, Саша, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Саша удивлён: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? Ира – 45% Саша - 55 % (по нормам поведения - никто)

Слайд 7

Ситуация 4 Учительница попросила Юру передать домашнее задание соседу по парте Артёму. Юра выполнил просьбу учительницы , но на уроке, когда учительница вызвала Артёма к доске, тот ничего не смог ответить. Объяснил он это так: «Я не знал, что задано». Поле этих слов Юра встал и пересел за другую парту. Больше с Артёмом Юра не общался Кто прав? Юра - 75 % Артём - 25 % по нормам поведения Артём поступил подло

Слайд 8

Опрос «Речевой этикет» Назовите слова приветствия. Выскажите просьбу. Какими словами лучше всего начать знакомство? Как принято извиняться в культурном обществе? Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? Слова благодарности? Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя .

Слайд 9

В результате анализа ситуаций и опроса на тему «Речевой этикет» можно сделать выводы: - Мы способны правильно оценивать свои и чужие поступки, но в жизни часто поступаем неправильно, нечестно по отношению к другим - Мы знаем слова речевого этикета, но не умеем или не хотим их использовать в своей речи. Это подтверждает нашу гипотезу! Мы считаем, что многим из нашего коллектива необходима психологическая помощь в преодолении конфликтных ситуаций, в поисках самого себя!

Слайд 10

«П» - 4 продукт

Слайд 11

Копилка добрых советов (первая психологическая помощь) Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям – так и они к вам. Совет третий. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения! Совет четвёртый. Не обижайтесь и не обижайте! Совет пятый. «И отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?» Совет шестой. Прежде чем совершить тот или иной поступок, думай о последствиях.

Слайд 12

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом случае, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным. Помни, что люди все разные, но все хотят добра к себе. Совет руководителя проекта

Слайд 13

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. Е. Евтушенко

Слайд 14

«П» - 5 презентация

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Научно-исследовательская работа по теме: "Сравнительный анализ концепта "друг" в русском и английском языках

              С самого рождения человек приучается оценивать действительность и выра...

Как научиться понимать друг друга

Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами...

Исследовательский проект по русскому языку "Паспорт слова ДРУГ"

Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, которое еще не «притерлось», а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем п...

Областной конкурс исследовательских проектов «Взлет». Тема проекта «Тяжмаш» - от локомобилей до космических установок

Я учусь в 11 классе, собираюсь поступать на базовую кафедру АО “ТЯЖМАШ” и в дальнейшем построить карьеру на данном предприятии. История моей семьи тесно связанна с этим заводом, мой дед, а...

Как научиться понимать друг друга

Разговор о том, как правильно общаться, как вести себя в коллективе,  пытаться найти выход из трудных ситуаций....